

Открытый урок по биологии
7 класс
Разработал учитель биологии
Сербул В.В.
ГБОУ ЛНР АСОШ № 17
г. Алчевск
2016 г.
Тема урока: Разнообразие моллюсков.
Цель: показать многообразие моллюсков в природе на примере сравнения особенностей внутреннего и внешнего строения класса Брюхоногие и класса Головоногие, расширить знания учащихся о систематике животных данного типа, их физиологии, условий обитания и значении моллюсков в хозяйственной деятельности человека. Развивать творческую активность учащихся, познавательные интересы ребят, умение обобщать, сравнивать, делать выводы, воспитывать нравственные ценности у учащихся, любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, презентация, таблицы:
“Тип Моллюски. Класс Брюхоногие”, “Тип Моллюски. Класс Двустворчатые”, “Тип Моллюски. Класс Головоногие”, на каждой парте по 1 карточке с таблицей, частично заполненной, индивидуальные карточки для проверки знаний, коллекция раковин моллюсков.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания. Индивидуальный опрос:
1) Какой тип животных мы начали изучать на предыдущем уроке?
2) Назовите, в каких средах жизни можно встретить этих животных?
3) В чём проявляются особенности внешнего строения брюхоногих моллюсков?
4) Как передвигаются моллюски и как это связано с особенностями их строения?
Каковы защитные приспособления у моллюсков?
Показываю слайды: виноградная улитка, рапан, рог тритона, каури и т.д. Работа с коллекцией раковин.
Выступление учеников с докладом: «Значение брюхоногих моллюсков в природе и в жизни человека: виноградная улитка; ахатина».
2. Индивидуальная работа учащихся по карточкам:
Карточка для учащихся 8 класса по теме: “Тип Моллюски” |
Задание 1. Напишите, какие части тела моллюска обозначены цифрами на рисунке. Задание 2. Напишите определение термина: Мантия – это … Тёрка – это … Почки – это … |  |
III. Cообщение темы урока :
Записываем в тетради, число, «классная работа», и тема урока: “Разнообразие моллюсков”.
IV. Изучение нового материала: актуализация знаний
Сообщение цели и задач урока:
узнать особенности строения и приспособленность моллюсков класса Головоногие к условиям жизни в сравнении с классом Брюхоногие;
познакомиться со значением моллюсков в природе и жизни человека;
продолжить учиться устанавливать взаимосвязь между строением и средой обитания.
Изучение нового материала
Тип Мягкотелых насчитывает восемь современных классов моллюсков, объединяющих приблизительно 130 тысяч видов, но мы в школьной программе изучаем только три класса: Кл. Брюхоногие Кл. Двустворчатые Кл. Головоногие.
Сегодня мы повторим и обобщим особенности строения и жизнедеятельности класса Брюхоногие и класса Головоногие моллюски, и изучим класс Двустворчатые.
Также на прошлом уроке было дано задание подготовить доклады о интересных особенностях из жизни головоногих и брюхоногих моллюсков, которые мы сегодня заслушаем.
Рассказываю строение моллюсков класса Двустворчатые.
Работа в тетради: По мере объяснения нового материала записываем в тетрадь названия тех животных, которые относятся к данному классу. Кроме этого, на прошлом уроке мы начали заполнять таблицы с признаками сравнения классов моллюсков, нам необходимо продолжить их заполнять в течение урока.
Работа с учебником: рассматриваем строение брюхоногих моллюсков.
Заполняем таблицу по мере моего рассказа, сравниваем строение классов моллюсков:
Признаки для сравнения | Брюхоногие моллюски | Головоногие моллюски (заполняем) | Двустворчатые моллюски |
Среда обитания | На дне солёных и пресных водоёмов, на суше | В океане, в толще воды или у дна. | На дне пресных и солёных водоёмов |
Раковина | Цельная, имеет форму завитка, вход (устье) закрывается крышечкой), у слизней не развита | Отсутствует или не развита, есть у наутилусов (многокамерная) | Двустворчатая |
Отделы тела | Голова, туловище, нога | Голова, туловище, воронка, щупальца с присосками (8 у осьминога, 10 у кальмара, от 60 до 100 у наутилуса) | Туловище и нога, мышцы – замыкатели створок раковины. |
Органы чувств | Глаза, щупальца (одна или две пары) | Глаза, щупальца | Развиты слабо, у некоторых видов есть примитивные глаза. |
Нервная система | Нервные узлы, соединённые нервными стволами. | Сложный головной мозг, защищён хрящевой тканью | Примитивная, нервные узлы в разных частях организма |
Кровеносная система | Незамкнутая, сердце двух - трёхкамерное | Незамкнутая, наиболее совершенная, сердце трёх – или пятикамерное | Незамкнутая, сердце трёхкамерное |
Пищеварительная система | Сквозная. Желудок. Тёрка. Слюнные железы, печень. | Сквозная. Желудок. Тёрка, роговые челюсти. Слюнные железы, печень, поджелудочная железа. | Сквозная. Фильтраторы. Есть печень, слюнные железы отсутствуют. |
Органы дыхания | Жабры, лёгкое | Жабры | Жабры |
Способ передвижения | С помощью ноги с ползательной поверхностью | Реактивное движение (до 40 км/ч) | Большинство неподвижно, некоторые виды могут ползать, прыгать с помощью ноги, плавать |
Пища | Растения и органические остатки, др. моллюски и беспозвоночные | Ракообразные, рыбы, моллюски и др. животные | Одноклеточные организмы |
Размножение | Раздельнополые, гермафродиты, развитие прямое или непрямое | Раздельнополые, развитие прямое, забота о потомстве | Раздельнополые, гермафродиты, развитие непрямое |
Примеры | Виноградная улитка, рог тритона, рапан | Осьминог, кальмар, наутилус, каракатица | Перловица, мидия, гребешок. |
Рассказываю о интересных особенностях двустворчатых моллюсков. Рассматриваем слайды «Моллюски Украины» и раздаточный материал.
Выступление учеников с докладами:
1. «Головоногие моллюски: мифы, легенды и реальность». (Слайды – гигантский кальмар, реконструкция кракена);
2. «Значение моллюсков в природе и в жизни человека».
V. Закрепление: работа со слайдами, таблицами.
VI. Домашнее задание § 28 (пересказ, устно ответить на вопросы в конце параграфа и выучить определения). Задаю лабораторную работу № 9 «Сравнение и определение моллюсков по раковинам» – стр. 145 учебника.
Даю задание подготовить доклад о моллюсках класса Двустворчатые.
VII. Подведение итога урока.