СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Различные подходы к организации исследовательской деятельности в ОУ как условие поддержки, развития и творческой самореализации одарённых детей

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной идеей работы МБОУ СОШ №7 с одарёнными детьми  является объединение усилий педагогов и родителей, с целью создания благоприятных условий для выявления, развития и реализации творческого потенциала обучающихся.           Система деятельности по организации работы с одаренными и талантливыми детьми в нашем образовательном учреждении имеет следующее содержание:

— анализ особых успехов и достижений ученика с целью выявления   одаренных и талантливых ребят; — создание банка данных по одаренным детям; — диагностика потенциальных возможностей детей; — соблюдение преемственности между начальным и основным  образованием;

— помощь одарённым обучающимся в самореализации их творческой направленности, создание ситуации успеха и уверенности через индивидуальное обучение и воспитание;

— организация научно-исследовательской деятельности через работу школьного научного общества «Мысль».

Просмотр содержимого документа
«Различные подходы к организации исследовательской деятельности в ОУ как условие поддержки, развития и творческой самореализации одарённых детей»

Различные подходы к организации исследовательской деятельности в ОУ как условие поддержки, развития и творческой самореализации одарённых детей

И.А.Деменкова


Одарённый ребенок - это ребенок, выделяющийся яркими, очевидными, часто выдающимися достижениями или имеющий внутренние предпосылки для таких достижений в этом или ином виде деятельности.

       В современное время проблема одаренности становится все более актуальной. Российское общество нуждается в неординарных творческих личностях, активных людях, способных нестандартно мыслить и действовать, способных принимать взвешенные решения, основанные на самостоятельном исследовании окружающего мира. Такие люди будут определять успехи нашей страны в будущем.

Отсутствие необходимых условий для развития способностей и внимания со стороны взрослых может нанести непоправимый вред, как ребёнку, так и привести к ограничению интеллектуального потенциала России. Поэтому одна из главных задач совершенствования системы образования - выявление, обучение и воспитание одаренных детей.

Любознательность, стремление раскрывать тайны, «делать открытия» зарождаются и проявляются ещё в начальной школе. В каждом классе выделяются ученики, которых не удовлетворяет объём материала, содержащегося в школьном учебнике, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои многочисленные вопросы в различных источниках. Задача учителя выявить направление одарённости, к какой области науки и техники ребята проявляют интерес, помочь им претворить в жизнь их планы и мечты, способствовать наиболее полному раскрытию их способностей.
Основной идеей работы МБОУ СОШ №7 с одарёнными детьми  является объединение усилий педагогов и родителей, с целью создания благоприятных условий для выявления, развития и реализации творческого потенциала обучающихся.
          Система деятельности по организации работы с одаренными и талантливыми детьми в нашем образовательном учреждении имеет следующее содержание:

— анализ особых успехов и достижений ученика с целью выявления   одаренных и талантливых ребят;
— создание банка данных по одаренным детям;
— диагностика потенциальных возможностей детей;
— соблюдение преемственности между начальным и основным  образованием;

— помощь одарённым обучающимся в самореализации их творческой направленности, создание ситуации успеха и уверенности через индивидуальное обучение и воспитание;

— организация научно-исследовательской деятельности через работу школьного научного общества «Мысль»;
Научное общество учащихся (НОУ)  — добровольное общественное объединение обучающихся и преподавателей, занятых научной и проектно-исследовательской деятельностью.

  Юные исследователи, работая в школьном научном обществе, имеют возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. Главная задача преподавателя – помочь каждому найти свой интерес в различных областях науки и жизни, постараться наиболее полно раскрыть свои способности и обогатить багаж знаний.  
  Научно-исследовательская деятельность учащихся является одним из приоритетных направлений образования в нашей школе. Ставя перед собой задачу формирования творческой личности, педагогический коллектив планирует работу по подготовке школьника к исследовательской, поисковой деятельности, начиная с начальной и продолжая с 5-го класса средней школы. Это индивидуальный, личностно-ориентированный подход к образованию каждого школьника. Психологические исследования показывают, что раннее начало творческой деятельности положительно влияет не только на формирование интеллектуальных и творческих способностей, но развивает позитивные качества личности ребенка.
Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность можно начинать с познавательных заданий, направленных на поисковую деятельность; заданий, в которых используются различные виды деятельности учащихся и работу с разнообразными источниками исторической информации.

Некоторые приёмы, направленные на формирование навыков исследовательской деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания:

1. Найти в предложенном историческом тексте ошибки и исправить их, объясняя истинными фактами, полученными в результате проведённого исследования.

2. Составить словесный портрет Александра I, используя различные источники информации (высказывания современников, деятелей литературы, СМИ и др., история России 8 класс).

3. Составить примерный список источников информации по теме «Николай I» (история России 8 класс).

4. При изучении темы Великая Отечественная война, целесообразно провести исследование по изучению истории своего края и своей семьи в этот период времени. Оформляется эта работа в виде сочинения «Мой край в годы Великой Отечественной войны», «История моей семьи – история моей страны».

Интерес к биологии, получение необходимого запаса биологических знаний, накопление фактического материала по интересующей теме, начинается с опытнической работы на участке. В 7 классе они оформляют работу и приступают к защите и презентации проекта на школьных научных конференциях, а затем выходят и на более высокий уровень (городской, областной, всероссийский). Учащимися уже выполнены несколько интересных исследовательских работ:

Обычно выбор исследовательских работ в средней школе определяется минимальным использованием оборудования и специальной литературы, доступностью объектов исследования. За счет подобных работ ребята получают какие-то новые знания, факты, данные статистики, обычно локального и регионального характера, приобретают опыт применения полученных знаний на практике. Это позволяет мотивировать предлагаемую учащимся исследовательскую деятельность, возбуждая их интерес. 

Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность является проектный метод.  С учетом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции.

Предметом исследования могут быть самые разные проблемы. Например, при изучении темы «Нации и межнациональные отношения» для исследования можно выбрать проблему обеспечения в РФ прав и свобод личности независимо от этнической принадлежности; при изучении темы «Политическая жизнь современного общества: женщина во власти» - проблема исследования: может ли женщина быть успешной в политической сфере? Нужны ли женщины во власти? Чем вызвана сложившаяся ситуация присутствия малого количества женщин в руководстве и политике в нашей стране?

Опыт показывает, что использование ученических социологических исследований в процессе обучения способствует более глубокому усвоению учебного материала, формированию исследовательских умений. Выработке лично значимой и обоснованной оценки общественного явления, события, даёт ориентир в жизненном выборе.

Анкетирование обучающихся выявило возрастание их интереса к курсу обществознания при использовании этой формы организации учебно-познавательной деятельности. Ребята стали больше интересоваться социологической информацией и дебатами по социальным проблемам в средствах массовой информации. Школьники оценили ученическое социологическое исследование как: а) интересное, увлекательное средство изучения новой темы; б) средство, помогающее ориентироваться в информационном потоке; в) научную базу для формирования собственной позиции по исследуемой проблеме.

Привлечение учащихся к занятию практической генеалогией происходит через изучение учащимися истории своей семьи, составление своей родословной, знакомство с вспомогательной исторической дисциплиной – «аномастикой» через изучение истории происхождения имён и фамилий.

В нашей школе научно-исследовательская деятельность обучающихся носит системный характер: от индивидуального исследования по теме, по предмету к групповому проекту, охватывающему различные области знаний, охватывая урочную и внеклассную деятельность. Ребятам предоставляется возможность выбора области науки, тем, методов исследований, форм отчета о проделанной работе. Личностная ориентация подобного рода даёт возможность максимально приблизить темы научно-исследовательских работ к жизни самого ученика, его семьи, друзей, одноклассников сделать его исследование интересным и нужным.

Обязательным условием проведения исследовательской работы является подведение итогов исследования. Работая с учащимися, надо видеть определённый результат: чему научились, чего достигли, а над чем ещё надо поработать.

Наш принцип – создание у обучающегося - исследователя атмосферы успешности, стремления к тому, чтобы тема исследования была актуальна в данное время, продукт исследования имел социальное значение, то есть был бы востребован. Тематика проектов, их содержание, оформление результатов и презентация ориентированы на участие, а возможно и победу в конкурсах.
 Педагогический коллектив обеспечивает максимальное продвижение результатов проектов на научно-практические конференции, турниры, конкурсы различного уровня. Это дает обучающимся навыки научных дискуссий и умение правильно представлять свои достижения. Для прослеживания личностного роста обучающегося - исследователя, практикуются «Портфолио документов», включающего в себя индивидуальные образовательные достижения: грамоты, награды, благодарственные письма, так и «Портфолио работ», которое представляет собой реальные продукты учебной деятельности: рефераты, эссе, проекты, доклады, рецензии, презентации и пр.

Исследовательский навык, приобретенный в школе, поможет выпускнику расширить знания и представления об окружающем мире, понять, что познавать его можно бесконечно, и, конечно же, реализовать личный творческий потенциал. Достижения одаренного ученика оказывают положительное влияние на весь класс, и это не только помогает росту остальных детей, но и имеет прямой воспитательный эффект: укрепляет авторитет данного ученика и, что особенно важно, формирует у него ответственность за своих товарищей.

Исследовательской деятельность даёт положительный результат, если ей заниматься регулярно, а не от случая к случаю, придерживаясь следующих принципов:

- значимость - дети с удовольствием выполняют исследование, если оно актуально;

- увлечённость – можно увлечь каждого, но иногда приходится терпеливо ждать, когда ученик тебе поверит;

- успех – успешное выступления учащихся старших классов притягивают к работе, порой черновой и неинтересной, учеников 5-7 классов;

- раскрытие личности – этот принцип становится наиболее заметным в старших классах; не все наши ученики становятся биологами, историками, но соблюдать экологические законы, морально-правовые нормы они будут и там, где им придётся работать;

- сопричастность – позволяет развивать желание оказать помощь тем, кто в ней нуждается;

- гордость за свою малую Родину – особенно проявился при работе над экологическим проектом «Моя малая Родина», «Белгородчина военная». Учащиеся получили ответ на вопрос «А что же это за место, где мы живём? когда узнали из бесед со старожилами хутора Ячнево о преданиях старины глубокой: о прекрасном плодовом саде, на месте которого стоит наша школа, о знаменитом Чайном колодце, об истории урочища Лог (нынешний Монастырский лес). Беседы с ветеранами Великой Отечественной войны позволили школьникам представить масштабы сражения, проходившего на «третьем ратном поле России», проникнутся духом патриотизма земляков, оказавшихся на оккупированной территории. Наши современные дети могут и должны гордиться своими корнями.

Принимая активное участие в конкурсах различного уровня, обучающиеся нашей школы достигали высоких результатов, их работы были отмечены: экологический проект «Человек - Окружающая среда - Здоровье» принёс 1 место в городском конкурсе обучающимся 10 класс Хроменок Е., Балагурову М., Кайдаловой Н.; Анищенко А. в течение трёх лет работал над проектом «Изучение влияния автотранспорта на загрязнение воздуха в районе МОУ-СОШ №7». Впервые он выступил на городской экологической олимпиаде, будучи учеником 9 класса, и занял 6 место. Учтя замечания и доработав свой проект, он представил его на Форуме юношеских талантов в Московской открытой конференции школьников «Шаг в будущее», а также на областной конференции научно-исследовательских работ учащихся «Шаг в будущее», где получил Диплом III степени.

«Выявление содержания ионов свинца в окружающей среде» принесла Агафонову В. (9 класс) 1 место на Региональной научно-практической конференции Всероссийского форума «Шаг в будущее» и научно-практической школьной сетевой конференции; «Изучение видового состава и возрастного спектра травянистых растений на естественных газонах г. Белгорода» - победитель Святченко Д., 7 класс, Фестиваль «Наука. Творчество. Развитие», за участие в конкурсе «Здоровая нация – сильная страна» группа учащихся Мерчанская А., Черкасов И. заняли 1 место в городском конкурсе «Школа за здоровый образ жизни); Исследовательская работа «Моя малая Родина» принесла 1 место в городском экологическом конкурсе, номинация «Экологические путеводители» Агафоновой О., 9 класс.

Исследовательской работой по биологии заинтересовались и учащиеся начальных классов. Осенью несколько человек заложили опыты с растениями на школьном участке. Сейчас занимаются изучением соответствующей литературы под руководством учителей биологии. Результаты своей работы юные исследователи представят на школьной научной конференции.

Учащиеся, ведущие исследовательскую работу, показывают хорошие знания, успешно сдают выпускные экзамены по истории, обществознанию, биологии, химии, географии.

Некоторые из них выбрали специальности, связанные с естественными науками (Маркова О., Струщенко Е., Агафонова О., Кайдалова Н., Хроменок Е., Филатов К., Козлов М., Балагуров М. и другие).


Список литературы

  1. Алексеева Л.Н., Копылов Г.Г., Марача В.Г. Исследовательская деятельность учащихся: формирование норм и развитие способностей // Исследовательская работа школьников. – 2003. №4. – С. 25-28.

  2. Блинова Т.В. «Школа исследователей» как форма подготовки старшеклассников к научно-исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников. – 2003. №1. – С. 100-104.

  3. Голанцева Т.П. Создание среды для развития способных и одарённых детей // Исследовательская работа школьников. – 2004. №2. – С. 171-173.

  4. Рабочая концепция одаренности. – 2-е изд., расш. и перераб. – М.: Федеральная целевая программа «Одаренные дети», 2003. – 94 с.

6