Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового. Формирование навыка организации анализа своей деятельности в составе группы
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный этап (2-3 мин) | Здравствуйте, ребята! (Эмоциональный настрой) Ну-ка дружно потянитесь, К соседу в группе повернитесь, Ему пошире улыбнитесь, В хорошем настроении садитесь. Проверьте, всё ли у вас имеется для работы на уроке. Сегодня у нас урок немного необычный, изучая новую тему, вам предстоит работать в группе, при этом помогая друг другу. Выберете координатора группы (ответственного). Но сначала вы выполните небольшую самостоятельную работу по теме прошлого урока индивидуально. | приветствие одноклассников проверка готовности к уроку выбор координатора группы |
Проверка домашнего задания (5-7 мин) | Фронтальный опрос: - Что такое начальная форма имени существительного? - Какие постоянные признаки существительных вам известны? -Как определить категорию одушевленности-неодушевленности существительных? - Какие непостоянные признаки? - Как называется изменение существительных по падежам? - От чего зависит выбор гласной в окончании существительных? Самостоятельная работа: «Игра крестики-нолики» Цель: Проверка знаний Задание: Проанализируйте предложенный вам языковой материал, в пустые клетки впишите только буквы, в соответствии с заданием (о-н одуш./неодуш.; е-и оконч.сущ.) Способ проверки: самопроверка по образцу (показан на слайде презентации) Карточка 1 ФИ_____________________________________ Задание: Определите, какие существительные одушевленные, какие неодушевленные. В пустые клетки добавляйте только О или Н. н | о | о | огурец, мартышка, кукла, | н | о | н | табун, собака, роза, | о | н | о | мертвец, кактус, голубь | Карточка 2 ФИ_____________________________________ Задание: Определите, какую гласную следует писать в окончании существительного. В пустые клетки добавляйте только Е или И. и | е | и | на площад…, по алле…, у печ…, | и | и | е | в полици…, у Наталь…, по привычк…, | е | и | и | в паспорт…, на заняти…, по глупост… | | Ответы учащихся: - Сущ. в ед.ч., Им.п. - Собст./нариц., одуш./неодуш., род, склонение. - 1. задать вопрос 2. поставить во мн.ч. и посмотреть, какие падежи совпадают Р=В – одуш. И=В – неодуш. - падеж и число - склонение - склонение выполнение работы самопроверка, самооценивание |
Актуализация знаний, постановка цели и задач урока (5 мин) | Цель: Проверка знаний о склонении, проверка умения аргументировать ответ, определять тему и цели урока Постановка проблемного вопроса Упр. 1. Распределительный диктант Задание: Распределите слова по типам склонения (СЛАЙД 3). Зима, буря, метель, буран, пурга, снег, небо, з..мля, степь, всадник, д..рога, лошадь, время, пламя - Из какого произведения взяты слова для распределительного диктанта? -Все ли слова удалось распределить по типам склонений? Почему? - Есть группа необычных слов, которые можно отнести к нескольким, разным склонениям. Как вы думаете, как их можно назвать? Тема нашего урока «Разносклоняемые существительные», запишите число, вид работы и тему урока в тетрадь (СЛАЙД 4). -Что мы должны узнать на уроке? -Чему должны научиться? | работа в группе (на столах таблица с типами склонений) - «Метель» А. С. Пушкина - Слова время и пламя по роду вроде как 2 склонение, но у них окончание – -я. Такие окончания есть в первом типе, но среднего рода там нет. Получается, для них нет склонения. -разносклоняемые записывают число и тему в тетрадь -какие сущ. являются разносклоняемыми -находить их в тексте, правильно склонять, употреблять в речи такие слова |
Первичное усвоение новых знаний (7-10 мин) | Слово учителя К разносклоняемым существительным относятся 10 слов, оканчивающихся на МЯ, только не путайте с окончанием. Я не буду вам их просто так перечислять, вы сами должны будете выписать их в тетрадь из стихотворения, которое я вам прочту (СЛАЙД 5). Есть история про племя. Лишь весной настанет время, Племя мирно сеет семя, Хоть пахать и сеять - бремя. Папуаске нужно имя Для сынишки сочинить А у коровы полно вымя. Её надо подоить. Но вожак их – ногу в стремя, Прилепив перо на темя, Над собою поднял знамя, Раздувая ссоры пламя: Призывает всех опять Не работать – воевать. Но не хочет племя вновь Проливать напрасно кровь. - Какие же слова на –МЯ вы выписали? - Все ли из перечисленных слов вам понятны? Где можно узнать о их значении? Бремя – 1. Тяжёлая ноша (стар.), 2. перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книж.) Племя— в обширном значении: все люди. Колено, поколенье, род, потомство . Темя — макушка, верх головы, маковка; самое место, где лобовая кость примыкает к двум теменным или макушным костям, и выше до спуска к затылку. Темя горы — самая вершина. Стремя, стремена ср. — часть верховой конской сбруи: железная дуга, дужка с проушиной и с донцем, подвешиваемая к седлу на путлище (ремне), для упора ног всадника. Работа с учебником: Задание: прочтите материал п.45 с. 136, расскажите, почему эти существительные названы разносклоняемыми. Все ли слова, относящиеся к этой группе, я назвала? -Молодцы, ребята, запишите слово путь к разносклоняемым существительным. | Выписывают новые слова в тетрадь - бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя работают с толковым словарём (1 словарь для группы) - в Р.Д.П. падежах у них окончание –и 3-го склонения, в в Т.п. окончание –ем, ём 2-го склонения. Вы не сказали о слове путь (м.р.) |
Первичная проверка понимания + Физкультминутка (5 мин) | Сейчас мы с вами чуточку отдохнём, подвигаемся, но с пользой. Вы видите, что по классу расклеены слова. Вы, внимательно оглядевшись, выбираете нужное вам слово, не толпясь и не ругаясь, встаете с места, аккуратно отклеиваете его и приносите его на стол своей группы. После чего садитесь на место, поучаствовать должен каждый. 1 группа собирает все слова 1 склонения, 2 группа – 2 склонения, 3 группа – 3-го, а 4 – все разносклоняемые слова. - Проверим, все ли слова, принесённые вами, выбраны правильно? | встают с мест, находят нужное слово по заданию и крепят к доске координатор группы зачитывает, остальные внимательно слушают и исправляют |
Первичное закрепление (5-7) | До физкультминутки мы сказали об особенностях склонения разносклоняемых существительных. Работа с учебником: Выполните, работая в группе, упр. 254 с. 136 по заданию, при затруднении обращайтесь к правилу. Обязательно выделяйте окончания в словах. Запись данного упражнения должна быть в тетради у каждого. -Что у вас получилось? | работа в группах по 1 примеру от группы. |
Контроль усвоения (2-3 мин) | У вас на столах есть стихотворение с пропущенными словами, ваша задача – восстановить текст (СЛАЙД 6) В стародавнее древнее время В шалашах без окон и дверей Жило-было лохматое племя Первобытных людей-дикарей. Они не знали, для чего корове вымя, Как написать свою фамилию и имя, Зачем на лошадь надевать седло и стремя - Необразованное было это племя. Трудно было им жить в эти годы, Угнетало их бремя забот. И страдали они от погоды Без плащей, без зонтов и без бот. Никто не знал, как развевает ветер знамя, Что кислород всегда поддерживает пламя, Не думали они над тем, Как в булку превратить простое семя, С утра до вечера они чесали темя. -Какого слова здесь не хватает? | работа в группе, взаимопроверка -путь |
Рефлексия (подведение итогов занятия) (3 мин) | 1. Сегодня на уроке звучал термин «разносклоняемые существительные». Почему существительные на -мя и существительное «путь» получили такое название? 2. С какими трудностями вы столкнулись на уроке? 3. А что показалось вам простым и легким? 4. Какую бы отметку вы поставили себе за работу на уроке? | отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1-2 мин) | П. 45 у. 255, 256 | Запись в дневники |