СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разговоры о важном: День единения народов России и Беларуси. Союзное государство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дата проведения занятия: 7 апреля.

Цели занятия: формирование у обучающихся понимания значимости Союзного государства России и Беларуси, осмысление перспектив интеграции и ее значения для будущего; формирование представлений о принципах партнерских отношений между странами; воспитание уважения к братскому белорусскому народу, формирование интереса к его истории и культуре.

Формирующиеся ценности: многонациональное единство.

Основные смыслы:

  • Россия нацелена на диалог с другими странами и участие в международных союзах.
  • Дружба и партнерство основываются на принципах равноправия, взаимоуважения, доверия и открытости.
  • Союзное государство России и Беларуси – уникальный интеграционный проект, основанный на многовековой дружбе, общности истории, языка, культуры и экономических связей.
  • День единения народов России и Беларуси, который отмечается 2 апреля, напоминает о важности дружбы и сотрудничества между нашими странами.
  • Союзное государство помогает России и Беларуси быть сильнее на международной арене, поддерживать устойчивое развитие и защищать свои интересы.
  • Совместные программы Союзного государства по развитию экономики, науки, транспорта и обороны делают жизнь людей комфортнее, безопаснее, интереснее, создают перспективы для будущего.

Просмотр содержимого документа
«Разговоры о важном: День единения народов России и Беларуси. Союзное государство»



СЦЕНАРИЙ

занятия «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» для обучающихся 8–9 классов

Занятие 28

День единения народов России и Беларуси. Союзное государство

Дата проведения занятия: 7 апреля.

Цели занятия: формирование у обучающихся понимания значимости Союзного государства России и Беларуси, осмысление перспектив интеграции и ее значения для будущего; формирование представлений о принципах партнерских отношений между странами; воспитание уважения к братскому белорусскому народу, формирование интереса к его истории и культуре.

Формирующиеся ценности: многонациональное единство.

Основные смыслы:

  • Россия нацелена на диалог с другими странами и участие в международных союзах.

  • Дружба и партнерство основываются на принципах равноправия, взаимоуважения, доверия и открытости.

  • Союзное государство России и Беларуси – уникальный интеграционный проект, основанный на многовековой дружбе, общности истории, языка, культуры и экономических связей.

  • День единения народов России и Беларуси, который отмечается 2 апреля, напоминает о важности дружбы и сотрудничества между нашими странами.

  • Союзное государство помогает России и Беларуси быть сильнее на международной арене, поддерживать устойчивое развитие и защищать свои интересы.

  • Совместные программы Союзного государства по развитию экономики, науки, транспорта и обороны делают жизнь людей комфортнее, безопаснее, интереснее, создают перспективы для будущего.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа с использованием презентации, видеоматериалов, интерактивных и творческих заданий.

Комплект материалов:

  • сценарий;

  • методические рекомендации;

  • видеоматериалы; • интерактивное задание;

  • презентация.

Этапы занятия

Мотивационно-целевой этап: просмотр видеоролика-анонса, беседа, просмотр и обсуждение видеоролика-интервью.

Основной этап: беседа, просмотр и обсуждение видеоролика, интерактивное задание, работа с иллюстративным материалом.

Заключительный этап: беседа, выполнение творческого задания (постразговор).

Мотивационно-целевой этап

Учитель организует просмотр видеоролика-анонса с Катей Темновой.

Учитель: Ежегодно 2 апреля отмечается День единения народов России и Беларуси — праздник, посвященный созданию Союзного государства. Именно в этот день в 1996 году Президенты двух государств подписали договор «Об образовании Сообщества России и Беларуси».

Союзное государство — это реальная возможность для миллионов людей свободно учиться, работать, вести бизнес и путешествовать от Бреста до Камчатки по огромной территории наших стран.

Как вы думаете, почему Россия и Беларусь решили создать Союзное государство? Какие преимущества это дает?

Ответы обучающихся. Учитель направляет беседу, задавая уточняющие вопросы, например:

− Как вы думаете, почему в Беларусь можно поехать без визы и загранпаспорта? Чем она отличается от других зарубежных стран?

− Чем, кроме языка, похожи наши народы?

− Как вы думаете, почему в Беларуси чувствуешь себя как дома?

− Как вы понимаете смысл праздника 2 апреля – Дня единения народов России и Беларуси? Почему такие даты важны для стран и их жителей?

Учитель организует просмотр видеоролика-интервью с Александром Сергеевичем Лукьяновым, первым секретарем Центрального комитета общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи».

Вопросы для обсуждения:

− Какие проекты для детей и молодёжи, актуальные в обеих странах Союзного государства, отметил Александр Сергеевич?

− Какие традиции объединяют народы России и Беларуси?

− Какие советы Александра Сергеевича вам запомнились больше всего?

Учитель: Многие страны веками ищут пути к сотрудничеству, но немногим удается создать действительно прочный союз. У России и Беларуси это получилось!

Основной этап

Учитель: Беларусь и Россия выросли из одного государства – Древней Руси. Много столетий наши народы жили в одной стране. Сегодня Беларусь и Россия – независимые государства в рамках Союзного государства, но у них общая история, культура, традиции. Наши страны неразрывно связаны между собой.

Какие исторические события укрепили связи России и Беларуси и повлияли на формирование их общего культурного наследия? Память о каких исторических событиях одинаково важна как для России, так и для Беларуси?

Ответы обучающихся. Учитель направляет беседу, задавая уточняющие вопросы, например:

− Что вы знаете о борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны на территории современной Беларуси?

− Почему Брестская крепость стала символом мужества и сопротивления врагу?

− Какие еще места памяти в Беларуси напоминают о героизме народа во время Великой Отечественной войны?

− Как называлась советская военная операция по освобождению Беларуси?

Учитель: Предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик о проведении операции «Багратион».

Учитель организует просмотр видеоролика «Освобождение Беларуси. Операция “Багратион” из цикла «Беларусь. История».

Учитель: Наши страны тесно сотрудничают в различных сферах: экономике, образовании, культуре, туризме.

Активно развивается совместная энергетическая сфера. При непосредственном участии России построена Белорусская АЭС. Российский проект АЭС обладает рядом преимуществ, существенно повышающих его экономические характеристики и безопасность.

Тесное сотрудничество с Россией позволило Беларуси войти в клуб космических держав. В 2012 году был успешно запущен первый белорусский спутник. Одним из ключевых событий 2024 года стал полет на МКС на российском корабле «Союз МС-25» белорусского космонавта Марины Василевской.

Почему, по вашему мнению, важно развивать сотрудничество России и Беларуси в различных сферах?

Ответы обучающихся. Учитель направляет беседу, задавая уточняющие вопросы, например:

− Какие товары из Беларуси можно встретить в российских магазинах? Как экономическое сотрудничество делает жизнь людей удобнее?

− Почему для Беларуси важны совместные космические проекты?

− Почему Беларуси важно создание единой энергетической системы с Россией?

Учитель: Одним из важных направлений развития Союзного государства является сотрудничество в сфере образования. (презентация к занятию). Знаете ли вы, что российские школьники могут поступать в вузы Беларуси, а белорусские – в российские, при этом обучение для них бесплатное?

Ответы обучающихся. Учитель направляет беседу, задавая уточняющие вопросы, например:

− Как возможность поступления в вузы России и Беларуси помогает молодежи двух стран? Как вы думаете, какое значение это имеет для нашего сотрудничества в будущем?

− Что лично вам было бы интересно узнать об образовании в Беларуси?

Учитель: 1300 школьников из Беларуси ежегодно поступают в российские вузы на бесплатное обучение за счет Российской Федерации. У российских ребят тоже есть возможность бесплатно поступать в вузы Беларуси по результатам ЕГЭ.

Вы обратили внимание на красно-зеленые галстуки школьников Беларуси на слайде? Что вам это напоминает?

Ответы обучающихся.

Учитель: В Беларуси действует республиканская пионерская организация, в которой насчитывается более 600 тысяч участников. В 2023 году было подписано соглашение о сотрудничестве между Общероссийским общественногосударственным движением детей и молодежи «Движение Первых» и Белорусской республиканской пионерской организацией.

Как вы думаете, в каких направлениях сотрудничают дети из наших стран? Что вам было бы интересно в таком сотрудничестве?

Ответы обучающихся.

Учитель: Давайте выполним интерактивное задание и узнаем, в каких еще направлениях сотрудничают дети России и Беларуси. Учитель организует выполнение интерактивного задания «Сотрудничество детей России и Беларуси».

Ответы обучающихся.

Учитель: Совместные программы Союзного государства по развитию экономики, науки, транспорта и обороны уже сейчас делают жизнь людей комфортнее, безопаснее, интереснее, создают перспективы для будущих поколений. Но что ждет Союзное государство в будущем? Как вы думаете?

Ответы обучающихся.

Учитель: Союзное государство имеет четкие перспективы развития, делая акцент на вопросах безопасности, промышленной кооперации, технологическом суверенитете и формировании единого экономического пространства.

Почему вопросы безопасности выходят на первый план в развитии Союзного государства?

Ответы обучающихся. Учитель направляет беседу, задавая уточняющие вопросы, например:

− Почему важно, что Россия и Беларусь вместе работают над экономическими и научными проектами (например, такими как атомная станция)? Как это помогает обеим странам?

− Как вы считаете, какие самые важные ценности сегодня объединяют народы России и Беларуси?

− Какие, на ваш взгляд, самые интересные возможности открывает Союзное государство для граждан России и Беларуси?

− Какие проекты России и Беларуси вам кажутся самыми важными?

Учитель: Уникальность Союзного государства заключается в том, что оно было создано по естественным основаниям, а не искусственным схемам. Кроме экономики и политики, Беларуси и России удалось сохранить дух добрососедства и взаимного уважения к истории и традициям.

Заключительный этап

Учитель: Республика Беларусь — наша самая близкая союзница. Мы связаны друг с другом языком, культурой, историей и прямыми родственными связями. Все народы, живущие на территории Союзного государства, объединяют общие духовнонравственные ценности.

На совместной пресс-конференции с Президентом Беларуси Александром Григорьевичем Лукашенко, которая прошла совсем недавно, 13 марта, Президент России Владимир Владимирович Путин сказал: «Беларусь и Россия не только ближайшие соседи, но и надежные союзники, подлинно стратегические партнеры и настоящие друзья. В основе нашего сотрудничества лежат незыблемые принципы взаимного уважения и учёта интересов друг друга, а также многовековая совместная история, сложившиеся между многими россиянами и белорусами тесные родственные узы, приверженность общим нравственным и духовным ценностям».

Почему дружба и продуктивное сотрудничество могут основываться только на уважении и равноправии?

Ответы обучающихся. Учитель направляет беседу, задавая уточняющие вопросы, например:

− Как вы думаете, почему дружба между странами так же важна, как дружба между людьми? Что помогает сохранить хорошие отношения надолго?

− Что, на ваш взгляд, делает Россию и Беларусь не просто соседями, а настоящими союзниками?

Учитель: Предлагаю вам подумать над таким творческим заданием: разработка совместного проекта для школьников России и Беларуси. Например:

«Дружба без границ» – программа обмена школьниками и совместных онлайн-уроков;

«История в лицах» – проект по изучению общих исторических личностей через квесты и видеоролики;

«Наука будущего» – соревнования школьных научных проектов, создаваемых командами из двух стран;

«ЭкоДружба» – совместные экологические инициативы, челленджи и онлайн-конференции;

«Культурный мост» – творческий конкурс по созданию видео или комиксов о дружбе России и Беларуси.



1