Пояснительная записка.
Данный разноуровневый материал составлен в соответствии с программой школы РК и казахстанского учебника русского языка. Целесообразность поуровневого обучения обусловлена стремлением создать более благоприятные условия для гуманизации образования, творческого развития ученика с учётом его индивидуальных способностей, интересов, здоровья. Пособие можно использовать для работы на уроках русского языка, на дополнительных часах самоподготовки, для занятий дома. Пособие поможет учащемуся закрепить трудности орфографии, восполнить пробелы обучения, выработать прочные навыки грамотного письма, прочно усвоить учебный материал по программе 2 класса.
Основой данного материала является технологии критического мышления, как здоровьесберегающая, позволяющая добиться хороших результатов обучения: повышения интеллектуального уровня учащихся, значительное повышение эмоционального настроя на процесс обучения, сведения уровня тревожности до 0.
Для выделения и конкретизации учителем целей учебного процесса, для исследования мыслительных процессов учащихся в познавательной деятельности, используется таксономия Блума.
1 уровень. Знание. Обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала.
2 уровень. Понимание. Обозначает понимание фактов, правил.
3 уровень. Обозначает использование знаний в новых ситуациях.
4 уровень. Анализ. Обозначает более высокий уровень понимания.
Обязательное условие выполнения задания – работу начинать с первого уровня.
Предложение.
Спиши текст. Подчеркни заглавную букву в начале предложения.
У Юры и Пети жила собака Жук. Каждый хотел стать хозяином Жука.
Спиши. Поставь знаки препинания в конце предложения.
Сосну сажают для укрепления песков, а ель нет
Из какого дерева делают спички
Берегите природу
Составь предложения со словами Астана, Алматы. Запиши их.
Исправь ошибки в тексте и самостоятельно допиши два предложения.
Весна идёт. Налесных полянах тает снек. Про сыпаются от зимнего сна деревья.
***
Прочитай текст. Запиши, сколько в нём предложений.
У меня есть подруга Диля. Вчера я познакоми лась с её семьёй. Отец Дили, Олжас Бегалиевич, работает в институте. Мать, Акмарал Болатов на, - портниха. Она шьёт детскую одежду. Братья, Бахтияр и Багжан, учатся в школе.
Прочитай, раздели текст на предложения. Запиши.
Сегодня день знаний школа радостно встречает учеников звенит первый звонок.
Спишите, исправив ошибки.
Старшие школьники принесли малышам подар ки. У Аскара Карандаши.
У Армана альбом с рисунками.
Придумай загадку о сосульке.
Слово. Деление слов на слоги.
Спиши. Обозначь количество звуков и букв в каждом слове.
Утюг, тюлень, юг, юла, угол, уголь, перья.
Переставь буквы так, чтобы получились сло ва. Полученные слова раздели на слоги для переноса.
Кинга, укра, лоте, орса.
Напиши только те слова, в которых есть слог из одного гласного звука. С любыми двумя словами составь предложение.
Грибок, ель, парк, арка, лай, корм, лайка.
Найди слово в слове. Запиши.
Метро, работа, комар, блокнот, газета, черепаха, корабль, пирог.
Столица, улица.
Понятие о звуках речи. Глухие и звонкие согласные.
Спиши. Подчеркни гласные буквы. Поставь
ударение над словами.
Струй ки воды бегут по воде.
Запиши слова в алфавитном порядке. Подчерк ни звонкие согласные.
Гусь, аист, коза, енот, орёл, лес.
Составь предложение с одним из этих слов. Подчерни одной чертой глухие согласные, двумя звонкие согласные.
Составить кроссворд из четырёх слов, которые начинаются с глухих согласных.
Твёрдые и мягкие согласные.
Спиши. Подчеркни мягкие согласные.
Ветеран, бидон, старт, небо, сюрприз.
Составь предложение из слов и запиши их.
Холодный ветер, глубокое озеро.
Замени в словах выделенные буквы другой бук вой так, чтобы получилось новое слово.
Лес, бочка, коза.
Мальчик ушибся и заплакал. Утешь его. Найди и запиши подходящие слова.
Мягкие согласные.
Спиши. Подчеркни мягкие согласные.
Белые гуси, хитрые лисы, нежные цыплята.
Составь предложения из слов и запиши их. Подчеркни согласные.
Красивый цветок, тёплый ветер.
Замени выделенные буквы так, чтобы твёр дые согласные стали мягкими
Мал, мыл, кот, лук.
Проведи фонетический разбор слов.
Конь, лето.
Составь с ними два предложения.
Гласные буквы е, ё, ю, я.
Подчеркни в словах буквы, которые обознача ют два звука.
Ёж, ель, зуб, мышь, юла, уголь, угол, брат, брать.
Запиши по образцу количество слогов, букв и звуков в словах:
Апельсин, Юля, голубь, клубника.
Образец: тюлень – 2 слога, 6 букв, 5 звуков.
Составь и запиши 2 предложения со словами, в которых е, ё, ю, я обозначают два звука.
Угадай, какое слово здесь записано? Запиши его, подчеркни мягкие согласные. Крндш, Рдн.
Правописание букв и, а, у после шипящих.
Вставь пропущенную букву.
Маш…на, туч…, карандаш…, нож…, щ…ка, кувш…н .
Спиши. Вставь пропущенную букву. Выполни фонетический разбор второго слова.
Ч…шка, молч…, лыж…, задач… .
Заполни клеточки.
Сочини четверостишие со словами:
Малыши-карандаши.
Двойные согласные.
Спиши. Вставь пропущенные буквы.
Гра…атика, кла…, програ…а, ра…каз, А…а
Спиши предложения. Вставь слова с двойны ми согласными.
1. Очень важная … - учитель.
2. … поставила в вазу букет астр.
3. Зимой мы часто играем в … .
С данными словами составь предложения. Подчеркни в этих словах звонкие согласные.
Группа, ссора, ванна.
Объясни слово каллиграфия. Напиши букву К каллиграфически правильно.
Ударные и безударные гласные в словах.
Спиши. Вставь пропущенную букву.
П…сьмо, д…ма, к…за, тр…ва.
К данным словам подбери проверочные слова.
Снежок, лесник, часы, река.
Образец: дожди – дождик.
С данными словами придумай предложения. Подчеркни безударные гласные.
Листок, часы.
Догадайся, из каких слов выпали гласные, Назовите «опасную» гласную.
Мдвдь, крндш, кньк, прзднк, зц, брз, кмнь.
Парные звонкие и глухие согласные звуки.
Замени в данных словах начальный согласный парным глухим или звонким.
Колос, жар, бочка, палка.
Выпиши слова, на конце которых есть парные звонкие или глухие согласные.
1. Ученье и труд рядом живут
2. Мой ровесник подрос.
Закончи пословиц, используя слова для спра вок.
Зелёный наряд радует … . в зимний холод вся кий… .
Слова для справок: молод, слёз, глаз.
Отгадай шараду.
С е торопят, если знают,
Что недолго уж до срока.
С и учительница часто,
Говорит в конце урока.
Сочетание –чк-, -чн-.
Выписать слова с сочетанием –чк-.
Прилетела к нам синичка,
Села прямо под окном.
Эту маленькую птичку
С нетерпением мы ждём.
Вставь пропущенные сочетания –чк-, -чн-.
Куро…а моя,
Умни..а моя.
Вот пшено, води…а,
Дай ты мне яи…о.
Придумай предложения со словами шуточка, минуточка.
Найди слова, которые от перестановки сло гов не меняют своего значения.
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.
Измени слова так, чтобы они называли один предмет.
Медведи - … , гуси - … , олени - … , окуни - … .
С помощью мягкого знака образуй новые слов из слов:
Шест, ест.
Придумай с ними предложения.
Заполни клеточки.
Запиши название животного оканчивающего ся на сь.
Большая буква.
Спиши. Подчеркни клички животных.
Знаменитую собаку- разведчицу звали Джуль барс. Первой в космос полетела собака Лайка. Конь Квадрат много раз завоёвывал первые призы.
Дополни предложения.
Меня зовут …
Моя фамилия …
Мою маму зовут…
Моего брата (сестру) зовут
Мою учительницу зовут …
Спиши, добавляя клички животных. С одним словосочетанием составить предложение.
Попугай…, собака…, кот…, корова…, конь…
Объясни, что означает выражение Царевна – Несмеяна. Дай ей совет.
Алфавит.
Списать слова в алфавитном порядке.
Сергей, Вика, Анна, Рита, Маша, Никита, Коля, Оля, Андрей, Саша, Елена, Тоня, Наташа, Егор, Максим, Антон, Таня, Фёдор.
Написать буквы, которые в алфавите стоят:
- до буквы Ж;
- между буквами К и Т;
- После буквы У.
Придумай и запиши 10 слов в алфавитном порядке от А до И.
Придумать рекламу русскому алфавиту.
Звуки и буквы.
Закончи правило.
Чтобы проверить парный согласный на конце слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял________________________
Вставь пропущенные согласные. Напиши про верочные слова.
Моро… (з-с) __________________
Овра… (к-г) __________________
Гри… (п-б) ___________________
Сторо… (ш-ж) ________________
Исправь ошибки, если они есть
Окоп, тас, малыж, любофь, паровос, столб.
Придумать четверостишие о букве К.
***
Допиши правило.
Чтобы проверить безударный гласный, надо из менить слово так, чтобы безударный гласный __________________________
Выбери из скобок и вставь пропущенные бук вы. Напиши проверочные слова.
Тр..ва (о,а)___________________
В…да (а,о) __________________
З…мля (и,е) _________________
П…тно (и,е) _________________
Ст…на (е,и) _________________
Найди и исправь ошибки там, где они есть.
1. Драва, бижать, начлег, стаял, вхадил.
2. Сергей учится во втором класе.
3. Мама прочитала мне рассказ о диких живот ных.
Разгадай ребус. Напиши, сколько в этом слове букв и звуков.
Окончание.
Вставь нужное слово.
Окончание – это __________________________ часть слова, которая служит для ______________ слов в __________________. Окончание обозначается так:________
***
Спиши, вставь подходящее слово. В подчёрк нутых словах выдели окончание.
С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Мягкие, пушистые,
Милые…
Запиши по образцу. Выдели окончание.
Образец: пушистому (котёнок) – пушистому ко тёнку.
Тёплой (шуба), синему (небу), вкусная (каши).
Составь из данных слов предложение. Выдели в словах окончания.
Друг, человеку, и человек, брат.
Напиши слова с окончанием –ому- . Составь словосочетание с этими словами.
Корень слова.
Выпиши родственные слова.
Домашний, дом, домбра, домино, домовой, говор, разговор, воришка, говорит.
Выделите корень.
Чай из листиков нарезан,
Снятых с чайного куста,
Человеку чай полезен-
Чайник в доме неспроста.
Подбери к данным словам родственные слова.
Вода
Снег
Ответь на вопрос. Какие слова нам подарил сад? Ответы запиши.
Безударные гласные в корне слова.
В словах выдели корень.
Красный, краснеть, краснота, красненький;
Редкий, поредел, проредить, реденький;
Выглядел, глядеть, загляденье, глядя.
Тяжёлый, тяжело, тяжесть, потяжелел.
Образуй от данных слов новые слова, с без ударной гласной в корне слова.
Бег_________________________________________
Крик _______________________________________
Смотр ______________________________________
Лёд_________________________________________
Исправь ошибки и получи «отлично».
В залатые осенние дни готовились к отлёту жу ровли. Покру жились
они над рикой, над радным болотом. Вот потину лись птицы в дальние
страны. Скоро поднимется над рикой висёлое солнце.
К данной пословице придумай историю. За пиши её.
В тесноте, да не в обиде.
Правописание парных согласных в корне слова.
Вставь пропущенную букву, проверь.
Лё…кие -_________________________
Ло…ка -__________________________
Блю…це - ________________________
Пры…ки - ________________________
Подбери однокоренные слова с парным согласным в слабой позиции.
Шапочка - ___________________
Снег - _______________________
Скользить - __________________
Составь предложение, найди слова с согласной слабой позиции.
1. Солнце, греет, в, ласково, лесу, редком.
2. На, лосиха, задремала, тёплом, солнце.
Придумать загадку о словах с удвоенной бук вой.
Большая буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек.
Спиши. Исправь ошибки.
Мы жывём в киеве. Киев – столица украины.
Вставь нужную букву в названиях рек и горо дов.
…олга, …иев, …обол, …останай, …стана.
Напишите три предложения о своём родном селе, включив название
улицы.
Составить кроссворд: города Казахстана.
Суффиксы.
Спиши. Выдели суффиксы.
Дождевой, чувствовать, еловый, жёлтенький.
Образуйте, используя суффиксы –чик-, -очк-, - оньк-, -еньк- новые слова.
Роза, Юля, берёза, костюм, стакан.
Придумай и запиши три слова по следующей схеме.

Придумай слова с суффиксом –еньк-
Приставка.
Спиши. В подчёркнутых словах выдели при ставки.
Тили – тили, тили – бом!
Загорелся Кошкин дом.
Кошка выскочила.
Глаза выпучила.
Запиши любые слова с данными приставками.
-раз-, под-, у-, пре-, за-, в-, на.
Запиши данные слова по образцу, выдели в них приставки.
Образец: Запевают-запевают песни.
Посидел-…, спишу-…, перенёс-…
Разгадай ребусы.
100 лица, с 3 ж, р 1 а.
Имя существительное.
Спиши. Подчеркни имена существительные.
За моим окошком
Сказочные ели:
На ветвях зелёных
Тихо спят метели.
Из данных слов выпиши имена существи тельные.
Гудят, праздник, шмель, длинный, цветок, дети, красивая.
С именами существительными день, дождь, зонт придумай два-три предложения. Запиши их.
Разгадай ребус.
Имя существительное.
Спиши. Подчеркни имена существительные.
Чудак-математик Затем результат
В Германии жил. Положил себе в рот.
Он хлеб с колбасою. Вот так человек
Случайно сложил Изобрёл бутерброд.
Выпишите имена существительные.
Люстра, мальчик, бегать, гроза, зелёный, дочь, бо леет.
Составь из данных слов предложения. Разбе рите эти слова по составу.
День, зонтик.
Разгадай ребус.

Имя существительное. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Допиши. Имя существительное – это часть________________________________
Отгадайте загадки. Правильно и красиво
запишите отгадки. Подчеркните имена
существительные.
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (_________________)
Ползун ползёт, иголки везёт. (______________)
Прочитайте. Подчеркните одной чертой не одушевлённые существи тельные, двумя чертами – одушевлённые существительные.
Жил – был желторотый воробей, звали его Пудик. Старик у во рот тепло уволок, сам не стоит и стоять не велит.
У неодушевлённых существительных обо значьте корень, а у одушевлённых существительных обозначьте окончание.
Кузнечик, дождь, догадка, голова, ёжик.
Из данных слов составьте предложение. Подчеркните одушевлённые имена существительные.
улетели, тёплые, в, Птицы, края, наступит, Скоро, Зима.
Род имён существительных.
Спиши. Обозначь род имён существительных.
Автобус, дерево, цветок, трава, птица, планета, земля.
Спиши. Вставь пропущенные буквы. Подчерк ни одной чертой имена существительные женского рода двумя чертами, имена существительные среднего рода одной чертой.
Одеяло уб…жало.
Улет…ла простыня.
И подушка, как лягушка, уск…кала от меня.
Спиши, закончив пословицу, определи род имён существительных.
Работаешь с душой – будет урожай (…)
Вспомни две-три пословицы о хлебе.
Число имён прилагательных.
Выпишите имена прилагательные. Укажите их число.
Мягкий пушистый снег покрыл землю. Над нами хмурое зимнее небо.
Запишите имена прилагательные, образуя их от данных имён существи тельных.
Счастье, холод.
Образец: старость – старый.
Впишите в предложение подходящие по смыслу имена прилагательные.
Хвост …, мех … . В лесу живёт, кур крадёт. (Лиса).
Выпиши из учебника по чтению четыре со четания слов «прилагательное
+существительное» в единственном числе.
Имя прилагательное.
Допиши.
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает___________________
И отвечает на вопросы_________________
К выделенным словам в скобках напишите во прос.
У лисы зубки острые ( ), рыльце тоненькое ( ), шубка тёпленькая ( ).
Подчеркните одной чертой имена прилаг тельные обозначающие цвет, а двумя чертами имена прилагательные обозначающие вкус.
Короткий, белый, холод, синий, солёный, горь кий, сладость.
Вставьте подходящие по смыслу имена прила гательные, чтобы получился рассказ про зайца.
Этот __________________ зверёк живёт в лесу. У него ___________________ ушки,
_______________________ хвостик. Передние лапы ______________________,а задние __________________. Шкурка у зверька летом ____________________а зимой ______________________.
Опиши любимую игрушку. Схематически на рисуй её.
Глагол.
Подчеркни в тексте глаголы.
Аклима приехала к бабушке. А у бабушки козлята и ягнята. Подошли они к девочке, навострили уши и уставились на неё: кто это? Постояли, посмотрели и начали играть, бегать, прыгать.
Спиши. Поставь вопросы к глаголу.
Ветер.
Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше;
Поиграл немного
Ветками черёмух,
Пожурил за что-то
Воробьёв знакомых.
Запиши три предложения о том, как ты от дыхал в ауле у бабушки. Под черкнуть глаголы.
Сочини четверостишье, используя рифму: не спешу – пишу.
Предлоги.
Спиши. Подчеркни предлоги.
По полю бежит заяц от волка. В лесу на поляне прыгали белочки.
Ответьте на вопросы. Напишите полные ответы.
В кого попал охотник? (утка)
Где был Слава? (Астана)
Вставьте нужный предлог. Подчеркните глагол.
Приехал (с, из) Костаная. Пришёл (с, из) школы.
Составь предложение, в которых сочетания существительных с предлогами обозначает место.
Предлоги.
Объедините с помощью предлогов пары слов.
Выходить …(дом). Идти …(лес).
Спишите, правильно раскрыв скобки. Вставь те нужные буквы.
Дворник (с)бросил сне…(с)крыш… .
(В)комнату (в)н…сли новый диван.
Исправьте ошибки.
Налисную тропку изкустов вы скочил за йчик.
Составь предложения в которых сочетания существительных с предлогами обозначают время.
Понятие о словосочетании.
Восстанови деформированные предложения. Запиши их.
Айслу, летом, в деревне, жила.
За грибами, ребята, ходили, часто, в лес.
Дети, много, в лесу, грибов, находили.
Запиши словосочетания, вставляя вместо точек нужные предлоги:
Просить… помощи, строить… кубиков, забо титься… брате, прыгать… вышки.
Спиши словосочетания, выделяя приставки и вставляя нужные предлоги.
Прибежал… клуб, унёс… класса, слез… дере ва, забросил… крышу.
Образуй от существительного – прилагатель ное и глаголы. Составь с ними словосочетания.
Бег, глаза.
Знаки препинания в конце предложения.
Продолжи.
Предложения, в которых мы сообщаем о чём- либо, называются _________________.
Предложения, в которых содержится вопрос, на зываются ______________________.
Предложения, в которых мы побуждаем кого- либо к действию, приказываем, просим, называются ___________________________________.
Напиши, какие знаки препинания ты знаешь.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Поставь нужные знаки препинания в конце предложения.
Утверждение: У тебя разбита коленка.
Вопрос: У тебя разбита коленка.
Восклицание: У тебя разбита коленка.
Составь предложения, в которых бы содер жалась просьба быть внимательным к своим товарищам.
Предложение.
Поставь нужный знак препинания.
Одуванчик, где ты
Как прекрасен этот мир
У нашего щенка забавная мордочка
Собери «рассыпанные» предложения.
Росла, на, она, глазах.
В, вода, чёрная, была, озере.
Мы, окуней, этом, озере, в, удили.
Прочитай текст. На месте пропусков вставьте подходящие по смыслу
слова так, чтобы у вас получился рассказ на тему «Мой щенок» или «Мой котёнок».
У меня дома живёт _______________. Зовут (его, её) ________.
__________ очень _______________. Шерсть у ___________________
блестящая и ________________, мордочка ____________, лапки_________________.
Я очень ______________________ (своего, свою) _________________________.
Отгадай ребус.
Главные члены предложения.
1. Как называются главные члены предложения?
2. Поставь номер вопроса в соответствующую строку.
1) Кто? 2) Что делает? 3) Что? 4) Что делает?
Подлежащее отвечает на вопрос
Сказуемое отвечает на вопрос
Подчеркни в предложении одной линией под лежащее, двумя линиями сказуемое.
1. Никита вышел во двор.
2. Лиса встретила зайку.
3. Настали первые весенние деньки.
4. Дождь льёт целый день.
Составь и запиши предложения из набора слов. Подчеркни главные члены предложения.
1) летят, серые, юг, на, птицы
2) кровать, мы, удобную, купили
3) под, скрипел, ногами, снег
4) берёзах, появились, на, молодые, листочки
Посмотри на запись. Какое задание ты мо жешь выполнить?
Большой – маленький
Сухой –
Война –
Глубокий –
Твёрдый –
Что ты заметил?