ТЕМА: Разноаспектный анализ текста (обобщающий практикум),
Цель: - Подготовка к выполнению частей В и С Единого государственного экзамена;
- Тренировка самостоятельного умения комплексно (разноаспектно) анализировать предложенный текст, узнавать, анализировать, обобщать и сравнивать языковые единицы;
- Совершенствование коммуникативных навыков;
- Развитие стремления работать над собственной речевой культурой.
Оборудование: компьютерная презентация, раздаточный материал с опережающим домашним заданием.
Опережающее
домашнее задание : Каждому ученику выдается листок с
заданием (приложения №2,3), в
которое входит текст и перечень заданий к нему.
Предлагается самостоятельно, с привлечением
любых материалов и консультаций, приготовить
ответы на вопросы; подготовить рабочий
материал сочинения по тексту.1
Индивидуально: Проанализировать частотность употребления частей речи в данном отрывке, сделать вывод, оформить слайд
Ход урока
Организующее слово учителя
Формулировка цели урока учащимися (совместная проверка выполнения домашнего задания по многоаспектному анализу предложенного текста; подготовка к выполнению частей ВиС ЕГЭ)
Чтение текста (ученик)
Свободная беседа с группой, сопровождаемая показом слайдов презентации
Что вам удалось найти об авторе этого текста ?
Слайд-информация .(об авторе)
Охарактеризуйте стиль и тип речи данного отрывка (+ наводящие вопросы)
Слайд-подсказка (расшифруйте!)
Стиль публицистический, поскольку здесь мы находим достаточно явные его признаки – такие как актуальность темы о необходимости повышения речевой культуры;
- обращенность к массовому читателю с целью воздействия на ум и чувства (т.е. главные задачи? Информирование и воздействие )
С помощью чего достигается данный эффект?
Лексика общедоступна, часто носит оценочный характер страстный, погубит репутацию, сообразительный одессит; ловкий человек, провернет дело (разг); неграмотные наши деятели, аморально
Фразеологические обороты: выдает с головой; провернет дело; пеняй на себя
Общественно-политическая лексика , связанная с развитием общества: бизнес, репутация ; использование слов и оборотов, часто встречающихся в средствах массовой информации: слова книжного стиля: торговец недвижимостью, крайне болезненно
Употребление изобразительно-выразительных средств
Презентация «Изобразительно-выразительные средства»
: ударение убивает лидера
Во мнении народном – литературная аллюзия (реминисценция- воспроизведение широко известного фрагмента, цитаты в тексте; Зачем? Опора на авторитет и указание на традицию и ученичество, и средство полемики. Главное- создание художественной многозначности текста, расширение его смыслового «пространства»)
Разнообразны синтаксические средства: практически все виды предложений, наличие риторических вопросов и восклицаний;
наличие предложений с оттенком градации (особенно 13), побудительных предложений, повторы слов и союзов
Что вы можете сказать о морфологических средствах данного отрывка? (инд.задание) Частотность употребления частей речи.
Слайд –результат исследования
(смотри приложение №1)
Охарактеризуйте наиболее продуктивные способы словообразования в данном тексте.
Слайд-подсказка (морфологические и неморфологические способы)
морфологические
Приставочный: выдает, невозможно, заработал
Суффиксальный: торговец, недвижимость, выходец, сообразительный, насмешка, покушение, защищать (защитить), орфоэпический, поправившись, одессит, лидер
Приставочно-суффиксальный: по-французски
Бессуффиксный: опека (опекать)
неморфологические
Сложение : самочувствие + суффиксация
Переход (субстантивация причастия): окружающие (хар-но для публицистики)
5. Перейдем к следующей (после слова) языковой единице – словосочетанию
Слайд-задание : Из предложения 7 выпишите все словосочетания и распределите по группам в зависимости от вида подчинительной связи.
Продолжение слайда: Дать ответ на вопрос: Что объединяет словосочетания каждой группы? В чем их отличие? ( например: объединяет характер зависимого слова: при согласовании это слова , изменяемые как прилагательные; по главному слову – именные; итд)
6.Какова структура текста и способы связи предложений?
Слайды-сопровождение в интерактивном режиме
(анализ прозаических строф)
7. Можно ли сказать, что первые предложения абзацев образуют краткий конспект текста?
(Можно, кроме 2 абзаца. Это не научный текст, поэтому вполне объяснима подобная «неточность»)
Слайд- конспект (ваши варианты?)
8. Какие виды предложений встречаются в данном тексте?
Слайды-сопровождение
Простые предложения 2,5,16 Дать характеристику простых предложений
(сгруппировать подобные признаки)
ИР (найти осложнения)
Сложносочиненные предложения , 10, 12 (графический анализ, выводы)
Односоставные?
Сложноподчиненные предложения с одним придаточным 3,9,11,15 (ИР – графический анализ, выводы)
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными 13,17 (ИР –графический анализ)
Бессоюзные сложные предложения 1, 6 (ИР – графический анализ, выводы)
Сложные синтаксические конструкции 4,7,14 (ИР- графический анализ)
9. Теперь, когда вы прочли текст не один раз, сформулируйте вопросы, над которыми можно поразмышлять
Слайд-обобщение ПОДУМАЕМ ВМЕСТЕ
формулировка и свободное обсуждение проблемных
вопросов по тексту:
1.Нужно ли в России хорошо знать язык, чтобы преуспеть в жизни?
2.Что входит в понятие «правильная речь»?
3. Можно ли считать наличие ошибок в речи аморальным явлением?
4. Действительно ли роль орфоэпического словаря так велика в жизни?
5. Связываю ли я свое будущее с хорошим знанием языка?
Слайд – сюрприз ОЦЕНИТЕ СЕБЯ!
На слайде размещены изобразительные метафоры. Предлагается оценить свои ощущения от подготовки и работы на уроке с использованием рисунков или нарисовать (словесно) свой образ
Задание: Написать чистовик сочинения
Приложение№1 к слайду-исследованию
Частотность употребления частей речи в данном отрывке
Проанализировав частотность употребления частей речи в данном отрывке, можно сказать следующее:Автор употребил здесь все части речи, как самостоятельные, так и служебные.
Из самостоятельных на первом месте –имя существительное (примерно 60 раз), что вполне объяснимо: существительные обозначают предметность окружающего мира в широком смысле слова,
Можно отметить употребление сущ-х с абстрактным (отвлеченным) значением: нравственность, мышление, самочувствие,, репутация, мнение;
-отглагольных сущ-х: торговец, выходец, отношение
Есть одно субстантивированное причастие: Окружающие (что тоже характерно для данного стиля)
На втором месте в этом тексте глаголы (более 40), причем четверть из них- в форме инфинитива (, который выступает и в роли сказуемого и даже подлежащего.:
- не спрятаться, ни укрыться; говорить произнести, не поправиться
Глаголы в повелительном наклонении – доверяй, пеняй на
себя усиливают воздействующую функцию текста
На третьем месте прилагательные и местоимения (примерно по 20), причем часто прилагательные носят оценочный характер: сообразительный одессит, ловкий человек, приличное общество Кроме того, ряд прилагательных употреблен в краткой форме,
что также свойственно публицистическому стилю: невозможно, чувствительна, аморально, глух( они тоже имеют явную эмоциональную окраску)
Что касается местоимений, то это и возвратное, и относительные, и неопределенное. Можно отметить наиболее частое употребление личных местоимений, что вполне естественно: автор делится своими взглядами на мир. А в последних двух абзацах подчеркнуто употребляется личное местоимение ТЫ, что создает ощущение, будто автор обращается к каждому из нас.
Наречия употреблены в тексте 14 раз ( в основном они « сопровождают» глаголы, иногда имеют оценочный характер: Крайне болезненно ; сильно влияет
В тексте также есть 2 деепричастия (произнеся и не поправившись) 2 причастия (одно в роли существительного, 2- (произнесенное)- в своей собственной роли. Эти части речи тоже свойственны книжным стилям
Из служебных частей речи я бы назвала частицы ЖЕ в значении противительного союза в 5 предложении и модальные частицы РАЗВЕ (усиливает риторический вопрос,(11)ДАЖЕ, ТОЛЬКО (В 7 И 14 предложениях)
Таким образом, если подвести итог, то можно сказать, что характер употребления в данном тексте частей речи обусловлен задачами, которые решает автор, то есть доказывает его принадлежность публицистическому стилю.
Приложение№2
1. Речь выдает человека с головой- не спрятаться и не укрыться. 2.В Америке я случайно встретился с молодым торговцем недвижимостью, выходцем из наших краев. 3.Он пробовал заниматься бизнесом в разных странах, в частности во Франции, и увидел, что это для него невозможно.4. Чтобы вести дело во Франции, нужно говорить по-французски идеально: плохое произношение подорвет кредит. 5.Америка же менее чувствительна к речи. 6.В Америке можно говорить и на плохом английском – сообразительный одессит относительно быстро заработал здесь свой первый миллион.
7. Сегодня в нашей стране ловкий человек провернет дело и разбогатеет, даже если он мычит, а не говорит, но приличное общество относится к ошибкам речи крайне болезненно. 8.Можно произнести тысячу красивых и страстных слов, но одно неправильное ударение погубит тебя во мнении народном.
9.Неправильно произнесенное слово убивает лидера, как будто на него произвели покушение. 10.Какое-нибудь «обеспечение» губит репутацию, а произнеся «опёка» и не поправившись, можно вызвать стойкое насмешливое отношение. 11.Разве можно иметь дело с человеком, если он говорит «опёка»?
12.Неправильно произнести слово и не поправиться –это аморально, и недаром всей страной смеются над неграмотными нашими деятелями. 13.(Если ты настолько глух), (что не слышишь), (как говорят окружающие), (если ты не дорожишь мнением людей), (если ты не умеешь и не хочешь исправить несколько слов в своей речи), (если ты думаешь), (будто ты выше законов языка), (что общие правила тебя не касаются), (что твой пост защищает тебя от насмешек), - то пеняй на себя.
14.Не знаешь, как произнести,- доверяй только словарю. 15.Я думаю, что после Библии орфоэпический словарь - вторая по значению книга. 16.Она сильно влияет на нравственность, на ясность мышления и на внутреннее самочувствие. 17.Если ты уверен в словах, которые произносишь, ты уверен и в себе.
Симон Соловейчик2
Приложение № 3
Задания к тексту:
1. Найдите сведения об авторе в доступных для вас источниках.
Блок 1 (лингвистический)
1. Определите стиль и тип речи отрывка. Докажите
Назовите имеющиеся изобразительно-выразительные средства
2. Проанализируйте частотность употребления в данном отрывке частей речи. О чем это говорит?
3.Какие способы словообразования представлены в данном тексте? Какие не представлены?
4.Выделить все возможные словосочетания в указанном предложении. Определить вид подчинительной связи, сгруппировать по общности признаков.
5.Проанализируйте текст с точки зрения синтаксиса:
- количество строф, их композиция; способы связи предложений; план-тезисы
- виды предложений по структуре (простые , сложные – виды сложных предложений,
сделайте их структурно – семантический, графический анализ
- Есть ли в данном тексте односоставные предложения (простые или в составе
сложных)?
- укажите виды осложнений в простых (и как самостоятельных, и частях сл.пр-й)
Блок 2 (коммуникативный)
. 1 Сформулируйте проблемные вопросы по тексту.
2. Какова позиция автора и как она выражена? Убедителен ли автор в своей позиции?
3. Выразите свое отношение к прочитанному. Согласны ли вы с автором или хотите возразить ему? Раскройте свою позицию по данной проблеме
4.Подготовьте рабочий материал (или модель) соочинения-рассуждения по данному тексту.
1
2