Просмотр содержимого документа
«Разноспрягаемые глаголы 6 класс»
Цель:
- развить навыки правописания безударных личных окончаний в глаголах;
- познакомить учащихся с разноспрягаемыми и особо спрягаемыми глаголами;
- рассмотреть лексическое значение разноспрягаемых глаголов, расширить словарный запас.
Глагол
Глагол с ов. в. – что с д елать?
Глагол несов.в . – что д елать?
Чередующиеся гласные в корне
В корнях -чин-, -жим- , -ним-, -тир- - -тер-, -бир- - -бер- пишется И , если есть суффикс А
В корнях -лаг- - -лож-,- кас- - кос-
пишется А , если есть суффикс А
Узна..шь - ?
- Обратите внимание на спряжение глаголов
это изменение
глаголов
по лицам и числам
в настоящем и
будущем времени.
Узна..шь –
узнать – I спр. (-ешь) = узна е шь
Внимание:
Хоч..шь - ?
Поставьте глагол
в форму 3 лица
ед. и мн. числа
хоч Е т, хот Я т
С каким подобным лингвистическим явлением мы уже встречались при изучении имени существительного?
Разносклоняемые существительные: десять существительных на -мя и существительные путь и дитя .
Как можно назвать глагол хотеть , если он совмещает окончания 1 и 2 спряжения?
РАЗНОСПРЯГАЕМЫМ
§ 89 - проанализируйте спряжение глаголов «хотеть», «бежать»
Спряжение глагола хотеть
я хочу
ты хоч е шь
он хоч е т
мы хот и м
вы хот и те
они хот я т
I спр.
II спр.
Спряжение глагола бежать
я бегу
ты беж и шь
он беж и т
мы беж и м
вы беж и те
они бег у т
II спр.
I спр.
Обратите внимание на окончания глаголов есть и дать в единственном числе
Спряжение глаголов есть и дать
я е м да м
ты е шь да шь
он е ст да ст
мы ед и м дад и м
вы ед и те дад и те
они ед я т дад у т
Являются ли такие окончания типичными для глаголов?
Такие окончания являются архаическими, устаревшими, поэтому данные глаголы (и образованные от них однокоренные глаголы) называются особо спрягаемыми .
Словарная работа
- Чтить — относиться к кому-нибудь (чему-нибудь) с глубоким уважением и любовью. Чтить память погибших. (Словарь С.И.Ожегова, Н.Ю. Шведовой.)
- Чту, чтишь, чтит, чтим, чтите, чт я т и чт у т .
Подберите синонимы к глаголу чтить.
Чтить – уважать, ценить, обожать, боготворить, дорожить.
Вывод. Рефлексия
- Я вспомнил, что… Я понял… Было интересно… Особенно понравилось… Вызвало затруднение… Было сложно… Нужно выучить…
- Я вспомнил, что…
- Я понял…
- Было интересно…
- Особенно понравилось…
- Вызвало затруднение…
- Было сложно…
- Нужно выучить…
Домашнее задание
§ 88 - 89 , упражнение 517.