И.И. Алёхина
МБОУ СОШ № 50
г. Новосибирск
Разноуровневая дифференциация и индивидуализация обучающихся как совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся, в процессе реализации цифровых технологий
Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями обеспечиваю путем внедрения новых технологий, позволяющих повысить результаты освоения образовательной программы, как предметные, так и личностные. С этой целью постоянно повышаю свою квалификацию, знакомлюсь с новыми технологиями, методами и приемами, использую технологии, обеспечивающие активную учебно-познавательную деятельность учащихся, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников. Свою работу с обучающимися, в том числе с особыми образовательными потребностями, выстраиваю по принципу индивидуализации, с учетом их личностных характеристик и уровнем овладения обще учебными умениями. Это позволяет осуществить дифференцированный подход в обучении, снимается эмоциональное и психологическое напряжение, что, в конечном счете, приводит к результативности обучения.
Сегодня большое значение уделяется цифровизации в образовании. Реализация дифференцированного и индивидуального подходов к обучению в современной начальной школе в контексте деятельностного подхода и глобальных процессов информатизации будет успешна при выполнении ряда педагогических условий:
1) осуществляется учет ведущей сенсорной модальности учащихся начальной школы;
2) используется технология дифференцированного и индивидуального подходов к обучению на основе учета ведущей сенсорной модальности учащихся начальной школы;
3) организуется специальная методическая подготовка учителей по использованию технологии дифференцированного и индивидуального подходов к обучению на основе учета ведущей сенсорной модальности учащихся;
4) обеспечивается диагностика учащихся в начале и в конце учебного года по ряду параметров (ведущая сенсорная модальность, учебная мотивация, память, мышление);
5) применяется система специальных методов и средств развития модальностей учащихся первого класса начальной школы;
6) организуется рефлексивная деятельность учащихся.
Школа, гарантируя высокий уровень образования, является основным этапом возрастного развития и становления личности детей. Поэтому учителя в постоянном поиске более эффективных подходов, средств и форм обучения и воспитания своих учеников.
Чем полнее учитываются особенности каждого учащегося, тем больше эффективность школьного обучения. Требования жизни возрастают, поэтому и увеличивается объем, и усложняется содержание знаний, которые подлежат усвоению детьми в школе. Часто учителя уравнивают знания учащихся. А требование формально одинаковых возможностей тормозит умственное развитие школьников, снижая их учебную активность. При ориентации на «среднего школьника» в процессе обучения дети, как правило, перегружены учебной работой, но и в то же время интеллектуально недогружены.
Как приспособить процесс обучения к каждому ученику и сделать его более гибким?
Возможно, что технология обучения «Уровневая дифференциация», позволяет дать ответ на этот вопрос и более активно использовать потенциальные возможности учащихся. Дифференциация по уровню предполагает такие формы обучения, которые позволяют дать столько знаний для конкретного ученика, сколько он сможет в себя вместить.
Вопрос дифференциации обучения и воспитания часто рассматривался на педсовете МБОУ СОШ №50 и в работе школьного методического объединения нашей школы. В итоге мы пришли к выводу, что дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением.
Основная цель использования технологии уровневой дифференциации — обучение каждого на уровне его способностей и возможностей. Это дает возможность каждому ученику получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Такая технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.
Дифференцированное обучение требует от меня дополнительной подготовки:
• изучения индивидуальных способностей учащихся;
• изучения учебных возможностей (уровень развития внимания, мышления, памяти и т.д.) учащихся;
• необходимость синхронизации прохождения материала со своими коллегами по уровневым группам;
• большее количество подготовок к урокам;
• диагностики уровня знаний и умений учащихся по определенному предмету;
• со стороны учителя необходимость изменения психологической атмосферы в классе на более доброжелательную и дружественную.
Мною для работы дополнительно используются задания, содержание которых найдено учеником, альтернативные задания для добровольного выполнения или помогающие в овладении рациональными способами деятельности.
Построить урок, на котором каждый учащийся смог бы в индивидуальном темпе изучать материал очень сложно. Поэтому применять технологию разноуровневого обучения в условиях школы необходимо не на каждом уроке, а на отдельных этапах урока, например, при проверке и оценке знаний учащихся или при выполнении домашнего задания.
Для преодоления этих задач, администрация нашей школы ежегодно проводит семинары и конференции по новым педагогическим и информационным технологиям, организует открытые уроки, мастер — классы для учителей других школ с целью обмена опытом и т.п. Таким образом, одним из основных условий организации разноуровневого обучения является коллектив методически грамотных единомышленников, осознающих и принимающих концепцию образовательной программы данного учебного заведения. Все это дает возможность осуществлять дальнейшую индивидуализацию с целью достижения коррекционного эффекта.
Таким образом, в первую очередь меня интересуют такие виды дифференциации обучения, как дифференциация по частным способностям, т.е. по способностям учащихся к отдельным предметам.