СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разнообразие моллюсков

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящён изучению особенностей Классов Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие моллюски, учащиеся должны научиться сравнивать, обобщать, делать выводы, целью урока является также активация познавательной деятельности,пробуждение интереса к окружающему миру, к живой природе.

Просмотр содержимого документа
«Разнообразие моллюсков»








Открытый урок по биологии

7 класс

Разработал учитель биологии

Сербул В.В.


ГБОУ ЛНР АСОШ № 17

г. Алчевск

2016 г.





Тема урока: Разнообразие моллюсков.

Цель: показать многообразие моллюсков в природе на примере сравнения особенностей внутреннего и внешнего строения класса Брюхоногие и класса Головоногие, расширить знания учащихся о систематике животных данного типа, их физиологии, условий обитания и значении моллюсков в хозяйственной деятельности человека. Развивать творческую активность учащихся, познавательные интересы ребят, умение обобщать, сравнивать, делать выводы, воспитывать нравственные ценности у учащихся, любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, презентация, таблицы:

“Тип Моллюски. Класс Брюхоногие”, “Тип Моллюски. Класс Двустворчатые”, “Тип Моллюски. Класс Головоногие”, на каждой парте по 1 карточке с таблицей, частично заполненной, индивидуальные карточки для проверки знаний, коллекция раковин моллюсков.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания. Индивидуальный опрос:

1) Какой тип животных мы начали изучать на предыдущем уроке?

2) Назовите, в каких средах жизни можно встретить этих животных?

3) В чём проявляются особенности внешнего строения брюхоногих моллюсков?

4) Как передвигаются моллюски и как это связано с особенностями их строения?

Каковы защитные приспособления у моллюсков?

Показываю слайды: виноградная улитка, рапан, рог тритона, каури и т.д. Работа с коллекцией раковин.

Выступление учеников с докладом: «Значение брюхоногих моллюсков в природе и в жизни человека: виноградная улитка; ахатина».

2. Индивидуальная работа учащихся по карточкам:

Карточка

для учащихся 8 класса по теме:

“Тип Моллюски”

Задание 1.

Напишите, какие части тела моллюска обозначены цифрами на рисунке.



Задание 2. Напишите определение термина:

Мантия – это …

Тёрка – это …

Почки – это …


III. Cообщение темы урока :

Записываем в тетради, число, «классная работа», и тема урока: “Разнообразие моллюсков”.


IV. Изучение нового материала: актуализация знаний

Сообщение цели и задач урока:

  • узнать особенности строения и приспособленность моллюсков класса Головоногие к условиям жизни в сравнении с классом Брюхоногие;

  • познакомиться со значением моллюсков в природе и жизни человека;

  • продолжить учиться устанавливать взаимосвязь между строением и средой обитания.

Изучение нового материала

Тип Мягкотелых насчитывает восемь современных классов моллюсков, объединяющих приблизительно 130 тысяч видов, но мы в школьной программе изучаем только три класса: Кл. Брюхоногие Кл. Двустворчатые Кл. Головоногие.

Сегодня мы повторим и обобщим особенности строения и жизнедеятельности класса Брюхоногие и класса Головоногие моллюски, и изучим класс Двустворчатые.

Также на прошлом уроке было дано задание подготовить доклады о интересных особенностях из жизни головоногих и брюхоногих моллюсков, которые мы сегодня заслушаем.

Рассказываю строение моллюсков класса Двустворчатые.

Работа в тетради: По мере объяснения нового материала записываем в тетрадь названия тех животных, которые относятся к данному классу. Кроме этого, на прошлом уроке мы начали заполнять таблицы с признаками сравнения классов моллюсков, нам необходимо продолжить их заполнять в течение урока.

Работа с учебником: рассматриваем строение брюхоногих моллюсков.

Заполняем таблицу по мере моего рассказа, сравниваем строение классов моллюсков:

Признаки для сравнения

Брюхоногие моллюски

Головоногие моллюски

(заполняем)

Двустворчатые моллюски

Среда обитания

На дне солёных и пресных водоёмов, на суше

В океане, в толще воды или у дна.

На дне пресных и солёных водоёмов

Раковина

Цельная, имеет форму завитка, вход (устье) закрывается крышечкой), у слизней не развита

Отсутствует или не развита, есть у наутилусов (многокамерная)

Двустворчатая

Отделы тела

Голова, туловище, нога

Голова, туловище, воронка, щупальца с присосками (8 у осьминога, 10 у кальмара, от 60 до 100 у наутилуса)

Туловище и нога, мышцы – замыкатели створок раковины.

Органы чувств

Глаза, щупальца (одна или две пары)

Глаза, щупальца

Развиты слабо, у некоторых видов есть примитивные глаза.

Нервная система

Нервные узлы, соединённые нервными стволами.

Сложный головной мозг, защищён хрящевой тканью

Примитивная, нервные узлы в разных частях организма

Кровеносная система

Незамкнутая, сердце двух - трёхкамерное

Незамкнутая, наиболее совершенная, сердце трёх – или пятикамерное

Незамкнутая, сердце трёхкамерное

Пищеварительная система

Сквозная. Желудок. Тёрка. Слюнные железы, печень.

Сквозная. Желудок. Тёрка, роговые челюсти. Слюнные железы, печень, поджелудочная железа.

Сквозная. Фильтраторы. Есть печень, слюнные железы отсутствуют.

Органы дыхания

Жабры, лёгкое

Жабры

Жабры

Способ передвижения

С помощью ноги с ползательной поверхностью

Реактивное движение (до 40 км/ч)

Большинство неподвижно, некоторые виды могут ползать, прыгать с помощью ноги, плавать

Пища

Растения и органические остатки, др. моллюски и беспозвоночные

Ракообразные, рыбы, моллюски и др. животные

Одноклеточные организмы

Размножение

Раздельнополые, гермафродиты, развитие прямое или непрямое

Раздельнополые, развитие прямое, забота о потомстве

Раздельнополые, гермафродиты, развитие непрямое

Примеры

Виноградная улитка, рог тритона, рапан

Осьминог, кальмар, наутилус, каракатица

Перловица, мидия, гребешок.


Рассказываю о интересных особенностях двустворчатых моллюсков. Рассматриваем слайды «Моллюски Украины» и раздаточный материал.

Выступление учеников с докладами:

1. «Головоногие моллюски: мифы, легенды и реальность». (Слайды – гигантский кальмар, реконструкция кракена);

2. «Значение моллюсков в природе и в жизни человека».


V. Закрепление: работа со слайдами, таблицами.


VI. Домашнее задание § 28 (пересказ, устно ответить на вопросы в конце параграфа и выучить определения). Задаю лабораторную работу № 9 «Сравнение и определение моллюсков по раковинам» – стр. 145 учебника.

Даю задание подготовить доклад о моллюсках класса Двустворчатые.


VII. Подведение итога урока.