СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА» 3-4 классы. 20 февраля 2023 г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА» 3-4 классы. 20 февраля 2023 г. 

Просмотр содержимого документа
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА» 3-4 классы. 20 февраля 2023 г.»

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ

Сценарий занятия

ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА

3-4 классы

20 февраля 2023 г.


ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 3-4 классов по теме
«ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА»

Цель занятия: познакомить обучающихся с историей и традициями праздника 23 Февраля, «Дня защитника Отечества»; воспитывать чувство благодарности и уважения к защитникам Отечества за сохранение мира в нашем государстве.

Формирующиеся ценности: патриотизм, служение Отечеству, любовь к Родине.

Планируемые результаты.

Личностные:

  • проявлять позитивное восприятие истории и традиций российской армии;

  • осознавать важность мирной жизни для счастливого детства, трудовой деятельности людей;

  • испытывать чувство благодарности и уважения к защитникам Отечества.

Метапредметные:

  • проявлять активность при восприятии и оценке текстовой и видеоинформации (в соответствии с учебной задачей);

  • строить речевое высказывание: отвечать на вопрос, выражать своё мнение, формулировать суждения, описывать изображения;

  • участвовать в коллективном формулировании вывода по результатам обсуждения;

  • соблюдать правила ведения диалога.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагментов, презентации, включает в себя анализ текстовой информации и иллюстраций.

Комплект материалов:

  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/defenderday-34-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/defenderday-34-method_recom.pdf

  • видеофрагмент

https://razgovor.edsoo.ru/video/1956/

https://razgovor.edsoo.ru/video/1904/

https://razgovor.edsoo.ru/video/1905/

https://razgovor.edsoo.ru/video/1906/

  • презентация

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/defenderday-34-presentation.pdf

  • комплект интерактивных заданий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/defenderday-34-1/index.html?back_url=/topic/38/grade/34/

Структура занятия

Часть 1. Мотивационная

Вводная беседа «Каковы традиции русских воинов во все времена?». Вводная информация поможет развернуть разговор в основной части занятия. Важно поддержать возникающее в беседе чувство благодарности и уважения к защитникам Отечества.

Часть 2. Основная

Просмотр видеоматериала - центральный элемент основной части занятия. После просмотра видеоматериала организуется беседа и выполняется интерактивное задание «Виды вооружённых сил России». Завершается основная часть познавательной беседой «Символ доброты и человечности» (с использованием видео о подвиге солдата в Берлине).

Часть 3. Заключение

Подведение итогов состоявшегося обсуждения.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Учитель.

Здравствуйте, ребята! Скоро праздник 23 Февраля - День защитника Отечества. Название праздника в разные годы звучало по-разному: День Красной армии, День Советской армии, День Советской армии и Военно-морского флота, но всегда этот праздник связан с любовью к Родине, с благодарностью к её защитникам.

Рассмотрите изображения. Кто из этих воинов защищал Родину в самое далёкое от нас время? Кто из этих воинов стоит на страже современной России?

(Ответы детей).


Учитель.

Воины защищали нашу родную землю в разное время, поэтому 23 февраля - это и День воинской славы России. В этот день мы вспоминаем лучшие традиции, которые сохраняются в российской армии и передаются из поколения в поколение. Безусловно, среди этих традиций - отвага и мужество. Но мирный дом и счастливое детство начинаются с доброты, бескорыстия и человечности. Об этих традициях русских воинов мы и поговорим сегодня.

Часть 2. Основная

Учитель.

День защитника Отечества напоминает нам обо всех воинских подвигах в истории нашего государства. Мы чествуем всех русских воинов: от древнерусских воинов-дружинников до современных бойцов. В этом празднике главное не событие или эпоха, род войск или наличие наград. Г лавное - память о славных победах и подвигах, а также надежда и поддержка тех, кто сегодня готов встать на защиту Отечества.

Узнаем о празднике подробней вместе с Фёклой и Иваном, с ними мы уже встречались на наших занятиях.

Демонстрация видео 1 часть (дикторский текст).

ФЁКЛА. Цветные фломастеры я подарю Мише! Он любит рисовать. Толя любит спорт, ему я подарю ракетки для бадминтона. А Саше я подарю...

В комнату входит Иван.

ИВАН. Привет, Фёкла! Чем занимаешься?

ФЁКЛА. Здравствуй, Ваня. Я готовлю подарки своим друзьям к 23 Февраля.

ИВАН. Молодец, Фёкла! А ты знаешь, как называется этот праздник?

ФЁКЛА. Если 8 Марта - Международный день женщин, то 23 Февраля...э... Международный мальчуковый день?

ИВАН. Ты не угадала. Этот праздник называется «День защитника Отечества».

ФЁКЛА. Что-то я не поняла. Разве Толя, Миша и Саша - защитники Отечества? Они же ещё маленькие.

ИВАН. 23 февраля принято поздравлять всех мужчин, которые защищали, защищают и будут защищать в будущем нашу страну. Твои друзья ещё маленькие. Но уже сейчас они могут защищать младших, слабых, и всех, кто нуждается в их защите.

ФЁКЛА. А я всегда защищаю младших!

ИВАН. Это правильно, Фёкла!

ФЁКЛА. Вань, скажи, а если я девочка - то, получается, что я не могу служить в армии.

ИВАН. В армии России служат немало женщин - защитниц Отечества. Их, кстати, в этот день тоже принято поздравлять.

ФЁКЛА. Знаешь, Ваня...Мои друзья - они такие разные... И что? Все они могут вырасти настоящими защитниками Отечества?

ИВАН. Конечно, армия закаляет характер. Превращает мальчиков в настоящих мужчин. Кроме того, армия использует их способности для защиты нашей страны. В нашей армии существуют различные виды войск: Сухопутные войска, Воздушно-космические силы и Военно-морской флот. Армия защищает Родину на суше, в море и в небе.

Учитель.

Какова роль армии в жизни страны?

(Ответы детей: армия защищает нашу Родину).

Учитель.

Служить и защищать Отечество - это значит оберегать мирную жизнь нашего народа, и поэтому профессия военного всегда была в нашей стране одной из самых уважаемых и почетных. В современной российской армии существуют различные виды войск: Сухопутные войска, Воздушно-космические силы и Военно-Морской флот. Выполним интерактивное задание.

Интерактивное задание №1 «Армия России».

Формат работы - фронтальный.

При открытии вкладки «Сухопутные войска», «Военно-морской флот» и «Воздушно-космические силы» появляется набор военной техники.

Надо соотнести виды военной техники, относящиеся к 1, 2 или 3 видам войск. При нажатии на иконку «?» рядом с изображением военной техники появляется ее краткое описание.

При правильной подборке видов вооружений проигрывается ролик, демонстрирующий современную военную технику того или иного вида войск.

По завершении интерактива собирается общий «щит» страны, иллюстрирующий единство сухопутных войск, ВМС и ВКС.


Учитель.

Защитник, защищать - создавать щит, оберегающий мирную жизнь людей. Российская армия - одна из самых мощных в мире, но она всегда использовала свой потенциал для защиты.

Учитель.

Продолжим наш разговор и узнаем, о чём ещё говорят наши герои Фёкла и Иван.

Демонстрация видео 2 часть (дикторский текст).

ФЁКЛА. Как, здорово! Вань, расскажи... А, почему мы отмечаем этот праздник именно 23 февраля?

ИВАН. Для того чтобы ответить на твой вопрос, мы должны перенестись на сто лет назад. В 1922 году в нашей стране было принято официальное решение проводить праздник 23 февраля. Тогда он назывался иначе: День Красной армии и флота.

ФЁКЛА. А почему наша армия называлась Красной?

ИВАН. Тогда у нашей страны был флаг красного цвета. Поэтому армия и получила такое название. А страна наша тогда называлась Союз Советских Социалистических республик. Сокращённо - СССР. Красная Армия смело защищала рубежи нашей страны. Именно эта армия сумела отразить нападение и сокрушить армию фашистской Германии, дойдя до Берлина. Также были побеждены союзники Германии на западе и Японская армия на востоке. После Отечественной войны, в 1949 году праздник был переименован и стал называться День Советской армии и Военно-морского флота. Армия продолжила стоять на страже наших границ, сохраняя для граждан нашей страны мир и покой. Этот праздник является Днём воинской славы России и имеет долгую и героическую историю.

Идея чествовать своих героев-защитников не нова. Она заимствована из старины. Ещё в дореволюционной России тоже существовал памятный день, посвящённый всем воинам. Праздник отмечали в День святого Георгия Победоносца. Этот Святой всегда считался на Руси покровителем всего русского войска.

ФЁКЛА. А когда праздник 23 Февраля стал называться Днём защитника Отечества?

ИВАН. Это произошло в 1995 году уже в современной России. В этот день мы отдаём дань уважения всем тем, кто защищал, защищает и будет защищать нашу страну. Принято чествовать ветеранов, возлагать венки к памятным местам, могилам неизвестных солдат, вечному огню. По всей стране проходят праздничные концерты и мероприятия. А заканчивается этот день праздничным салютом. Профессия военного во все времена является почётной. Традиция уважительно относиться к защитникам Родины - часть культуры нашего государства. Многое менялось в нашей стране за последние 100 лет, но что бы ни происходило - армия всегда стояла на страже и защите нашего народа. И мы должны уважать и гордиться нашей армией и военными, которые порой ценой собственной жизни оберегают наш мир и покой.

ФЁКЛА. Я столько всего нового узнала. И, кстати, я для тебя тоже приготовила подарок.

ИВАН. Фёкла, ты меня заинтриговала...

ФЁКЛА. Лучший подарок для тебя, конечно же, стихотворение. Мальчики, парни, мужчины!

Цвет восходящей зари!

Гордость старинной былины –

Русские богатыри!

Станьте опорой России,

Светлой надеждой страны,

Умной и доброю силой,

Родины нашей сыны!

Чтобы всегда восхищаться

Вами Россия могла,

Не нападать - защищаться,

Землю свою сберегла.

Вашею сильной рукою

Мир нужно нам сохранить,

Чтобы счастливой судьбой

Внукам и правнукам жить!

Учитель.

Сейчас вы ходите в школу, занимаетесь спортом, играете, у вас есть друзья. Но много лет назад у нас в стране была большая война: Великая Отечественная война. Это была жестокая и разрушительная война. Когда она началась? Когда закончилась?

(Ответы детей).

Учитель.

Наша армия дошла до Берлина, шли последние дни войны, бои шли на улицах Берлина. Посмотрим видео о тех событиях.

Демонстрация видео (дикторский текст).

30 апреля 1945 года старший сержант Николай Масалов, рискуя своей жизнью, вынес из-под огня немецкую девочку... Это событие стало сюжетом памятника Воину-освободителю в Берлине.

История произошла в самом конце войны в Тиргартене — одном из центральных районов германской столицы, во время боёв за взятие Берлина.

Солдаты 79-й гвардейской стрелковой дивизии под началом Василия Чуйкова обнаружили вражеские войска, которые защищали бункер Гитлера.

Незадолго до решающей атаки воцарилась тишина. И вдруг в этой тишине прозвучали крики маленькой девочки, которая звала маму. Их услышал Николай Масалов и бросился на помощь. Укрываясь от осколков и пуль, он дополз до ребёнка, взял на руки и понёс. Девочка начала кричать ещё громче, тогда, чтобы крик ребёнка не выдал его немецким солдатам, он попросил своих прикрыть его, и советские воины ответили шквальным огнём. Под прикрытием этого огня сержант Масалов невредимым добрался до своих и передал спасённого ребенка в штаб полка.

Учитель.

Какие качества проявил русский солдат? Думал ли солдат о благодарности и наградах?

(Ответы детей).

Учитель.

Почему люди из других стран помнят поступок этого солдата? Почему этот поступок так запал в память людей? Что вызвало такой добрый отклик в их сердцах?

(Ответы детей).

Учитель.

Солдаты проявляли и смелость, и отвагу, и терпели немыслимые тяготы военной жизни. И за это люди им благодарны. Но доброта и сочувствие к маленькой девочке, которая беспомощна, оказались даже важнее. В Берлине поставлен памятник. Его знают во всем мире: «Воин-освободитель со спасённой девочкой на руках».

Учитель.

Памятник советскому солдату с маленькой девочкой стал символом доброты и человечности. Сам герой - старший сержант гвардии Николай Иванович Масалов - о памятнике в Берлине узнал случайно уже после войны. Ему довелось там побывать: бывшему солдату вручили грамоту почётного гражданина Берлина. Такой поступок можно назвать бескорыстным. Что может человека побудить его совершить? Как вы думаете?

(Ответы детей: Любовь к человеку. Желание помочь. Человек не может спокойно видеть страдания других.)

Учитель.

Бескорыстный поступок - это добрый поступок, совершаемый из любви к другим людям. Человек не стремится к личной выгоде, не ждёт наград и похвал. Он искренне хочет помочь другим. И иногда при этом приходится рисковать или чем-то жертвовать. И традициями солдата российской армии всегда были и остаются: любовь к Отчизне, защита детей, стариков и женщин, желание помочь и защитить другого.

Часть 3. Заключительная

Учитель.

Наша армия, прежде всего, защищает возможность каждого гражданина России жить в мире и согласии. Праздник День защитника Отечества - символ мужества и преданности Отечеству, отмечается с гордостью, с уважением ко всем защитникам родной страны, прежде всего к тем, кто сегодня стоит на страже рубежей России.

Учитель.

Кого из близких людей - в семье, среди друзей и знакомых - вы будете поздравлять? Какие тёплые слова вы скажете? Что пожелаете?

(Ответы детей.)

Учитель.

Мы поздравляем военных. Они - наши главные защитники: находятся на боевом посту.

Мы поздравляем мужчин и женщин, прошедших службу в армии. Они в опасное для Родины время встают на её защиту.

Мы поздравляем ветеранов - они защищали страну и победили фашизм.

Мы поздравляем мальчишек и юношей. Они - наши будущие защитники.


РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ

Методические рекомендации

ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА

3-4 классы

20 февраля 2023 г.


ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 3-4 классов по теме
«ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА»

Цель занятия: познакомить обучающихся с историей и традициями праздника 23 Февраля, «Дня защитника Отечества»; воспитывать чувство благодарности и уважения к защитникам Отечества за сохранение мира в нашем государстве.

Формирующиеся ценности: патриотизм, служение Отечеству, любовь к Родине.

Планируемые результаты.

Личностные:

  • проявлять позитивное восприятие истории и традиций российской армии;

  • осознавать важность мирной жизни для счастливого детства, трудовой деятельности людей;

  • испытывать чувство благодарности и уважения к защитникам Отечества.

Метапредметные:

  • проявлять активность при восприятии и оценке текстовой и видеоинформации (в соответствии с учебной задачей);

  • строить речевое высказывание: отвечать на вопрос, выражать своё мнение, формулировать суждения, описывать изображения;

  • участвовать в коллективном формулировании вывода по результатам обсуждения;

  • соблюдать правила ведения диалога.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагментов, презентации, включает в себя анализ текстовой информации и иллюстраций.

Комплект материалов:

  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/defenderday-34-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/defenderday-34-method_recom.pdf

  • видеофрагмент

https://razgovor.edsoo.ru/video/1956/

https://razgovor.edsoo.ru/video/1904/

https://razgovor.edsoo.ru/video/1905/

https://razgovor.edsoo.ru/video/1906/

  • презентация

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/defenderday-34-presentation.pdf

  • комплект интерактивных заданий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/defenderday-34-1/index.html?back_url=/topic/38/grade/34/

Структура занятия

Часть 1. Мотивационная

Занятие начинается с приветствия и краткой мотивационной беседы «Каковы традиции русских воинов во все времена?». Обучающиеся рассматривают изображения воинов, представленные в сценарии, и отвечают на вопросы:

  • Кто из этих воинов защищал Родину в самое далёкое от нас время?

  • Кто из этих воинов стоит на страже современной России?

Далее педагог делает вывод, что День защитника Отечества напоминает нам обо всех воинских подвигах в истории нашего государства. Мы чествуем всех русских воинов: от древнерусских воинов-дружинников до современных бойцов.

Также педагог подчёркивает важную мысль: в этот праздничный день мы помним, что в современной российской армии соблюдаются традиции русских воинов. На этом этапе с помощью вопросов можно уточнить, как обучающиеся понимают значение слова «традиция». При затруднении педагог может кратко объяснить, что традиции - это обычаи и поведение, которые передаются из поколения в поколение.

Обращаем внимание педагога на то, что очень важен особый эмоциональный фон данного занятия. Вводная информация должна помочь развернуть разговор в основной части занятия, но важно поддержать возникающее уже в начале разговора у детей чувство благодарности и уважения к защитникам Отечества.

Часть 2. Основная

Просмотр видеоматериала - центральный элемент основной части. Общая длительность видео достаточно большая для обучающихся, поэтому предлагается просмотр видео разделить на две части. Г ероями видеоматериалов являются Фёкла и Иван, которые обсуждают праздник «День защитника Отечества». Начинается основная часть урока с беседы по видеоматериалу (демонстрация видео 1) «Что значит защищать Отечество?».

После просмотра с помощью вопросов учитель подводит детей к выводу: служить и защищать Отечество - это значит оберегать мирную жизнь нашего народа, и поэтому профессия военного всегда была в нашей стране одной из самых уважаемых и почётных.

Далее обучающиеся выполняют интерактивное задание № 1.

Интерактивное задание №1 «Армия России».

Формат работы - фронтальный.

При открытии вкладки «Сухопутные войска», «Военно-морской флот» и «Воздушно-космические силы» появляется набор военной техники.

Надо соотнести виды военной техники, относящиеся к 1, 2 или 3 видам войск. При нажатии на иконку «?» рядом с изображением военной техники появляется ее краткое описание.

При правильной подборке видов вооружений проигрывается ролик, демонстрирующий современную военную технику того или иного вида войск.

По завершении интерактива собирается общий «щит» страны, иллюстрирующий единство сухопутных войск, ВМС и ВКС.

Продолжается занятие просмотром видеоматериала (демонстрация видео 2). Содержание видеоматериалов помогает обучающимся познакомиться с историей праздника и традициями поздравлений в этот знаменательный день. Беседа «Символ доброты и человечности» посвящена подвигу солдата, спасшего девочку в Берлине в конце Великой Отечественной войны, этот подвиг увековечен в памятнике «Воин-освободитель». Обучающимся предлагается просмотреть видео, в котором рассказывается о подвиге бойца - старшего сержанта Николая Масалова. Затем педагог организует обсуждение по вопросам. Важно добиться от детей эмоционального отклика: восхищения бесстрашием бойца, его добротой. Дети должны почувствовать и понять, что солдат из сострадания к несчастной девочке рисковал жизнью. При этом, конечно, он не думал о славе и наградах за этот бескорыстный поступок. Таким образом, в совместном обсуждении учитель подводит обучающихся к выводу, что памятник советскому солдату с маленькой девочкой стал символом доброты и человечности.

Часть 3. Заключительная

В заключительной части урока педагог вместе с детьми подводит итоги занятия. Педагог ещё раз напоминает обучающимся, кого в этот праздник принято поздравлять, задаёт вопросы, чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик:

  • Кого из близких людей - в семье, среди друзей и знакомых - вы будете поздравлять? Какие тёплые слова вы скажете? Что пожелаете?

Главные выводы урока, которые формулируются вместе с детьми:

Наша армия, прежде всего, защищает возможность каждого гражданина России жить в мире и согласии. Праздник День защитника Отечества - символ мужества и преданности Отечеству, отмечается с гордостью, с уважением ко всем защитникам родной страны, прежде всего к тем, кто сегодня стоит на страже рубежей России.

При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».

В таком «дневнике» могут отмечаться:

  • тема занятия;

  • ценности, обсуждаемые в ходе занятия;

  • основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия;

  • ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;

  • творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;

  • любая другая информация по теме занятия.

Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!