Арт-терапия - естественный и бережный метод исцеления и развития души через художественное творчество, активно развивающийся как комплекс психотерапевтических методик.
Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом.
Просмотр содержимого документа
«Различные техники арт-терапии в системе дополнительного образования»
1
РАЗЛИЧНЫЕ ТЕХНИКИ КАК АРТ-ТЕРАПИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
На дополнительных занятиях с детьми наряду с традиционными средствами рисования важно использовать и нетрадиционные техники изображения.
Их влияние не менее благоприятно сказывается на развитии ребенка. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражения. Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. В своей педагогической деятельности нами был использован данный вид арт-терапии - граттаж.
Арт-терапия - естественный и бережный метод исцеления и развития души через художественное творчество, активно развивающийся как комплекс психотерапевтических методик.
Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом.
Арт-терапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.
Одним из выразительных способов изображения является техника граттаж. Изображения получается благодаря процарапыванию пера или другого острого предмета по воску картону или плотной бумаги, залитой тушью.
Данная техника является необычной и интересной как для детей, так и для взрослых. На наш взгляд граттаж как средство графического изображения недостаточно распространен. Методические пособия, позволяющие в полной мере овладеть техникой, не достаточны и требуют доработок. Но все же, достоинства граттажа четко определены: развитие внимательности детей, их усидчивости, сконцентрированности на выполняемой работе, приобретение умения аккуратно выполнять задания. Овладение техникой граттаж придает знаниям оперативность, умение быстро работать над небольшими картинами. Поэтому осваивать данную технику важно и нужно как для творческого развития ребенка, так и для психологического.
Техника граттаж очень интересна учащимся, так как она развивает внимательность, усидчивость, воображение школьника. Однако, на сегодняшний день, возникает проблема неподготовленности педагогов, отсутствие или недостаточность пособий, методических разработок по обучению технике рисования граттаж.
В процессе проведения уроков, мы выяснили, что знания и навыки детей в области графического изображения средствами граттажа еще недостаточно глубоки. Учащиеся имеют представление о данной технике на среднем уровне. Эксперимент позволил выявить следующую особенность в ходе выполнения техники граттаж: школьники не придают значения темному и белому в том смысле, что при выполнении своих работ дети царапают белые деревья на черном фоне, например, хотя на практике должно быть наоборот. Как мы видим многие детские рисунки выполнены неаккуратно из-за изначально неправильного нанесения воска на бумагу, неумения правильно работать инструментами – сильное нажатие при царапании линий, отпечатки пальцев на рисунке, а также учащиеся пытаются избавиться от ненужных выцарапанных линий путем затирки места пальцем, что придает рисунку крайнюю неаккуратность. Школьники часто «глушат» свою работу беспорядочными штрихами инструмента в разные стороны, имитируя работу цветными карандашами при раскраске картинок, от чего итоговый рисунок смотрится не совсем четким и аккуратным.
Обучение детей тонкостям техники граттаж должно осуществляться не само по себе, не ради технического совершенства изображения, а для того чтобы ребенок мог выразительно и без особых затруднений создать то изображение, которое он захочет. Для этого мы предлагаем следующую технологию выполнения граттажа:
Для начала работы в технике граттаж нам необходима плотная бумага или картон.
Далее, грунтуем картон несколькими слоями воска, каждый из которых протягиваем металлической линейкой. В таком случае не будет возникать «бугристости» и вся поверхность бумаги будет заполнена воском.
Затем на слой воска широкой кистью наносим черную тушь, разбавленную жидким мылом, что позволит краске ровно покрыть воск и не скатываться.
Пока наша бумага сохнет, необходимо составить карандашный эскиз, который в последствии будет переносится на загрунтованный картон через копировальную бумагу.
Потом можно приступать непосредственно к работе: рисунок царапаем любым острым предметом, соблюдая значительную аккуратность в создании рисунка.
Таким образом, наши методические рекомендации по выполнению графической работы в технике граттаж могут служить хорошим методическим пособием. Занятия с применением с данным видом арт-терапии (техника граттаж) дали положительный отклик от учащихся наших объединений. Поэтому мы советуем педагогам дополнительного образования активно применять в своей педагогической деятельности различные виды арт-терапий.
Список использованной литературы:
Баранов, А.В. Роль изобразительного искусства в духовно-нравственном воспитании молодежи [Текст] / А.В. Баранов // Вопросы воспитания. – 2011. – №2. – С. 28-29.
Казакова, Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие школьников [Текст] / Т.Г. Казакова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М. : Педагогика, 2013. – 110 с.
Казакова, Р.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие школьника [Текст] / Р.Г. Казакова. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М. : Просвещение, 2012. – 207 с.
Никитина, А.В. Нетрадиционная техника рисования в развитии детей [Текст] / А.В. Никитина. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М. : Каро, 2014. – 113 с.
Разуваев, И.Г. Перспективы применения нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительному искусству [Текст] / И.Г. Разуваев // Креативные мысли. – 2011. – № 1. – С. 142-149.
Савенкова, Л.Г. Изобразительное искусство [Текст] / Л.Г. Савенкова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М. : Просвещение, 2012. – 166 с.
Селезнева, Е.Н. Проблемы вовлечение детей в мир рисования [Текст] / Е.Н. Селезнева // Социально – гуманитарные знания. – 2010. – № 1. – С. 43-51