СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разговорный и литературный язык. Разновидности разговорного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разговорный и литературный язык. Разновидности разговорного языка

Просмотр содержимого документа
«Разговорный и литературный язык. Разновидности разговорного языка»


Урок № 5 Разговорный и литературный язык. Разновидности разговорного языка

Тип урока: усвоение новых знаний

Педагогические задачи: систематизировать знания обучающихся о разговорном языке и его разновидностях, развивать аналитико-синтезирующее мышление: умение работать с различными текстами, выделяя главное, классифицировать, делать обобщающие выводы.Воспитывать внимательное и уважительное отношение к разговорной русской речи.  

Планируемые результаты

Предметные:представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

-понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

-усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

-освоение базовых понятий лингвистики;

-овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, нормами русского литературного языка, речевого этикета

Метапредметные:

Регулятивные УДД:Формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную

Познавательные УДД: Формирование умения осознанно и произвольно строить сообщения-рассуждения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характер, умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УДД: Формирование умения строить монологическое высказывание и формулировать собственное мнение и позицию, проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач

Личностные-понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

-достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речь, формирование навыков, необходимых будущим сотрудникам органов внутренних дел РФ.


Образовательные ресурсы:"Основы русской словесности (От слова к словесности)" Автор А.И. Горшков — М.: Дрофа, 2001)

Интернет-ресурсы:

1. Образовательный портал «Сдам ГИА». – Режим доступа : https://rus-oge.sdamgia.ru/

2. Федеральный институт педагогических измерений. Открытый банк заданий ЕГЭ 2020. Русский язык. – Режим доступа : http://85.142.162.126/os/xmodules/qprint/index.php?proj=2F5EE3B12FE2A0EA40B06BF61A015416


Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

1. Организационный этап

Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности, необходимой к уроку родного языка.

Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность.

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками;

регулятивные: саморегуляция.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся

Тема нашего сегодняшнего урока – «Разговорный язык и его разновидности». Исходя из этого, определите, какова его цель.

-Что вы должны знать и уметь, уходя с него?


Предлагают варианты ответов на вопросы учителя, обсуждают, совместно выбирают самые точные цели. Записывают тему урока в тетрадь.

коммуникативные: формулировать и уметь отстаивать собственное мнение и собственную позицию, аргументировать свою точку зрения;

регулятивные: целеполагание;

познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения на основе аргументации.

3. Актуализация знаний.

Работа с таблицей

Учитель.Для того, чтобы систематизировать наши знания, заполним таблицу – схему.


Работа в группах.

Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами.


личностные: умение выражать своё отношение к героям, поступкам, событиям;

познавательные: умение работать с разными источниками информации;

регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с текстами.

4.Первичное усвоение новых знаний.

Слово учителя.

Действительно, человеческая речь - это необъятное и неисчерпаемое море.

Сегодня мы поговорим с Вами об особенностях разговорного стиля речи. Термин “разговорный стиль” понимается двояко. С одной стороны, он употребляется для обозначения степени литературной речи и включается в ряд: высокий (книжный) стиль - средний (нейтральный) стиль - сниженный (разговорный) стиль. Такое подразделение мы находим в виде соответствующих помет в толковых словарях. С другой стороны, этим же термином обозначают одну из разновидностей литературного языка.

IV. Работа учащихся в группах.

Каждая группа получает карточку-информатор и в течение 5 минут готовит сообщение по своему вопросу. (См. приложение.)

группа 1 - “Основная функция и назначение разговорного стиля речи”

группа 2- “Разновидности разговорного стиля”

группа 3- “Тематика разговорного стиля”

группа 4 - “Устная и письменная формы разговорного стиля”

- Выступления учащихся от каждой группы.


Работа с текстом по группам.

Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами.

Читают статью учебника на стр. 3.



познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации;

коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,

личностные: умение выражать своё отношение к событиям;

регулятивные: умение определять цели работы и планировать деятельность.

5. Первичное закрепление

Составление обобщающей таблицы по теме “Функции, сфера и назначение разговорного стиля речи”


Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами

познавательные:

поиск и выделение необходимой информации; овладение логическими действиями сравнения, обобщения; коммуникативные:

умения строить речевое высказывание в соответствии с задачей;

личностные: формирование навыков систематизации знаний.

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

с. 300-301 - прочитать и выучить, № 491, подготовить индивидуальные сообщения по следующим вопросам: “Звуковая сторона речи разговорного стиля”, “Лексика разговорного стиля речи”, “Словообразовательные особенности разговорного стиля”, “Синтаксис разговорной речи”.

Сообщают классу полученную информацию, отвечают на возникшие вопросы.


коммуникативные: создание письменного высказывания и его представление.

7. Рефлексия (подведение итогов занятия)

- Что нового узнали на уроке?

Приём незаконченного предложения:

Сегодня я узнал …

Мне было трудно …

Теперь я могу …

Я научился…


Обучающиеся осуществляют рефлексию.

регулятивные: формирование навыков рефлексии.

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

познавательные: сравнение, оценивание.