СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА» 3-4 классы. 6 марта 2023 г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА» 3-4 классы. 6 марта 2023 г.

Просмотр содержимого документа
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА» 3-4 классы. 6 марта 2023 г.»

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ

Сценарий занятия

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

3-4 классы

6 марта 2023 г.


ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 3-4 классов по теме

«ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА»

Цель: подвести обучающихся к пониманию значения понятий «педагог», «наставник», воспитывать уважение к людям, профессиональная деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей и подростков, расширять представления о деятельности выдающихся педагогов, которые посвятили свою жизнь обучению не только подрастающего поколения, но и будущих учителей.

Формирующиеся ценности: служение Отечеству, социальное служение.

Планируемые результаты.

Личностные:

  • понимание роли родителей в семье как воспитателей, наставников детей;

  • проявление интереса к труду воспитателя, учителя, наставника;

  • понимание значения воспитателя и учителя в жизни ребенка любого возраста;

  • проявление желания учиться, развиваться под руководством членов семьи, учителей школы.

Метапредметные:

  • участие в познавательной деятельности под руководством учителя, проявление интереса к развивающим занятиям и играм;

  • проявление желания участвовать в совместной деятельности;

  • работа с информацией: сравнение информации, представленной в текстовом, графическом, иллюстративном виде.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагмента, презентации, включает в себя работу с информацией, выполнение интерактивных заданий.

Комплект материалов:

  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/teacherandmentor-34-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/teacherandmentor-34-method_recom.pdf

  • видеофрагмент

https://razgovor.edsoo.ru/video/2089/

https://razgovor.edsoo.ru/video/2094/

https://razgovor.edsoo.ru/video/2030/

https://razgovor.edsoo.ru/video/2031/

https://razgovor.edsoo.ru/video/2029/

  • презентация

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/teacherandmentor-34-presentation.pdf

  • комплект интерактивных заданий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/teacherandmentor-34-2/index.html?back_url=/topic/40/grade/34/

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/teacherandmentor-34-1/index.html?back_url=/topic/40/grade/34/


Структура занятия

Часть 1. Мотивационная

Принятие мотива занятия начинается с прослушивания отрывка из стихотворения Юрия Михайленко и беседы о том, почему эти строки трогают сердце каждого слушателя. В мотивационной части вводится характеристика понятия «педагог».

Часть 2. Основная

Педагог предъявляет еще один исторический материал - об особенностях обучения в Царскосельском лицее, в котором учился А. С. Пушкин. Основная цель: подтвердить примерами идею о прямой связи личности учителя и успешности развития талантов и способностей учеников. Далее обучающимся предлагается серия заданий - разыгрывание воображаемой ситуации, работа с текстами, созданными К. Д. Ушинским. Выполнение заданий сопровождается рассматриванием соответствующих иллюстраций. Интерактивные задания позволяют организовать самостоятельную умственную деятельность обучающихся по конструированию высказываний-советов К. Д. Ушинского о том, как нужно учиться.

Часть 3. Заключение

Завершает занятие предложение педагога рассказать о своих впечатлениях от прослушанного и увиденного на занятии. Такой разговор подведет итог обсуждения проблемы об учительстве и наставничестве в образовании.


СЦЕНАРИИ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная Учитель.

Ребята, рассмотрите фото и послушайте строки:

И где бы ни бывали мы,

Тебя не забывали мы...

Простая и сердечная

Учительница первая моя...

(Юрий Михайленко)


Учитель.

Почему так трогательно говорится о первой учительнице?

(Ответы детей).

Учитель.

Первый урок, первый звонок... Совсем недавно и вы были первоклассниками. Эти школьные события мы вспоминаем с теплотой, а с годами эти воспоминания нас поддерживают и согревают. Помню свои школьные годы и я.

(Рассказ учителя о своих учителях).

Учитель.

А как вы понимаете слово педагог?

(Ответы детей).


Учитель.

Слово «педагог» синоним слов «учитель», «воспитатель», «наставник». А пришло оно к нам из греческого языка и переводится как «сопровождающий ребенка». А как вы думаете, можно ли педагогом назвать учителя, который работает не только с маленькими детьми (водит их за руку в школу), но с людьми любого возраста: старшими школьниками или студентами, которые завтра станут учителями? Об этом мы сегодня и поговорим, ведь 2023 год был объявлен Г одом педагога и наставника.

Часть 2. Основная часть

Учитель.

Рассмотрите фотографии. Это Царскосельский лицей, в котором обучался Александр Сергеевич Пушкин. Обратите внимание на здание лицея и комнату, в которой жил будущий великий поэт. Как бы вы ее описали? Расскажите.

(Ответы детей).


Учитель.

А теперь представьте, что все вы - учащиеся лицея. А урок словесности (русского языка) у вас ведет профессор Николай Федорович Кошанский. Он был в то время уже известным литератором, переводчиком, автором учебников по русской словесности.



Учитель.

Разыграем сценку. Слова у вас написаны на листочках.

Разыгрывание сценки.

Профессор:

- Теперь, господа-лицеисты, будем пробовать перья. Опишите мне, пожалуйста, розу стихами.

Пушкин:

Где наша роза?

Друзья мои!

Увяла роза,

Дитя зари!..

Учитель.

Такие поэтические марафоны учитель словесности проводил часто. Как вы думаете, чему в эти минуты урока учились лицеисты?

(Ответы детей).

Учитель.

Николай Федорович Кошанский наставлял талантливого мальчика, совсем еще юного Пушкина, а будущий великий поэт внимательно слушал и выполнял советы своего учителя.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики стали образованными, умными, умеющими думать и наблюдать. Еще одного такого замечательного учителя предлагаю вспомнить. Его имя вы назовете сами, когда выполните интерактивное задание.

Интерактивное задание №1. Содержание задания: актуализировать знание произведений К. Д. Ушинского.


Учитель.

Эти рассказы входят в книгу «Родное слово», которую создал Константин Дмитриевич Ушинский, а 3 марта исполнилось 200 лет со дня его рождения.

Посмотрим видео.

Демонстрация видео (дикторский текст).

«Четыре желания», «Как рубашка в поле выросла», «Лиса Патрикеевна» - эти сказки и рассказы мы знаем с самого детства. Сочинил и пересказал их Константин Дмитриевич Ушинский. Педагог, писатель, и как его часто называли, учитель учителей.

В его коротких, написанных простым языком произведениях детям открывается весь окружающий мир. Он пишет о временах годах, животных и птицах, том, что и как происходит вокруг нас.

Великий педагог мечтал, чтобы все дети ходили в школу, были грамотными и любили русский язык. Для этого он создал учебник «Родное слово» и «Детский мир». В них много рассказов, народных сказок, потешек, поговорок и произведений Пушкина, Некрасова, Никитина, Крылова.

Константин Дмитриевич разработал не только увлекательные и доступные учебники для детей, но и пособия для учителей, по которым занимаются и преподают до сих пор.

Учитель.

Константин Дмитриевич очень хотел изменить учебный мир, и ему это удалось. Благодаря Ушинскому педагог стал тем человеком, который направляет учеников и стремится пробудить в них интерес и любовь к знаниям. Как вы думаете, почему Ушинского называли «учителем учителей»?

(Ответы детей).

Учитель.

Константин Дмитриевич заботился о том, чтобы любой учитель был умным, добрым наставником для каждого своего ученика. Он писал для учителей книги, в которых рассказывал, как успешно учить детей, как воспитывать в них качества настоящих людей - справедливость, трудолюбие, отзывчивость, любовь к Родине, своей Отчизне. Послушаем произведение Ушинского «Наше Отечество», которое прочитает Сергей Сергеевич Кравцов, Министр просвещения Российской Федерации.


Обратите внимание, с какой любовью Константин Дмитриевич пишет о Родине.

Демонстрация видео (дикторский текст).

Наше Отечество, наша Родинаматушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились. В ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное; а матерьюпотому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов...

Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная матьодна у него и Родина.

Учитель.

Матушка Россия, родная мать... Такое маленькое произведение, а какое множество чувств и эмоций оно вызывает. Что почувствовали вы при его слушании? Расскажите.

(Ответы детей).

Учитель.

Конечно, сердечный отклик на произведение Константина Дмитриевича - глубокая и горячая любовь к своему Отечеству. Каждое произведение Ушинского - это своеобразная зарисовка, урок-беседа «Худо тому, кто добра не делает никому», «Куй железо, пока горячо», «Вместе тесно, а врозь скучно». В своих книгах Константин Дмитриевич дал много советов, как нужно трудиться и учиться, чтобы стать образованным человеком. Выполним интерактивное задание.

Интерактивное задание №2 «Высказывания К. Д. Ушинского».




Учитель. Давайте прочитаем и обсудим советы Ушинского.

Без серьезного труда жизнь не может быть счастливой.

Учение требует терпения и трудолюбия.

Читать и понимать читаемое - вот главное дело в учении.

Не тратить время на пустяки, заниматься только полезным делом. (Ответы детей).

Часть 3. Заключительная

Учитель. Жизнь напоминает длинную дорогу, уходящую вдаль. И на этой дороге встречаются и трудности, и сложности, поэтому так важно, чтобы рядом были родители, наставники, учителя, которые поддержат и помогут.


Демонстрация видео (дикторский текст).

Говорят, что жизнь - это длинная дорога. И каждый из вас - в начале большого пути. А идти одному - без поддержки и помощи трудно и сложно. Поэтому так важно, чтобы рядом с вами были родители, первые наставники, учителя и другие взрослые, которые поддержат и помогут.

Если б не было учителя...

Если б в нас его стараньями

Крылья выращены не были.

Без его бы сердца доброго

Не был мир так удивителен.

Потому нам очень дорого

Имя нашего учителя!

(Вероника Тушнова)

Учитель.

Нам дорого имя нашего учителя!

Сегодня мы говорили о родителях, воспитателях и наставниках, которые передают свой опыт и знания, направляют и вдохновляют. Давайте за это им скажем спасибо!

Демонстрация видео (дикторский текст).

Благодарим за жизнь, за любовь, за красоту, за защиту, за терпение, за щедрость, за возможность, за поддержку, за заботу, за прощение, за принятие, за справедливость, за настойчивость, за знания.














РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ

Методические рекомендации

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

3-4 классы

6 марта 2023 г.


ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 3-4 классов по теме

«ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА»


Цель: подвести обучающихся к пониманию значения понятий «педагог», «наставник», воспитывать уважение к людям, профессиональная деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей и подростков, расширять представления о деятельности выдающихся педагогов, которые посвятили свою жизнь обучению не только подрастающего поколения, но и будущих учителей.

Формирующиеся ценности: служение Отечеству, социальное служение (см. Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, п. 25,

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001?index=9&rangeSize=1).

Планируемые результаты.

Личностные:

  • понимание роли родителей в семье как воспитателей, наставников детей;

  • проявление интереса к труду воспитателя, учителя, наставника;

  • понимание значения воспитателя и учителя в жизни ребёнка любого возраста;

  • проявление желания учиться, развиваться под руководством членов семьи, учителей школы.

Метапредметные:

  • участие в познавательной деятельности под руководством учителя, проявление интереса к развивающим занятиям и играм;

  • проявление желания участвовать в совместной деятельности;

  • работа с информацией: сравнение информации, представленной в текстовом, графическом, иллюстративном виде.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагмента, презентации, включает в себя работу с информацией, выполнение интерактивных заданий.

Комплект материалов:

  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/teacherandmentor-34-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/teacherandmentor-34-method_recom.pdf

  • видеофрагмент

https://razgovor.edsoo.ru/video/2089/

https://razgovor.edsoo.ru/video/2094/

https://razgovor.edsoo.ru/video/2030/

https://razgovor.edsoo.ru/video/2031/

https://razgovor.edsoo.ru/video/2029/

  • презентация

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/teacherandmentor-34-presentation.pdf

  • комплект интерактивных заданий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/teacherandmentor-34-2/index.html?back_url=/topic/40/grade/34/

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/teacherandmentor-34-1/index.html?back_url=/topic/40/grade/34/


Часть 1. Мотивационная

В результате реализации поставленной цели ожидается достижение требований стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам обучения. С учётом направленности федеральных занятий особое внимание должно быть уделено личностным достижениям обучающихся: понимание роли родителей в семье как воспитателей, наставников детей; проявление интереса к труду воспитателя, учителя, наставника; понимание значения воспитателя и учителя в жизни ребёнка любого возраста, проявление желания учиться, развиваться под руководством членов семьи, учителей школы.

Первая часть направлена на принятие цели предстоящего занятия - разговор состоится о педагоге, учителе, наставнике, который оставляет глубокий след в душе каждого его воспитанника. Поэтому уместно здесь чтение трогательных строк песни «Школьный вальс», демонстрация скульптурных композиций «Первая учительница» (г. Оренбург и г. Саратов), а также привлечение личного опыта-примера педагога. Важно при организации беседы учитывать региональные особенности. Так, скульптурные композиции «Первая учительница» установлены в Белгороде, Курске и других городах.

Часть 2. Основная

Основная часть начинается воображаемой экскурсией в Царскосельский лицей начала XIX века, где учился А. С. Пушкин. Обучающиеся должны погрузиться в творческую атмосферу учебного заведения, понять, какое влияние оказывали на лицеистов их преподаватели - не только профессионалы, специалисты по своим предметам, но и выдающиеся личности, отличающиеся передовыми взглядами и разносторонними способностями. Обучающиеся рассмотрят здание лицея, скромную и хорошо организованную комнату лицеиста Саши Пушкина. С помощью разыгрывания воображаемой ситуации представят, как проходили уроки, какие творческие задания выполняли лицеисты. Если позволит время, учитель может вспомнить с учениками, какие творческие задания выполняют они. Может быть, среди этих заданий было и сочинение поэтических строчек.


Далее обучающиеся выполняют интерактивное задание, которое должно актуализировать знание произведений К. Д. Ушинского: по отрывкам из рассказов и сказок великого педагога ученики отгадывают их названия.

Педагог может по своему усмотрению использовать и другие отрывки из произведений Константина Дмитриевича, важно только учитывать, какие рассказы и сказки, обучающиеся уже знают. Дикторский текст позволяет подробнее познакомить младших школьников 3-4 класса с деятельностью Ушинского как педагога, как учителя учителей.

Демонстрация видео (дикторский текст).

«Четыре желания», «Как рубашка в поле выросла», «Лиса Патрикеевна» - эти сказки и рассказы мы знаем с самого детства. Сочинил и пересказал их Константин Дмитриевич Ушинский. Педагог, писатель, и как его часто называли, учитель учителей.

В его коротких, написанных простым языком, произведениях детям открывается весь окружающий мир. Он пишет о временах годах, животных и птицах, том, что и как происходит вокруг нас.

Великий педагог мечтал, чтобы все дети ходили в школу, были грамотными и любили русский язык. Для этого он создал учебник «Родное слово» и «Детский мир». В них много рассказов, народных сказок, потешек, поговорок и произведений Пушкина, Некрасова, Никитина, Крылова.

Константин Дмитриевич разработал не только увлекательные и доступные учебники для детей, но и пособия для учителей, по которым занимаются и преподают до сих пор.

Следующая часть занятия очень важна для воспитания у младших школьников понимания важности учения. Обсуждая высказывания Ушинского об учебном и познавательном труде, ученики уточнят качества человека, который стремится к образованию: он терпелив и трудолюбив, не разменивается на пустяки и глупости, понимает, что быть образованным - значит быть счастливым человеком в жизни.

Часть 3. Заключительная

В завершение занятия педагог обобщает всё, о чем говорилось на занятии: «Каждый из вас - в начале большого пути. А идти одному - без поддержки и помощи трудно и сложно. Поэтому так важно, чтобы рядом с вами были родители, учителя и другие взрослые, которые поддержат и помогут».

При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».

В таком «дневнике» могут отмечаться:

  • тема занятия;

  • ценности, обсуждаемые в ходе занятия;

  • основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия;

  • ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;

  • творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;

  • любая другая информация по теме занятия.

Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!