ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 10–11 классов по теме
«ДЕНЬ ЗНАНИЙ»
Цели занятия:
формирование у обучающихся представления о практическом применении знаний в процессе развития и самореализации, используя возможности и проекты Российского общества «Знание»;
проблематизация в сознании обучающихся ценности знаний, получаемых в школе, вне школы и самостоятельно;
повышение мотивации школьников к приобретению новых знаний.
Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, самореализация, саморазвитие (см. Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, п. 25, http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001?index=9&range Size=1).
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение. Занятие предполагает также использование видеоролика, презентации, интерактивных заданий и карты, включает в себя анализ информации, игру.
Комплект материалов:
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/knowledgeday2023-1011-script.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/knowledgeday2023-1011-method_recom.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/knowledgeday2023-1011-presentation.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/knowledgeday2023-811-presentation1.pdf
https://razgovor.edsoo.ru/video/2788/
https://razgovor.edsoo.ru/video/2789/
интерактивная карта «Знание и люди, меняющие Россию»
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/knowledgeday2023-311-1/index.html?back_url=/topic/54/grade/1011/
интеллектуальная игра для 8-11 классов
https://razgovor.edsoo.ru/video/2794/
дополнительные материалы
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/knowledgeday2023-511-dop.pdf
1
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная.
Мотивационная часть занятия начинается с просмотра видеозаписи встречи Президента Российской Федерации В.В. Путина со школьниками на Всероссийском уроке "Разговор о важном" 1 сентября 2023 года и последующего обсуждения.
Данный блок материалов будет доступен в сценарии занятия после 02.09.2023 г.
Занятие начинается со вступительного слова учителя, краткой беседы с обучающимися о первой теме прошлогоднего «Разговора о важном» – проектах платформы «Россия – страна возможностей», связанной с Днём знаний. Беседа стимулирует познавательный интерес школьников, мотивирует их на формирование собственной оценки и вызывает эмоциональный отклик, который подводит их к пониманию роли знаний в жизни общества, значению широты кругозора и важности знаний в успешности человека. Эффективная мотивация обучающихся обеспечивает необходимые эмоции и настраивает школьников на активную деятельность во время занятия.
Обсуждение знаменитых людей, которые родились, жили или проживают в настоящее время в каждом регионе Российской Федерации, способствует формированию у школьников устойчивых представлений о необходимости обширных знаний в самых разных областях.
В качестве дополнительного задания учитель может порекомендовать обучающимся ознакомиться с интерактивной картой
«Знание и люди, меняющие Россию» (см. дополнительные материалы), которую разрабатывает Российское общество «Знание». Используя QR-код, ребята могут отправить свои предложения по заполнению карты и включению в общий список знаменитых людей своего региона. Выполнение этого задания рекомендуется после занятия, в рамках постразговора.
Справочно от Российского общества "Знание".
"Российское общество "Знание" в проекте "Знание. Вики" создает электронную энциклопедию, в которой в том числе есть имена выдающихся людей. И мы бы хотели, чтобы вы присоединились к нашему проекту: вместе с "Знанием" внесли на интерактивную карту имена наших выдающихся
земляков. 2
Мы следим за достоверностью наших материалов, используя для подтверждения только авторитетные источники и экспертную проверку, чтобы вы могли быть уверены в том, что читаете".
Часть 2. Основная.
Беседа с обучающимися о необходимости изучения широкого круга вопросов для получения обширных знаний по самым разным учебным предметам является поддержкой тезиса о том, что человек должен добиваться широты своего кругозора, применением своих знаний на практике. Это способствует развитию успешной профессиональной карьеры в будущем.
Обсуждение проектов Российского общества «Знание», в которых школьники уже сейчас могут принимать участие, поддерживает эти тезисы.
Предлагаемые дополнительные темы для обсуждения о новых знаниях, помогающих людям жить в современном мире, об использовании по-новому существующих профессий и о профессиях, возникающих на основе междисциплинарных связей между несколькими науками, способствуют более глубокому пониманию того, что человеку важно не только обладать обширными знаниями, но и применять их в обыденной жизни и в профессиональной деятельности, уметь учиться, участвуя в различных социально-образовательных проектах в течение всей жизни.
Часть 3. Заключение.
Итоговая рефлексия.
В заключение занятия учитель предлагает обучающимся совместно подвести итог состоявшегося разговора.
Учитель предлагает ребятам дополнительную информацию о проектах общества «Знание», книгах и фильмах, которые можно прочитать и посмотреть по теме занятия.
Важным этапом является организация совместной деятельности обучающихся в рамках постразговора в течение ближайших дней (при возможности).
ПОСТРАЗГОВОР
Экскурсия в технопарк / на научную выставку.
Посещение открытых лекций, в том числе онлайн, ученых, писателей, исследователей.
3
Работа с интерактивной картой «Знание и люди, меняющие Россию» Российского общества «Знание»: отправка предложений к списку знаменитых людей региона.
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Обществознание: обсуждение проблематики, связанной с деятельностью человека в информационном обществе.
История: работа с информацией о развитии науки и технологий в России.
Физика, химия, биология: работа с текстами по истории науки в России; обсуждение научных достижений. Мировое первенство России космической отрасли и атомной энергетике. Выдающиеся российские (советские) ученые и конструкторы.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Проекты Российского общества «Знание» (Знание. Театр, Знание. Россия, Знание. Кино, Школьная Лига Лекторов, Знание. Герои, Всероссийская просветительская акция «Поделись своим знанием»,
Знание. Академия, онлайн-кинотеатр с образовательными видео, лекции-экскурсии; образовательные тематические марафоны и т.д.).
Интерактивная карта «Знание и люди, меняющие Россию» Российского общества «Знание».
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ
Благодарность людям, которые делятся с нами знаниями, в первую очередь, учителям; родителям за первые знания в жизни, за поддержку в учебном процессе и за помощь в получении дополнительного образования; государству за возможность получать образование.
При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».
В таком «дневнике» могут отмечаться:
тема занятия;
ценности, обсуждаемые в ходе занятия;
основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия;
ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;
творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;
любая другая информация по теме занятия.
Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются организацией самостоятельно.
4