I. Проблемная ситуация и актуализация знаний. | 1.Проверка домашней работы. 2. Постановка проблемы урока. Видеофакт 1. Большинство взрослых птиц летающие. Видеофакт 2. Вылупившиеся птенцы не летают. В чём противоречие? Какой возникает вопрос? Версии учащихся. Выбор лучшей формулировки проблемы. Фиксация вопроса на доске. 1 ПРОБЛЕМА: Почему птенцы не умеют летать, и кто, как и почему о них заботится? - О чём мы сегодня будем говорить? Выход на тему, которые формируют учащиеся - Об особенностях размножения и развития птиц. Запись темы: «Размножение и развитие птиц» 3. Актуализация знаний. («Разноцветные вопросы» - работа в парах) - Какие преимущества даёт внутреннее оплодотворение? (Не высыхают сперматозоиды при жизни на суше) - В чём отличие икринки от яйца (пресмыкающегося)? (Простое устройство, нет запаса питательных веществ) - Роль оболочек яйца пресмыкающихся? (Не высыхает содержимое яйца) - Почему пресмыкающиеся практически не насиживают яйца? (Холоднокровные) - Вспомните несколько фактов, доказывающих, что птицы произошли от пресмыкающихся (рептилий)? | Регулятивные УУД 1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (вопрос урока). 2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. 3. Формировать навыки работы в парах, умение оценивать свои ответы. |
II. Совместное открытие знаний. | - Итак, птицы произошли от пресмыкающихся. Скажите, должны ли были они сохранить важнейшие приспособления к размножению на суше и сохранили? (Да) - Тип оплодотворения? (Внутреннее) - Наличие яйца с оболочками для защиты зародыша? (Да) - Вспомнив и уточнив в памяти опорные для нашего урока моменты, мы приступаем к решению проблемы, которую обозначили в начале урока. Другими словами мы должны ответить на вопрос: почему забота о потомстве так важна для птиц и в чём она заключается? Работа в группах. 1. Группа «Морфологи» 1. Изучите строение яйца птицы.  2. Обозначьте на рисунке составные части яйца. 3. Объясните назначение каждого компонента яйца. 4. Сделайте выводы об уровне сложности яйца и необходимости защиты его содержимого. 5. Как удаляются продукты жизнедеятельности из яйца? (Задаётся дополнительно при обсуждении!) 2. Группа «Физиологи» 1. Рассмотрите рисунок и прочтите предложенный текст. «Яйцо африканского страуса весит 1,5 кг, что составляет 1,5% от её веса, ведь сама птица почти 100 кг! Гораздо внушительнее размеры яиц мелких птиц (например, корольков и пеночек). Каждое яйцо составляет до 20% массы самки. На его формирование уходит более суток, а также большая часть питательных веществ, полученных за день с пищей, да ещё запасы жира и кальция, накопленные заранее. Вся кладка откладывается несколько дней и весит больше самой птички. Конечно, такие яйца не могут формироваться одновременно, как у рептилий, у которых яйца созревают одновременно в двух яичниках. Именно поэтому черепахи могут отложить до 100 яиц. А самая большая кладка птиц – 25 яиц (у серой куропатки)». 2. Как вы думаете, у кого: у пресмыкающихся или у птиц - размеры яйца (относительно тела матери) будет больше? Обоснуйте свою точку зрения. 3. Чем «пожертвовала» птица для получения такого результата? 4. Сравните количество яиц в кладке рептилий и птиц. Что необходимо сделать птицам, чтобы вырастить хотя бы двух крепких приспособленных ко всему потомков? По своим наблюдениям расскажите, в чём заключается забота о потомстве у птиц? 5. Сделайте выводы о размерах яйца птиц, о количестве их в кладке в сравнении с рептилиями и значении насиживания и выкармливания птенцов. 3. Группа «ТРИЗ» (творческое решение изобретательских задач) 1. Температура тела птиц может достигать до +430 С, но на поверхности перьев, она, как правило имеет температуру окружающей среды. Придумайте не менее двух способов приспособления, которая птица «придумала», чтобы поддержать нужную температуру, необходимую для высиживая яиц и птенцов. Просмотр видео "Развитие птенца в яйце. Птенцы гнездовые и выводковые" 4. Группа «Сравнители»   выводковые гнездовые 1. Пользуясь текстом учебника сравните особенности внешнего вида и особенности развития птенцов гнездовых и выводковых. 2. Объясните почему гнездовые птицы откладывают яиц меньше, чем выводковые, ведь их птенцы менее развиты, чем выводковые? Оформите в виде вывода. 5. Группа "Прокуроры" 1. Прочтите текст. "Все мы знаем, что кукушка не очень хорошая мать — вместо того, чтобы вить гнезда и выводить птенцов, она заставляет заниматься этим других птиц, тайно подбрасывая свои яйца к ним в гнезда. Потому и называют женщин, не желающих заботиться о своих детях, «кукушками». Но почему кукушка подбрасывает яйца в чужие гнезда? Подкидывание яиц в чужие гнёзда - это гнездовой паразитизм. Несмотря на свой крупный размер, кукушка откладывает небольшие яйца, чтобы мелкие птицы не догадались, что у них в гнезде подкидыш. Каждый вид кукушки выбирает гнездо тех птиц, чьи яйца по цвету напоминают ее собственные, ведь заметив подвох, хозяева просто выбросят чужое яйцо. Бывает и наоборот, что кукушка несет огромные яйца, потому что их предстоит высиживать крупным птицам, например, сорокам или воронам. Большинство кукушек после подбрасывания своих яиц в чужие гнезда больше никогда не вспоминает о них, но есть и те, что возвращаются и периодически кормят вылупившихся птенцов. А вот самцы долго еще патрулируют участок, на котором их дамы распределили свое потомство. Кстати, о самцах — они играют далеко не последнюю роль в процессе подлога. По своему виду и окрасу они напоминают небольших ястребов. Самец летает вокруг гнезда мелких птичек, чтобы спугнуть их, а когда те улетают, за дело берется его подруга-кукушка. Иногда она несет яйцо прямо в гнезде, иногда — неподалеку, порой даже просто на земле, а затем переносит яйцо в клюве. Все зависит от того, насколько просторна колыбель будущих приемных родителей — иногда кукушка в ней просто не помещается. Вылупившийся птенец очень прожорлив, и чтобы вся еда доставалась ему, он выталкивает всех своих сводных братьев из гнезда. Часто мать и сама выбрасывает яйца из гнезда, куда положила свое, чтобы обеспечить отпрыску комфортную жизнь. Жертвами кукушек становятся около 150 видов птиц, обязательно насекомоядных. Причем зачастую кукушонок бывает больше своих приемных родителей, но они отказываются это понимать, инстинктивно продолжая заботиться о нахлебнике." Африканская кукушка (Cuculus gularis) 2. В чём проявилась приспособленность в размножении у кукушки? Можно ли сказать, что гнездовой паразитизм является одной из форм заботы о потомстве? Докажите свою точку зрения. 3. Пользуясь своим личным опытом или знаниями, полученными из дополнительной литературы, что ещё входит в понятие заботы о потомстве? 4. Сформулируйте вывод о различных формах заботы о потомстве. Просмотр видео "Кукушонок в гнезде" 6. Группа "Адвокаты" 1. Прочтите предложенный текст "Из примерно 150 видов кукушек подкидывают своих птенцов только около 50 видов. Но все же, почему кукушка поступает именно так, а не высиживает птенцов сама? Дело в том, что она совершает кладку каждого яйца с промежутком в несколько дней, а за лето откладывает до 15 яиц. Если бы она выращивала птенцов сама или даже в паре с самцом, прокормить такую ораву они не смогли бы. К тому же из-за большого промежутка между кладками в гнезде жили бы разновозрастные птенцы — самый старший уже вовсю кричит, а младший еще даже не вылупился. Нужно одновременно и насиживать яйца и кормить потомство. Разве возможно все успеть? Вот и выработался у кукушек механизм сохранения популяции — привлечение других птиц к воспитанию их птенцов. Но кукушки не такие уж плохие — они приносят большую пользу природе. Более того, в лесах живут "мохнатые" прожорливые гусеницы, которыми кормить никаких маленьких птенцов нельзя . И которых уничтожают только взрослые иволги и кукушки. Если бы они исчезли, то деревья быстро оказались бы съедены паразитами." 2. Почему гнездовой паразитизм - это не злой умысел кукушек, а необходимость для вида, как фактор для выживания? 3. Сделайте вывод о пользе и необходимости сохранения кукушек в природе. | Познавательные УУД 1. Сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию. 2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. 3. Сформировать умение формулировать выводы. |