Разноуровневые задания – это задания для самостоятельной работы по одной теме с разной степенью сложности, выполняемые одновременно разными учениками.
• Выявление уровня, объёма, глубины усвоенных учениками знаний, умений и навыков
Выполнение разноуровневых заданий даёт возможность ученикам с разными познавательными возможностями почувствовать уверенность в своих силах.
Учащиеся самостоятельно осуществляют выбор уровня. Возможен переход с одного уровня на другой в зависимости от уровня развития ученика и скорости восполнения пробелов в его знаниях.
Применение разноуровневых заданий при обучении весьма актуально. Не все учащиеся имеют одинаковый интерес к изучаемому предмету, у них разные способности, не каждый может проявить собственное «Я». Предлагаемый подход помогает ученикам создать для себя на уроке «ситуацию успеха» благодаря личностному выбору. Кроме того, он позволяет выявить не только конкретные знания по теме, но и проверить усвоение их в комплексе, прогнозировать результаты обучения, создает возможность для творческого применения знаний, являясь побудительным мотивом к дальнейшему росту и самосовершенствованию.
Тип задания | Формулировка задания | Цель задания | Алгоритм работы с заданием | Критерии и показатели оценки | Предполагаемые ответы детей |
Узнавание | Задание 1. Продолжи предложения: 1.Слова, которые имеют два или несколько значений называются______________________. 2.Слова, отвечающие на один и тот же вопрос и имеющие близкое значение называются ______________________. 3.Слова, отвечающие на один и тот же вопрос, но имеющие противоположное значение называются _____________________. 4.Слова одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по значению называются _______________________. Задание 2. Как устроено слово? Выбери правильный ответ на вопрос. 1)Слово имеет значение, звуковую и буквенную оболочку, то есть его слышим и видим. 2)Слово – это несколько букв; бырыкалс-это слово? Задание 3. Распредели слова на два столбца. Верямь, время, влечное, летнее, бажить, бежит. Задание 4. Собери из предложенных букв слово. к и н е ч у | Актуализация знаний по теме : «Слово и его значение». | Учащийся должен прочитать задание и продолжить предложение или выбрать один правильный ответ из предложенных, записав ответ. | Критерии оценивания: если дан верный ответ – 1 балл. 0 баллов – дан неверный ответ. | Задание 1. 1Многозначными; 2Синонимы. 3 Антонимы. 4Омонимы. Задание 2. Ответ: 1)Слово имеет значение, звуковую и буквенную оболочку Задание 3. Ответ: Слова: время, летнее, бежит. Не является словом: Верямь, влечное, бажить. Задание 4. Ответ: Ученик |
Воспроизведение | Задание 1. Определи слово по его лексическому значению: Хищный зверь с мехом рыжего цвета, часто встречается в сказках. 1)Белка 2)Куница 3)Лиса 4)Енот Задание 2. Запиши слово, которое является общим для всех : 1)Диван 2)Кресло 3)Стол Задание 3. К какой группе относится эта пара слов: горячий, холодный 1)Синонимы 2)Антонимы 3)Омонимы Задание 4. Распредели слова на группы. https://learningapps.org/view5424850 | Воспроизведение раннее усвоенных знаний по теме «Слово и его значение». | Учащемуся необходимо прочитать условие задания, вспомнить правила и записать ответ. | Критерии оценивания: если дан верный ответ – 1 балл. 0 баллов – дан неверный ответ. | Задание 1. Ответ: 3)Лиса Задание 2. Мебель Задание 3. 2)Антонимы Задание 4. |
Понимание | Задание 1. Соедини стрелками слова в левом столбике с подходящими словами в правом. река Мурка город Тузик кот Якутск собака Лена Задание 2. Подбери слово, подходящие по признакам: 1)Белое 2)Кожаное 3)Пушистое 4)Удобное Задание 3. Нажми на словосочетание, в котором имя прилагательное употреблено в переносном значении: а) кожаная обувь б) льняное платье в) шерстяной костюм г) шёлковая травка Задание 4. Подбери к каждой картинке нужное слово. утюг лодка телевизор кольцо | Выявление и оценка уровня сформированности, умение учащихся делать осмысленное умозаключение. | Ученику необходимо прочитать задание, обдумать и записать ответ. | Критерии оценивания: 2 балла – если об-ся выполнил верно задания без ошибок. 1 балла – если об-ся допустил ошибку. 0 баллов - если об-ся не справился с заданием. | Задание 1. Ответ: Река Лена Город Якутск Кот Мурка Собака Тузик Задание 2. Ответ: Кресло Задание3. Ответ: г) шёлковая травка Задание 4. Утюг, лодка, телевизор, кольцо. |
Применение в знакомых условиях | Задание 1. К какому слову нельзя подобрать синоним: а)машина б)Каролина в) дорога Задание 2. Ученик подбирал к словам антонимы. Найди ошибку в его работе: а) редкий – частый б) яркий – бледный в) жаркий – душный Задание 3. Какое слово имеет значение «честный, соответствующий правилам поведения»: а)порядочный б)внимательный в) преданный Задание 4. Зачеркни лишнее Букварь,книга, лодка,справочник, словарь. | Самостоятельное применение полученных раннее знаний в практической деятельности. | Учащемуся необходимо прочитать задание, обдумать , найти и выбрать правильный вариант ответа | Критерии оценивания: если дан верный ответ – 1 балл. 0 баллов – дан неверный ответ. | Задание 1. Ответ: б) Каролина Задание 2. Ответ: в) жаркий – душный Задание 3. Ответ: а) порядочный Задание 4. Лишнее: лодка |
Применение в новых условиях | Задание 1. Составь предложение, используя слова в переносном значении. Задание 2. Напиши мини– рассказ, используя однозначные слова. Задание 3. Напиши сочинение на тему: «Скоро весна», используя синонимы. Задание 4. Составь словосочетания, в которых прилагательные будут употребляться в переносном значении: Золотое кольцо- Мягкая кровать- Сонная девочка- | Закрепить полученные знания в домашних условиях. | Ученики читают задание, обдумывают, вспоминают правило и записывают ответ | Критерии оценивания. 5 баллов – об-ся выполнил задание без ошибок 4-3 балла – допущена 1 ошибка 1-2 балла - допущено 2 ошибки 0 баллов – неверно выполнено задание | Задание 1. Ответ: У моей мамы золотое сердце. Задание 2. Ответ: Однажды в тихом городке на окраине города произошло событие. В одном из маленьких домиков, окруженных садом, жил мальчик по имени Миша. Он был очень любопытным и любил приключения. Задание 3. Ответ: Весна уже на пороге, и природа начинает просыпаться от зимнего сна. С каждым днем становится все теплее, и на душе появляется радостное предчувствие. Воздух наполняется свежестью и ароматом первых цветов, а на деревьях набухают почки. Задание 4. Золотое кольцо- золотая осень Мягкая кровать- мягкий характер Сонная девочка- сонные берёзки |