СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Различение суффиксов -к- и -ск-.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подробный конспект урока с указанием целей на каждом этапе.

Просмотр содержимого документа
«Различение суффиксов -к- и -ск-.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Решетино












Конспект урока по русскому языку.

Различение суффиксов прилагательных –К- и –СК- (6кл.)









Выполнила: учитель русского

языка и литературы

Клейменова С.И.














Решетино, 2017


Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и -ск-.


Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: объяснение нового материала

Метод: частично-поисковый.

Цель урока:. открыть условия выбора написания суффиксов -К- и -СК- в прилагательных

Задачи урока:

Формирование УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.

Познавательные УУД: применять правило условия выбора правописания суффиксов прилагательных –К- и –СК,  находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.



Используемые приемы, методы, технологии обучения: наблюдение, проблемный метод, информационно-коммуникативная технология, исследование, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, беседа, работа со схемами и алгоритмом.

Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, индивидуальная, самостоятельная.

Оборудование и основные источники информации: сигнальные карточки «К» и «СК», тестовые и индивидуальные задания, раздаточный материал, алгоритм, схема, компьютерная презентация, учебник.

Прогнозируемый результат (формируемые компетентности): умение извлекать информацию, работать со схемами, алгоритмом, умение формировать цель деятельности, планировать и осуществлять её, развитие речи, выработка орфографической зоркости.

Ресурсы:

Пакет заданий для групп, памятки «Правила работы в группах», сигнальные карточки «к» и «ск», конверт с письмом от почтальона Печкина, мультимедийная презентация.











Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организа-

ционный момент.

Мотивация к учебной деятель-

ности.

(5 мин)

Добрый день, дорогие ребята! Добрый день, уважаемые гости! Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами очень дружно и активно поработаем.

Итак, запишите число.


(заходит почтальон Печкин и приносит письмо:

-Это 6 класс?

-А у них урок русского языка?)

Посмотрим, что находится в этом письме?

В конверте морфемы, учитель прикрепляет морфемы на доску:


Что это за фигуры? Какой морфемы не хватает?

А для чего нужны суффиксы? Какую они выполняют роль?

Значит о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

А чтобы узнать суффиксы какой части речи, мы будем с вами разбирать, нам нужно определить, к какой части речи относятся следующие слова:

туманный, вязаный, ежовый, звериный, плюшевый.

Слайд №4


Теперь давайте скажем, что же мы будем изучать сегодня на уроке?


Приветствуют учителя, отвечают на вопросы почтальона Печкина

Отвечают на вопросы учителя.



























Суффиксы прилагательных.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Целепо-

лагание.

(5 мин)

Мы уже сказали, что суффиксы у нас образуют новые слова. Следующее задание у нас и будет как раз таким.

Запишите словосочетания, заменяя одно из существительных прилагательным:


Записи журналиста, станок для ткачества, профессия актера, дача соседа, язык француза.

Слайд №5

Посмотрим, как вы выполнили это задание. Какие суффиксы использовались в образовании имен прилагательных?

Прочитайте свои словосочетания.


Ребята, почему мы по-разному написали суффиксы в этих словах? Чего мы не знаем?


Сформулируйте, исходя из наших примеров, тему урока?


А кто точнее скажет?



Как, вы думаете, какова цель нашего урока? Что мы должны узнать и чему научиться?

Познакомиться


Выявить


Научиться


Образуют синонимичные пары словосочетаний, отвечают на вопросы учителя.


















Различение суффиксов прилагательных –К- и –СК-?







С суф. пр. –К- и –СК-


Условие выбора.


Правильно писать слова с этими суффиксами.

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)


Открытие новой

темы.

(10 мин)

Продолжим нашу работу в группах.

Посмотрите на 2 столбика слов: в первом слова с –К-, во втором - -СК-. они вам помогут самостоятельно открыть правило.

Бедняк-бедняцКий

Молодец-молодецКий

Ткач-ткацКий

Кузнец-кузнецКий

Рыбак-рабацКий


Француз-французСКий

Море-морСКой

Дети-детСКий

Солдат-солдатСКий


Итак, почему в одних словах- -К- , а в других - -СК-?


От чего это зависит?

Как проявляется эта зависимость?


Все согласны?


Сформулируйте вывод о написании суффиксов?





Что происходит с согласными Ч и К на конце основы существительных?

Слайд №6


Сравним свой вывод с правилом учебника (стр.34, орф. №39)


О чем мы не сказали?


Что добавим к нашему выводу?


Запишите графически новое правило в словарики в виде схемы-опоры.


Проверьте и запишите еще слова-исключения к этому правилу.


Проговорим правило по опорной схеме.

Слайд №7.


Наблюдают, анализируют предложенный материал выдвигают гипотезы и отвечают на вопросы учителя.




















Формулируют правило: перед К, Ч, Ц пишется суффикс –К-, а в остальных случаях –-СК-.


Они уподобляются Ц?





Работа с учебником.







Составляют схему, проверяют ее, записывают исключения.




Проговаривают правило.

УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).


Первичное

закрепле-

ние нового материала

(5 мин)

А теперь постараемся применить изученное правило на практике. Подберите к данным словосочетаниям антонимичные пары, существительные можно использовать любые. Выделить условие выбора орфограммы.


далекий маршрут, высокое здание, мягкий характер, широкая платформа.

( 3 мин)

Прочитаем свои словосочетания.


Почему вы написали эти слова с суффиксом –К- ?


Зачитайте краткую форму этих прилагательных.

Слайд №8.


НЕ ЗАБЫВАЕМ ПОМЕЧАТЬ СВОИ ОШИБКИ НА ПОЛЯХ.


Составляют словосочетания, отвечают на вопросы учителя.

ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.


УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).


Физкульт-

минутка.

(2 мин)

Встали все и вышли из-за парт. Я буду произносить прилагательные с суффиксами –К- и - СК-, а вы сделаете наклон вперед, если прилагательное с суффиксом –К-, а если прилагательное с –СК- - поднимаете руки вверх.

Слайд №9

РезКий, сентябрьСКий, туристСКий, ткацКий, бедняцКий,сибирСКий,вязКий, киргизСКий, узбекСКий, таджикСКий.


Наклон вперед- -К-

Поднимают руки вверх - -СК-.

ЦЕЛЬ: снятие утомления, сохранение здоровья детей.

Закрепле-

мие матери-

ала.

(15 мин)

Работа в группах.

1 гр.- вставить в текст пропущенные прилагательные.

2 гр. – выполняет упр. №376

3 гр.- выполняет упр.№377 по заданию


На выполнение отводится 5 минут.

Слайд №10


Итак, проверяем. 1 гр.


2 гр.


3гр.

Когда пишется Ь знак перед суффиксом-СК-?


Словарно-орфоэпическая работа

-Ребята обратите внимание на новое слово , которое помещено у вас на полях:

УРАИНСКИЙ. Запишите в свои словарики, поставьте ударение и составьте с ним предложение.

-запишите в словарик ЯНВАРСКИЙ и составьте с ним предложение.


Работа с сигнальными карточками –К- и –СК-.


Я вам диктую слова, а вы поднимаете карточку с суффиксами –К- или –СК-:


одесСКий порт, бурлацКие песни, грецКие орехи, хлестКие удары, ямщицКая шапка, генеральСКие лампасы, рыбацКая лодка,молодецКие забавы, январСКие каникулы, узКий проход,гигантСКие корабли, солдатСКий ремень, резКий ветер, любительСКая съемка.


Работают в группах, выполняют задания, отчитываются.

















Работают со словариком.











Работа с сигнальными карточками.

ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.


УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).


Рефлексия. Подведение итогов.

Д/З

(3 мин)

-Как различить на письме суффиксы прилагательных-К- и –СК-?

-Что происходит с основой существительных на –К-, -Ч-?



А теперь давайте прикрепим листочки на наше «Дерево успеха».

НЕТ ОШИБОК-ЗЕЛЕНЫЕ ЛИСТОЧКИ

1-2 ОШИБКИ- ЖЕЛТЫЕ

3 И БОЛЬШЕ- КРАСНЫЕ.

СЛАЙД №12


  1. СОСТАВИТЬ 4-5 ПРЕДЛОЖЕНИЙ, В КОТОРЫХ БУДУТ ВСТРЕЧАТЬСЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ С ЭТИМИ СУФФИКСАМИ.

  2. 10-15 СЛОВ ДЛЯ СЛОВАРНОГО ДИКТАНТА НА ИЗУЧЕННУЮ ТЕМУ.

Слайд №13.

Рассказывают правило.



Согласные К И Ч уподобляются Ц. ТКАЧ-ТКАЦКИЙ



Прикрепляют магнитиками листочки.







Записывают задание в дневники.


УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка, соотнести цель урока со своими результатами.









































ПРИЛОЖЕНИЕ.

Карточка № 1.

Запишите словосочетания, заменяя одно из существительных прилагательным. Выделите суффиксы в прилагательных.

Образец: коллекция любителя – любительская коллекция

Записи журналиста

Профессия актера

Дача соседа

Станок для ткачества

язык француза.

Карточка № 2.

Почему в одних словах К ,а в других СК? ПОДУМАЙ!

  1. бедняк – бедняцКий

  2. молодец – молодецКий

  3. ткач – ткацКий

  4. кузнец – кузнецкий

  5. рыбак – рыбацКий

  6. француз – французСКий



  1. море – морСКой

  2. француз – французСКий

  3. кузнец – кузнецкий

  4. рыбак – рыбацКий

  5. дети – детСКий

  6. солдат-солдатСКий

Карточка №3.

Подберите к данным словосочетаниям антонимичные пары:

далекий маршрут

высокое здание

мягкий характер

широкая платформа.



Карточка № 4

Задание для 2 группы.

Вставьте в предложения пропущенные прилагательные с суффиксом –К- И –СК-. (Задание для трёх учащихся.)

  1. Мы вошли в магазин. На одной из полок стояли ( … ) игрушки. Среди них были маленькие автомобили и ( … ) пароходы, ( … ) мечи и ( … ) ружья. На другой полке лежали ( … ) бинокли и ( … ) компас. Но больше всего мне понравилась ( ... ) бескозырка, и я решил её купить.

  2. Наступила осенняя пора. Ударили первые ( … ) заморозки, подул (… ) ветер, заклубились над землёй туманы. В ( … ) саду огнём горят ягоды рябины. Туда прилетают шумные воробьи и (… ) синицы, чтобы полакомиться последними дарами осени. Уже не за горами ( … ) зима.

  3. В погожие ( … ) дни гостеприимно открывает двери школа. Снова звучат в её стенах ( … ) смех и ( … ) голоса. Школьные звонки зовут на уроки математики, (… ) и ( … ). На уроке географии мы отправляемся в ( … ) путешествие, а на физкультуре получаем заряд ( … ) здоровья. Я люблю свою школу.