ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 3–4 классов по теме
«СВЕТЛЫЙ ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА»
Цель занятия: познакомить с праздником Рождества, способствовать сохранению рождественских традиций, ориентированных на проявление добра и заботы, создавать ситуации вовлечения детей в совместную деятельность.
Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным, милосердие, сострадание, доброта, забота.
Планируемые результаты:
Личностные: проявлять
– уважение к духовно-нравственной культуре страны, к православным ценностям и традициям;
– готовность и желание оказывать внимание и помощь окружающим людям;
– доброта, милосердие, внимание и забота.
Метапредметные:
– строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей, корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
– соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
– анализировать информацию в соответствии с учебной задачей;
– принимать цель совместной групповой работы.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает также использование видео, презентации, включает в себя работу с информацией, выполнение интерактивных заданий, а также групповую работу.
Комплект материалов:
– сценарий,
– методические рекомендации,
– видео,
– презентация,
– комплект интерактивных заданий.
Содержательные блоки занятия
Часть 1. Мотивационная: введение в тему
Беседа о праздниках на новогодних каникулах. Знакомство с праздником Рождества. Просмотр обращения Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Постановка мотивационных вопросов.
Часть 2. Основная
Беседа об истории праздника на основе интерактивных материалов, обсуждение традиций, связанных с праздником Рождества. Выполнение интерактивных заданий, в том числе в группах.
Часть 3. Заключение
Обобщающая беседа и подведение итогов состоявшегося обсуждения.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная.
Учитель.
Ребята, здравствуйте! Вот мы с вами и встретились после каникул в новом году. Расскажите, как вы встретили Новый год и как провели каникулы.
(Ответы детей).
Учитель.
Спасибо вам, что поделились своими впечатлениями о новогодних праздниках. А теперь посмотрите, пожалуйста, на календарь, наступил – 2023 год. А задумывались ли вы, откуда ведётся отсчёт этих лет?
(Ответы детей).
Учитель.
Почти все народы на Земле договорились вести счёт годам, начиная с Рождества Христова. А это значит, что во всём мире признают, что рождение Иисуса Христа – очень важное событие. Большинство россиян являются православными христианами и празднуют Рождество Христово 7 января. Из уважения к православной вере этот день объявлен государственным праздником. А поможет нам лучше понять и узнать праздник Рождества Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который является Предстоятелем (по сути, главой) Русской Православной церкви.
Просмотр обращения Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Учитель.
В согласии сторонники разных религий живут тогда, когда многое знают о другой вере, уважают чувства друг друга. Желание узнать о рождении и жизни Иисуса Христа – сына Божьего, Спасителя людей, проявляют и неверующие, и представители других религий. Событиям Рождества посвящены картины известных художников, стихотворения и рассказы поэтов и писателей. Почему Рождество наполняет людей радостью и надеждой? В чём же самое главное чудо этого праздника?
Часть 2. Основная часть.
Учитель. Давайте поработаем с интерактивными материалами и узнаем более подробно об истории праздника и его традициях.
Просмотр интерактивного задания «Рождественская история».
Дикторский текст 1 части.
Р
ождественская история – это история о том, как родился Иисус Христос. Произошла она более двух тысяч лет назад в древнем государстве Иудея, очень далёко от России.
Император Август объявил о переписи населения и велел всем явиться в тот город, где они родились.
Мария и Иосиф отправились в город их предков Вифлеем, но, добравшись туда, никак не могли найти места для ночлега, все гостиницы были заняты.
Один добрый человек пустил их переночевать в пещеру, где у него жили домашние животные – коровы, лошади, овцы. В этой пещере (её другое название вертеп) и родился малыш, и дали ему имя Иисус.
Когда родился Иисус, в небе зажглась новая звезда. Она была очень большая и яркая. Эту звезду увидели мудрецы с востока. Они поняли, что родился царь царей и пошли туда, куда указывала звезда, чтобы поклониться ему. И звезда привела их в город Вифлеем, в пещеру.
Мудрецы поклонились ему, как царю, и смиренно преподнесли дары: золото, ладан и смирну. Ведь они понимали, что перед ними тот, кто изменит мир, кто научит людей добру и любви.
Звезду, которая привела мудрецов к Иисусу, так и стали называть – Вифлеемская.
Учитель. О каком событии мы узнали из интерактивного материала?
(Ответы детей: о рождении младенца Иисуса).
Учитель. Всё верно. И над пещерой, где родился Иисус Христос, засияла необычайно красивая большая звезда. Появление этой звезды показывало, что произошло что-то очень важное. А кто запомнил, как называется такая звезда?
(Ответы детей: Вифлеемская).
Учитель. Почему так важно было появление на небе звезды?
(Ответы детей: «Чтобы восточные мудрецы нашли пещеру»).
Учитель. А ещё почему?
(Ответы детей: «Это было как знак, что случилось что-то очень необычное. Звезда была огромной и яркой и показывала, что на Земле какое-то чудо свершается»).
Учитель. В чём же самое главное чудо этого праздника?
(Ответы детей: «В обычный мир людей пришел Спаситель, родился Сын Бога»).
Учитель. Верно! А теперь продолжим знакомиться с событиями праздника Рождество.
Просмотр интерактивного задания.
Д
икторский текст 2 части.
Весть о рождении чудесного младенца, который станет новым царём и спасёт мир, испугали царя Ирода, и он велел уничтожить ребенка. Но родителям Иисуса удалось укрыться в Египте и спасти сына. Когда мальчик вырос – он начал путешествовать и учить людей любви к ближнему, милосердию и состраданию. Так зародилась новая религия, которую позже стали называть христианством.
В нашей стране живет более ста миллионов людей, считающих себя христианами, и каждый год в ночь с 6 на 7 января в России отмечается Светлый праздник Рождества, наполненный символами и традициями.
Одним из символов Рождества является вертеп, изображающий пещеру, Иисуса, Марию и Иосифа, мудрецов, овечек, коров. Им украшают храмы и дома. В прошлые века вертеп использовали как сцену кукольного театра, на которой разыгрывали красочные представления, рассказывающие о событиях рождения Христа.
Учитель. Итак, рождественский вертеп. С какой рождественской традицией он связан? Расскажите.
(Ответы детей).
Методический комментарий.
Если у учителя есть макет вертепа, то можно разыграть сценку с героями.
Учитель. А теперь продолжим знакомиться с традициями Рождества.
Просмотр интерактивного задания.
Дикторский текст 3 части.
И
у этого праздника есть своё блюдо - сочиво. Оно готовится из вареных зёрен пшеницы с мёдом и получается очень сладким и вкусным. Кстати, именно в честь него канун праздника назвали Сочельником.
Неделя после Рождества называется Святки.
В это время – вплоть до Крещения – принято с песнями (их называют колядки) обходить соседей, желая им радости и добра.
С появлением на небе первой звезды в ночь с 6 на 7 января начинается главный праздник. Люди собираются вместе, семьями, желают друг другу счастья, дарят подарки и славят рождение Иисуса Христа.
С наступлением полуночи во всех храмах начинается рождественская служба, которая объединяет всех христиан во всем мире. Рождество – момент всеобщего примирения, любви и помощи всем, кому она так нужна. Ведь именно этому и учит Иисус Христос, рождение которого мы отмечаем в этот светлый день
Учитель. Какое настроение у праздника Рождество? Почему?
(Ответы детей: это очень светлый праздник, связанный с рождением, радостное настроение, это праздник ожидания чудес).
Учитель. С появлением первой звезды, начинается главный праздник. Центральное место на столе занимает рождественский гусь, а также кексы и имбирное печенье в виде человечков и ангелов и многие другие вкусные блюда. Люди собираются за столом, желают друг другу счастья, дарят подарки и славят рождение Иисуса Христа.
Давайте и мы с вами постараемся почувствовать это радостное настроение. И сначала «приготовим» праздничное угощение.
Выполнение интерактивного задания «Рождественское угощение».
(Учитель включает задание, и открывается экран, на котором изображены духовка, замороженный гусь на тарелке, мёд, варёные зёрна пшеницы, кондитерский кулёк, шоколадная форма. Необходимо соединить картинки так, чтобы «приготовить» рождественское угощение:
замороженный гусь + духовка = запечённый рождественский гусь;
мёд + варёные зёрна пшеницы = сочиво;
шоколадная форма + кондитерский кулёк = рождественский кекс).
Методический комментарий.
Дальнейший ход сценария зависит от конкретных условий в каждом классе, так как при организации занятия учитель учитывает особенности своего класса, осознаёт, что граждане нашей страны – это представители разных национальностей и вероисповеданий.
1 вариант продолжения сценария.
Учитель. Всё верно. А теперь мы с вами поиграем: разделимся на команды и найдём слова, связанные с праздником Рождество.
Интерактивное задание «Филворд»
Методический комментарий.
Обучающимся предлагается найти и выделить слова: чудо, добро, свет, любовь, Рождество.
2 вариант продолжения сценария.
Учитель. Итак, угощение на праздничный стол мы приготовили. А теперь ждём всех в гости. Как встречали гостей? С какой рождественской традицией это было связано?
(Ответы детей).
Учитель. Молодцы! Речь идёт о колядовании, когда исполнялись небольшие песенки, в которых славили Христа и желали добра и радости. Давайте и мы с вами поучаствуем в этой весёлой традиции: выучим и споём колядки. Но сначала посмотрим небольшой фрагмент видео.
Просмотр видео: рождественские колядки.
Учитель. А теперь мы с вами разделимся на команды, каждая из которых должна будет разучить рождественскую колядку.
Выполнение интерактивного задания «Караоке «Рождественские колядки».
Воробушек летит,
Хвостиком вертит,
А вы, люди, знайте,
Столы застилайте,
Гостей принимайте,
Рождество встречайте!
Колокольчик наш звенит,
Добрым людям говорит,
Мы пришли колядовать,
С Рождеством вас поздравлять.
Уродилась коляда
Накануне Рождества.
Открывайте окно,
Запускайте Рождество!
Ангел с неба к нам спустился
И сказал: «Христос родился!»
Мы Христа пришли прославить,
А вас с праздником поздравить.
Методический комментарий.
При выполнении интерактивного задания учитель предлагает фронтально исполнить/пропеть колядки (по выбору). Затем, для вовлечения обучающихся в совместную деятельность, класс делится на несколько команд-групп. Затем каждая команда разучивает свою колядку, предложенную в интерактивном режиме. Учитывая ограничения по времени, колядки можно не разучивать, а раздать ребятам на листочках, чтобы они их спели/прочитали. После небольшой подготовки команда-группа исполняет свою колядку, а остальные ребята благодарят выступающих и дарят им конфеты, печенье или любое другое символическое угощение.
Часть 3. Заключительная.
Учитель. Вот и подходит к завершению наше занятие. Что нового вы узнали о празднике Рождество?
(Ответы детей).
Учитель.
Молодцы! При приближении Рождества мы начинаем ощущать радость и верить в чудо. Встречая Рождество и вспоминая о чудесном подарке, рождении Иисуса Христа, хочется сделать так, чтобы чудеса произошли и в жизни других. Пусть это в сравнении с главным чудом небольшие дела, но из маленького поступка вырастает большое дело. Поэтому не забывайте о близких людях, старайтесь помогать всем, кто нуждается в помощи, и делитесь радостью с окружающими.