Пакет заданий для групп, памятки «Правила работы в группах», сигнальные карточки «к» и «ск», конверт с письмом от почтальона Печкина, мультимедийная презентация.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
Организа- ционный момент. Мотивация к учебной деятель- ности. (5 мин) | Добрый день, дорогие ребята! Добрый день, уважаемые гости! Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами очень дружно и активно поработаем. Итак, запишите число. (заходит почтальон Печкин и приносит письмо: -Это 6 класс? -А у них урок русского языка?) Посмотрим, что находится в этом письме? В конверте морфемы, учитель прикрепляет морфемы на доску:      Что это за фигуры? Какой морфемы не хватает? А для чего нужны суффиксы? Какую они выполняют роль? Значит о чем мы будем говорить сегодня на уроке? А чтобы узнать суффиксы какой части речи, мы будем с вами разбирать, нам нужно определить, к какой части речи относятся следующие слова: туманный, вязаный, ежовый, звериный, плюшевый. Слайд №4 Теперь давайте скажем, что же мы будем изучать сегодня на уроке? | Приветствуют учителя, отвечают на вопросы почтальона Печкина Отвечают на вопросы учителя. Суффиксы прилагательных. | УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
Целепо- лагание. (5 мин) | Мы уже сказали, что суффиксы у нас образуют новые слова. Следующее задание у нас и будет как раз таким. Запишите словосочетания, заменяя одно из существительных прилагательным: Записи журналиста, станок для ткачества, профессия актера, дача соседа, язык француза. Слайд №5 Посмотрим, как вы выполнили это задание. Какие суффиксы использовались в образовании имен прилагательных? Прочитайте свои словосочетания. Ребята, почему мы по-разному написали суффиксы в этих словах? Чего мы не знаем? Сформулируйте, исходя из наших примеров, тему урока? А кто точнее скажет? Как, вы думаете, какова цель нашего урока? Что мы должны узнать и чему научиться? Познакомиться | Выявить | Научиться | | Образуют синонимичные пары словосочетаний, отвечают на вопросы учителя. Различение суффиксов прилагательных –К- и –СК-? С суф. пр. –К- и –СК- Условие выбора. Правильно писать слова с этими суффиксами. | ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) |
Открытие новой темы. (10 мин) | Продолжим нашу работу в группах. Посмотрите на 2 столбика слов: в первом слова с –К-, во втором - -СК-. они вам помогут самостоятельно открыть правило. Бедняк-бедняцКий Молодец-молодецКий Ткач-ткацКий Кузнец-кузнецКий Рыбак-рабацКий Француз-французСКий Море-морСКой Дети-детСКий Солдат-солдатСКий Итак, почему в одних словах- -К- , а в других - -СК-? От чего это зависит? Как проявляется эта зависимость? Все согласны? Сформулируйте вывод о написании суффиксов? Что происходит с согласными Ч и К на конце основы существительных? Слайд №6 Сравним свой вывод с правилом учебника (стр.34, орф. №39) О чем мы не сказали? Что добавим к нашему выводу? Запишите графически новое правило в словарики в виде схемы-опоры. Проверьте и запишите еще слова-исключения к этому правилу. Проговорим правило по опорной схеме. Слайд №7. | Наблюдают, анализируют предложенный материал выдвигают гипотезы и отвечают на вопросы учителя. Формулируют правило: перед К, Ч, Ц пишется суффикс –К-, а в остальных случаях –-СК-. Они уподобляются Ц? Работа с учебником. Составляют схему, проверяют ее, записывают исключения. Проговаривают правило. | УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). |
Первичное закрепле- ние нового материала (5 мин) | А теперь постараемся применить изученное правило на практике. Подберите к данным словосочетаниям антонимичные пары, существительные можно использовать любые. Выделить условие выбора орфограммы. далекий маршрут, высокое здание, мягкий характер, широкая платформа. ( 3 мин) Прочитаем свои словосочетания. Почему вы написали эти слова с суффиксом –К- ? Зачитайте краткую форму этих прилагательных. Слайд №8. НЕ ЗАБЫВАЕМ ПОМЕЧАТЬ СВОИ ОШИБКИ НА ПОЛЯХ. | Составляют словосочетания, отвечают на вопросы учителя. | ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). |
Физкульт- минутка. (2 мин) | Встали все и вышли из-за парт. Я буду произносить прилагательные с суффиксами –К- и - СК-, а вы сделаете наклон вперед, если прилагательное с суффиксом –К-, а если прилагательное с –СК- - поднимаете руки вверх. Слайд №9 РезКий, сентябрьСКий, туристСКий, ткацКий, бедняцКий,сибирСКий,вязКий, киргизСКий, узбекСКий, таджикСКий. | Наклон вперед- -К- Поднимают руки вверх - -СК-. | ЦЕЛЬ: снятие утомления, сохранение здоровья детей. |
Закрепле- мие матери- ала. (15 мин) | Работа в группах. 1 гр.- вставить в текст пропущенные прилагательные. 2 гр. – выполняет упр. №376 3 гр.- выполняет упр.№377 по заданию На выполнение отводится 5 минут. Слайд №10 Итак, проверяем. 1 гр. 2 гр. 3гр. Когда пишется Ь знак перед суффиксом-СК-? Словарно-орфоэпическая работа -Ребята обратите внимание на новое слово , которое помещено у вас на полях: УРАИНСКИЙ. Запишите в свои словарики, поставьте ударение и составьте с ним предложение. -запишите в словарик ЯНВАРСКИЙ и составьте с ним предложение. Работа с сигнальными карточками –К- и –СК-. Я вам диктую слова, а вы поднимаете карточку с суффиксами –К- или –СК-: одесСКий порт, бурлацКие песни, грецКие орехи, хлестКие удары, ямщицКая шапка, генеральСКие лампасы, рыбацКая лодка,молодецКие забавы, январСКие каникулы, узКий проход,гигантСКие корабли, солдатСКий ремень, резКий ветер, любительСКая съемка. | Работают в группах, выполняют задания, отчитываются. Работают со словариком. Работа с сигнальными карточками. | ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). |
Рефлексия. Подведение итогов. Д/З (3 мин) | -Как различить на письме суффиксы прилагательных-К- и –СК-? -Что происходит с основой существительных на –К-, -Ч-? А теперь давайте прикрепим листочки на наше «Дерево успеха». НЕТ ОШИБОК-ЗЕЛЕНЫЕ ЛИСТОЧКИ 1-2 ОШИБКИ- ЖЕЛТЫЕ 3 И БОЛЬШЕ- КРАСНЫЕ. СЛАЙД №12 СОСТАВИТЬ 4-5 ПРЕДЛОЖЕНИЙ, В КОТОРЫХ БУДУТ ВСТРЕЧАТЬСЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ С ЭТИМИ СУФФИКСАМИ. 10-15 СЛОВ ДЛЯ СЛОВАРНОГО ДИКТАНТА НА ИЗУЧЕННУЮ ТЕМУ. Слайд №13. | Рассказывают правило. Согласные К И Ч уподобляются Ц. ТКАЧ-ТКАЦКИЙ Прикрепляют магнитиками листочки. Записывают задание в дневники. | УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка, соотнести цель урока со своими результатами. |
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Запишите словосочетания, заменяя одно из существительных прилагательным. Выделите суффиксы в прилагательных.
широкая платформа.
Задание для 2 группы.
Вставьте в предложения пропущенные прилагательные с суффиксом –К- И –СК-. (Задание для трёх учащихся.)