СЦЕНАРИЙ
занятия «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»
для обучающихся 5−7 классов
Занятие 5
Цифровой суверенитет страны
Дата проведения: 29 сентября.
Цели занятия: осмысление понятия «цифровой суверенитет» и его значимости для страны; формирование чувства гордости за отечественные достижения в области цифровых технологий; знакомство с ключевыми российскими продуктами и сервисами, являющимися частью цифрового мира и формирующими цифровой суверенитет России.
Формирующиеся ценности: патриотизм.
Основные смыслы
Цифровой суверенитет — это способность государства быть независимым в цифровой среде, развивать собственные технологии и обеспечивать цифровую безопасность своих граждан.
Важные элементы цифрового суверенитета — это наличие национального поисковика, социальных сетей, видеохостинга, магазина приложений, мессенджера и электронной почты.
Россия — одна из немногих стран в мире, которая обладает цифровым суверенитетом, имеет собственные национальные технологические продукты и сервисы.
Укрепление цифрового суверенитета страны неразрывно связано с умением использовать собственные технологические решения и уровнем цифровой грамотности каждого гражданина.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие включает просмотр видеоматериалов и выполнение интерактивного и практического заданий.
Комплект материалов:
сценарий;
методические рекомендации;
видеоматериалы;
интерактивное задание;
практическое задание;
дополнительные материалы;
презентация.
Этапы занятия
Мотивационно-целевой этап: просмотр видеоролика- анонса, беседа.
Основной этап: беседа, просмотр видеороликов, выполнение интерактивного и практического заданий.
Заключительный этап: беседа.
Мотивационно-целевой этап
Учитель: Сегодня мы поговорим о цифровом суверенитете нашей страны. Звучит достаточно сложно, правда? Давайте подумаем, а что такое суверенитет государства?
Ответы обучающихся (учитель направляет беседу: это возможность государства самостоятельно принимать ключевые решения и управлять ресурсами).
Учитель: Давайте вспомним наши прошлые занятия «Разговоры о важном», когда мы говорили о сферах, в которых государству важно иметь собственные ресурсы (презентация к занятию, слайд 1). Например, на занятии «Путь зерна» в прошлом году мы узнали, что наша страна полностью обеспечивает себя продуктами питания и не зависит от поставок из других стран. Мы не только производим достаточно продуктов для себя, но и помогаем обеспечивать продовольственную безопасность более 160 стран в мире.
В энергетической сфере Россия также обладает всеми видами ресурсов и собственными технологиями, поэтому в наших домах всегда есть свет, тепло, бесперебойно работает транспорт. Совсем недавно мы обсуждали это на занятии «Мирный атом». Уникальные российские атомные технологии, которые создаются нашими учеными и инженерами, используются в медицине, энергетике, промышленности и космической отрасли.
В чем же может заключаться независимость государства в цифровой сфере?
Ответы обучающихся.
Учитель организует просмотр видеоролика-анонса с Евгением Егоровым.
Основной этап
Учитель: Мы привыкли к удобствам современного мира и даже не задумываемся, каким образом обеспечивается работа привычных нам вещей. Давайте представим многоквартирный дом, где есть все для комфортной жизни: электричество, газ, — но вода поступает в квартиру через соседей, и кран, регулирующий ее, установлен именно у них (презентация к занятию, слайд 2). Сможете ли вы ей полноценно распоряжаться?
Ответы обучающихся.
Учитель: В этой ситуации мы не можем регулировать горячую и холодную воду, следовательно, не можем самостоятельно решать, какая температура воды нужна лично нам, чтобы принять душ. Для этого нужен кран в каждой квартире.
Так и в масштабах страны важно самостоятельно управлять своими ресурсами, принимать ключевые решения и гарантировать безопасность своих граждан (презентация к занятию, слайд 3).
Давайте узнаем, как и благодаря чему обеспечивается цифровой суверенитет нашей страны, у президента ПАО «Ростелеком» Михаила Эдуардовича Осеевского и вице- президента «Лаборатории Касперского» по развитию бизнеса в России и странах СНГ Анны Владимировны Кулашовой.
Учитель организует просмотр видеоролика-интервью с президентом ПАО «Ростелеком» Михаилом Эдуардовичем Осеевским и вице-президентом «Лаборатории Касперского» по развитию бизнеса в России и странах СНГ Анной Владимировной Кулашовой.
Вопросы для обсуждения:
Как цифровой суверенитет влияет на безопасность страны в целом и на каждого гражданина?
Почему наличие только некоторых сервисов не обеспечит полноценную независимость государства?
Ответы обучающихся.
Учитель: Итак, цифровой суверенитет — это независимость страны в цифровом пространстве. Если представить себе интернет и цифровые технологии как «виртуальную территорию» государства, то суверенитет — это способность устанавливать на этой территории свои законы и обеспечивать работу этих законов в интересах своих граждан. Он предполагает не только внедрение собственных решений на базе передовых технологий, но и обеспечение кибербезопасности страны.
Почему важно иметь национальные цифровые инструменты?
Ответы обучающихся.
Учитель организует выполнение интерактивного задания «Цифровой суверенитет страны» и предлагает обучающимся соотнести элементы цифрового суверенитета.
Учитель: Россия — одна из немногих стран в мире, которая имеет свои конкурентные технологические продукты и сервисы. Сегодня созданы все условия для того, чтобы обеспечить безопасность граждан. В странах, где нет цифрового суверенитета, могут происходить серьезные сбои в работе Интернета, утечка данных, кибератаки, приводящие к отключению мобильной связи, электроэнергии во всей стране. Любому государству сложно защитить то, что находится за рубежом.
Сегодня цифровизация в нашей стране находится на высоком уровне, к которому мы уже давно привыкли. Разработаны отечественные цифровые сервисы и технологии, в том числе поисковые системы, почта (Яндекс, Mail), магазин приложений (RuStore), социальные сети и мессенджеры (ВКонтакте, Одноклассники, Дзен, МАХ), видеоплатформы и онлайн-кинотеатры (VK Видео, RUTUBE, Кинопоиск, OKKO, Wink), банки и финтех (Сбер, Т-Банк, Альфа, ВТБ), электронная коммерция (Ozon, Авито, Wildberries).
Какими российскими цифровыми платформами вы пользуетесь?
Ответы обучающихся.
Учитель: Многие из вас слышали о сервисе «Госуслуги». А знаете ли вы, что подобного сервиса нет нигде в мире? Благодаря этому сервису не надо стоять в очередях, чтобы получить справки, собирать множество разных документов. Сейчас за пару кликов «Госуслуги» позволяют подать заявление на получение паспорта, записаться к врачу, в кружок или секцию и даже подать документы для поступления в университет.
Учитель организует выполнение практического задания «Свое цифровое пространство» (презентация к занятию, слайд 4).
Учитель: Совсем недавно в нашей стране появилась платформа MAX. Наличие собственного мессенджера — завершающий шаг к цифровому суверенитету страны. Давайте посмотрим видеоролик и узнаем чуть больше о возможностях MAX.
Учитель организует просмотр видеоролика «Учеба и общение в “Сферуме” в мессенджере МАХ.
Учитель: В сентябре этого года число зарегистрированных пользователей мессенджера МАХ превысило 35 млн человек (презентация к занятию, слайд 5, 6, 7). В нем доступны все привычные функции: чаты и групповые звонки, видеокружки и каналы. А еще в MAX интегрировано образовательное пространство «Сферум»! А значит, в нем есть много полезного для учебы: расписание уроков, контакты одноклассников и учителей и даже награды за успехи.
Вопросы для обсуждения:
– Как вы считаете, почему появление отечественного мессенджера не выгодно его конкурентам? (Учитель подводит обучающихся к мысли, что размер аудитории любого мессенджера является таким же бизнес-активом, как здания, автомобили и заводы, который приносит доход. Именно поэтому появление конкуренции создает риски для существующих сервисов)
Ответы обучающихся.
Учитель: Сегодня вопросы личной безопасности в сети касаются каждого (презентация к занятию, слайд 8). Поиск и блокировка аккаунтов мошенников — работа большого количества специалистов, которые ежедневно отслеживают подозрительную активность. Именно нахождение этой команды профессионалов внутри страны позволяет оперативно обеспечивать безопасность всех ее жителей в цифровом пространстве. Однако это не заменяет личного внимания и осторожности каждого из нас.
Давайте узнаем, какие существуют правила безопасности, у главы Лиги безопасного интернета Екатерины Михайловны Мизулиной.
Учитель организует просмотр и обсуждение видеоролика- интервью с главой Лиги безопасного интернета Екатериной Михайловной Мизулиной.
Вопросы для обсуждения:
Какими способами вы можете защитить личную информацию о себе в интернете?
Какую информацию не следует публиковать в сети?
Какие неприятности могут произойти, если проявлять неосторожность, когда выкладываешь личную информацию в интернет?
Ответы обучающихся.
Учитель: Итак, ключ к цифровой безопасности — в умении защищать себя и свои данные (презентация к занятию, слайд 9). В каждом приложении есть настройки безопасности, не забывайте их включать. Создавайте сложные пароли, не повторяйте их в аккаунтах и почаще меняйте. Никогда не доверяйте незнакомым сообщениям и письмам с подозрительными ссылками и не переходите по ним. Не делитесь личной информацией на публику и следите за своим контентом в сети.
Когда мы соблюдаем правила безопасности, выбираем отечественные сервисы и ответственно относимся к информации, мы тоже становимся частью большой команды, которая строит цифровое будущее России. В IT-сфере трудятся самые разные специалисты: программисты, аналитики, архитекторы, специалисты по кибербезопасности. Каждая из этих профессий важна для создания технологий, которыми мы пользуемся каждый день (презентация к занятию, слайд 10).
Вопросы для обсуждения:
Какие цифровые технологии появились в нашей стране совсем недавно?
Как будет выглядеть мир цифровых профессий через 10−20 лет?
Ответы обучающихся.
Заключительный этап
Учитель: Сегодня мы подробно обсудили важную для каждого из нас и всей страны тему цифрового суверенитета (презентация к занятию, слайд 11). Увидели, насколько важно для государства создать условия, обеспечивающие безопасность и надежность цифровых инструментов, которыми пользуются миллионы людей ежедневно. Россия создает собственные национальные технологии, продолжая традиции наших отцов и дедов, которые строили космические корабли и отправляли первых людей в космос.
Вопросы для обсуждения:
Почему цифровой суверенитет важен для государства и как влияет на каждого человека?
Как наши национальные технологии и сервисы помогают в жизни и облегчают ее?
Для чего необходимо знать и следовать правилам цифровой безопасности?
Ответы обучающихся.
Постразговор
Что посмотреть
https://vkvideo.ru/video-174311295_456239489
Цифровой ликбез «Защита профиля»: https://vkvideo.ru/video-174311295_456239352
Цифровой ликбез «Поддельные аккаунты»: https://vkvideo.ru/video-174311295_456239490
Что посетить
«Атлас профессий будущего» — это виртуальный город профессий будущего от сбербанка. Он состоит из двенадцати районов (кластеров), в которых живут и работают люди смежных профессий. Изучая город, можно узнать, как устроена их работа и где освоить эти профессии, и, возможно, присоединиться к ним в ближайшем будущем https://www.sberbank.ru/atlas#
Проектная и внеурочная деятельность, внеклассные мероприятия
Дискуссия «Цифры и буквы». Обучающиеся рассуждают на тему грамотности в цифровой среде.
Игра «Переиграй мошенника». Обучающиеся предлагают способы защиты от действий мошенника в сети Интернет.
Игра «Магазин приложений». Класс придумывает названия для приложений к разным сферам жизни, исходя из своих интересов и потребностей.