Метод “Мозгового штурма” - один из самых эффективных методов активизации коллективной творческой деятельности. Идея метода основана на том, что критика и боязнь ее тормозят мышление, сковывают творческие процессы. Учитывая это, А.Осборн в конце 30-х гг. XX в., предложил разделить по времени выдвижение гипотез и их критическую оценку. При этом, проводить эти два процесса должны различные люди. А.Осборн при помощи формальных правил смоделировал обстановку, побуждающую творчество в коллективе людей.
Теоретическая основа метода “Мозгового штурма” – эвристический диалог Сократа, который считал, что с помощью искусных вопросов можно побудить любого человека к пробуждению его потенциальных способностей. Философ видел в беседе инструмент появления истины.
2) наличие множества факторов, от которых зависит эффективность функционирования объекта исследования;
5) динамично изменяющаяся экономическая среда.
Условия и техник проведения метода “Мозгового штурма” представлены в таблице 1.1.
1. Запрещается всякая критика идей, высказываемых во время проведения “Мозгового штурма”;
2. Свободный полет мыслей и поощрение даже самых “фантастических” идей;
3. Выдвижение как можно большего количества идей;
4. Обязательная фиксация всех идей;
5. Инкубация идей.
1. Предварительный этап: отбор участников, определение ведущего и распределение ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения;
2. Разогрев: создание необходимого эмоционального фона, обсуждение нейтральной темы;
3. Постановка проблемы;
4. Генерация идей;
5. Группировка, отбор и оценка идей.
Преимущества и недостатки метода “Мозгового штурма” представлены в таблице 1.2.
Разновидности метода “Мозгового штурма” представлены в таблице 1.3.
Название метода | Краткая характеристика |
Обратный “Мозговой штурм” | Метод выявления недостатков объекта с целью последующего его совершенствования. Цель - составление наиболее полного списка недостатков (дефектов) совершенствуемого объекта и противоречий его развития, на которые направляется максимальная критика. Суть метода - групповой процесс творчества разделен на два этапа: этап выявления максимального числа недостатков и этап выдвижения идей устранения выявленных недостатков. Основное значение придается критике выявленных недостатков. Поиск путей по ликвидации недостатков ведется по правилам прямой мозговой атаки. |
Теневой “Мозговой штурм” | Метод организации коллективного генерирования новых идей, разработанный преимущественно для использования в целях обучения и тренинга творческих способностей. Теневая мозговая атака позволяет вовлечь в процесс коллективного творчества всех участников процесса без ограничений. Во время проведения теневой мозговой атаки в аудитории формируется группа активных генераторов идей из 5-7 человек, которая работает по правилам обычного мозгового штурма. Из остальных участников учебного процесса формируется одна или несколько групп “теневого кабинета” (между ними может быть организовано соревнование). Генераторы “теневого кабинета” следят за ходом работы активных генераторов, воспринимая, и фиксируя выдвигаемые ими идеи и решения, но не высказывая своих предложений вслух. При анализе результатов и развитии выдвинутых идей привлекают известные методы. Данная модель нашла широкое применение в школах изобретательства, она может быть использована в любой аудитории. |
Комбинированный “Мозговой штурм” | Подразумевает использование в различных комбинациях элементов теневого и обратного “мозгового штурма”. Суть этого метода заключается в том, что после проведения прямого “мозгового штурма” делается перерыв на 2-3 дня, после чего “мозговой штурм” повторяется вновь. Во время перерыва у участников включается в работу аппарат решения творческих задач – подсознание, синтезирующее новые идеи. |
Письменный метод “Мозгового штурма” | Метод используется при наличии большой удаленности участников группы. Суть метода состоит в том, что возможные варианты решения, идеи, мысли фиксируются в письменном виде и передаются ведущему мероприятия. Эффективность метода заключается в возможности привлечь высококвалифицированных специалистов из одной или нескольких стран. Существенный недостаток этого метода – длительность процесса. Другим вариантом является метод анкетирования Кроуфорда, который позволяет добиться анонимности участников мероприятия. Его часто применяют, когда есть конфликты в группе, выдвигающей идеи. Конфликты не дают проявиться творческому, созидательному характеру штурма. |
Массовый метод “Мозгового штурма” | Суть данного метода заключается в том, что вся глобальная проблема разбивается на составные части и по каждой из них проводится “мозговой штурм”. Затем проводится сбор руководителей всех групп, принимавших участие в решении проблемы, на котором обсуждаются все идеи и варианты решения. |
Брейнрайтинг | Суть метода состоит в том, что участники группы выражают мысли не вслух, а в письменной форме. Они пишут свои идеи на бумаге, а затем обмениваются ими друг с другом. Идея соседа становится стимулом для новой идеи, которая вносится в полученный листок. Группа обменивается листками в течение 15 минут. |
Метод “World café” | Обычное количество участников - не менее 12-15 человек. Рассаживаются, как это и бывает в обычных кафе, по трое-четверо за столик. При этом один человек становится “хозяином” за столом, остальные - его “гости”. Для решения проблемы в малой группе есть бумажные скатерти и фломастеры, все идеи фиксируются в любой форме - запись, рисунок, диаграмма. Через небольшой отрезок времени, например полчаса, “гости” отправляются к следующему столику, они выступают “посланцами новых идей”, “хозяин” же остается на месте и вводит новых пришедших к нему “гостей” в курс дела: презентует основные соображения, рассмотренные до этого. Работа продолжается с учетом всего, что подготовили предыдущие “гости”. К концу второго круга дискуссий все “посетители” кафе ознакомятся с идеями и предложениями друг друга, каждый выскажет свое мнение и выслушает коллег. После нескольких таких перемещений между столиками все собираются для общего обсуждения темы. На этом этапе возможна провокация, необычный поворот разговора - с тем, чтобы углубить его и сделать более плодотворным. В конце работы устраивается “вернисаж бумажных скатертей” - результаты всех участников вывешивают для всеобщего ознакомления и обсуждения. |
Метод “конференции идей” | Суть метода в том, что в нем разрешена положительная критика. Это придает процессу естественность и тем самым снижает формализованность обстановки. |
Метод номинальных групп | Применяется в том случае, когда во время мозгового штурма самый активный член инициативной группы начнет доминировать. Это может негативно отразиться на результате исследования: потенциал инициативной группы может не проявиться. Те, кто почувствует себя обойденными, потом просто не станут участвовать в реализации выработанных решений. Цель метода - создать такие условия для проведения мозгового штурма, чтобы все члены инициативной группы имели одинаковое право голоса при выработке решения. |
Метод “корабельного совета” | Заключается в строгой последовательности высказывания своего мнения. Недостатком метода относят тот факт, что после прохождения своей очереди и уже сказанного мнения участник не имеет права голоса и не может добавить свои новые мысли и идеи. Следовательно, потери при использовании данного метода могут быть существенными. |
Двойной метод | Содержит дополнительный этап обязательной критики каждой идеи. |
Индивидуальный “Мозговой штурм” | Все роли (фасилитатора, фиксатора, генератора и оценщика идей) выполняет один человек. Длительность сеанса - 3-10 минут. Фиксация мыслей - с помощью ручки, ПК или (самое эффективное) - диктофон. Оценка идей должна быть отложена. К их оценке автору следует приступить не сразу, а через некоторое время, например через неделю. Для успешного применения индивидуального мозгового штурма необходимо научиться задавать самому себе вопросы с возможными альтернативными ответами. Недостаток - отсутствие синергического эффекта. Преимущество - оперативность и экономия на людях. |
Метод “с оценкой идей” | Является суммой нескольких методов: обратного, двойного и индивидуального. Такое сложение свойств и качеств трех методов позволяет решить сверхсрочные проблемы. Использование этого метода возможно только в том случае, когда есть возможность собрать высококвалифицированную команду с опытом, знаниями и навыками по определенным специальностям, другими словами, к участникам предъявляются повышенные требования. |
Мозговой штурм на доске | В помещении для совещаний каждый сотрудник может разместить на специальной доске информацию, содержащую идею, которая появилась в течение рабочего дня. В центре этой доски – проблема, требующая разрешения и поставленная руководством. |
Диаграмма сродства | Цель метода - выявление взаимосвязей между отдельными идеями и решениями, которые на первый взгляд не имеют ничего общего. Это достигается путем группировки идей и решений и выявления глубинных взаимосвязей между полученными группами. Использование данного метода требует творческого подхода и широкого кругозора участников |
Метод “соло” | Если кто-то из специалистов хочет воспользоваться техникой мозговой атаки самостоятельно, то лучше создать для своих идей специальную картотеку. Занесения в картотеку заслуживают абсолютно все идеи – удачные, не очень удачные, а то и вовсе кажущиеся абсурдными или пустыми. Затем необходимо рассортировать все свои идеи, что-то добавить, улучшить и подвести итоги, выбрав те мысли, которые будут оптимально способствовать достижению поставленной цели, решению проблемы. |
Визуальный “Мозговой штурм” | Ввиду того, что идеи появляются быстро, одна за другой, и зарисовка, сделанная в момент рождения идеи позволит не только зафиксировать удачную мысль, но и не потерять темп в процессе размышления. Основные принципы визуальной мозговой атаки: скорость и гибкость мышления, отсутствие преждевременной критики, быстрая реакция. |
Прогрессирующий “Мозговой штурм” | Содержит несколько коротких фаз генерирования идей (5-10 минут) чередуются с такими же короткими фазами оценки предложений. |
Деструктивно-конструктивный “Мозговой штурм” | В этом методе фаза генерации идей разбивается на две: для начала высказываются все отрицательные идеи, которые препятствуют решению, а затем участники вносят конструктивные предложения. |
Фрирайтинг | Техника и методика письма, помогающая найти неординарные решения и идеи, сходная с методом мозгового штурма. Это механическое записывание всех возникающих в голове мыслей в течение определенного времени (обычно 10-20 минут). Текст пишут без редактирования, изменений, не беспокоясь о грамматике или стиле. Такой метод письма помогает справиться с тупиковой ситуацией, апатией или творческим кризисом. Чаще всего эту технику используют для решения бизнес-задач, генерации идей, написания статей и книг. Фрирайтинг не имеет ничего общего с автоматическим письмом. |
Попеременный “Мозговой штурм” | Заключается в том, что этапы коллективного и индивидуального генерирования идей сменяют друг друга. |