СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разносклоняемые существительные

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разносклоняемые существительные»

Урок русского языка в 6 классе

Подготовил учитель русского языка

МБОУ «СОШ №2» с.Белиджи

Курбанова Х.О.

Тема: «Разносклоняемые имена существительные»

Тип урока: комбинированный

Уровень подготовленности класса: средний

Цели:

  • Помочь учащимся познакомиться с разносклоняемыми существительными, особенностями их склонения, правописания.

  • Сформировать умение находить разносклоняемые существительные в тексте, склонять разносклоняемые существительные, обосновывать выбор гласных в окончаниях;

  • Совершенствовать навыки правильного написания падежных окончаний существительных, умение мыслить логически, сравнивать, обобщать.

Планируемые результаты:

 Предметные: Познакомиться с разносклоняемыми существительными; выявить особенности склонения существительных на –мя;  видеть их в тексте и правильно склонять.

Метапредметные:

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования категории имени существительного

Коммуникативные: определять цели и функции участников группы, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции

Личностные:

Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового. Формирование навыка организации анализа своей деятельности в составе группы

Оборудование: учебник, толковый словарь русского языка, компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал для учащихся.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный этап

(2-3 мин)

Здравствуйте, ребята!

(Эмоциональный настрой)

Ну-ка дружно потянитесь,

К соседу в группе повернитесь,

Ему пошире улыбнитесь,

В хорошем настроении садитесь.

Проверьте, всё ли у вас имеется для работы на уроке.

Сегодня у нас урок немного необычный, изучая новую тему, вам предстоит работать в группе, при этом помогая друг другу.

Выберете координатора группы (ответственного).

Но сначала вы выполните небольшую самостоятельную работу  по теме прошлого урока индивидуально.

приветствие одноклассников

проверка готовности к уроку

выбор координатора группы

Проверка домашнего задания

(5-7 мин)

Фронтальный опрос:

Что такое начальная форма имени существительного?

- Какие постоянные признаки существительных вам известны?

-Как определить категорию одушевленности-неодушевленности существительных?

- Какие непостоянные признаки?

- Как называется изменение существительных по падежам?

- От чего зависит выбор гласной в окончании существительных?

Самостоятельная работа:

«Игра крестики-нолики»

Цель: Проверка знаний

Задание: Проанализируйте предложенный вам языковой материал, в пустые клетки впишите только буквы, в соответствии с заданием

(о-н одуш./неодуш.; е-и оконч.сущ.)

Способ проверки: самопроверка по образцу (показан на слайде презентации)

Карточка 1

ФИ_____________________________________

Задание: Определите, какие существительные одушевленные, какие неодушевленные. В пустые клетки добавляйте только О или Н.

н

о

о

огурец, мартышка, кукла,

н

о

н

табун, собака, роза,

о

н

о

мертвец, кактус, голубь

Карточка 2

ФИ_____________________________________

Задание: Определите, какую гласную следует писать в окончании существительного.

В пустые клетки добавляйте только Е или И.

и

е

и

  на площад…,  по алле…,  у печ…,                

и

и

е

  в полици…,  у Наталь…, по привычк…,

е

и

и

  в паспорт…, на заняти…, по глупост…


Ответы учащихся:

- Сущ. в ед.ч., Им.п.

- Собст./нариц., одуш./неодуш., род, склонение.

- 1. задать вопрос

2. поставить во мн.ч. и посмотреть, какие падежи совпадают

Р=В – одуш.

И=В – неодуш.

- падеж и число

склонение

склонение

выполнение работы

самопроверка, самооценивание

Актуализация знаний, постановка цели и задач урока

(5 мин)

Цель: Проверка знаний о склонении, проверка умения аргументировать ответ, определять тему и цели урока

Постановка проблемного вопроса

Упр. 1. Распределительный диктант

Задание: Распределите слова по типам склонения (СЛАЙД 3).

Зима, буря, метель, буран, пурга, снег, небо, з..мля, степь, всадник, д..рога, лошадь, время, пламя

- Из какого произведения  взяты слова для распределительного диктанта?

-Все ли слова удалось распределить по типам склонений? Почему?

- Есть группа необычных слов, которые можно отнести к нескольким, разным склонениям. Как вы думаете, как их можно назвать?

Тема нашего урока «Разносклоняемые существительные», запишите число, вид работы и тему урока в тетрадь (СЛАЙД 4).

-Что мы должны узнать на уроке?

-Чему должны научиться?

работа в группе

(на столах таблица с типами склонений)

- «Метель» А. С. Пушкина

- Слова время и пламя по роду вроде как 2  склонение, но у них окончание – -я. Такие окончания есть в первом типе, но среднего рода там нет. Получается, для них нет склонения.

-разносклоняемые

записывают число и тему в тетрадь

-какие сущ.

являются разносклоняемыми

-находить их в тексте, правильно склонять, употреблять в речи такие слова

Первичное усвоение новых знаний

(7-10 мин)

Слово учителя

К разносклоняемым существительным относятся 10 слов, оканчивающихся на МЯ, только не путайте с окончанием.

Я не буду вам их просто так перечислять, вы сами должны будете выписать их в тетрадь из стихотворения, которое я вам прочту (СЛАЙД 5).

Есть история про племя.

Лишь весной настанет время,

Племя мирно сеет семя,

Хоть пахать и сеять  - бремя.

Папуаске нужно имя

Для сынишки сочинить

А у коровы полно вымя.

Её надо подоить.

Но вожак их – ногу в стремя,

Прилепив перо на темя,

Над собою поднял знамя,

Раздувая ссоры пламя:

Призывает всех опять

Не работать – воевать.

Но не хочет племя вновь

Проливать напрасно кровь.

- Какие же слова на –МЯ вы выписали?

- Все ли из перечисленных слов вам понятны? Где можно узнать о их значении?

Бремя – 1. Тяжёлая ноша (стар.), 2. перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книж.) 

 Племя— в  обширном значении: все люди. Колено, поколенье, род, потомство .

 Темя — макушка, верх головы, маковка; самое место, где лобовая кость примыкает к двум теменным или макушным костям, и выше до спуска к затылку. Темя горы — самая вершина.

 Стремя, стремена ср. — часть верховой конской сбруи: железная дуга, дужка с проушиной и с донцем, подвешиваемая к седлу на путлище (ремне), для упора ног всадника.

Работа с учебником:

Задание: прочтите материал п.45 с. 136, расскажите, почему эти существительные названы разносклоняемыми. Все ли слова, относящиеся к этой группе, я назвала?

 -Молодцы, ребята, запишите слово путь к разносклоняемым существительным.

Выписывают новые слова в тетрадь

- бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя

работают с толковым словарём (1 словарь для группы)

- в Р.Д.П. падежах у них окончание –и 3-го склонения, в в Т.п. окончание –ем, ём 2-го склонения.

Вы не сказали о слове путь (м.р.)

Первичная проверка понимания + Физкультминутка

(5 мин)

Сейчас мы с вами чуточку отдохнём, подвигаемся, но с пользой.

Вы видите, что по классу расклеены слова. Вы, внимательно оглядевшись, выбираете нужное вам слово, не толпясь и не ругаясь, встаете с места, аккуратно отклеиваете его и приносите его на стол своей группы. После чего садитесь на место, поучаствовать должен каждый.

1 группа собирает все слова 1 склонения, 2 группа – 2 склонения, 3 группа – 3-го, а 4 – все разносклоняемые слова.

- Проверим, все ли слова, принесённые вами, выбраны правильно?

встают с мест, находят нужное слово по заданию и крепят к доске

координатор группы зачитывает, остальные внимательно слушают и исправляют

Первичное закрепление

(5-7)

До физкультминутки мы сказали об особенностях склонения разносклоняемых существительных.

Работа с учебником:

Выполните, работая в группе, упр. 254 с. 136 по заданию, при затруднении обращайтесь к правилу. Обязательно выделяйте окончания в словах.

Запись данного упражнения должна быть в тетради у каждого.

-Что у вас получилось?

работа в группах

по 1 примеру от группы.

Контроль усвоения

(2-3 мин)

У вас на столах есть стихотворение с пропущенными словами, ваша задача – восстановить текст (СЛАЙД 6)

В стародавнее древнее   время

В шалашах без окон и дверей

Жило-было лохматое племя

Первобытных людей-дикарей.

Они не знали, для чего корове  вымя,

Как написать свою фамилию и  имя,

Зачем на лошадь надевать седло и стремя -

Необразованное было это племя.

Трудно было им жить в эти годы,

Угнетало их  бремя забот.

И страдали они от погоды

Без плащей, без зонтов и без бот.

Никто не знал, как развевает ветер знамя,

Что кислород всегда поддерживает пламя,

Не думали они над тем,

Как  в булку превратить простое семя,

С утра до вечера они чесали  темя.

-Какого слова здесь не хватает?

работа в группе, взаимопроверка

-путь

Рефлексия (подведение итогов занятия)

(3 мин)

1.        Сегодня на уроке звучал термин «разносклоняемые существительные». Почему существительные на -мя и существительное «путь» получили такое название?

2. С какими трудностями вы столкнулись на уроке?

3. А что показалось вам простым и легким?

4. Какую бы отметку вы поставили себе за работу на уроке?

отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

(1-2 мин)

П. 45 у. 255, 256

Запись в дневники

Приложение

Карточка 1

ФИ_____________________________________

Задание: Определите, какие существительные одушевленные, какие неодушевленные. В пустые клетки добавляйте только О или Н.




огурец, мартышка, кукла,




табун, собака, роза,




мертвец, кактус, голубь

Карточка 2

ФИ_____________________________________

Задание: Определите, какую гласную следует писать в окончании существительного.

В пустые клетки добавляйте только Е или И.




  на площад…,  по алле…,  у печ…,                




  в полици…,  у Наталь…, по привычк…,




  в паспорт…, на заняти…, по глупост…

Для определения темы урока

Склонение

1-е

2-е

3-е
















Для физкультминутки:

1 скл.: юноша, монета, лодка, вьюга, дядя, коробка, открытка, ягода, прадедушка

2 скл.: пень, море, сено, пылесос, врач, разведчик, дерево, корабль, медведь

3 скл.: брошь, рожь, мышь, дочь, печь, речь, тишь, лень, роскошь

Разноскл.: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стре




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!