Разминка на уроках ритмики и хореографии
план:
1. Место и роль разминки на уроках ритмики и хореографии
2. Физиологические характеристики разминки; понятие «двигательная активность»
3. Методические характеристики ритмической разминки на уроках ритмики и хореографии с учетом возрастных и физиологических особенностей детей младшего школьного возраста
(виды разминок; структура разминки; требования к составлению комплекса; требования к проведению разминки; контроль за физической нагрузкой)
1. Место и роль разминки на уроках ритмики и хореографии
Младший школьный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от 6 – 7 до 9 – 10 лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому двигательная активность особенно важна в этот возрастной период.
С началом организованного обучения возникает диссонанс между интенсивной нервно – психической деятельностью и недостаточной двигательной активностью детей, что актуализирует необходимость совершенствования системы физического воспитания школьников.
В связи с этим, обязательным считается включение в учебный план школы уроков ритмики, призванных повысить физическую работоспособность, гибкость и координационные способности детей, воспитывать культуру движений, особенно у мальчиков, большинство из которых в старших классах школы (из – за отсутствия специальных занятий) не умеют красиво двигаться, скованы и часто неуклюжи. Потенциал уроков ритмики также способствует развитию моторной памяти ребенка, расширяет диапазон его двигательных возможностей.
На уроке ритмики разминка занимает одно из ведущих мест. Она обеспечивает как эмоциональный психологический настрой на работу, так и физически подготавливает детей к основной части урока. Синхронность выполнения движений при разминке побуждает детей к совместной работе. Разминка как бы предвосхищает ход урока, обеспечивая его эмоциональный фон, работоспособность детей в течение всего занятия. Очень часто в разминке используются танцевальные движения, необходимые в основной части урока. Главное же предназначение разминки состоит в предупреждении травматизма, так как неподготовленность организма к работе очень часто приводит к нежелательным травмам. Многих растяжений, разрывов связок, вывихов и переломов можно избежать, если каждый преподаватель ритмики будет осознавать всю важность разминки как компонента учебного занятия.
2. Физиологическая характеристика разминки
и её функциональная роль в логике учебного занятия
Занимаясь с детьми различными видами движения, педагог должен все время осознавать ответственность за жизнь и здоровье детей.
Поскольку многие двигательные упражнения являются достаточно нагрузочными для детей, необходимо постоянно осуществлять контроль за допустимой нагрузкой для каждого ребёнка.
При физиологической систематизации мышечной работы в качестве классификационных признаков выделяют: объем активной мышечной массы, тип мышечных сокращений, силу и мощность сокращений мышц, энерготраты.
/ В зависимости от объема работающих мышц выделяют локальные нагрузки, при которых активизируется менее 1/3 всей мышечной массы тела, регионарные, когда сокращается от 1/3 до 2/3 всей мышечной массы, и глобальные, в осуществлении которых задействовано более 2/3 всей мышечной массы тела. При занятиях физической культурой и спортом большее число нагрузок относится к глобальным.
В соответствии с типом сокращения основных мышц, осуществляющих выполнение заданной работы, выделяют статические и динамические напряжения.
По показателям энерготрат работу обычно подразделяют на легкую, умеренную, тяжелую и очень тяжелую.
По мощности, развиваемой человеком во время выполнения различных видов упражнений, выделяют работу максимальной мощности (предельное время такой работы 20 – 30 с), субмаксимальной мощности (от 20 – 30 с до 3 – 5 мин), большой мощности (от 3 – 5 мин до 30 – 40 мин) и относительно умеренной мощности (больше 30 – 40 мин). Эти зоны мощности являются общими для всех циклических движений.
В зависимости от характера изменений структуры движений во времени все их виды делят на циклические и ациклические. Для циклической работы характерно многократное повторение стереотипных движений при относительно постоянной силе и скорости сокращения. При ациклических упражнениях постоянно меняется не только характер двигательной активности, но и мощность выполняемой работы.
Разминка сочетает в себе циклические и ациклические виды упражнений. Исходя из этого разминка характеризуется локальными нагрузками, сочетанием статических и динамических напряжений, умеренной работой мышц и относительно умеренной, переходящей в большую, мощностью./
Физиологические эффекты разминки разнообразны. Она повышает возбудимость и активность сенсорных, моторных и вегетативных центров, усиливает деятельность эндокринных желез, создавая тем самым условия для более эффективной регуляции вегетативных и моторных функций при последующей работе. Повышается температура тела и , особенно, работающих мышц, благодаря чему увеличивается активность ферментов и , следовательно, скорость биохимических реакций в мышечных волокнах, возбудимость и лабильность мышц, повышается скорость их сокращения. От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и тем самым способствуя ее развитию. Чем более тонкие движения приходится осуществлять ребенку и чем более высокого уровня координации движений он достигает, тем успешнее идет процесс его психического развития. Двигательная активность ребенка не только способствует возрастанию мышечной силы как таковой, но и увеличивает энергетические резервы организма.
Работа скелетной мускулатуры имеет огромное значение для развития физиологических систем ребенка. У растущего организма восстановление израсходованной энергии идет со значительным превышением, т. е. создается некоторый ее избыток. Именно поэтому прирост мышечной массы — это предпосылка (структурно-энергетическое обеспечение) к выполнению еще больших по объему и интенсивности нагрузок.
Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. При выполнении физических упражнений в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность. В научной литературе существует понятие биологической достаточности движений. Условно говоря, это то количество движений, которое необходимо для нормального развития ребенка. Оно и определяет уровень двигательной активности ребенка. Естественно, в зависимости от возраста это количество меняется: чем старше ребенок, тем больше движений он должен совершать для нормального дальнейшего формирования.
Пассивный образ жизни приводит к возникновению различных недугов у взрослых людей (нарушения деятельности опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной системы и др.), а тем более у детей.
Возраст от 6 до 14 лет— период активного совершенствования мышечной и костной системы. Кости детей при длительных напряжениях и неправильном положении тела легко подвергаются деформации.
Неуравновешенность возбудительно-тормозных процессов ЦНС обуславливает быструю утомляемость, кратковременность активного внимания, что отражается на деятельности анализаторов, в том числе и органов зрения. Глаз как орган заканчивает свое структурно-функциональное формирование лишь к 11-12 годам. В возрасте 6-7 лет, т. е. к моменту начала школьного обучения, орган зрения ребенка находится в стадии интенсивного развития. С учетом этих особенностей детского организма физиологи и гигиенисты для предупреждения утомления, нарушения осанки, зрения, а также для повышения работоспособности и активизации мыслительной деятельности рекомендуют проводить физкультминутки, гимнастику для глаз и динамические паузы в середине урока (если тот длиться не менее 40 минут).
Таким образом, разминка усиливает работу систем, обеспечивающих движение кислорода к работающим мышцам. Возрастают легочная вентиляция, скорость диффузии кислорода в кровь, минутный объем кровообращения, расширяются артериальные сосуды скелетных мышц, увеличивается венозный возврат, повышается (благодаря увеличению температуры тела) интенсивность диссоциации оксигемоглобина в тканях
Определяя функциональную роль разминки в плане учебного занятия, отметим, что разминка бывает общей и специальной. Общая разминка состоит из упражнений, способных повысить возбудимость центральной нервной системы, температуру тела, активизировать систему транспорта кислорода. Специальная часть разминки по своей структуре должна быть как можно ближе к характеру предстоящей деятельности.
На уроках ритмики и хореографии обычно проводится общая разминка.
/Так как разминка строиться по принципу постепенного увеличения нагрузки, то можно говорить о врабатывании. Врабатыванием называется постепенное увеличение работоспособности человека в начале выполнения упражнений. В это время происходит перестройка нейрогуморальных механизмов регуляции движений и вегетативных функций на новый, более напряженный режим деятельности и улучшение координации движений.
Скорость усиления деятельности физиологических систем во время врабатывания неодинакова. Двигательный аппарат, обладающий относительно высокой возбудимостью и лабильностью, на новый рабочий уровень настраивается быстрее, чем вегетативные системы. Так, например, во время интенсивного бега максимальная скорость движения достигается к 5 – 6 с. В то же время расширение артериальных сосудов мышц происходит за 60 – 90 с, а частота сердечных сокращений, систолический объем и минутный объем кровообращения достигают максимальных величин только через 1,5 – 2 мин. Даже при работе максимальной аэробной мощности требуемый уровень потребления кислорода достигается лишь через 2 – 3 мин.
В связи с тем, что транспорт кислорода усиливается постепенно, в начале любой работы сокращение мышц осуществляется, в основном, в анаэробных условиях. Разница между потребностью организма в кислороде во время периода врабатывания и его реальным поступлением называется кислородным дефицитом. При не тяжелых нагрузках дефицит кислорода покрывается еще во время самой работы. При выполнении субмаксимальных и максимальных физических упражнений возникающий дефицит кислорода ликвидируется после завершения работы, составляя часть общего кислородного долга.
Именно эта особенность организма человека делает разминку важным звеном в целенаправленных физических нагрузках.
После окончания периода врабатывания (разминки) возникает устойчивое состояние, на протяжении которого работоспособность и показатели физиологических функций, обеспечивающих транспорт кислорода, меняются незначительно, что позволяет приступить к основной работе./
Занимаясь с детьми ритмическими движениями, в том числе разминкой, педагог все время должен осознавать ответственность за жизнь и здоровье детей.
Поскольку многие упражнения являются достаточно нагрузочными для детей, необходимо постоянно осуществлять контроль за допустимой нагрузкой для каждого ребенка. Важно проявлять внимание к детям, никогда не заставлять ребенка выполнять упражнения, если он не хочет. Отказ может быть вызван недомоганием, ушибами, о которых педагог не знает. Определение дозировки нагрузки требует специального контроля по частоте сердечных сокращений (ЧСС). Оптимальная норма частоты сердечных сокращений (ЧСС) в минуту определяется по формуле: 150 – возраст в годах. [8, c.72]. Определить воздействие двигательных упражнений можно и визуально.
Контроль физического состояния детей в ходе выполнения
физической нагрузки Таблица 1.
Признаки | Небольшое утомление | Значительное (среднее) утомление | Резкое (большое) утомление |
1 | 2 | 3 | 4 |
Окраска кожи | Небольшое покраснение | Значительное покраснение | Резкое покраснение, синюшность покрова, белый треугольник вокруг рта. |
Потливость | Небольшая | Большая | Очень резкая потливость, выступление солей |
Дыхание | Учащенное, ровное | Учащенное, периодически наступающее через рот | Резкое, учащенное, поверхностное, непрерывное дыхание через рот, отдельные глубокие вдохи сменяются беспорядочным дыханием (одышка) |
Движения | Бодрые | Неуравновешенные, покачивание тела | Резкие покачивания тела, появление некоординированных движений |
Внимание | Хорошее, безошибочное выполнение указаний | Неточность в выполнении команд, ошибки при перемене направлений | Замедленное выполнение команд, воспринимается только громкая команда |
Самочувствие | Жалобы отсутствуют | Жалобы на усталость, боль в ногах, сердцебиение, одышку | Жалобы на те же явления, а также на головную боль, жжение в груди, тошноту и рвоту |
3. Методические характеристики разминки.
Учитывая физиологическую необходимость проведения разминки перед более интенсивной работой на уроках ритмики и хореографии, важно сохранять определенную структуру урока: подготовительная, основная и заключительная части. Такое деление урока относительно. Каждый урок – это единое целое, где все элементы тесно взаимосвязаны друг с другом.
/ Подготовительная часть урока занимает от 5 до 15 % общего времени и зависит от решения основных задач урока. Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребенка – его центральную нервную систему, различные функции – к работе: разогреть мышцы, связки и суставы, создать психологический и эмоциональный настрой, сосредоточить внимание.
Основная часть урока длиться от 70 до 85 % общего времени. В этой части решаются основные задачи, формируются двигательные умения и навыки, идет основная работа над развитием двигательных способностей: гибкости, мышечной силы, быстроты движений, ловкости, выносливости и др.
На этой стадии дается большой объем знаний, развивающих творческие способности детей, достигается оптимальный уровень физической нагрузки.
Заключительная часть урока длиться от 3 до 7 % общего времени. В том случае если в основной части урока имеет место большая физическая нагрузка, время заключительной части увеличивается. Это создает условия для постепенного снижения нагрузки и обеспечивает постепенный переход от возбужденного к относительно спокойному состоянию детей. В заключительной части урока используются упражнения на расслабление мышц, на укрепление осанки, дыхательные упражнения. Если урок направлен преимущественно на разучивание нового материала и требует от детей максимального внимания, то необходима эмоциональная разрядка. В этом случае в заключительной части следует проводить музыкально – подвижные игры малой интенсивности. /
Остановимся подробнее на подготовительном этапе урока ритмики. Он включает в себя разминку и разнообразные дыхательные упражнения. Что же такое разминка? На это счет существуют разные мнения.
Брин В.Б., Вартанян И.А., Данияров С.Б. считают что разминка – комплекс специальных упражнений, выполняемый перед тренировкой или соревнованием и способствующий ускорению процесса врабатывания, повышению работоспособности. [ 5 с. 342 ].
Харт Лейза, Непорент Лиз рассматривают разминку как любой набор упражнений, заставляющий сердце биться быстрее и поднимающий температуру тела. Велосипед, быстрая ходьба, подъем по лестнице, бег трусцой, прыжки со скакалкой – все это вполне подходит, чтобы разогреть и размять мышцы. Маршировка на месте – один из самых удобных видов разминки. Для него не требуется ни специального оборудования, ни большого пространства. Нужно только повыше поднимать колени и поэнергичнее размахивать руками. [ № 18 с. 30 ].
Мошкова Е.И. предлагает проводить разминку на каждом уроке в виде «статического танца» в стиле аэробики, включая элементы классического, джазового танца, с изучением основных позиций рук и ног.
Пшеничникова Г.Н., Лебедева Л.В., Караваев А.Ф. поясняют - разминка проводится обычно в начале урока, являясь организующим моментом. Она включает в себя гимнастическую ходьбу, бег, подскоки с хлопками и без них, переноску предметов и служит для укрепления мышц шеи, плечевого пояса, рук, ног, мышц туловища, для выработки осанки, исправления таких недостатков, как косолапость, шаркающая походка и т.п. [ 15 с. 209 ].
Обобщая приведенные выше характеристики разминки, можно сформулировать ряд требований к её проведению:
1. Разминка на уроках ритмики и хореографии исполняется обязательно под музыку. Репертуар может быть различным: от современной и популярной музыки иностранных и русских исполнителей до детских песен. При этом необходимо учитывать, что для проведения занятий на высоком эмоциональном уровне следует использовать известные детям музыкальные произведения, не исключая ознакомления с новыми. Характер музыкального сопровождения – самый разнообразный (« живой » аккомпанемент: фортепиано, баян, аккордеон; проигрыватель с пластинками, магнитофонные записи, компакт-диски, мини – диски и другое).
2. На уроках ритмики и хореографии разминка должна быть « танцевальной ». В нее могут быть включены элементы классического, джазового и народного танца, а также движения из разучиваемых танцев. При включении в разминку танцевальных движений необходимо помнить о взаимосвязи характера музыки и движения. Например, нельзя использовать элементы русского народного танца на молдавском музыкальном материале.
3. Разминка должна создавать условия для благоприятного эмоционального настроя детей на дальнейшую работу. Это достигается с помощью музыки, используемых движений и эмоциональности самого педагога.
Как неотъемлемая часть урока, разминка потенциально ориентирована на решение ряда задач:.
Разминка подготавливает организм ребенка к интенсивной последующей работе Всестороннее, гармоничное развитие форм тела и функций организма человека, направленное на совершенствование физических способностей, укрепление здоровья.
Формирование важных музыкально – двигательных умений и навыков.
Воспитание моральных, волевых, эстетических качеств, общей культуры поведения, умения работать «в ансамбле».
Развитие координации, памяти, внимания, умственного кругозора, умения « читать » движения.
Увеличение степени подвижности суставов и укрепление мышечного аппарата. (Последовательная разработка всех основных групп суставов и мышц: кисти, предплечья, всей руки, шеи, плеч, корпуса, бедра, коленей, стоп.)
В процессе разминки наряду с задачами общего физического развития, оздоровления ребят решаются задачи эстетического воспитания человека. Музыка, хорошо подобранная к движениям, помогает занимающимся закреплять мышечное чувство, а слуховым анализаторам запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Все это постепенно воспитывает музыкальную память, закрепляет привычку двигаться ритмично, красиво. В результате умелое и выразительное выполнение движений под музыку приносит ребенку удовлетворение, радость.
Определенная ценность разминки заключена в ее образовательной направленности. Возможность использования бесконечных вариаций движений (по форме, структуре, последовательности выполнения) в зависимости от создаваемого музыкального образа позволяет занимающимся расширить представления о двигательных возможностях организма, познавать закономерности движений во взаимосвязи с музыкой и таким образом практически осуществлять связь между умственным образованием и физическим воспитанием.
Разминка имеет также педагогическое значение. Выполнение учащимися групповых упражнений требует единых усилий, сознательности и активности, творческого отношения к делу, способствует формированию коллективистских качеств личности. Твердый, регламентированный порядок выполнения упражнений дисциплинирует занимающихся, приучает их внимательно относится к занятиям ритмикой в целом и к разминке в частности. /
Помимо основных задач в процессе разминки решаются различные частные задачи, которые определяются особенностями музыкального произведения, структурой и содержанием упражнений, уровнем подготовленности учащихся, условиями и направленностью обучения.
Разминка – один из основных этапов урока ритмики. Из педагогики мы знаем, что урок является главной формой обучения и в нем реализуются дидактические принципы: наглядность, систематичность, доступность, сознательность и активность обучения. Поэтому разминка в основном построена на реализации этих принципов.
Принцип сознательности и активности предусматривает сознательное отношение к занятиям, воспитание у детей заинтересованности в овладении движениями во взаимосвязи с музыкой и осмысленного отношения к ним. Преподаватель должен стремиться: точно и доступно формулировать музыкально – двигательную задачу, учитывая особенности учащихся; воспитывать у детей способность к самооценке своих действий; стимулировать постоянный интерес к занятиям, привлекать ребят к наблюдению за выполнением движений и к соответствующему их анализу.
Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде движений. Наглядное восприятие способствует более глубокому и прочному усвоению упражнений, повышает к ним интерес. При разминке можно использовать различные приемы наглядности: демонстрация упражнений, описание техники движений, изучение схем, рисунков, наглядных пособий и т. п.
Принцип доступности требует постановки перед учащимися задач, соответствующих их силам, постепенного повышения трудности упражнений и соблюдения элементарных дидактических правил: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному.
Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования музыкально – двигательных навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности учащихся, определенную последовательность составления разминки.
При разминке применяются традиционные методы обучения: использование слова, наглядного восприятия и практические.
Метод использования слова – универсальный метод обучения. С его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, описывается техника движений в связи с музыкой и др. Это определяет разнообразие методических приемов использования слова: беседа, объяснение, обсуждение, словесное сопровождение движений и т. д.
Метод наглядного восприятия способствует более быстрому, глубокому и прочному усвоению учащимися движений, повышению интереса к ним. К наглядным методам можно отнести: показ упражнений, демонстрацию плакатов (рисунков), прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыки. Все это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично.
К методам наглядного обучения также относится качественно новый метод проведения разминки – по видеозаписи. Дети выполняют все движения, следя за педагогом на экране. Данный метод дает большую свободу педагогу для наблюдения за детьми, помощи им и исправления ошибок. Но желательно применение этого метода на подготовленных группах детей.
Практические методы основаны на активной деятельности самих учащихся. Это метод целостного освоения упражнений, метод обучения посредством расчленения их, а также игровой метод. Эти методы являются главными при проведении разминки.
К этой группе методов относится « вовлекающий показ ». При использовании этого метода дети как бы автоматически копируют все движения в зеркальном отражении (копируют все до мелочей – мимику, тончайшие ньюансы исполнения).
В процессе подражания у детей легче формируются разнообразные двигательные навыки и умения, благодаря « вовлекающему показу »дети справляются с такими упражнениями, которые они не могли бы выполнить самостоятельно или при фрагментарном показе со словесными объяснениями. Однако степень сложности двигательных упражнений, с которыми дети справляются в процессе подражания, небезгранична. Чтобы ее определить, педагог должен « заглянуть » в « зону ближайшего развития » ребенка (по Л.С.Выготскому). В процессе совместного исполнения важно дать детям возможность ощутить свои возможности и закрепить их в сознании. При последующих повторениях движения уточняются, закрепляются и автоматизируются. Конечно, у всех детей это происходит по - разному. Важно, чтобы педагог не делал никаких замечаний, не фиксировал внимание детей на том, что у них что – то не получается, и тогда постепенно сложные элементы упражнений, повторяющиеся в различных композициях, будут освоены.
Разминка на уроках ритмики делится по содержанию - на общую и специальную, а по форме – на традиционную и игровую. Игровая форма проведения Р (ритмопластическая композиция) предполагает включение какой-либо сюжетной линии (игровой ситуации) и является наиболее эффективной в начальной школе. Независимо от формы проведения, разминка должна соответствовать общим требованиям и иметь единую структуру.
Структура разминки:
Фаза | Задача | Содержание |
I часть – подготовительная «эмоциональная фаза» | «Разогреть» и ввести организм в нагрузку, создать психологический и эмоциональный настрой, сосредоточить внимание | Дыхательные упражнения, ходьба по кругу (на носочках, полупальцах, на ребре стопы с высоким подниманием колена), лёгкий бег, переход на ходьбу, построение по линиям, ходьба на месте. |
II часть - основная «двигательная фаза» | Проработать все группы мышц, закрепить «врабатывание». | Упражнения на все группы мышц (плечевой пояс, руки, торс, тазобедренный сустав, коленный и голеностопный суставы), партер, прыжки, бег, упражнения на координацию. |
III часть - заключительная «восстанавливающая фаза» | Создать условия для постепенного снижения нагрузки, приведение организма в состояние работоспособности | Ходьба, дыхательные упражнения. |
Требования к составлению комплекса разминки:
Для того, чтобы разминка давала необходимый эффект и реализовывала поставленные перед ней задачи, необходимо при ее составлении учитывать ряд методических рекомендаций:
Общая продолжительность не более 5- 10 мин.
Разминки должна начинаться с ходьбы и состоять из трех частей (эмоциональной, двигательной и восстановительной)
Количество повторений каждого вида упражнений: 4 – 8 раз.
Нагрузка регулируется в зависимости от возраста, степени подготовленности детей и насыщенности урока.
Движения, используемые в разминке не должны быть резкими и должны соответствовать музыке.
Движения должны быть доступными в плане двигательных возможностей учащихся с точки зрения координации, объема и скорости движений.
Движения должны быть понятны по содержанию игрового образа.
Движения следует подбирать разнообразные и нестереотипные.
Мышцы должны разогреваться последовательно сверху вниз, то есть сначала шея, затем плечи, предплечья, кисти и т. д. – от более крупных суставов к мелким.
Амплитуда движений должна нарастать постепенно.
11. В конце разминки обязательно нужны упражнения для восстановления дыхания, по возможности, выполняемые в ходьбе.
Основные требования к проведению разминки:
- экспрессия педагога (энергичный стиль и эмоциональный настрой);
- выразительный, музыкальный и грамотный показ;
- четкие, опережающие команды и «зеркальный» показ;
- оригинальность и использование игровых приемов ( эпитеты, образные сравнения, шутки, элементы соревнования и т.п.)
Особенности построения разминки с точки зрения физиологии и возраста детей младшего школьного возраста
При составлении комплекса разминок необходимо учитывать все методические требования и особенности построения разминки. Но немаловажную роль в этом процессе играет и учет возрастных психофизиологических особенностей детей. К концу дошкольного возраста ребенок представляет собой в известном смысле личность. К этому периоду он уже многого достиг в межличностных отношениях: он ориентируется в семейно – родственных отношениях и умеет занять желаемое и соответствующее своему социальному статусу место среди родных и близких. Он умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. Он уже понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (« Я хороший »), но, прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей. У него уже достаточно развиты рефлексивные способности. В этом возрасте существенным достижением в развитии личности ребенка выступает преобладание мотива « Я должен » над мотивом « Я хочу ».
С поступлением же в школу, новая социальная ситуация вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а также за умственное развитие. Таким образом, новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него как стрессогенная. У каждого ребенка, поступившего в школу, повышается психическая напряженность. Это отражается не только на физическом здоровье, но и на поведении ребенка.
Детям младшего школьного возраста трудно в школе. Им сложно подчинять себя новым правилам. Особую трудность для детей представляет саморегуляция поведения. Ребенок должен сидеть на месте во время урока, не разговаривать, не ходить по классу, не бегать по школе во время перемен. Многим первоклассникам явно не хватает силы воли для того, чтобы постоянно удерживать себя в определенном состоянии, управлять собой в течении длительного периода времени. Учитель же своей первостепенной задачей считает организацию дисциплины в классе, забывая о том, что застывшие в неподвижности дети не являются идеалом порядка. Долго сидит неподвижно пассивный ребенок, у которого мало жизненных сил. Активному, с буйным темпераментом, выполнять это требование достаточно сложно.
Задавая на занятиях вопросы, учитель заставляет детей думать, а дома того же требуют родители при выполнении домашних заданий. Поэтому напряженная умственная работа в начале обучения детей в школе утомляет их, но это часто происходит не потому, что ребенок устает именно от умственной работы, а по причине его неспособности к физической саморегуляции.
Таким образом, чтобы компенсировать недостаточную физическую активность детей на занятиях и, тем самым, способствовать нормальному развитию физической саморегуляции, учебным планом предусмотрено наличие уроков физической культуры и ритмики. Эти уроки, как и весь учебный процесс, должны строиться на основе возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.
При составлении разминки – одного из основных этапов урока ритмики – также необходимо учитывать возрастные и психофизиологические особенности детей. К ним относятся:
1 класс (от 6 – 7 до 7 – 8 лет). Эти дети только начинают осваивать новый для них социальный статус, поэтому ведущим видом деятельности у них еще является игра. Их координационные и двигательные возможности еще слишком малы. Суставы у детей в этом возрасте подвижны, связки эластичны и легко поддаются воздействию. Но при этом существует опасность, связанная с хрупкостью их костей.
2 класс (от 7 – 8 до 8 – 9 лет). Ведущий вид деятельности детей в этом возрасте – это учение, но элементы игры никогда не помешают. Физическое развитие детей на более высоком уровне. Показания координации, ловкости, выносливости, точности движений и т. д., достаточно высоки.
3 класс (от 8 – 9 до 9 – 10 лет). Главная особенность детей этого возраста – их желание быть взрослыми. Их мотивирует все, что связано с дальнейшим обучением в старших классах. Поэтому слова: « Как взрослые », являются для них мощным стимулом. Двигательные возможности детей в этом возрасте высоки. Их гораздо больше заинтересует сложная в координационном плане или в рисунке комбинация, нежели простая и однообразная. Также при подборе движений и музыки для детей этого возраста необходимо учитывать преемственность начального и среднего обучения в школе, то есть необходимо знакомить ребят с более « взрослой » музыкой и более сложными движениями.