Управление образования
Администрации Советского муниципального городского округа
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 х.Восточный Советского района»
| Утверждена Директор МОУ «СОШ №5 х.Восточный» _______________И.Н. Наумочкина Приказ № от 31.08.2021г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
(социально – педагогической) направленности
«Разговор о правильном питании»
Возраст обучающихся 10 - 16 лет
Срок реализации – 1 год
Программа разработана
учителем начальных классов
Ларченко Ольгой Ивановной
х. Восточный
2021год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности социальной направленности «Разговор о правильном питании» для 4 класса составлена на основании следующих документов:
федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
образовательная программа начального общего образования МОУ «СОШ № 5 х. Восточный»;
учебный план МОУ «СОШ № 5 х. Восточный» на 2021-2022 учебный год;
календарный учебный график МОУ «СОШ № 5 х. Восточный» на 2021-2022 учебный год;
Цель: научить учащихся оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия
Задачи: ориентироваться в особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания, понимать роль правильного питания для здоровья человека.
Актуальность и перспективность программы определена осознанием обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия.
Адресат программы
Учащиеся 4 класса (10 – 16 лет) Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.
Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка.
Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часов в год)
Планируемые результаты освоения содержания курса
Программа позволяет добиваться следующих результатов:
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
представления о необходимом объеме двигательной активности, зарядке - как обязательном элементе режима дня;
представления о закаливании как одном из важных способов укрепления здоровья;
представления об основных правилах гигиены, которые необходимо соблюдать на кухне;
навыки осторожного поведения на кухне, предотвращающие возможность травмы;
уважительное отношение к культуре собственного народа и других народов.
Обучающиеся получат возможность научиться:
оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку своей работы;
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией;
работать по предложенному учителем плану.
Обучающийся получит возможность научиться:
отличать верно выполненное задание от неверного;
совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
делать предварительный отбор источников информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы, сравнивать и группировать полученную информацию.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
совместно договариваться о правилах общения и следовать им;
донести свою позицию до остальных участников практической деятельности:
оформлять свою мысль в устной речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
Предметные результаты
Обучающийся научится:
соблюдать правила техники безопасности при использовании кухонных принадлежностей и бытовых приборов;
различать столовые приборы и столовую посуду, которая используется к различным приемам пищи;
выделять полезные продукты и составлять рациональное меню;
ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания;
соблюдать правила и основы рационального питания.
Обучающийся получит возможность научиться:
ориентироваться в особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания;
различать основные группы питательных веществ – белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли, функциях этих веществ в организме.
К концу обучения в 3 классе обучающиеся научатся:
понимать роль правильного питания для здоровья человека;
соблюдать правила питания;
выполнять санитарно-гигиенические требования питания;
соблюдать правила культуры поведения за столом;
составлять меню приёма пищи;
соблюдать режим питания.
К концу обучения в 3 классе обучающиеся получат возможность научиться:
правильно питаться;
отличать полезные продукты от вредных для здоровья;
соблюдать правила этикета за столом;
вести здоровый образ жизни.
Учебно – тематический план курса «Разговор о правильном питании» - 3 класс».
Краткое содержание тем учебного курса
«Разговор о правильном питании» - 4 класс».
Давайте познакомимся (2ч.)
Введение. Что мы уже знаем о правильном питании и здоровом образе жизни.
Из чего состоит наша пища (3 ч.)
Из чего состоит наша пища.
Как питательные вещества влияют на наш организм.
Практическая работа «Готовим себе завтрак».
Здоровье в порядке – спасибо зарядке (1 ч.)
Здоровье в порядке – спасибо зарядке.
Закаляйся, если хочешь быть здоров ( 6 ч.)
Закаляйся, если хочешь быть здоров.
Что нужно есть в разное время года.
Оформление дневника здоровья.
Конкурс кулинаров.
Выпуск стенгазеты о составе нашей пищи.
Игра «В гостях у тетушки Припасихи».
Как правильно питаться, если занимаешься спортом (4 ч.)
Как правильно питаться, если занимаешься спортом.
Что надо есть, если хочешь стать сильнее.
Как правильно составить свой рацион питания.
Конкурс «Мама, папа, я – спортивная семья».
Где и как готовят пищу (6 ч.)
Где и как готовят пищу.
Экскурсия в школьную столовую.
Как правильно хранить продукты.
Как правильно накрыть на стол.
Как вести себя за столом.
Когда человек начал пользоваться ножом и вилкой.
Блюда из зерна (7 ч.)
Блюда из зерна.
Путь от зерна к батону
Конкурс пословиц « Хлебушко – калачу дедушка».
Игра – конкурс «Хлебопеки»
Праздник «Хлеб – всему голова».
Каша – пища наша.
Оформление проекта « Хлеб - всему голова».
Молоко и молочные продукты (6 ч.)
Молоко и молочные продукты.
Пейте, дети, молоко будете здоровы!
Что можно приготовить из молока.
Молочные продукты –вкусно и полезно.
Оформление плаката «Молоко и молочные продукты».
Творческий отчёт «Мы – за здоровое питание».
Виды и формы контроля:
Проверка усвоения программы проводится в форме
Подведение итогов реализации программы проводится в виде
выставок работ учащихся;
праздников;
игр;
викторин.
В том числе:
оформление выставок работ учащихся в классе, школе;
оформление выставки фотографий «Мы – за здоровое питание»
Информационно-методическое обеспечение учебного процесса.
Программа М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева «Разговор о правильном питании».
Безруких М.М– М.: Nestle, 2019.., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья. Методическое пособие. – М.: Nestle, 2019.
Безруких М.М., Филиппова Т.А. Две недели в лагере здоровья./ Рабочая тетрадь для школьников. – М.: Nestle, 2019.
Электронные ресурсы сайта «Разговор о правильном питании». www.prav-pit.ru
Календарно тематическое планирование
№ п/п | Тема занятий. | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
1 | Давайте познакомимся | 2 | Познавательная. Игровая |
2 | Из чего состоит наша пища | 3 | Познавательная. Игровая |
3 | Здоровье в порядке – спасибо зарядке | 1 | Познавательная. Игровая |
4 | Закаляйся, если хочешь быть здоров (6 ч.) | 6 | Познавательная. Игровая |
5 | Как правильно питаться, если занимаешься спортом | 4 | Познавательная. Игровая |
6 | Где и как готовят пищу | 6 | Познавательная. Игровая |
7 | Блюда из зерна | 7 | Познавательная. Игровая |
8 | Молоко и молочные продукты | 5 | Познавательная. Игровая |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Всего часов | В том числе | Дата по |
теория | практика | плану | факту |
| Тема 1. Давайте познакомимся (2ч.) | 2 | 2 | | | |
1 | Давайте познакомимся. | 1 | 1 | | | |
2 | Что мы уже знаем о правильном питании и здоровом образе жизни. | 1 | 1 | | | |
| Тема 2. Из чего состоит наша пища (3 ч.) | 3 | 2 | 1 | | |
3 | Из чего состоит наша пища. | 1 | 2 | | | |
4 | Как питательные вещества влияют на наш организм. | 1 | 2 | | | |
5 | Практическая работа «Готовим себе завтрак». | 1 | | 1 | | |
| Тема 3. Здоровье в порядке – спасибо зарядке (1 ч.) | 1 | 1 | | | |
6 | Здоровье в порядке – спасибо зарядке. | 1 | 1 | | | |
| Тема 4. Закаляйся, если хочешь быть здоров (6 ч.) | 6 | 2 | 4 | | |
7 | Закаляйся, если хочешь быть здоров. | 1 | 1 | | | |
8 | Что нужно есть в разное время года. | 1 | 1 | | | |
9 | Оформление дневника здоровья. | | | 1 | | |
10 | Конкурс кулинаров. | 1 | | 1 | | |
11 | Выпуск стенгазеты о составе нашей пищи. | 1 | | 1 | | |
12 | Игра «В гостях у тетушки Припасихи». | 1 | | 1 | | |
| Тема 5. Как правильно питаться, если занимаешься спортом (4 ч.) | 4 | 3 | 1 | | |
13 | Как правильно питаться, если занимаешься спортом. | 1 | 1 | | | |
14 | Что надо есть, если хочешь стать сильнее. | 1 | 1 | | | |
15 | Как правильно составить свой рацион питания. | 1 | 1 | | | |
16 | Конкурс «Мама, папа, я – спортивная семья» | 1 | | 1 | | |
| Тема 6. Где и как готовят пищу (6 ч.) | 6 | 6 | | | |
17 | Где и как готовят пищу. | 1 | 1 | | | |
18 | Экскурсия в школьную столовую. | 1 | 1 | | | |
19 | Как правильно хранить продукты. | 1 | 1 | | | |
20 | Как правильно накрыть на стол. | 1 | 1 | | | |
21 | Как вести себя за столом. | 1 | 1 | | | |
22 | Когда человек начал пользоваться ножом и вилкой. | 1 | 1 | | | |
| Тема 7. Блюда из зерна (7 ч.) | 7 | 4 | 3 | | |
23 | Блюда из зерна. | 1 | 1 | | | |
24 | Путь от зерна к батону | 1 | 1 | | | |
25 | Конкурс пословиц « Хлебушко – калачу дедушка». | 1 | | 1 | | |
26 | Игра – конкурс «Хлебопеки» | 1 | | 1 | | |
27 | Праздник «Хлеб – всему голова». | 1 | 1 | | | |
28 | Каша – пища наша. | 1 | 1 | | | |
29 | Оформление проекта « Хлеб - всему голова». | 1 | | 1 | | |
| Тема 8. Молоко и молочные продукты (5 ч.) | 5 | 3 | 2 | | |
30 | Молоко и молочные продукты. | 1 | 1 | | | |
31 | Пейте, дети, молоко будете здоровы! | 1 | 1 | | | |
32 | Что можно приготовить из молока. | 1 | 1 | | | |
33 | Оформление плаката «Молоко и молочные продукты». | 1 | | 1 | | |
34 | Творческий отчет «Мы – за здоровое питание». | 1 | | 1 | | |