Общие рекомендации для учителя:
Длительность: Каждый комплекс рассчитан на 15-20 минут в спокойном темпе с объяснениями.
Подача материала: Преподносите упражнения в игровой форме ("представьте, что вы...", "покажите, как..."). Это повысит мотивацию детей.
Демонстрация: Все упражнения обязательно показывайте сами или с помощью подготовленного ученика.
Исправление: Аккуратно поправляйте детей, обращая внимание на технику выполнения, чтобы избежать травм.
Интервалы: Между упражнениями делайте паузы 10-15 секунд для смены исходного положения и краткого объяснения следующего задания.
Музыка: Использование ритмичной, веселой музыки поможет задать нужный темп и настроение.
Комплекс А (Акцент на общую подвижность и координацию)
Цель: Разминка суставов, улучшение координации, ориентации в пространстве, развитие чувства ритма.
Часть 1: Строевые упражнения (3-4 минуты)
Построение. Дети строятся в шеренгу по росту.
Равнение на право, налево, на середину.
Расчет на «первый-второй».
Перестроение. По команде: «Первые номера – два шага вперед, вторые номера – два шага назад! Шагом МАРШ!» (Образуется две шеренги для последующих ОРУ).
Размыкание. По команде: «От середины на вытянутые руки – разомкНИСЬ!» Дети размыкаются так, чтобы не мешать друг другу при выполнении упражнений.
Повороты на месте. Повороты направо, налево, кругом (обязательно показывать и считать: «Раз-два!»).
Часть 2: Суставная разминка на месте (3-4 минуты)
(Исходное положение (и.п.) – основная стойка: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища)
«Киваем головой»: Наклоны головы вперед-назад (4-6 раз), затем вправо-влево (4-6 раз).
«Смотрим по сторонам»: Повороты головы вправо-влево (4-6 раз).
«Вертолет»: Круговые вращения прямыми руками вперед (6-8 раз), затем назад (6-8 раз).
«Мельница»: Круговые вращения руками в разные стороны (правая вперед, левая назад) (4-6 раз, затем сменить).
«Вращение тазом»: Руки на поясе. Круги тазом вправо (6-8 раз), затем влево (6-8 раз).
«Разогреем колени»: Ноги вместе, слегка наклонив корпус вперед, руки на коленях. Круговые движения коленями вправо и влево (по 6-8 раз).
«Носочек-пяточка»: Подъем на носки и перекат на пятки (6-8 раз).
Часть 3: ОРУ в движении (5-6 минут)
(Выполняется по кругу или «против часовой стрелки». Можно использовать бег змейкой, если пространство ограничено)
Ходьба на месте с высоким подниманием бедра (20-30 секунд).
Бег в медленном темпе (1-1,5 минуты).
«Ходьба с захлестом»: Идем, стараясь пяткой коснуться ягодиц (15-20 раз на каждую ногу).
«Ходьба с высоким подниманием бедра» («Гусиный шаг») (15-20 раз на каждую ногу).
«Приставные шаги» (боком) вправо и влево (по 10-12 шагов в каждую сторону).
Прыжки «Ноги вместе – ноги врозь» (прыжки «ножницы») на месте (15-20 раз).
Часть 4: Упражнения на гибкость (3-4 минуты)
(Выполняются на ковриках или на полу)
«Бабочка»: Сидя, согните ноги и сложите стопы вместе. Колени старайтесь опустить к полу. Можно слегка наклониться вперед. Держим 15-20 секунд.
«Складка»: Сидя на полу, ноги прямые вместе. Наклоняемся вперед, стараясь дотянуться руками до носочков. Тянемся 15-20 секунд.
«Кошка»: Стоя на четвереньках. На вдохе прогнуться в спине, голову поднять вверх. На выдохе округлить спину, как кошка, голову опустить. Повторить 6-8 раз плавно.
«Мостик» (облегченный вариант): Лежа на спине, ноги согнуты в коленях, стопы на полу. Поднимаем таз вверх, задерживаемся на 5-10 секунд и опускаемся. Повторить 4-6 раз.
Комплекс Б (Акцент на гибкость и стабильность)
Цель: Глубокое разогревание мышц, развитие статической и динамической гибкости, укрепление мышц кора.
Часть 1: Строевые упражнения (3-4 минуты)
Построение в колонну по одному.
Повороты на месте (направо, налево, кругом).
Перестроение из колонны по одному в колонну по два (по три). По команде: «В колонну по два (три) – стройсь!» Двигаясь, первые номера остаются на месте, вторые (и третьи) делают шаг в сторону.
Размыкание и смыкание приставными шагами.
Расчет по порядку. Запомнить свои номера (можно для игры в основной части урока).
Часть 2: Суставная разминка в движении (4-5 минут)
(Все упражнения выполняются на месте, но в более динамичном темпе, чем в Комплексе А)
Ходьба на месте (20-30 сек).
Бег с ускорением по сигналу (учитель хлопает в ладоши – ускоряемся, два хлопка – возвращаемся к бегу трусцой, 1,5-2 минуты).
«Рисуем круги»: Круговые вращения плечами вперед и назад (по 6-8 раз).
«Маятник»: Наклоны корпуса вправо-влево, скользя руками вдоль тела (по 6-8 раз в каждую сторону).
«Вращение бедра»: Стоя, руки на поясе. Поднять согнутую в колене ногу и отвести бедро в сторону, выполнить круговое движение (по 4-6 раз каждой ногой).
«Выпады на месте»: Поочередные выпады правой и левой ногой вперед (по 4-6 раз на каждую ногу).
Часть 3: ОРУ на месте (5-6 минут)
(И.п. – основная стойка)
«Дотянись до звезд»: На вдохе тянемся руками вверх, на выдохе опускаемся (4-6 раз).
Наклоны к ногам: Наклон к правой ноге, к левой ноге, между ног (по 4-6 раз).
«Часики»: Махи прямой ногой вперед-назад, затем право-влево (по 6-8 раз каждой ногой).
Приседания «Самолетик»: Приседание, руки вперед для равновесия (10-12 раз). Спина прямая!
«Планка» (облегченная, на коленях): Стоя на коленях и на предплечьях. Тело образует прямую линию. Держим 15-20 секунд.
Отжимания (с колен): 5-8 раз.
Часть 4: Упражнения на гибкость в парах (3-4 минуты)
(Дети делятся на пары. Объяснить правило аккуратности: не делать резких движений и не давить силой)
«Складка с помощью»: Один садится в «складку», второй аккуратно надавливает на его спину, помогая опуститься ниже. Держим 10-15 секунд, затем меняемся.
«Бабочка с помощью»: Аналогично первому упражнению.
«Растяжка плеч»: Стоя спиной к спине. Один берет другого за руки и слегка тянет на себя. Держим 10-15 секунд, затем меняемся.
Наклон вперед сидя спиной к спине: Сесть спиной к спине, ноги прямые. По очереди один тянется вперед, второй служит опорой. По 10-15 секунд на каждого.
Завершение обоих комплексов:
Построение. Подведение итогов разминки, краткое объяснение того, что будет дальше на уроке.