Урок № 33 5 класс __________
Тема: Разметка тонколистового металла
Цель: Дать учащимся общее представление о ручной обработке тонколистового металла
Образовательные: сформировать первоначальные навыки разметки тонколистового металла.
Развивающая: Развивать основные приёмы разметки тонколистового металла.
Воспитательные: Воспитывать аккуратность, усидчивость, бережное отношение к оборудованию и материалам.
Оборудование технологическая карта, чертилка, заготовка из тонколистового металла, шаблон, тетрадь, наждачная бумага, напильники разного сечения, универсальный верстак; компьютер, проектор, компьютер, видеоролик презентация
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Формы работы учащихся: рассказ, показ, использование ИКТ, беседа, практическая работа.
Планируемые результаты:
- Предметные: учащиеся познакомятся с правилами безопасности при разметке тонколистового металла;
- Метапредметные (УДД): регулятивные - преобразовывать практическую задачу в познавательную; коммуникативные – научатся формулировать ответы на вопросы, сотрудничать с учителем и однокласниками; познавательные - что такое слесарный верстак и слесарными инструментами;
- Личностные: умение провести самоанализ выполненной работы, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
Ход урока
I. Организационный момент
- Проверка явки учащихся по журналу.
- Проверка готовности к уроку (наличие учебных пособий и письменных принадлежностей).
II.Актуализация опорных знаний
Мы с вами уже изучили такие слесарные операции как: правка.
Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
1.Что такое правка тонколистового металла? (операции по выравниванию поверхности металла, имеющих неровности).
2.Для какой цели применяют шаблоны? (специальная деталь, размеры и контур которой такие же, как и у нужного нам изделия
III. Изучение нового материала
На предприятиях производят заготовки из металлов и сплавов в виде листов, прутков, труб, проволоки, это облегчает изготовление из них различных изделий.
Для того чтобы изготовить деталь или изделие требуемой формы и размеров, заготовку надо разметить согласно чертежу. Разметка -это нанесение на поверхность заготовки точек и линий, определяющих контуры детали. Для разметки используют разметочные инструменты. Точки и риски наносят на заготовку соответственно кернером и чертилкой. Для точности используют линейки, угольник или шаблон. Разметочный циркуль служит для нанесения дуг и окружностей, слесарный угольник – для проверки прямых углов. От точности выполнения разметки зависит качество будущего изделия, перед разметкой тщательно очищают заготовку. Разметку детали по чертежу начинают от самой ровной кромки заготовки, если края неровные, то, отступив на 5-8 мм, проводят по линейке базовую линию(риску) и от неё выполняют дальнейшую разметку. При нанесении прямых рисок линейку или угольник плотно прижимают к заготовке пальцами. Если деталь имеет отверстия или радиусные закругления, то вначале размечают и накернивают центры этих отверстий, дуги закруглений.
Разметку по шаблону выполняют в тех случаях, когда необходимо сделать большое количество одинаковых деталей. Шаблон – разметочно-контрольный инструмент и приспособление для копирования. Шаблон прикладывают к заготовке и обводят его контуры чертилкой. Разметку по шаблону следует делать так, чтобы отходов оставалось как можно меньше.
Правила безопасности при разметке
1. Нельзя класть чертилку и разметочный циркуль в карман одежды. Их следует держать только на верстаке.
2. Подавать чертилку необходимо ручкой от себя, а класть на рабочее место – ручкой к себе.
3. Перед разметкой необходимо притупить острые края заготовки напильником или шкуркой.
Практическая работа
Разметка коробки для мелких деталей (табл.1)
Цель: овладение приёмами разметки листового металла.
Задание
1. Изучить чертёж детали.
2. Выбрать заготовку из тонколистовой стали длиной 126 мм и шириной 105 мм, положить её на верстак.
3. Провести осевую линию вдоль заготовки.
4. Наложить шаблон изделия на заготовку так, чтобы осевая линия шаблона совпадала с осевой линией заготовки.
5. Шаблон на заготовке закрепить с помощью струбцин.
6. Внешний контур шаблона обвести чертилкой.
7. Снять шаблон с заготовки.
8. Разметить линии сгиба в соответствии с чертежом.
Таблица 1
План
Разметки коробки для мелких деталей
№ п/п | Последовательность выполнения работы | Графическое изображение | Оборудование, приспособления, инструменты |
1 | Выбрать заготовку из тонколистовой стали длиной 126 мм и шириной 105 мм |  | Верстак слесарный, линейка |
2 | Осуществить правку заготовки |  | Верстак слесарный, плита правильная, киянка |
3 | Разметить заготовку согласно чертежу |  | Верстак слесарный, линейка, чертилка, угольник, шаблон |
Рефлексия
Какие инструменты применяются при разметке?
Как можно наносить параллельные риски?
Какие правила следует соблюдать при разметке?
Новые понятия: шаблон, кернер, разметка, чертилка, базовая линия, слесарный угольник.
IV. Итоговая часть.
Оценка результатов работы учащихся. Разбор допущенных в процессе выполнения практической работы ошибок и анализ причин, их вызвавших.
1. Установка на следующий урок.
На следующем уроке продолжится знакомство с технологией обработки металлов и сплавов. Учащиеся получат новые знания и приобретут умения резание тонколистового металла.
2. Домашнее задание:
Повторить изученный материал по разметке тонколистового металла.
3. Уборка рабочих мест.