Урок № 5 Разговорный и литературный язык. Разновидности разговорного языка
Тип урока: усвоение новых знаний |
Педагогические задачи: систематизировать знания обучающихся о разговорном языке и его разновидностях, развивать аналитико-синтезирующее мышление: умение работать с различными текстами, выделяя главное, классифицировать, делать обобщающие выводы.Воспитывать внимательное и уважительное отношение к разговорной русской речи. |
Планируемые результаты |
Предметные:представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; -понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; -усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; -освоение базовых понятий лингвистики; -овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, нормами русского литературного языка, речевого этикета | Метапредметные: Регулятивные УДД:Формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную Познавательные УДД: Формирование умения осознанно и произвольно строить сообщения-рассуждения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характер, умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УДД: Формирование умения строить монологическое высказывание и формулировать собственное мнение и позицию, проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач | Личностные-понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; -достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речь, формирование навыков, необходимых будущим сотрудникам органов внутренних дел РФ. |
Образовательные ресурсы:"Основы русской словесности (От слова к словесности)" Автор А.И. Горшков — М.: Дрофа, 2001) |
Интернет-ресурсы: 1. Образовательный портал «Сдам ГИА». – Режим доступа : https://rus-oge.sdamgia.ru/ 2. Федеральный институт педагогических измерений. Открытый банк заданий ЕГЭ 2020. Русский язык. – Режим доступа : http://85.142.162.126/os/xmodules/qprint/index.php?proj=2F5EE3B12FE2A0EA40B06BF61A015416 |
Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
1. Организационный этап | Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности, необходимой к уроку родного языка. | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. | личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками; регулятивные: саморегуляция. |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся | Тема нашего сегодняшнего урока – «Разговорный язык и его разновидности». Исходя из этого, определите, какова его цель. -Что вы должны знать и уметь, уходя с него? | Предлагают варианты ответов на вопросы учителя, обсуждают, совместно выбирают самые точные цели. Записывают тему урока в тетрадь. | коммуникативные: формулировать и уметь отстаивать собственное мнение и собственную позицию, аргументировать свою точку зрения; регулятивные: целеполагание; познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения на основе аргументации. |
3. Актуализация знаний. | Работа с таблицей Учитель.Для того, чтобы систематизировать наши знания, заполним таблицу – схему. | Работа в группах. Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами. | личностные: умение выражать своё отношение к героям, поступкам, событиям; познавательные: умение работать с разными источниками информации; регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с текстами. |
4.Первичное усвоение новых знаний. | Слово учителя. Действительно, человеческая речь - это необъятное и неисчерпаемое море. Сегодня мы поговорим с Вами об особенностях разговорного стиля речи. Термин “разговорный стиль” понимается двояко. С одной стороны, он употребляется для обозначения степени литературной речи и включается в ряд: высокий (книжный) стиль - средний (нейтральный) стиль - сниженный (разговорный) стиль. Такое подразделение мы находим в виде соответствующих помет в толковых словарях. С другой стороны, этим же термином обозначают одну из разновидностей литературного языка. IV. Работа учащихся в группах. Каждая группа получает карточку-информатор и в течение 5 минут готовит сообщение по своему вопросу. (См. приложение.) группа 1 - “Основная функция и назначение разговорного стиля речи” группа 2- “Разновидности разговорного стиля” группа 3- “Тематика разговорного стиля” группа 4 - “Устная и письменная формы разговорного стиля” - Выступления учащихся от каждой группы. | Работа с текстом по группам. Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами. Читают статью учебника на стр. 3. | познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации; коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, личностные: умение выражать своё отношение к событиям; регулятивные: умение определять цели работы и планировать деятельность. |
5. Первичное закрепление | Составление обобщающей таблицы по теме “Функции, сфера и назначение разговорного стиля речи” | Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами | познавательные: поиск и выделение необходимой информации; овладение логическими действиями сравнения, обобщения; коммуникативные: умения строить речевое высказывание в соответствии с задачей; личностные: формирование навыков систематизации знаний. |
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | с. 300-301 - прочитать и выучить, № 491, подготовить индивидуальные сообщения по следующим вопросам: “Звуковая сторона речи разговорного стиля”, “Лексика разговорного стиля речи”, “Словообразовательные особенности разговорного стиля”, “Синтаксис разговорной речи”. | Сообщают классу полученную информацию, отвечают на возникшие вопросы. | коммуникативные: создание письменного высказывания и его представление. |
7. Рефлексия (подведение итогов занятия) | - Что нового узнали на уроке? Приём незаконченного предложения: Сегодня я узнал … Мне было трудно … Теперь я могу … Я научился… | Обучающиеся осуществляют рефлексию. | регулятивные: формирование навыков рефлексии. коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; познавательные: сравнение, оценивание. |