РАЗГОВОРЫ
4 марта 2024 г.
О ВАЖНОМ
Тема
«КАК НАЙТИ СВОЁ МЕСТО
В ОБЩЕСТВЕ?»
« МБОУ СШ №2 им. Героев Евпаторийского десанта»
Учитель Жернакова И.М.
10-11 классы
«Найти своё место
в обществе»
А какое слово в этом
предложении
каждому из вас кажется главным?
Насколько меняется смысл вопроса от акцента на том или ином содержащемся в нём слове:
Для кого-то это слово « как », то есть что делать, чтобы отыскать своё место в обществе.
Для кого-то – « своё », то есть как понять, что это именно твоё место.
Для кого-то слово « место », то есть разобраться – это место работы, или место в семье, или место в общественной жизни.
А какие у вас возникают ассоциации, образы, когда вы представляете человека, который нашёл своё место в обществе?
Как вы считаете,
такие понятия как «смысл жизни», «счастье»,
«успех»
связаны с поиском
своего места
в обществе?
Как понять, нашёл ли ты здесь своё место в обществе?
Существуют ли
какие-то критерии такой оценки?
Архип считает, что настоящее счастье человек может испытать тогда, когда принесёт кому-то пользу.
Арина считает, что это невозможно.
А как считаете вы?
Как этот сюжет связан с темой нашего разговора?
Архип хочет доказать Арине, что и она может испытать это чувство, и предлагает ей спор.
Как вы думаете, чем закончится этот спор?
Можете предположить, почему Архип вообще его затеял?
Арине удалось испытать чувство, о котором Архип говорил в начале сюжета.
Благодаря чему это произошло?
В чём заключалась помощь Архипа?
Архип не просто предложил Арине помочь кому-то,
а сначала помог ей проанализировать свои интересы и увлечения, найти то дело,
которое приносит ей удовольствие.
И только после этого помог ей найти ситуацию, через которую она увидела, что результаты её труда доставляют искреннюю радость другим людям.
Именно сочетание этих двух факторов позволило
Арине ощутить себя нужной и счастливой.
Как вы думаете, повлияет ли произошедшая с Ариной ситуация на её дальнейшую жизнь?
Легко ли Арине будет найти своё место в обществе?
Какое название вы бы предложили для этого фильма?
Почему?
Этот фильм называется «Живой город»
https:// kinouroki.org/jivoy-gorod
Притча.
Однажды странник попал в город, где шло грандиозное строительство.
Мужчины ворочали большие камни под палящим солнцем.
«Что ты делаешь?» − спросил наш герой у одного из рабочих, который медленно тащил булыжник.
«Ты что, не видишь − камни таскаю!» − зло ответил тот.
Тут странник заметил другого рабочего, который волок телегу с большими камнями, и спросил:
«Что ты делаешь?»
«Я зарабатываю на еду для своей семьи», − получил он ответ.
Странник подошёл к третьему рабочему, который занимался тем же, но работал энергичнее и быстрее.
«Что делаешь ты?»
«Я строю храм», − улыбнулся тот.
О чём эта притча?
В чём её основной посыл?
Как она связана с темой поиска своего места в обществе?
Эта притча о том, что каждый воспринимает свой путь, труд, учёбу, своё дело по-своему.
Одно и то же дело – для одного может быть в тягость,
для другого – необходимостью,
а для третьего – радостью.
Как вы думаете, кто из трёх рабочих, к которым подошёл странник,
ощущает себя на своём месте?
Почему?
Во многом ощущение, что ты нашёл своё призвание, своё дело, своё место в обществе, зависит от выстраивания собственного отношения к тому, чем ты занимаешься,
от понимания его значимости и пользы для окружающих.
Какое название вы бы предложили для этой притчи?
Почему?
Как вы считаете, поиск своего места в жизни связан только с профессиональной деятельностью?
Может ли человек ощущать себя нужным, востребованным, не реализовав себя профессионально?
Героиня фильма нашла своё место в жизни?
В чём заключается её роль в обществе?
«Я работаю мамой»
А как вы считаете,
знает ли кто-то наверняка про другого человека, чем ему лучше заниматься,
какое место в обществе точно ему подходит?
Какая из моделей движения к цели, поиска своего места в обществе, на ваш взгляд, наиболее правильная?
Разные пути, которые приводят к разным целям (разному месту в обществе).
3. Разные пути, приводящие к одной цели (к конкретному месту в обществе).
2. Один путь, ведущий к одной цели (к конкретному месту в обществе).
Если человек на протяжении жизни кардинально меняет сферу своей деятельности, означает ли это, что он так и не смог найти своё место в обществе?
Означает ли, что найти место в обществе – это значит найти то дело, которым ты будешь заниматься всю свою жизнь?
Не существует неправильных моделей поиска
своего места в обществе. Этот процесс многогранен.
И каждый идёт своим путём.
Прекрасно, когда человек сразу понял,
кем хочет быть и идёт к этому намеренно тем путём,
который изначально для себя выстроил.
Но и вполне естественно, когда на разных этапах своей жизни, человек может заниматься абсолютно разными вещами, и при этом чувствовать себя нужным и востребованным.
Добившись определённых результатов в одном деле, человек может ставить другие цели и реализовываться в них.
А может пробовать себя в разных направлениях, понимать, что это не его, и затем найти то своё, одно-единственное.
Подумаем ...
Как участие
в таких проектах могут помочь
в поиске
своего места
в обществе?
Участие во всероссийских и
региональных проектах и программах
- это возможность лучше узнать себя,
свою страну, ее людей и историю, развить полезные знания и навыки, чтобы в будущем занять свое место
в обществе и быть счастливым.
«Путешествие в тысячу лет начинается с одного шага»
- так говорили древние мудрецы.
Не сбиться с выбранного пути
помогает вера в себя и в свои силы,
поддержка близких людей:
вашей семьи, друзей.
Чтобы понять направления поиска своего места в жизни …
Какие виды деятельности (дела, хобби, проекты) меня заряжают __________?
2. Какие у меня __________ стороны?
3. Какие учебные предметы мне _______ , _______ даются? В каких учебных предметах у меня есть ______ ?
4. Что у меня получается делать ________ ?
5. В каких видах деятельности (проектах) я мог бы ___________ себя уже сейчас?
6. Как то, что я умею, люблю делать, могло бы быть _________ другим людям?
7. Есть ли в моём окружении люди, на которых мне хотелось бы быть _______ ?
8. Какие __________ и ________ пригодятся в любом деле, в любой профессии?
9. В какое направление жизни моего края, страны, мира я хотел бы внести свой ______?
(энергией)
(сильные)
(интересны)
(легко)
(успехи)
(лучше всего)
(попробовать)
(полезным)
(похожим)
(качества)
(навыки)
(вклад)
Подумаем ...
Какими качествами должен обладать человек, чтобы у него получилось
найти своё призвание,
выйти на дорогу, где он сможет реализовать себя, стать полезным другим, найти своё место в обществе?
Чтобы найти своё место в обществе …
грубость и высокомерие
неравнодушие, любовь к миру, любовь к Родине, своей семье, другим людям, всему живому
трудолюбие
стремление общаться и взаимодействовать
с другими людьми, умение работать в команде
зависть
сила воли, сильный характер, целеустремлённость
желание приносить пользу людям, стране
любознательность, стремление узнавать новое, изучать мир, общество, в котором ты живёшь
жестокость, наглость
творческие способности, наличие хобби, увлечённость своим делом
жадность, нежелание делиться
нетерпеливость и необязательность
себялюбие, эгоизм и нежелание относиться к себе и результатам своего труда критически
Чтобы найти своё место в обществе …
неравнодушие, любовь к миру, любовь к Родине, своей семье, другим людям, всему живому
Качества очень тесно связаны с традиционными российскими ценностями – любовь в Родине, семье, людям, созидательный труд, взаимопомощь, дружба:
стремление общаться и взаимодействовать
с другими людьми, умение работать в команде
сила воли, сильный характер, целеустремлённость
трудолюбие
любознательность, стремление узнавать новое, изучать мир, общество, в котором ты живёшь
творческие способности, наличие хобби, увлечённость своим делом
желание приносить пользу людям, стране
Найти свое место
в обществе
его ценностям и традициям, любить то, чем занимаешься и приносить пользу
людям, своей стране.
Сейчас самое
подходящее время пробовать себя
в разных направлениях, нащупывать те виды деятельности, которые дают вам ощущение удовлетворения
от того, что вы делаете.
Главное – не бояться пробовать и не бояться ошибаться.
Любой ваш шаг, любое дело – это вклад в ваше будущее.
Комплект материалов:
-сценарий
https:// razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/placeinsociety-1011-script.pdf
-методические рекомендации
https:// razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/placeinsociety-1011-method_recom.pdf
-видеофрагменты
https://razgovor.edsoo.ru/video/4491 /
https://razgovor.edsoo.ru/video/4166 /
https://razgovor.edsoo.ru/video/4315 /
-презентация
https:// razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/placeinsociety-1011-presentation.pdf
-интерактивное задание