Сценарий занятия
Зоя. К 100 летию011110 0-летию
со дня рождения
Зои Космодемьянской
1–2 классы
18 сентября 2023 г.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 1-2 классов по теме:
«ЗОЯ. К 100 ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЗОИ КОСМОДЕМЬЯНСКОЙ»
Цель занятия: познакомить обучающихся с подвигами юных героев; способствовать осознанию младшими школьниками общечеловеческих нравственных и жизненных ценностей (любовь к родной стране, долг, ответственность, готовность к подвигу); развивать понимание необходимости помнить историю своей страны и подвиги народа.
Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине и гордость за свою страну, историческая память и преемственность поколений.
Основные смыслы: любовь и беззаветное служение Отечеству лежат в основе героических поступков наших соотечественников на протяжении всей многовековой истории России. Многие юноши и девушки (в том числе и Зоя Космодемьянская) совершали военные и трудовые подвиги во имя любви к своему народу и Отечеству. Традиция защищать то, что ты любишь (Родину, родителей, свой дом, друзей...) и по сей день особо актуальна среди жителей нашей страны.
Планируемые результаты Личностные:
эмоционально откликаться на знакомство с судьбами юных героев времён Великой Отечественной войны; обдумывать их поступки, ценить их подвиги; сопереживать всем людям, которые верили в победу и делали всё возможное для неё;
стремиться к расширению своих знаний, воспринимать информацию о роли молодого поколения в борьбе за освобождение нашей Родины от фашистских захватчиков как историческую правду, которую нельзя забывать;
проявлять желание изучать историю нашей Родины, хранить семейные реликвии, связанные со страницами героической защиты страны от чужеземных врагов.
Метапредметные:
проявлять интерес к изучению фактов о Великой Отечественной войне;
иметь общее представление об анализе текстовой, фото- и видеоинформации, сравнивать её;
активно участвовать в обсуждении предложенных проблем, высказывать своё мнение.
Основной посыл: Во время Великой Отечественной войны юные герои плечом к плечу с взрослыми встали на защиту нашей страны. Известные и неизвестные герои сражались на фронтах и оказывали сопротивление в оккупации, и до конца выполнили свой долг, защищая Родину. Имена Лёни Голикова, Валентина Котика, Зои Космодемьянской и многих других стали символом героизма, мужества и патриотизма советского народа в годы Великой Отечественной войны против фашизма.
Партнёр занятия:
Российское военно-историческое общество, https://rvio.histrf.ru/.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагментов, презентации, включает в себя работу с текстовой информацией и иллюстрациями.
Комплект материалов:
сценарий https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/zoi-12-script.pdf
методические рекомендации https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/zoi-12-method_recom.pdf
видеофрагменты:
Говорим о важном с В.Р. Мединским разговоры о важном 18 сентября 2023 Зоя Космодемьянская https://youtu.be/sX__2FByCp0?si=ZPR2c4QTCJ5mYf6g
Зоя видеоролик для классного часа разговоры о важном 18 сентября 2023 тема 100-летию со дня рождения https://youtu.be/v73azm-O3z0?si=0eYo9ffESTl-0efq
Никто не забыт ни что не забыто https://razgovor.edsoo.ru/video/2805/
Структура занятия
Часть 1. Мотивационная.
Работа с иллюстративным материалом: рассматривание и обсуждение фотографий на тему – участие детей и молодых людей в борьбе с фашистскими захватчиками. Просмотр видеоролика с выступлением федерального спикера.
Часть 2. Основная.
Подвиг во имя жизни на родной земле: история жизни и гибели Зои Космодемьянской. «Идём в музей»: рассматривание и обсуждение онлайн-материалов музейной экспозиции в селе Петрищево Московской области. Истоки духовной силы растущего человека: семейные традиции воспитания, любовь и уважение к родителям, любовь к малой Родине (на примере фактов биографии Зои и Шуры Космодемьянских, чтение писем, дневниковых записей).
Часть 3. Заключение.
Подведение итогов занятия, формулирование вывода о важности сохранения исторической памяти, преемственности поколений, проявлении почтения и уважения к
людям, вставшим на защиту нашей Родины. Чтение стихотворения С. Пивоварова
«Старый снимок».
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная. Учитель.
Растаял утренний туман,
Красуется весна...
Сегодня дедушка Иван
Начистил ордена.
Мы вместе в парк идём
Встречать
Солдат, седых, как он.
Они там будут вспоминать
Свой храбрый батальон.
Там по душам поговорят
О всех делах страны,
О ранах, что ещё болят
С далёких дней войны… (Г. Ладонщиков)
О каком событии говорится в стихотворении? Есть ли в вашей семье ветераны, участники Великой Отечественной войны? Хранятся ли у вас дома фотографии или другие реликвии времён Великой Отечественной войны? Расскажите.
Ответы детей.
Так как беседа учитывает личный опыт, то педагогу, желательно, подготовить пример и из своего семейного архива.
Учитель.
И сегодня мы с вами вспомним о страницах Великой Отечественной войны. Рассмотрите фотографии. Что изменилось в жизни людей, когда враги пришли на нашу землю?
Учитель.
Война сразу изменила жизнь людей, мирную жизнь страны. Дни счастливой жизни были разрушены, а впереди — километры трудных дорог и страшных боёв, тяжелейших лет борьбы за освобождение нашей страны.
Чтец 1.
Против нас полки сосредоточив, Враг напал на мирную страну.
Белой ночью, самой белой ночью Начал эту чёрную войну!
Чтец 2.
Только хочет он или не хочет, А своё получит от войны:
Скоро даже дни, не только ночи, Станут, станут для него черны!
(В. Шефнер)
В зависимости от организационных условий и уровня подготовки класса, учитель выбирает один из вариантов работы со стихотворением. Первый вариант продолжения сценария: учитель сам выразительно читает предложенные строчки из стихотворения. Второй вариант предполагает привлечение обучающихся к выразительному чтению стихотворения. В этом случае учитель готовит к занятию отрывки из стихотворений, распределяет их перед занятием или раздаёт на занятии для выразительного чтения обучающимися.
Учитель.
И наравне со взрослыми в борьбе с захватчиками участвовали и ваши сверстники.
Рассмотрите фотографии, опишите юных героев.
Учитель.
На фотографии партизаны. Партизаны — это смелые, мужественные люди, которые вели беспощадную борьбу с врагом в его тылу. Они взрывали вражеские составы, поезда с военной техникой, передавали важные сведения нашим войскам. В те дни мальчишки и девчонки рано взрослели, они жили по суровым законам войны. И сегодня наше занятие посвящается юным героям войны.
Демонстрация выступления федерального спикера.
Часть 2. Основная. Учитель.
Всё небо объято грозою,
Стрельба в Подмосковье слышней. Прощается школьница Зоя
С любимой Москвою своей.
(З.Александрова)
Это строки о Зое Космодемьянской — юной партизанке, погибшей от рук фашистов.
Методические рекомендации: учитель напоминает второклассникам о том, что в прошлом году была беседа о героях и героизме, и жизнь Зои Космодемьянской – особенный пример героизма. Она первая женщина – Герой Советского Союза во время Великой Отечественной войны.
Учитель.
Зоя – простая девочка, как и многие дети того довоенного времени, радующаяся всему чистому и светлому вокруг, любящая каждое мгновение жизни. Зоя вела дневник,
записывала свои мысли от прочитанных книг и впечатления от событий, что с ней происходили. Что можно сказать о девочке, прочитав эти записи?
Послушайте: в сочинении «Как я провела лето» Зоя написала так: «У костра хорошо думается. Хорошо у костра слушать рассказы, а потом петь песни. После костра ещё больше понимаешь, как славно жить в лагере (пионерском) и ещё больше хочешь дружить с товарищами».
Ответы детей.
Учитель.
На 86-м километре Минского шоссе, неподалёку от деревни Петрищево установлен памятник Зое Космодемьянской со словами: «Зое, бессмертной героине советского народа». Посмотрим с вами небольшой видеофрагмент о музейной экспозиции в селе Петрищево Московской области, и узнаем о Зое Космодемьянской.
Демонстрация видео (дикторский текст).
Это музейный комплекс «Зоя», посвящённый жизни и подвигу Героя Советского Союза Зои Космодемьянской. Он находится в деревне Петрищево Московской области.
В день, когда началась война, Зое не было ещё и 18 лет. Но юная девушка считала своим долгом сделать всё, что от неё зависит, чтобы помочь советским солдатам и родине. Поэтому в октябре 1941 года она добровольно ушла на фронт.
В это время враг подступал к Москве, и остановить его – даже ценой жизни – было самым важным.
Зоя и её товарищи получили задание отправиться во вражеский тыл, чтобы взрывать вражескую технику, дороги и мосты, обрывать связь и уничтожать склады с оружием.
В конце ноября 41 года Зою схватили фашисты в деревне Петрищево. На допросе девушка проявила мужество и стойкость: не выдала товарищей и ничего не рассказала врагу. Тогда фашисты казнили Космодемьянскую.
Память о подвиге разведчицы, о её мужестве и героизме до сих пор в сердцах людей.
За героизм и стойкость Космодемьянской присвоили звание Героя Советского Союза посмертно.
Учитель.
Как вы понимаете выражение «подвиг во имя Отечества»? Какие качества проявляли герои?
(Ответы детей: стойкость, мужество, любовь к Родине).
Учитель.
Тепло семьи, привычка к труду и чувство ответственности, воспитанные родителями, любовь к Родине и стремление сделать что-то настоящее для людей – вот что было в характере Зои. Зоя очень любила читать, и, по словам матери, читала серьёзные книги о настоящих чувствах, героях, победе добра над злом, и когда пришёл враг и началась война, она, как и её сверстники, встала на беззаветную защиту всего того, что любила: родителей, друзей, своего дома, своей родной земли.
Её имя стало символом борьбы с врагом. Рвался на фронт и её брат, Александр Космодемьянский. В 1943 году он окончил военное танковое училище, и с этого момента он сражался с фашистами, а на танке, которым Александр командовал, было написано «За Зою!». Совсем чуть-чуть Александр не дожил до Победы, в апреле 1945 года он погиб, за мужество, отвагу и героизм ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Методический комментарий: учитель может обсудить, какой была семья Космодемьянских, где выросли два Героя Советского Союза, и обращает внимание обучающихся на то, что выбор Зои и Саши – сражаться за Родину, был основан на воспитании в семье и школе. Родители Зои – Анатолий и Любовь Космодемьянские были учителями в школе. Анатолий принадлежал к духовному сословию, в своё время учился в духовной семинарии. Его отца звали Петр Косьмодемьянский (фамилия произошла от имён святых Косьмы и Дамиана), он был священником местной церкви. Духовно-нравственное воспитание стало особым формирующим моментом в характере Зои и её последующем героизме.
Часть 3. Заключительная Учитель.
В годы Великой Отечественной войны совершали подвиги и становились героями многие мальчики и девочки, юноши и девушки. Некоторые из них стали известны всей стране, о ком-то мы до сих пор ничего не знаем.
Фотоснимок на стене – В доме память о войне.
Димкин дед На этом фото:
С автоматом возле дота, Перевязана рука, Улыбается слегка…
Здесь всего на десять лет Старше Димки
Димкин дед.
(С. Пивоваров)
Юные герои войны - Володя Дубинин, Марат Казей, Лара Михеенко, Александр Чекалин и многие-многие другие.
Демонстрация видео (дикторский текст).
Никто не забыт! Ничто не забыто…
Лёня Голиков. Летом 1942 года около деревни Варницы Лёня подорвал машину и добыл вражеские документы о наступлении. Атака немцев была сорвана. За этот подвиг мальчик был представлен к званию Героя Советского Союза.
Валентин Котик. К 1943 году он стал настоящим партизаном, который наравне со взрослыми участвовал в боях с фашистами. В том же году Валя совершил свой первый громкий подвиг – нашёл и подорвал телефонный кабель, который напрямую соединял командование фашистов. Подрыв кабеля существенно осложнил связь захватчиков.
Витя Коробков. Разведчик-партизан, который поддерживал связь между партизанами и собирал сведения о враге. Был пойман фашистами, но на допросе проявил стойкость и мужество. Враги не добились от него никакой информации. Посмертно награждён медалью «За отвагу».
Наша вечная память и слава всем, кто в страшные годы войны отдал за нас, ныне живущих, самое дорогое – жизнь. И мы вечно будем помнить о них.
ПОСТРАЗГОВОР
Конкурс рисунков, посвящённых юным героям, «Мир, который они защитили». Просмотр советских и современных художественных фильмов (фрагментов),
отражающих подвиги юных героев в Великой Отечественной войне: «Улица младшего сына», «Смелые люди», «Сын полка», «Офицеры».
Экскурсии в музеи, посещение памятных мест, связанных с Великой Отечественной войной.
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Русский язык: работа над сочинением-описанием памятников, посвящённых юным героям – антифашистам.
Литературное чтение: чтение и обсуждение поэтических и прозаических произведений, посвящённых жизни и подвигам детей и молодых людей в военные годы (Л.Т. Космодемьянская «Повесть о Зое и Шуре», В.П. Катаев «Сын полка», рассказы о юных героях Великой Отечественной войны).
Окружающий мир: страницы истории Великой Отечественной войны.
Технология: изготовление поделок, открыток в подарок пожилым родственникам, детям войны, ветеранам.
Музыка: прослушивание и исполнение военных песен.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Музейный комплекс «Памяти Героя Советского Союза Зои Космодемьянской», https://mk-zoya.ru/tour/
Парк Победы, https://victorymuseum.ru/projects/park-pobedy/ Программа «Орлята России», https://orlyatarussia.ru/
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ
Благодарность всем защитникам нашей страны за проявление героизма и сохранение мира.
Благодарность государству за поддержку проектов и общественных движений, сохраняющих память о подвигах нашего народа в годы Великой Отечественной войны.
Места Москвы, связанные с Зоей Космодемьянской:
Могила Зои Космодемьянской на Новодевичьем кладбище,
Школа № 201, где учились Зоя и Александр Космодемьянские
Методические рекомендации
Зоя.-КК 100 летию со дня рождения
Зои Космодемьянской
1–2 классы
18 сентября 2023 г.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 1-2 классов по теме:
«ЗОЯ. К 100 ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЗОИ КОСМОДЕМЬЯНСКОЙ»
Цель занятия: познакомить обучающихся с подвигами юных героев; способствовать осознанию младшими школьниками общечеловеческих нравственных и жизненных ценностей (любовь к родной стране, долг, ответственность, готовность к подвигу); развивать понимание необходимости помнить историю своей страны и подвиги народа.
Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине и гордость за свою страну, историческая память и преемственность поколений (см. Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, п. 25, http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001?index=9&rangeSize=1)
.
Основные смыслы: знание героических страниц в истории России является отражением исторической памяти. Наша страна чтит своих героев. Многие юноши и девушки (в том числе и Зоя Космодемьянская) совершали военные и трудовые подвиги во имя жизни и свободы. Во многих семьях бережно хранят реликвии, связанные с родными людьми, которые в тяжёлые для страны годы Великой Отечественной войны встали на защиту Родины.
Планируемые результаты Личностные:
эмоционально откликаться на знакомство с судьбами юных героев времён Великой Отечественной войны; обдумывать их поступки, ценить их подвиги; сопереживать всем людям, которые верили в победу и делали всё возможное для неё;
стремиться к расширению своих знаний, воспринимать информацию о роли молодого поколения в борьбе за освобождение нашей Родины от фашистских захватчиков как историческую правду, которую нельзя забывать;
проявлять желание изучать историю нашей Родины, хранить семейные реликвии, связанные со страницами героической защиты страны от чужеземных врагов.
Метапредметные:
проявлять интерес к изучению фактов о Великой Отечественной войне;
иметь общее представление об анализе текстовой, фото- и видеоинформации, сравнивать её;
активно участвовать в обсуждении предложенных проблем, высказывать своё мнение.
Основной посыл: во время Великой Отечественной войны юные герои плечом к плечу со взрослыми встали на защиту нашей страны. Известные и неизвестные герои сражались на фронтах и оказывали сопротивление в оккупации, и до конца выполнили свой долг, защищая Родину. Имена Лёни Голикова, Валентина Котика, Зои Космодемьянской и многих других стали символом героизма, мужества и патриотизма советского народа в годы Великой Отечественной войны против фашизма.
Партнёр занятия:
Российское военно-историческое общество, https://rvio.histrf.ru/.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагментов, презентации, включает в себя работу с текстовой информацией и иллюстрациями.
Комплект материалов:
Сценарий занятия https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/zoi-12-script.pdf
Методические рекомендации https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/zoi-12-method_recom.pdf
Говорим о важном с В.Р. Мединским разговоры о важном 18 сентября 2023 Зоя Космодемьянская https://youtu.be/sX__2FByCp0?si=ZPR2c4QTCJ5mYf6g
Зоя видеоролик для классного часа разговоры о важном 18 сентября 2023 тема 100-летию со дня рождения https://youtu.be/v73azm-O3z0?si=0eYo9ffESTl-0efq
Никто не забыт ни что не забыто https://razgovor.edsoo.ru/video/2805/
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная.
Задача мотивационной части на этом занятии – рассказать младшим школьникам о событиях, связанных с Великой Отечественной войной. Это чрезвычайно трудный разговор для современного ребёнка. При работе с иллюстративным материалом учителю следует постараться пробудить у первоклассников и второклассников чувство сопереживания советским людям, внезапно оказавшимся перед лицом смертельной опасности, в одночасье поменявшаяся жизнь которых несла тяготы, лишения, страдания военного времени.
Прочтение стихотворения Г. Ладонщикова подводит к разговору о фотоснимках и других реликвиях времён Великой Отечественной войны, которые могут храниться в семьях. Так как обучающимся 1–2 классов пока сложно рассказывать о своём личном
опыте, о реликвиях, которых хранятся в их семьях, то педагогу важно поделиться с ребятами своим заранее подготовленным материалом. Это поможет показать преемственность поколений в сохранении исторической памяти и создать необходимый эмоциональный настрой.
При работе со стихотворением В. Шефнера учитель выбирает вариант в зависимости от уровня класса: или сам выразительно читает предложенные строчки из стихотворения, или привлекает учеников к выразительному чтению стихотворения. Выбирая второй вариант, учитель готовит к занятию отрывки из стихотворений, распределяет их перед занятием или раздаёт на занятии для выразительного чтения обучающимися.
Продолжают сценарий просмотр и обсуждение с детьми фотографий на тему – участие детей и молодых людей в борьбе с фашистскими захватчиками. Учителю следует постараться получить эмоциональный отклик у своих учеников, побудить их высказаться, что они видят на представленных фотографиях, как по сравнению с современными детьми выглядят люди на снимках, какие предметы их окружают, по возможности понять, что они в этот момент делают или собираются сделать.
Мотивационная часть завершается просмотром видеоролика с выступлением федерального спикера и обсуждением услышанного.
Часть 2. Основная.
Поскольку одной из целей этого внеурочного занятия является знакомство обучающихся с подвигами юных героев, строки З. Александровой о Зое Космодемьянской — юной партизанке, погибшей от рук фашистов, и начинают основную часть. На основании фрагментов дневниковых записей, воспоминаний матери девушки детям раскрывается подвиг во имя жизни на родной земле: история жизни и гибели партизанки.
Цитаты из школьного сочинения Зои «Как я провела лето» позволяют подумать над чертами её характера, попробовать представить, какой она была, о чём размышляла.
Затем ребята смотрят небольшой видеофрагмент о подвиге девушки.
Демонстрация видео (дикторский текст).
Это музейный комплекс «Зоя», посвящённый жизни и подвигу Героя Советского Союза Зои Космодемьянской. Он находится в деревне Петрищево Московской области.
В день, когда началась война, Зое не было ещё и 18 лет. Но юная девушка считала своим долгом сделать всё, что от неё зависит, чтобы помочь советским солдатам и Родине. Поэтому в октябре 1941 года она добровольно ушла на фронт.
В это время враг подступал к Москве, и остановить его – даже ценой жизни – было самым важным.
Зоя и её товарищи получили задание отправиться во вражеский тыл, чтобы взрывать вражескую технику, дороги и мосты, обрывать связь и уничтожать склады с оружием.
В конце ноября 41 года Зою схватили фашисты в деревне Петрищево. На допросе девушка проявила мужество и стойкость: не выдала товарищей и ничего не рассказала врагу. Тогда фашисты казнили Космодемьянскую.
Память о подвиге разведчицы, о её мужестве и героизме до сих пор в сердцах людей. За героизм и стойкость Космодемьянской присвоили звание Героя Советского Союза посмертно.
Дополнительно педагог может использовать материалы Музейного комплекса
«Памяти Героя Советского Союза Зои Космодемьянской», https://mk-zoya.ru/tour/.
В продолжение разговора учитель организует диалог об истоках духовной силы растущего человека: семейные традиции воспитания, любовь к Родине. Ученики обсуждают, что же помогает формированию важнейших качеств в молодом человеке – готовность поддерживать близких, защищать свою землю даже ценою собственной жизни, вера в победу над врагом. В результате этого обсуждения ученики размышляют над смыслом выражения «подвиг во имя Отечества», называют качества, которые необходимы, чтобы совершить такой подвиг, например: стойкость, мужество, любовь к Родине. Говорят о том, почему имя Зои Космодемьянской стало символом борьбы с врагом.
Часть 3. Заключение.
Подведение итогов занятия, формулирование выводов о важности сохранения исторической памяти, преемственности поколений, проявлении почтения и уважения к людям, вставшим на защиту нашей Родины.
Учитель акцентирует внимание учеников на том факте, что в годы Великой Отечественной войны многие мальчики и девочки, юноши и девушки совершали военные и трудовые подвиги во имя жизни и свободы и становились героями, и предлагает просмотреть видео.
Демонстрация видео (дикторский текст).
Никто не забыт! Ничто не забыто…
Лёня Голиков. Летом 1942 года около деревни Варницы Лёня подорвал машину и добыл вражеские документы о наступлении. Атака немцев была сорвана. За этот подвиг мальчик был представлен к званию Героя Советского Союза.
Валентин Котик. К 1943 году он стал настоящим партизаном, который наравне со взрослыми участвовал в боях с фашистами. В том же году Валя совершил свой первый громкий подвиг – нашёл и подорвал телефонный кабель, который напрямую
соединял командование фашистов. Подрыв кабеля существенно осложнил связь захватчиков.
Витя Коробков. Разведчик-партизан, который поддерживал связь между партизанами и собирал сведения о враге. Был пойман фашистами, но на допросе проявил стойкость и мужество. Враги не добились от него никакой информации. Посмертно награждён медалью «За отвагу».
Наша вечная память и слава всем, кто в страшные годы войны отдал за нас, ныне живущих, самое дорогое – жизнь. И мы вечно будем помнить о них.
Ребята задумываются над вопросом, почему мы не имеем права забывать о тех, кто в страшные военные годы отдали за нас, сегодня живущих, самое дорогое – свою жизнь. В конце занятия учитель предлагает прочитать стихотворение С. Пивоварова «Старый снимок» и подумать над вопросом: почему так важно уважать и хранить память о людях, юных и взрослых, защитивших и освободивших нашу страну от фашистских захватчиков.
Цель занятия можно считать достигнутой, если первоклассники и второклассники смогут эмоционально откликнуться, почувствовать благодарность всем защитникам нашей страны за проявление героизма и сохранение мира и захотят продолжить начатый разговор.
О Великой Отечественной войне и её героях можно говорить очень много и, конечно, такой разговор выходит за рамки одного внеурочного занятия и должен продолжаться на разных предметах. В связи с этим мы предлагаем педагогам различные варианты последующей работы: конкурс рисунков, чтение и обсуждение поэтических и прозаических произведений, просмотр художественных фильмов (фрагментов), отражающих подвиги юных героев в Великой Отечественной войне; прослушивание и разучивание военных песен; посещение с учениками памятных мест, связанных с Великой Отечественной войной и т. п.
ПОСТРАЗГОВОР
Конкурс рисунков, посвящённых юным героям, «Мир, который они защитили». Просмотр советских и современных художественных фильмов (фрагментов),
отражающих подвиги юных героев в Великой Отечественной войне: «Улица младшего сына», «Смелые люди», «Сын полка», «Офицеры».
Экскурсии в музеи, посещение памятных мест, связанных с Великой Отечественной войной.
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Русский язык: работа над сочинением-описанием памятников, посвящённых юным героям – антифашистам.
Литературное чтение: чтение и обсуждение поэтических и прозаических произведений, посвящённых жизни и подвигам детей и молодых людей в военные годы (Л.Т. Космодемьянская «Повесть о Зое и Шуре», В.П. Катаев «Сын полка», рассказы о юных героях Великой Отечественной войны).
Окружающий мир: страницы истории Великой Отечественной войны.
Технология: изготовление поделок, открыток в подарок пожилым родственникам, детям войны, ветеранам.
Музыка: прослушивание и исполнение военных песен.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Музейный комплекс «Памяти Героя Советского Союза Зои Космодемьянской», https://mk-zoya.ru/tour/
Парк Победы, https://victorymuseum.ru/projects/park-pobedy/ Программа «Орлята России», https://orlyatarussia.ru/
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ
Благодарность всем защитникам нашей страны за проявление героизма и сохранение мира.
Благодарность государству за поддержку проектов и общественных движений, сохраняющих память о подвигах нашего народа в годы Великой Отечественной войны.
Места Москвы, связанные с Зоей Космодемьянской:
Могила Зои Космодемьянской на Новодевичьем кладбище,
Школа № 201, где учились Зоя и Александр Космодемьянские
При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведениеобучающимися
дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».
В таком «дневнике» могут отмечаться:
тема занятия;
ценности, обсуждаемые в ходе занятия;
основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия;
ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты потематике занятия;
творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;
любая другая информация по теме занятия.
Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.