«Разнообразные приемы рефлексии на уроках ИЯ в условиях ФГОС»
Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания и напряжения сил, поэтому внимание ученых, методистов и учителей направлено на поиск резервов для совершенствования урока иностранного языка, на повышение его эффективности, действенности.
Резервы кроются в повышении целенаправленности обучения, усилении его мотивации, информационной ёмкости содержания образования, применении современных методов обучения, активизации методов обучения, активизации темпов учебных действий, развитии рефлексивных навыков труда, использовании новейших информационных технических средств обучения.
С помощью рефлексии происходит процесс осмысления и переосмысления полученных знаний, что способствует формированию умения анализировать свою деятельность на уроке.
Таким образом, актуальность выбранной темы заключается в ее высокой важности и значимости в связи с новыми требованиями стандартов нового поколения, а также в необходимости повышения эффективности уроков и мотивации самих учащихся на уроках английского языка.
Как показывают многочисленные исследования, особенности рефлексии в процессе мышления являются необходимым условием для успешной реализации практической деятельности.
Цель исследования - выявить методы и приемы рефлексии, разработать конкретный материал для применения на практике.
Предмет исследования - методика применения рефлексии на уроках английского языка.
Задачи исследования:
1) Изучить и проанализировать теоретический материал по данной теме, выявить основные трактовки понятия «рефлексия»;
2) Определить основные виды рефлексии и ее роль в образовательном процессе;
3) Разработать практический материал для применения на уроках английского языка.
Методы исследования:
1. Поиск информации по данной проблеме
2. Систематизация информации
3. Анализ практического применения на уроках английского языка
Психолого-педагогические предпосылки использования рефлексии в учебном процессе
Прежде чем непосредственно приступить к исследованию, дадим определение понятию «рефлексия». Понятие рефлексии рассматривали разные специалисты, среди которых можно перечислить Карпова А.В., Лепского В.Е., Лефевра В.А., Щедровицкого Г.П.
Рефлексия (от позднелатинского. reflexio - обращение назад) - обращение человека на свое собственное состояние или свое знание, это размышление человека, направленное на рассмотрение и анализ самого себя и собственной активности ( своеобразный самоанализ). Это есть один из разновидностей актов сознания человека, а именно акт сознания, обращенный на свое знание.
В обиходном смысле, а также в психологии рефлексией называют любое размышление субъекта (в обиходе это чаще всего конкретный человек, в психологии может быть и человек, и группа), обращенное на анализ самого себя (самоанализ) - собственных поступков, своих состояний и событий, которые уже произошли. При этом степень глубины рефлексии, самоанализа находится в зависимости от степени образованности субъекта, развитости нравственного чувства и уровня контроля самого себя. Считается, что писатели, философы и политики способны вырабатывать у себя высокую степень способности к рефлексии.
Большая советская энциклопедия гласит: «Содержание рефлексии определено предметно-чувственной деятельностью: рефлексия в конечном счёте есть осознание практики, предметного мира культуры. В этом смысле рефлексия есть метод философии, а диалектика - рефлексия разума» .
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем психическом состоянии, самопознание.