ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 5–7 классов по теме
«ДЕНЬ ЗНАНИЙ»
Цели занятия:
формирование у обучающихся представления о практическом применении знаний в процессе развития и самореализации, используя возможности и проекты Российского общества «Знание»;
проблематизация в сознании обучающихся ценности знаний, получаемых в школе, вне школы и самостоятельно;
повышение мотивации школьников к приобретению новых знаний.
Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, самореализация, саморазвитие (см. Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, п. 25, http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001?index=9&range Size=1).
Основные смыслы: знание является духовной ценностью и формой памяти отдельного человека и всего человечества, служит основой познания мира. Применение знаний расширяет горизонты науки, существования человека, развивается общество, на основе знаний человек осваивает различные профессии. Получить знания можно не только в школе, но и в дополнительном образовании. Для этого в нашей стране созданы все возможности для детей разных возрастов.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение. Занятие предполагает также использование видеоролика, презентации, интерактивных заданий и карты, включает в себя анализ информации, игру.
Комплект материалов:
сценарий
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/knowledgeday2023-57-script.pdf
методические рекомендации
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/knowledgeday2023-57-method_recom.pdf
презентация
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/knowledgeday2023-57-presentation.pdf
видеоролики
https://razgovor.edsoo.ru/video/2769/
https://razgovor.edsoo.ru/video/2770/
https://razgovor.edsoo.ru/video/2768/
интеллектуальная игра для 5-7 классов
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/knowledgeday2023-311-1/index.html?back_url=/topic/54/grade/57/
дополнительные материалы (интерактивная карта «Знание и люди, меняющие Россию»)
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/knowledgeday2023-511-dop.pdf
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная.
Мотивационная часть занятия начинается с просмотра видеозаписи встречи Президента Российской Федерации В.В. Путина со школьниками на Всероссийском уроке "Разговор о важном" 1 сентября 2023 года и последующего обсуждения.
Данный блок материалов будет доступен в сценарии занятия
после 02.09.2023 г.
Занятие начинается со вступительного слова учителя и краткой беседы с обучающимися по теме занятия, связанной с Днем знаний. Беседа мотивирует школьников на формирование собственной оценки и вызывает эмоциональный отклик, который подводит их к пониманию роли знаний в жизни общества, значению широты кругозора в успешности человека. Эффективная мотивация обучающихся обеспечивает необходимые эмоции и настраивает школьников на активную деятельность во время занятия.
Важно: поскольку у обучающихся 4-х классов в прошлом году не рассказывалось о проектах платформы «Россия – страна возможностей», учителю рекомендуется обсудить со школьниками идею праздника – Дня знаний.
Обсуждение знаменитых людей каждого региона Российской
Федерации способствует формированию у школьников устойчивых представлений о необходимости обширных знаний в самых разных областях.
В качестве дополнительного задания учитель может порекомендовать обучающимся ознакомиться с интерактивной картой «Знание и люди, меняющие Россию» (см. дополнительные материалы), которую разрабатывает Российское общество «Знание». Используя QR-код, ребята могут отправить свои предложения по заполнению карты и включению в общий список знаменитых людей своего региона. Выполнение этого задания рекомендуется после занятия, в рамках постразговора.
Справочно от Российского общества "Знание".
"Российское общество "Знание" в проекте "Знание. Вики" создает электронную энциклопедию, в которой в том числе есть имена выдающихся людей. И мы бы хотели, чтобы вы присоединились к нашему проекту: вместе с "Знанием" внесли на интерактивную карту имена наших выдающихся земляков.
Мы следим за достоверностью наших материалов, используя для подтверждения только авторитетные источники и экспертную проверку, чтобы вы могли быть уверены в том, что читаете".
Часть 2. Основная.
Обсуждение междисциплинарности в современной науке и актуальных профессиях «на стыке» научных областей поддерживается информацией о проектах российского общества «Знание», в которых школьники уже сейчас могут принимать участие.
Этой же цели служит работа с интерактивным заданием –
«Интеллектуальная игра для 5-7 классов», которое построено в форме викторины с выбором ответов на вопросы.
Учитель включает видеоролик, в котором диктор задает вопросы. Для школьников необходимо распечатать бланки с вопросами и вариантами ответов. На решение каждого ответа отводится 15 секунд. Правильный ответ необходимо обвести ручкой (карандашом). Когда на все вопросы будут даны ответы, проверяется их правильность. Учитель может проверить ответы сразу и объявить итоги (по 1 баллу за каждый правильный ответ) или сделать это после урока (возможны другие варианты проверки: бланки с ответами остаются для самопроверки или передаются соседу для взаимопроверки).
Часть 3. Заключение.
В заключение занятия учитель предлагает обучающимся совместно подвести итог состоявшегося разговора.
Учитель предлагает ребятам дополнительную информацию о проектах общества «Знание», книгах и фильмах, которые можно прочитать и посмотреть по теме занятия.
Важным этапом является организация совместной деятельности обучающихся в рамках постразговора в течение ближайших дней (при возможности).
ПОСТРАЗГОВОР
Экскурсия в технопарк / на научную выставку.
Посещение открытых лекций, в том числе онлайн, ученых, писателей, исследователей.
Работа с интерактивной картой «Знание и люди, меняющие Россию» Российского общества «Знание»: отправка предложений к списку знаменитых людей региона.
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Обществознание: обсуждение проблематики, связанной с деятельностью человека в информационном обществе.
История: работа с информацией о развитии науки и технологий в России.
Физика, химия, биология: работа с текстами по истории науки в России; обсуждение научных достижений. Мировое первенство России космической отрасли и атомной энергетике. Выдающиеся российские (советские) ученые и конструкторы.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Проекты Российского общества «Знание» (Знание. Театр, Знание. Россия, Знание. Кино, Школьная Лига Лекторов, Знание. Герои, Всероссийская просветительская акция «Поделись своим знанием», Знание. Первые, онлайн-кинотеатр с образовательными видео, лекции-экскурсии, образовательные тематические марафоны и т.д.).
Интерактивная карта «Знание и люди, меняющие Россию» Российского общества «Знание».
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ
Благодарность людям, которые делятся с нами знаниями, в первую очередь, учителям; родителям за первые знания в жизни, за поддержку в учебном процессе и за помощь в получении дополнительного образования; государству за возможность получать образование.
При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».
В таком «дневнике» могут отмечаться:
тема занятия;
ценности, обсуждаемые в ходе занятия;
основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия;
ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;
творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;
любая другая информация по теме занятия.
Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.