Просмотр содержимого документа
««Разнообразие педагогических приёмов и методов повышения мотивации учащихся к изучению русского языка».»
« Разнообразие педагогических приёмов и методов повышения мотивации учащихся к изучению русского языка».
Разработала :Гришкова Оксана Петровна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории.
Моё педагогическое кредо:
Настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение.
Что такое мотивация?
Учебная мотивация
- Учебная мотивация определяется целым рядом факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, — организацией образовательного процесса; в-третьих,— субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.); в-четвертых,— субъектными особенностями педагога и, прежде всего, системой его отношений к ученику, к делу; в-пятых, — спецификой учебного предмета.
В мотивации учения важную роль играют:
Содержание
учебного
материала
организация
учебной
деятельности:
формы, методы,
приемы
Целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации при обучении русскому языку и литературе укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к изучаемому предмету.
- работа с электронными учебниками, книгами; работа с демонстрационными материалами; компьютерные тесты; использование ресурсов Internet для подбора справочных материалов. использование слайд – презентаций.
- работа с электронными учебниками, книгами;
- работа с демонстрационными материалами;
- компьютерные тесты;
- использование ресурсов Internet для подбора справочных материалов.
- использование слайд – презентаций.
В настоящее время сложно представить подготовку к занятиям, их проведение без использования современных информационно-коммуникативных технологий.
дидактические игры :
- Игра « Четвертый лишний». В каждом ряду из четырех элементов нужно назвать лишний – тот, у которого нет качества, характерного для всех остальных. Участник должен пояснить ответ.
- Например: крик, кричать, квакать, кукарекать (имя существительное)
- лебедь, воробей, ворона, попугай (остальные мужского рода)
- Игра «Знаете (верите) ли вы, что..» - эффективный прием, помогающий настроить учащихся на работу, заинтересовать изучаемой темой.
- Игра «Продолжить ряд». Нужно продолжить ряд, догадавшись, какая закономерность лежит в его основе. Ответ нужно пояснить.
- Например: ряд О, Д, Т…(?) Ответ: Ч (даны первые буквы числительных по порядку: один, два, три…четыре).
- Апельсин, банан, виноград…. Ответ: груша (следующая буква алфавита)
- Игра «Да-нет» . Эта игра способна увлечь ребят, ставит их в активную позицию; учит связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию; слушать и слышать соучеников.
игровые приёмы:
Домысливание
Предлагается тема урока и слова "помощники":
Повторим Изучим Узнаем Проверим
С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.
За одну минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
- Если бы вы были автором учебника, как бы вы изложили ученикам эту тему?
- Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?
- Лингвистическая визитка - " визитная карточка" изучаемой части речи, например, причастия . ФИО: Причастие=глагол+прилагательное, место работы: предложение, должность: определение, место жительства: морфология.
- «Кластер» - прием графической систематизации материала. Он предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Например, по теме: «Орфограммы».
Привлекательная цель
Удивляй! (Тема “Корень слова”. Существуют слова, которые не имеют корня, например, глагол вынуть)
Пресс – конференция (неполно раскрывается тема, предлагается
школьникам задать дораскрывающие ее вопросы)
Своя опора (ученики составляют опорный конспект изученной темы либо отдельного параграфа)
Повторяем с контролем (ученики разрабатывают списки контрольных вопросов по теме. Например, по теме “Глагол”.)
Взаимоопрос – ученики опрашивают друг друга.
Проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельное, в группе, самому.
М.Ю. Лермонтов и Кавказ Презентацию подготовил ученик 9 класса Кочергин Иван
Рефлексия
Прием «Рефлексивные вопросы».
- Что показалось вам сегодня трудным?
- Что в изученном сегодня для вас самое главное?
- Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны?
- Были ли у вас моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?
- Были ли моменты недовольства собой?
- Какую пользу вы извлекли из этого урока, изученного текста?
Прием «Закончи предложения». Например, «самым интересным на занятии для меня было…».
Прием « Выберите фразеологизм», отражающий вашу работу на уроке: работал засучив рукава, летал в облаках, не успел глазом моргнуть, каша в голове, зарубил себе на носу, бил баклуши и др.
Использование разнообразных педагогических методов и приёмов позволяет содержательно решать задачу повышения мотивации школьников.
Положительная мотивация является основой успешности урока, толчком к самореализации каждого учащегося на уроке, главной движущей силой, формирующей интерес к уроку.