Разговоры о важном
Сценарий занятия
НАША СТРАНА – РОССИЯ
5-7 классы. Что мы Родиной зовем?
12 сентября 2022 г.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 5-7 классов по теме:
«Что мы Родиной зовем?»
Цель занятия:
Пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней; формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа, важности сохранения единства. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну.
Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, историческая память и преемственность поколений, самореализация.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение. Занятие предполагает также использование видеоролика, презентации, интерактивных заданий, включает в себя анализ информации, групповую работу с текстом и игру.
Комплект материалов:
- сценарий
https://storage.yandexcloud.net/razgovor-edsoo-ru/media/file/ourcountry-57-script.pdf
- методические рекомендации
https://storage.yandexcloud.net/razgovor-edsoo-ru/media/file/ourcountry-57-method_recom.pdf
- видеоролик
https://razgovor.edsoo.ru/video/369/
- распечатанный файл с фрагментами словарных статей,
- плакат
https://storage.yandexcloud.net/razgovor-edsoo-ru/media/file/ourcountry-57-poster.jpg
- презентация
https://storage.yandexcloud.net/razgovor-edsoo-ru/media/file/ourcountry-57-presentation.pdf
- комплект интерактивных заданий
https://razgovor.edsoo.ru/ie/370/
https://razgovor.edsoo.ru/ie/288/
Содержательные блоки занятия Часть 1. Мотивационная
Вступительное слово учителя, просмотр видеоролика.
Часть 2. Основная часть. Организация деятельности учащихся
Работа с фрагментами словарных статей, работа в парах. Выполнение интерактивных заданий.
Часть 3. Заключение. Рефлексия
Подведение итогов занятия, размышление над незаконченными фразами.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
1. Мотивационный этап (не более 5 минут).
Беседа: как каждый из нас понимает слово «родина». Почему Родина становится самой большой ценностью, особенно когда человек переживает сильные чувства, в минуту опасности или большой радости.
Демонстрация видео (дикторский текст)
В нашей душе появляется и бережно хранится информация о памятных местах, людях, событиях, которые формируют личность человека, являются значимыми и судьбоносными.
У каждого человека есть Родина: то место, где он родился и живёт, где становятся близкими и знакомыми леса и поля, реки и горы. Человек любит свою семью, друзей, свой народ.
Сергей Александрович Есенин, известный поэт начала ХХ века, говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве». Есенин смог поэтически тонко передать красоту родной страны в своих лирических произведениях. «Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то», - говорил поэт. И действительно, слова «Россия», «Русь», наверное, чаще всего встречаются в стихах Есенина, и почти в каждом из них — тихое признание в любви к родине.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Чувство Родины возникает у человека в раннем детстве с приобщения к родному языку и культуре. Как сказочный клубок, данный бабой Ягой в Лукоморье, оно ведет его неведомыми дорожками на бой со злым Кощеем за справедливость и счастье.
Со временем волшебный клубок превращается в путеводную звезду, которая помогает повзрослевшему человеку определить свое место в мире, свою национальную идентичность и принадлежность к своему народу, его истории, культуре и достижениям.
В гостях хорошо, а дома лучше.
В родном доме и стены помогают.
В дом, где смеются, приходит счастье.
Всякий дом хозяином держится.
И малый дом большим трудом славится.
Ищи добра на стороне, а дом люби по старине.
Худо жить тому, у кого ничего нет в дому.
Часть 2. Основная. Организация деятельности учащихся (до 20 минут)
Работа с фрагментами словарных статей, работа в парах.
Учитель: Ребята, наш разговор сегодня пойдёт о самом важном: о родине. А что такое Родина, как вы думаете?
Возможные ответы учеников, подведение итога разговора.
Родина - это не просто место рождения. Это то, что формирует мировоззрение, культуру, образ мышления и жизни.
Задание. Давайте уточним ваши определения, обратившись к толковым словарям. Поработайте в парах, сравните определения слова «Родина» и выявите в них общее. Запишите получившееся определение в тетрадь. (Определения выводятся на экран или раздаются детям на листах).
Учитель: Вы видите, что определения в разных словарных статьях очень различаются. Что у вас получилось? Совпали ли ваши собственные определения, что такое Родина, с определениями из словарей? Что вы записали?
Предлагается беседа-обсуждение, в итоге которой вырабатывается примерное общее определение понятия «родина» (Родина - это место рождения человека, страна, гражданином которой он является).
Командная работа
Работа с интерактивным заданием № 1.
Работа с пословицами - копилкой народной мудрости (Установление соответствия)
В копилке народной мудрости - пословицах - выражена глубокая любовь людей к своей родине. Давайте мы их вспомним. Предлагаю «собрать» рассыпавшиеся изречения.
Родина - мать, умей за неё постоять.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Родной край - сердцу рай.
Нет в мире краше Родины нашей.
Где родился — там и пригодился.
Работа с интерактивным заданием № 2. «Своя игра». Работа в командах.
Учитель: Как у каждого человека есть свои неповторимые внешность, характер, судьба, так и у России есть особые приметы, уникальные научные достижения, история, культура. Давайте узнаем, кто из вас лучше знает свою страну. Играют три команды. Каждый игрок по очереди выбирает категорию и вопрос. Может отвечать сам, а может передать ход своей команде. (Количество разыгрываемых категорий выбирает учитель - для 5 классов можно предложить 2-3 категории, для более старших классов - все, в зависимости от подготовки класса).
1 категория. «Символы России».
Вопрос стоимостью 10 баллов: В каком порядке идут цветные полосы на флаге РФ?
Белый, синий, красный
Вопрос стоимостью 20 баллов: Какая птица и какой святой изображены на гербе России?
Двуглавый орёл и Георгий Победоносец
Вопрос стоимостью 30 баллов: Назовите головной убор – символ власти Великих русских князей?
Шапка Мономаха
Вопрос стоимостью 40 баллов: Кто является авторами слов и музыки гимна Российской Федерации?
Сергей Михалков, Александр Александров
Вопрос стоимостью 50 баллов: Как называется свод законов, по которым живет страна?
Конституция
2 категория. «География России»
Вопрос стоимостью 10 баллов: Сколько часовых поясов в Российской Федерации?
11
Вопрос стоимостью 20 баллов: Какое озеро входит в перечень семи чудес России и славится тем, что из него вытекает всего лишь одна река, а впадает 336.
Байкал
Вопрос стоимостью 30 баллов: Самым высоким зданием Европы считается ...
Лахта центр, Санкт-Петербург
Вопрос стоимостью 40 баллов: Какие горы России являются самыми древними?
Уральские
Вопрос стоимостью 50 баллов: Какой океан не омывает Россию?
Индийский.
3 категория. «История России»
Вопрос стоимостью 10 баллов: Какое самое древнее название нашей страны?
Русь
Вопрос стоимостью 20 баллов: Как назывался предмет, который использовался нашими предками для защиты от злых сил?
Оберег
Вопрос стоимостью 30 баллов: Как звали первого князя?
Рюрик
Вопрос стоимостью 40 баллов: Орган власти в средневековой Руси, который занимался вопросами войны и мира, избранием князей и принятием законов?
Вече
Вопрос стоимостью 50 баллов: Кто стоит во главе Русской православной церкви?
Патриарх
4 категория «Праздники России»
Вопрос стоимостью 10 баллов: Когда отмечается День Победы над фашизмом?
9 мая
Вопрос стоимостью 20 баллов: Какого числа православные России празднуют Рождество Христово?
В ночь с 6 на 7 января
Вопрос стоимостью 30 баллов: На какой праздник на Руси проводились кулачные бои и пеклись блины?
Масленица
Вопрос стоимостью 40 баллов: Город, родина российского Деда Мороза?
Великий Устюг
Вопрос стоимостью 50 баллов: Чтобы сберечь русскую культуру, в особенности язык, в нашей стране ежегодно 24 мая отмечают праздник, в честь создателей славянской азбуки Кирилла и Мефодия. Назовите его.
День славянской письменности и культуры
5 категория «Имена России».
Вопрос стоимостью 10 баллов: Его называют «солнцем русской поэзии». Кто он?
А. С. Пушкин
Вопрос стоимостью 20 баллов: Этот человек первым полетел в космос. Кто он?
Ю. А. Гагарин
Вопрос стоимостью 30 баллов: Первый в истории император Российского государства, реформировал страну, построил флот, основал город на Неве.
Пётр Первый
Вопрос стоимостью 40 баллов: Великий учёный, литератор, естествоиспытатель, сделавший открытия во всех этих сферах. Основатель Московского университета, первый русский академик
М.В. Ломоносов
Вопрос стоимостью 50 баллов: Знаменитый иконописец, основоположник русской живописи. Написал множество икон. Его работы хранятся в церквях, соборах, монастырях и в художественных галереях. Их относят к эталонным образцам иконописи. Следующее за ним поколение художников буквально училось по его работам
А. Рублев
Учитель: Пока подводятся итоги игры, хочу отметить, что независимо от набранных баллов вы все молодцы, потому что много знаете о географии, истории и культуре нашей страны.
Творческое задание. Решение проблемных ситуаций.
Проявления подлинного патриотизма мы видим и сегодня, прежде всего при проведении специальной военной операции. О ее начале 24 февраля этого года объявил Президент России В.В. Путин. В своем выступлении Президент отметил: «Обстоятельства требуют от нас решительных и незамедлительных действий. Народные республики Донбасса обратились к России с просьбой о помощи». Среди целей специальной военной операции - защитить население Донбасса, подвергавшееся издевательствам и притеснению со стороны киевского режима, разоружить Украину, не дать разместить на ее территории военные базы НАТО.
Российские вооруженные силы совместно с силами ДНР и ЛНР ведут активные действия для достижения этих целей. Огромная военная и иная помощь коллективного Запада украинским властям затягивает боевые действия, увеличивает число жертв операции.
За прошедшие месяцы мы узнали имена наших героев, патриотов России. Вот еще несколько фактов.
Капитан Александр Романов во время боя обнаружил группу украинских националистов и принял решение вытеснить их на минное поле. В результате операции националисты сдались в плен, капитан Романов лично обезвредил 26 мин. Благодаря успешно проведенной операции российские войска без потерь заняли плацдарм.
Вместе со своим подразделением старший сержант Марат Халиков в ходе боя попал в засаду. Несмотря на полученное ранение, он вынес тяжелораненого товарища, захватил врага в плен и добрался до пункта назначения. Благодаря его действиям тяжелораненый солдат выжил.
Лейтенант Мария Мирошниченко, ординатор хирургического отделения, награждена медалью «За отвагу». Она вынесла раненных российских солдат после обстрела санитарной машины. При этом сама получила осколочные ранения.
В ходе проведения специальной военной операции на территории Донецкой и Луганской народных республик наши солдаты и офицеры совершили подвиги, которые обеспечивают успех наших войск.
Предлагаемые вопросы:
Какие действия можно отнести к подвигу?
В чем заключаются героические действия врача Марии Мирошниченко?
Как, на ваш взгляд, такие поступки связаны с любовью к Родине?
По итогам творческого задания учитель организует беседу - встречались ли ребята с такими случаями в жизни, как реагировали, какие ответы предлагали участникам таких диалогов.
Этот разговор подводит учеников к пониманию того, что любовь к своей Родине не обязательно выражать громкими словами. Она проявляется в малых делах и постепенных успехах каждого из учащихся: в знании истории своей страны, ее традиций и обычаев, понимании, что стоит за простыми действиями - помощь друзьям и близким, уважение к старшим.
Беседа о единстве страны, о том, что необходимо сохранять свою культуру, защищать свой народ.
3. Заключение. Рефлексия (4-5 минут)
Учитель. О людях, которые любят свою родину, чтут её традиции, уважают свой народ и трудятся на её благо, говорят, что они патриоты своей страны. И каждый из нас может сделать что-то важное и полезное для своей родины.
У вас на партах лежат листочки. Я хочу, чтобы вы продолжили фразы:
В России я люблю ...
Я хочу быть полезным своей стране в ...
Я горжусь тем, что Россия ...
В России я уважаю ...
Или придумали и написали свои, ответив на вопрос: «Что я хочу и могу сделать для своей Родины?»
Как только закончите, прикрепите листочки к берёзке, которая традиционно является символом России.
Для оформления классного уголка нарисуйте или сделайте коллаж на тему «Что мы Родиной зовем?»
Разговоры о важном
Методические рекомендации
НАША СТРАНА – РОССИЯ
5-7 классы. Что мы Родиной зовем?
12 сентября 2022 г.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 5-7 классов по теме:
«Что мы Родиной зовем?»
Цель занятия:
Пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней; формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа, важности сохранения единства. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну.
Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, историческая память и преемственность поколений, самореализация (см. Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, п. 25,
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001?index=9&rangeSize=1)
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение. Занятие предполагает также использование видеоролика, презентации, интерактивных заданий, включает в себя анализ информации, групповую работу с текстом и игру.
Комплект материалов:
- сценарий
https://storage.yandexcloud.net/razgovor-edsoo-ru/media/file/ourcountry-57-script.pdf
- методические рекомендации
https://storage.yandexcloud.net/razgovor-edsoo-ru/media/file/ourcountry-57-method_recom.pdf
- видеоролик
https://razgovor.edsoo.ru/video/369/
- распечатанный файл с фрагментами словарных статей,
- плакат
https://storage.yandexcloud.net/razgovor-edsoo-ru/media/file/ourcountry-57-poster.jpg
- презентация
https://storage.yandexcloud.net/razgovor-edsoo-ru/media/file/ourcountry-57-presentation.pdf
- комплект интерактивных заданий
https://razgovor.edsoo.ru/ie/370/
https://razgovor.edsoo.ru/ie/288/
Необходимое оборудование для занятия:
Распечатанный файл с определениями из разных толковых словарей для парной работы, если нет возможности визуализации на экране.
1.Толковый словарь Ожегова
РОДИНА, -ы, ж. 1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины. 2. Место рождения, происхождения кого-чего-н., возникновения чегон: Москва - его р. Индия - р. шахмат.
2. Словарь Даля.
РОДИНА –родить, родня и пр. см. рождать.
3. Словарь Ефремовой.
Родина – Страна, в которой кто-л. родился и гражданином которой является.
4. Словарь Ушакова
РО́ДИНА, родины, ·жен.
1. Отечество; страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит. «Мы любим свой язык и свою родину...»
2. Место рождения кого-нибудь. Родина Ломоносова – деревня Денисовка близ Холмогор.
5. Энциклопедический толковый словарь.
РОДИНА
1) Место, страна, где человек родился; где впервые сложился, возник этнос.
2) Место возникновения, открытия или изобретения чего-либо.
Три карточки с проблемными ситуациями для творческого этапа, если нет возможности визуализации на экране.
Для этапа рефлексии. Изображение березки на ватмане или магнитной доске с возможностью прикрепления листочков. Березовые листочки по количеству детей в классе (рис 1).
Рисунок 1. Примерный вид изображения березки
Методический комментарий:
Занятие состоит из мотивационной части и блоков, учитель вправе определить полноту изложения материала, выбор содержательных блоков и приёмов организации деятельности в каждом конкретном классе. Для разных возрастных групп можно усложнить вопросы викторины с учетом пройденных тем по истории и географии.
Блоки:
1. Мотивационный этап, вступительное слово учителя
2. Организация деятельности учащихся.
Работа с фрагментами словарных статей, работа в парах.
Работа с интерактивным заданием № 1. Работа с пословицами - копилкой народной мудрости.
Работа с интерактивным заданием № 2. «Своя игра». Работа в командах.
Творческое задание. Решение проблемных ситуаций.
3. Рефлексия. Вариант творческого задания
Содержательные блоки занятия
1. Мотивационный этап, вступительное слово учителя (используется видеоролик)
Задача: настроить учащихся на восприятие темы, вызвать эмоциональный отклик.
2. Организация деятельности учащихся
Работа с фрагментами словарных статей, работа в парах.
Задача: пополнение словарного запаса учащихся, развитие аналитических способностей, умения вычленять главную информацию.
Задание: Сравнить определения слова «Родина» и выявить в них общее. Записать получившееся определение в тетрадь. (Определения выводятся на экран или раздаются детям на листах).
Работа с интерактивным заданием № 1. Работа с пословицами - копилкой народной мудрости
Задача: расширение языкового кругозора, приобщение к народной культуре, пополнение активного языкового запаса, воспитание любви к своей родине.
Задание: «собрать» рассыпавшиеся изречения.
Родина - мать, умей за неё постоять.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Родной край – сердцу рай.
Нет в мире краше Родины нашей.
Где родился — там и пригодился.
Работа с интерактивным заданием № 2. «Своя игра». Работа в команда
Задача: на этом этапе организуется игра в командах, с возможностью обсуждения. Ответы на вопросы помогают учащимся вспомнить важные понятия, узнать новое о своей стране. Дети учатся взаимовыручке, расширяют свой кругозор. Игра добавляет этому этапу состязательный характер, вызывает эмоциональный подъем. Количество разыгрываемых категорий может быть по выбору учителя.
Класс делится на 3 команды. Любой член команды может оказать помощь отвечающему, есть возможность «передать ответ» команде. Выигрывает группа, набравшая больше очков.
Творческое задание. Решение проблемных ситуаций.
В ходе проведения специальной военной операции на территории Донецкой и Луганской народных республик наши солдаты и офицеры совершили подвиги, которые обеспечивают успех наших войск. Примером подвига служат действия лейтенанта Марии Мирошниченко, ординатора хирургического отделения, врача. Она вынесла с места интенсивного обстрела санитарной машины раненных российских солдат. При этом сама получила осколочные ранения. Мария Мирошниченко награждена медалью «За отвагу».
Проявления подлинного патриотизма мы видим и сегодня, прежде всего при проведении специальной военной операции. О ее начале 24 февраля этого года объявил Президент России В.В. Путин. В своем выступлении Президент отметил: «Обстоятельства требуют от нас решительных и незамедлительных действий. Народные республики Донбасса обратились к России с просьбой о помощи». Среди целей специальной военной операции - защитить население Донбасса, подвергавшееся издевательствам и притеснению со стороны киевского режима, разоружить Украину, не дать разместить на ее территории военные базы НАТО.
Российские вооруженные силы совместно с силами ДНР и ЛНР ведут активные действия для достижения этих целей. Огромная военная и иная помощь коллективного Запада украинским властям затягивает боевые действия, увеличивает число жертв операции.
За прошедшие месяцы мы узнали имена наших героев, патриотов России. Вот еще несколько фактов.
Капитан Александр Романов во время боя обнаружил группу украинских националистов и принял решение вытеснить их на минное поле. В результате операции националисты сдались в плен, капитан Романов лично обезвредил 26 мин. Благодаря успешно проведенной операции российские войска без потерь заняли плацдарм.
Вместе со своим подразделением старший сержант Марат Халиков в ходе боя попал в засаду. Несмотря на полученное ранение, он вынес тяжелораненого товарища, захватил врага в плен и добрался до пункта назначения. Благодаря его действиям тяжелораненый солдат выжил.
В ходе проведения специальной военной операции на территории Донецкой и Луганской народных республик наши солдаты и офицеры совершили подвиги, которые обеспечивают успех наших войск. Предлагаемые вопросы:
Какие действия можно отнести к подвигу?
В чем заключаются героические действия врача Марии Мирошниченко?
Как, на ваш взгляд, такие поступки связаны с любовью к Родине?
В обсуждении представленных диалогов решается главная задача - дать понять ученику, что любовь к своей родине проявляется в малых делах: помощь другу, знание истории своей страны, умение доказательно защитить свою точку зрения.
3. Рефлексия. Вариант творческого задания
Задача: пробудить у детей эмоциональный отклик на состоявшийся разговор, побудить их задуматься о личной ответственности за свою страну, о сопричастности к ее судьбе.
Задание.
Ученики пишут на березовых листочках продолжение фраз:
В России я люблю...
Я хочу быть полезным своей стране в...
Я горжусь тем, что Россия...
В России я уважаю...
Или придумывают свои фразы, которые бы отвечали на вопрос: «Что я хочу и могу сделать для своей родины?»
Для оформления классного уголка нарисуйте или сделайте коллаж на тему «Что мы Родиной зовем?».
Результатом творческого задания может стать оформление классного уголка творческих работ «Разговоры о важном».
Результаты занятия: понимание учащимися целей СВО, того, что жители ДНР и ЛНР - русские люди, поэтому важно их возвращение в Россию. Российские военные - герои.