СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разноуровневое обучение на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю мастер-класс по теме разноуровневого обучения для учащихся 5, 6 классов по русскому языку и литературе по учебнику Шмелева и учебнику литературы Б. Ланина.

Просмотр содержимого документа
«Разноуровневое обучение на уроках русского языка и литературы»

Разноуровневое обучение на уроках русского языка и литературы:

содержание и форма организации урока.



Толстых О.В.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ лицея № 81

г. Новосибирска


Когда во время урока я слышу от одних учащихся «Я не могу! У меня не получается!», а от других «А что дальше?», то понимаю, что передо мной стоит проблема: как организовать работу на уроке, как адаптировать учебный процесс, чтобы каждый обучающийся имел возможность почувствовать себя успешным, чтобы научить всех и каждого с учетом его познавательных возможностей, способностей и интересов.

Именно дифференцированная организация учебной деятельности учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления и берет во внимание индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной образовательной области.

Такая технология организации учебного процесса, как разноуровневое обучение, предполагает разный уровень усвоения учебного материала, при котором глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня, а это дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам образовательной программы на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.

С психологической точки зрения цель дифференциации – индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей школьников.

С социальной точки зрения - целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества, вызываемого на современном этапе развития общества стремлением к наиболее полному и рациональному использованию возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом.

С дидактической точки зрения цель дифференциации – решение назревших проблем школы путем создания новой методической системы дифференцированного обучения, основанной на принципиально иной мотивационной основе.

В 2015 году в среднее звено в лицее пришли дети 5-ых классов, которые обучаются по ФГОСам. По моему мнению, такой подход к обучению (определение уровня обученности НБ, БУ, ПУ) усредняет ребят. Мне достался 5 класс, качество знания в котором на конец 1 четверти составляло 42%. По результатам работы психолого-педагогической службы была составлена справка, где указано, что в классе четко выражены 3 группы учащихся по способу обученности:

  • 1 группа – обучающиеся с хорошим уровнем знаний (высокая степень обученности), осознанной мотивацией, высоким темпом усвоения знаний, высоким потенциалом развития (20%);

  • 2 группа – обучающиеся, усвоившие материал на базовом уровне, с мотивацией, не имеющей четкого определения или далекой от усвоения учебного материала, средним темпом усвоения знаний, хорошим потенциалом развития (45%);

  • 3 группа – обучающиеся, слабо усваивающие материал, с отсутствием мотивации к обучению, средним или низким потенциалом развития (35%).

В 5-6 классах в лицее уроки русского языка ведутся по учебникам под ред. А.Д. Шмелева, уроки литературы по учебнику под ред. Б.Ланина.

Для себя определила несколько педагогических задач, которые могут быть решены при внедрении разноуровневого обучения в работу:

  • Научить критически относиться к собственным познаниям

  • Научить самоанализу успехов и неудач.

  • Научить самостоятельно работать над своим образованием.

  • Научить анализировать собственные возможности в достижении цели.

  • Научить целеполаганию.

    • Воспитывать культуру общения, а для этого необходимо научить одних ребят помогать другим, других – научиться принимать помощь учителя и одноклассников;



    • Научить работать в группе, причем выполнять различные роли - руководить процессом, представлять результаты работы, адекватно относиться к замечаниям членов группы, класса и учителя

    • аргументированно высказывать свое мнение и выслушивать мнение других, уважать его даже в том случае, если оно не совпадает с твоим мнением.

Эта воспитательная задача оказалась самой сложной для меня в данном классе.

С самого начала обучения мне необходимо было создать для каждого не изолированную, а более разностороннюю школьную среду, дающую возможность проявить себя. К проведению каждого урока русского языка и литературы я тщательно готовлюсь, потому что новые для меня учебники, потому что класс сложный.

Как у каждого ученика сформировать умение учиться? Как научить ребенка учить себя! Вот задача.

И в решении этой задачи особое место занимает дифференцированное обучение, которое обеспечивает эффективную педагогическую помощь учащемуся в совершенствовании его личности.

Я работаю по УМК А. Шмелева и хочу отметить, что в данном учебнике много упражнений, которые позволяют дифференцировать учебные задачи.

Виды и формы

Например:

Для развития общеучебных действий: поиска и выделения необходимой информации, построения речевых высказываний в устной и письменной форме, «способности извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях» – на уроке по теме «Родной язык» можно предложить ученикам поработать над такими заданиями:

(«Русский язык 5 класс», ч. 1, гл. 1,):

упр. 3

1) Прочитайте высказывания русских писателей. Передайте основную мысль каждого высказывания своими словами.

1. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, тои подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценней самой вещи. (Н. Гоголь)

2. Русский язык! Тысячелетия создавал на род это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд. (А.Н. Толстой)

3. Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную пре лесть нашей земли. (К. Паустовский)

2) Какие выразительные средства, уже известные вам из курса литературы, использованы в этих высказываниях?

3) Найдите в высказывании К.Г. Паустовского образное выражение, которое можно заменить следующими: во всех подробностях, досконально, детально, до самой сути. Какое выражение вам нравится больше и почему?

4) Какая мысль объединяет все три высказывания писателей? Как они относятся к русскому языку? Напишите об этом три-четыре предложения.

Для тех, кому трудно составить предложения, прошу пересказать близко к тексту.

Упражнение 4. Расскажите о своём отношении к русскому языку. Есть ли у вас любимые слова, которые вы мог ли бы привести в качестве примера к высказыванию Н.В. Гоголя? и упражнение 5. Расскажите о поэте или писателе, произведения которого вы с удовольствием читаете, и постарайтесь объяснить почему – можно дать в качестве домашнего задания с пометкой НА ВЫБОР, чтобы дети могли воспользоваться дополнительной информацией, литературой при составлении собственного текста.

Таким образом, каждый ученик вовлечен в работу в соответствии с его способностями и умениями.

Значительное внимание я уделяю устной форме речи на всех этапах работы. Аудиоприложение (в комплекте к учебнику) объединяет разные группы заданий. Аудиотексты позволяют демонстрировать учащимся образцовую речь, что очень важно в условиях быстрого изменения литературного языка под воздействием общей тенденции к снижению литературной нормы. Часть материалов аудиоприложения служит для развития умений разных видов аудирования (выборочного, ознакомительного, изучающего), формирования стратегий эффективного слушания.

Например:

Выборочное (5 класс Ч. 1 глава 1, п.8, упр. 48, стр. 31)


Ознакомительное (5 класс Ч. 1 глава 2, п.5, упр. 22, стр. 82)

Изучающее (5 класс Ч. 1 глава 1, п.8, упр. 48, стр. 31)

Значительная часть заданий аудиоприложения направлена на развитие навыков самоконтроля и самооценки, когда материалы учебника и аудиотекста предоставляют реальную возможность сравнивать свои действия и полученные результаты с эталоном и оценивать их на основе объективных данных, корректировать свои действия.

Например:


Наиболее эффективна и комфортна самостоятельная работа с аудиоприложением для учащихся при индивидуальном прослушивании текстов: в этом случае ученик может, если необходимо, послушать нужное слово, предложение, абзац неоднократно; установить подходящий для себя темп работы.

Для организации проектной и исследовательской деятельности по русскому языку в учебник включены проектные задания, предусмотрена работа в парах и группах.

Например:

(«Русский язык 6 класс», ч. 2, упр.82 на стр. 207)

Работа в паре. Просмотрите пословицы, связанные с числом.

В каких пословицах пропущено собирательное числительное, а в каких – количественное?

1.(…) одного не ждут. 2. Лук от (…) недугов лечит. 3. На одной неделе (…) пятниц. 4. Один добытый опыт важнее (…) мудрых поучений. 5. В гору-то (…) тащат, а с горы и один столкнет. (6) Рубить (…), а топор один. 7. Подчас и один стоит (…).

• Прослушайте пословицы (диск прилагается) и проверьте свои предположения.

• Подчеркните числительные и сочетания к ним как члены предложения.

• Могут ли собирательные числительные употребляться в предложениях самостоятельно?

• Посоревнуйтесь, кто больше вспомнит и запишет без ошибок пословиц и поговорок с числительными.

Большое внимание уделяю проектным заданиям. Например, предлагаю подготовить выступление для праздника славянской письменности на тему «Из истории букв русского алфавита».

Как можно поработать над проектом? Предлагаю разные способы выполнения проекта:

1) выполнить компьютерную презентацию,

2) найти в Интернете или в библиотеке репродукции картин художников и создать постер: наклейте скопированные или сфотографированные иллюстрации, сделайте надписи, указав названия картин, автора,

3) подготовить устное выступление по теме.

Как видим, в задании даны пути его выполнения, учитывающие индивидуальные особенности обучающегося.

Группировку материала по степени сложности с учетом индивидуальных особенностей учащихся, темпа выполнения работы я осуществляю следующим образом:

Стр 22-23, упр 33

1 группа обоснуйте свой выбор

2 группа

3 группа

Группы стараюсь делать сменные, где участниками становятся дети с разным уровнем обученности, различной мотивацией. Чтобы все участники успешно реализовали себя в группе, каждому ставлю определенную задачу: поиск информации, отбор и систематизация, фиксирование информации, поиск аналогии, представление проекта.

Всем детям интересны игровые формы работы. Например: (5 класс Ч.2 глава 5 упр.126 стр. 102)

Подсказки прошу закрыть, и только после проверить себя.

В учебнике есть рубрика «Лингвистическая кладовая». В ней представлен материал по углублению курса.

Например:

Литературу мы изучаем по УМК Б.Ланина. Задания по этому предмету тоже носят разноуровневый характер. Например, после изучения произведений даны следующие задания:

  • Внимательный ли вы читатель?

  • Творческое задание (на выбор)

  • Творческий проект

  • Обсудим вместе

  • Давайте поспорим

  • Выскажи свое отношение к прочитанному

  • Виртуальная кладовочка

Обращаясь к этим заданиям при работе с текстом на уроке и дома, я учитываю возможности и способности учащихся.

В своей педагогической деятельности стараюсь сделать каждый урок продуктивным и максимально эффективным для всех групп учащихся. Ищу разные средства, методы, приемы «подать» материал так, чтобы одарённые не скучали, а дети с трудностями обучения и развития понимали его.

Все знают таблицу Шульте. На первый взгляд может показаться, что в этих упражнениях нет ничего особенного. Не надо ничего запоминать, не надо ничего считать, думать и так далее. Сиди себе, да находи цифирки. Да, вроде не сложно, но те из вас, кто уже попробовал поработать с таблицами, столкнулись с самым первым «неудобством». Достаточно непросто удержать взгляд на центральном квадрате. Глаза сами собой двигаются в разных направлениях, чтобы разыскать нужное число.

Вот это и есть основная сложность, и основная ценность данного упражнения. НЕ ГЛАЗА ДОЛЖНЫ РУКОВОДИТЬ НАШИМ СОЗНАНИЕМ, А СОЗНАНИЕ ДОЛЖНО УМЕТЬ ВЛИЯТЬ НА РАБОТУ ГЛАЗ. Вот такая хитрость.

Нужно научить ребенка управлять своей головой, где «командный пункт» должен быть один –сознание. Этот метод учит оптимизировать свой взгляд.

В начальной школе учат только читать, а вот воспринимать информацию быстрее, этому внимание не уделяется.

То же самое и с запоминанием. Задавать домашнее задание, это дело привычное. Надо выучить то-то и то-то. А вот как учить, как сделать затраченное время минимальным, как управлять процессом запоминания? Об этом говорить не принято. Зубри и всё. Работа с таблицей Шульте как раз позволяет развивать эти процессы.

Вариантов работы с таблицей много, их можно варьировать.

Традиционно: Направляем свой взгляд в центр таблицы, и, как бы фиксируем это положение, даём себе команду делать минимальные движения.

Включаем секундомер и начинаем поиск цифр от 1 до 25. Глаза, при этом должны совершать минимальные движения. Вся работа происходит именно в размытом спектре зрения.

Можно вместо цифр размещать в квадратики буквы алфавита и просить ребят на время собрать в правильном порядке алфавит. Использую уже полгода такое упражнение, и должна отметить, что с каждым разом скорость нахождения цифр и букв уменьшается. А когда ребенок видит свой результат, то он может оценить себя, увидеть свои успех, что формирует положительную мотивацию работы и на уроке.

Это упражнение своего рода гимнастика, зарядка для головы, позволяет поддерживать хорошую рабочую форму. Поэтому я включаю это упражнение в начало урока.

Последнее время в таблицу Шульте шифрую тему урока или ключевое слово. Это работает на начальном этапе создания проблемы.

Разноуровневый подход в обучении позволяет осуществлять постоянный контроль за результатами работы как класса в целом, так и отдельных учащихся.

Методы и формы организации работы на уроке по формирование УУД на уроках русского языка и литературы позволяют учащимся этого класса быть успешными и на других уроках. Уже в 6 классе на конец 2 четверти процент качества знаний значительно вырос – 70%. Увеличилась 2 группа по обученности, 3 ученика из слабоуспевающих смогли перейти на ступень выше.