Организационная информация |
Команда, разрабатывающая АМО-урок (занятие) | Чеснокова Марина Викторовна |
Предмет | Математика |
Класс, профиль класса/группа, количество человек | 1 класс 30 человек |
Продолжительность урока (занятия) | 30 мин |
Методическая информация |
Тема урока /занятия | Сложение и вычитание в пределах 20 |
Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется) | УМК «Школа 2100», Т.Е.Демидова и др. |
Классификация урока/занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями) | Урок применения знаний, умений. |
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы (раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива, наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать; объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива). | В классе 30 человек. 16 мальчиков и 14 девочек. Средний возраст 7 лет. Учащиеся проявляют на уроках интеллектуальную активность, заинтересованность процессом и результатом учебной деятельности. Умеют работать по плану, использовать алгоритмы. Смена видов деятельности, близкая мотивация позволяют удерживать внимание обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности.. Работая в группах или парах, учащиеся помогают друг другу сравнивать, выделять главное, ставить и разрешать проблемы. Трудности в учёбе испытывают 4 учащихся. Слабая развитость личностных и регулятивных универсальных действий требует их индивидуального сопровождения. |
Цели урока/ занятия | Способствовать усвоению вычислительных приемов сложения чисел в пределах 20 с переходом через разряд. |
Задачи урока/ занятия | Развить умение читать числовые выражения разными способами. · Совершенствовать знания состава чисел второго десятка. · Развивать умение применения счета, отыскивая правильный ответ. · Совершенствовать навыки счета. |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия | 1.Закрепят знания состава чисел второго десятка. 2.Актуализируют полученные умения в применении счета, нахождении правильного ответа 3. Актуализируют полученные знания при сложении чисел разными способами с переходом через десяток. |
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению | Название компонентов при сложении/вычитании чисел. Способы сложения чисел с переходом через десяток. |
Фаза урока (занятия) | Этап | Время, продолжительность этапа | Название метода | Происхождение метода (выберите и укажите необходимое) - Авторский - Заимствованный, но измененный или адаптированный - заимствованный | Подробное описание АМО по установленной схеме: - Цели и задачи метода - Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода - Предварительная подготовка (если требуется) - Технология проведения - Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода) - Варианты проведения метода | Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО | УУД, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое) - Личностные - Регулятивные, включая действия саморегуляции - Познавательные, включая общеучебные и логические - Знаково-символические - Коммуникативные | Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое) - Информационная - Учебно-познавательная - Коммуникативная - Социальная |
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» | I Приветствие/знакомство | 3мин | «Цепочка» | Заимствованный (измененный) | Цель: 1.Создание благоприятного эмоционального начала урока 2. Снятие статического напряжения 3. Создание ситуации выбора и доверия на уроке для повышения его мотивации Сначала дети берутся за руки в парах (кто с кем сидит), затем соединяются первые парты трёх рядов, вторые парты трёх рядов и т.д.(«по горизонтали»), после закрываем цепочку – берутся за руки разорванные звенья (по рядам). При это улыбаясь, приветствуют друг друга. | Добрый день, ребята. Я предлагаю начать урок математики со знакомой вам игры «Цепочка». Поприветствуйте друг друга. | Личностные: -мотивационная основа учебной деятельности; -соблюдение норм поведения и правил при выполнении игрового задания; Регулятивные, включая действия саморегуляции: -помнить и удерживать инструкцию по времени -способность тормозить свои импульсивные поведенческие реакции Коммуникативные: -соблюдение норм общения во время игры | Коммуникативная владение способами внутригруппового и межгруппового взаимодействия |
II Вхождение в тему урока (определение целей урока) | 3мин | «Построй ракету» | Авторский | Цель: -помочь учащимся сформулировать учебную задачу урока; -выделять существенные признаки объекта по его модели; -классифицировать и делать выводы Необходимые материалы: 3 одинаковых комплекта деталей ракеты, магниты или ватман и скотч/кнопки. Предварительная подготовка: Подготовить задания и написать их на деталях ракеты. Технология проведения: 1 ряд – 1 комплект деталей ракеты (вызывать детей можно «по цепочке» или по желанию), на которых ответы к вопросам: это могут быть примеры на состав числа (в том числе и с переходом через десяток); вопросы типа «Как найти неизвестное слагаемое/вычитаемое/уменьшаемое» и т.п.Правильно ответивший ученик прикрепляет деталь ракеты на доску или ватман. | Какие действия совершали с числами? (+ -) С какими «особенностями» примеров меньше? (с переходом через десяток) Постарайтесь сформулировать учебную задачу. Как только кто-то догадается, поднимает руку. Класс формулирует учебную задачу, учитель «окультуривает» ответы детей. -На уроке, ребята, мы будем прибавлять к двузначному числу однозначное, вычитать из двузначного числа однозначное с переходом в другой разряд. | Личностные -познавательный интерес Регулятивные, включая действия саморегуляции -постановка учебной задачи Познавательные, включая общеучебные и логические -выделять существенные признаки, делать вывод -понимать инструкцию Коммуникативные -оформить свою мысль в устной речи | Информационная - использовать сравнение для установления общих и специфических свойств объектов; -высказывать суждения по результатам сравнения
Учебно-познавательная - умение формулировать предположения |
III Определение ожиданий и опасений учащихся | 5мин | «Звездное небо» | Авторский | Цель: Концентрация внимания, обеспечение ответственности за результат обучения, создание психологически-комфортной обстановки Необходимые материалы: Шаблоны звезд из цветной бумаги; подписанные контейнеры (для первоклассников); магниты/скотч/2 ватмана для двух видов звезд. Предварительная подготовка: Подготовить все заранее. Технология проведения: Звезды «яркие» и «тусклые» (по количеству детей в классе). Свои предположения ребята пишут на обратной стороне «яркой звезды», а опасения – «тусклой» звезды. В первом классе можно использовать контейнеры, подписанные заготовленными фразами, т.к.темп письма у детей низкий (на звездах можно писать карандашом свое имя). Чтобы не вызывать «привыкания», на следующем уроке фразы меняют. | Предположите, насколько успешной будет ваша работа на уроке. Предлагаю выбрать и подписать звезду, затем положить ее в соответствующий контейнер. | Личностные -мотивационная основа учебной деятельности; -реально оценивать свои возможности и достижения
Знаково-символические -представление количества знаний по теме и величины успешности в работе Коммуникативные -оформить свою мысль в письменной речи -умение договариваться | Социальная способность осуществлять сознательный выбор |
Фаза 2 «Работа над темой» | IV Закрепление изученного (обсуждение д/з) | 5мин | «Загрузи ракету» | Авторский | Цель: Контроль и коррекция ЗУН Необходимые материалы: Слайд с заданиями (можно использовать задания из учебника+ проверка д/з) Предварительная подготовка: Предварительно подготовить слайд. Технология проведения: На слайде появляются картинки (овощи, фрукты, инструменты и т.д.) с заданиями по теме урока (или из домашнего задания для его проверки) можно уже с ответами: если ответ верный грузим в ракету, если нет – откладываем. | Проверяем домашнее задание. Ваши варианты ответов (дети проговаривают) Сверим с правильным - слайд (можно использовать взаимопроверку). В тетрадь записываем только те примеры, которые «грузим» в ракету. | Личностные -интерес к учебному материалу -желание выполнить задание правильно Регулятивные, включая действия саморегуляции -сохранять учебную задачу -работать по алгоритму -самостоятельно оценивать свои действия, показывать правильность или ошибочность результата Познавательные, включая общеучебные и логические -применять имеющиеся знания в новой ситуации Коммуникативные -сравнивать способы действия -в парной работе соблюдать правила и нормы общения | Информационная -следовать алгоритму при вычислениях Учебно-познавательная -контролировать свои учебные действия - сопоставлять свою оценку с оценкой одноклассника Коммуникативная -умение осуществлять продуктивное взаимодействие Социальная -развитие навыков сотрудничества -умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций |
VI Проработка содержания темы | 17мин | «Путешествие на планеты» | Авторский | Цель: Контроль и коррекция ЗУН Необходимые материалы: Слайд с планетами, индивидуальные карточки, задания учебника. Предварительная подготовка: Предварительно подготовить слайд, карточки. Технология проведения: Чтобы приземлиться на планету надо выполнить задание. | Ребята, чтобы приземлиться на планету нам надо выполнить следующие задания: Задания на карточках; Задания из учебника. Работаем в наших бортовых журналах-тетрадях. | Личностные -стремление оказать помощь другим - соблюдение норм поведения и правил при выполнении игрового задания; Регулятивные, включая действия саморегуляции -сохранять учебную задачу -работать по алгоритму -осуществлять самоконтроль выполненного задания Познавательные, включая общеучебные и логические -самостоятельно выполнять вычисления, опираясь на изученный материал -самостоятельно выявлять аналогии на предметном материале Коммуникативные -осуществлять взаимодействие с ребятами класса | Информационная - понимать инструкцию и выполнять действия по инструкции Учебно-познавательная -отличать известное от неизвестного в ситуации, созданной учителем Коммуникативная -владение способами межличностного взаимодействия Социальная -руководствоваться выработанными в классе правилами межличностного взаимодействия -управлять проявлениями своих эмоций |
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» | VII Эмоциональная разрядка | 2мин | «Звезды волнуются…» | Адаптированный на основе игры «Море волнуется…» | Цель: Снятие напряжения и усталости, расслабление или восстановление энергии Необходимые материалы: Аудио запись звуков моря Предварительная подготовка: Подготовить аудиозапись звуков моря Технология проведения: Можно попросить детей изобразить изученную цифру, явление природы и т.д. | Звездное небо разволновалось, давайте его успокоим. По моей команде «Звезды волнуются…» изображаете заданную фигуру. | Личностные -стремление оказать помощь другим - соблюдение норм поведения и правил при выполнении игрового задания; Коммуникативные -осуществлять взаимодействие с ребятами класса | Информационная - понимать инструкцию и выполнять действия по инструкции Коммуникативная -владение способами межличностного взаимодействия Социальная -руководствоваться выработанными в классе правилами межличностного взаимодействия -управлять проявлениями своих эмоций |
| VIII Рефлексия | 7 мин | «Звездное небо» | Авторский | Цель: Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения Необходимые материалы: Шаблоны звезд с вопросами (или слайд) Предварительная подготовка: Подготовить шаблоны звезд или слайд Технология проведения: Ученик снимает звезду на обратной стороне которой написан вопрос по теме урока. | Ребята, мы посетили много планет, но пора возвращаться домой. Нам поможет Млечный путь, только надо собрать его звездочки. | Личностные -мотивационная основа учебной деятельности; -реально оценивать свои достижения Знаково-символические -представление количества знаний по теме и величины успешности в работе Коммуникативные -слаженное взаимодействие в паре -умение договариваться | Информационная -использовать знаково-символические средства (звезды) для представления информации Коммуникативная -умение осуществлять продуктивное взаимодействие Социальная - развитие навыков сотрудничества -умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций -управлять проявлениями своих эмоций |
Аналитическая информация |
Обоснование целесообразности использования технологии АМО для: а. выполнения целей и задач урока /занятия (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока / занятия); b. выполнения ФГОС (ФГТ) (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов) - т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМО, а не другая технология | Закрепление изученного материала по теме «Сложение и вычитание с переходом в другой разряд» осуществляется в ходе разнообразных видов деятельности. Комфортность и мотивация работы обеспечивается ощущением поддержки коллектива в процессе АМО «Цепочка». Эффективность сотрудничества в групповой работе наглядно отражалась на задании «Загрузи ракету», и позволял учащимся наглядно видеть результаты своей работы. Комплекс образовательных, развивающих и воспитательных задач решался при проведении АМО «Путешествие на планеты». Количество посещенных планет наглядно представляли правильность выполненного задания.Эмоциональность АМО «Звезды волнуются» с музыкальным сопровождением позволила учащимся отдохнуть от активной интеллектуальной работы. Визуализация урока была обеспечена презентацией, использованы раздаточные и демонстрационный материалы. Все этапы урока сопровождались само- или взаимооценкой и коррекцией результатов работы. Игровая сюжетная линия урока математики, содержательные динамичные АМО, проведённые на уроке, обеспечили достижение запланированных результатов обучения, развития и воспитания, в том числе нравственного. |
Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся (на каких этапах урока с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи урока были выполнены, ЗУНы и качества актуализированы/приобретены/закреплены). | Как известно, познавательный интерес детей к концу изучения определённой темы снижается. Учащиеся уверены, что всё знают и без интереса приступают к выполнению тренировочных заданий. Использование технологии АМО позволяет активизировать познавательную, аналитическую и рефлексивную деятельность учащихся при закреплении знаний. Только интерактивность, практическая направленность, игровые сюжеты, разнообразные коммуникации способны повысить интерес к тому, что уже известно. Использование АМО создаёт условия совершенствования УУД на этапе закрепления и обобщения изученного материала. На всех этапах и через все АМО шло развитие регулятивных и коммуникативных УУД. Деятельностный подход, системная работа на предыдущих и последующих уроках, регулярное использование активных методов обучения способствую эффективному формированию УУД и реализации требований ФГОС. |
Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения). | Предметные результаты: на проведённом уроке учащиеся закрепили вычислительные приёмы сложения двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд и приёмы вычитания из двузначных чисел однозначных с переходом в другой разряд. На всех этапах урока в ходе парной работы, индивидуальной, учащиеся показали хорошие и отличные знания. Метапредметные результаты обучения, воспитания, развития и социализации: на уроке учащиеся использовали знаково-символические средства (звезды) для представления информации, следовали алгоритму при вычислениях и проведении АМО «Построй ракету», «Загрузи ракету», «Путешествие на планеты». Сравнивали общие и специфические свойств объектов; высказывали суждения по результатам сравнения. Старались критично и содержательно оценивать ход своей предметной работы и полученный результат, сознательно контролировать свои учебные действия, обнаруживать свои трудности в выполнении действия. Осуществлялось продуктивное взаимодействие участников образовательного процесса, развитие навыков сотрудничества, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Учащиеся проявили высокий познавательный интерес при выполнении предметных заданий. Цель и задачи урока реализованы, запланированные результаты достигнуты. |
Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования технологии АМО | Желание учащихся посетить как можно больше планет благотворно отражается на нравственном развитии детей. Чувство локтя при работе парами, доверие снижали напряжённость при интеллектуальной деятельности. Всё это способствует духовно-нравственному развитию ребёнка. Самостоятельная работа на уроке (парная, индивидуальная, коллективная) предполагает планирование, контроль и оценку. На уроке учащиеся были настойчивы в достижении поставленной цели. Рефлексия показала, что. в основном, учащиеся адекватно оценили величину своей успешности. Приоритет позитивных воздействий над негативными, приоритет динамических АМО понижает утомляемость школьников. Музыкальное сопровождение на этапах инициации, разминки создают в классе эмоционально-комфортную атмосферу, что является непременным условием здоровьесбережения учащихся. |
Методическая ценность урока/занятия | Урок закрепления на тему «Двузначные числа. Сложение и вычитание» построен таким образом, чтобы на нём увлечённо работали учащиеся, которые уже быстро и правильно выполняют задания по данной теме и те, которые испытывают определённые трудности. Акцент сделан не только на содержании заданий, но и на повышение мотивации и рефлексии каждого этапа урока, что активно развивает личностные и регулятивные универсальные действия. Приоритетная форма организации деятельности на данном уроке – парная и индивидуальная самостоятельная работа с последующим обсуждением и проверкой её результатов. Анализ подготовленного и проведённого урока с использованием описанных выше методов активного обучения показал, что получилась универсальная технологическая карта урока, которую можно применить для любого предмета в начальной школе при закреплении и обобщение учебных тем, заменяя только содержание учебного материала. |
Дополнительная информация |
Указание приложений к уроку/занятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы. | 1.Класс оснащён мультимедийной установкой. Поэтому на уроке была использована презентация в программе Power Point. 2.Раздаточный материал: Карточки с заданиями - приложение - Microsoft Word, шаблоны звезд, детали ракеты (геометрические фигуры) |
Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок). | 1.Математика 1 класс, часть 3. Содержание курса. Планирование уроков. Методические рекомендации:Пособие для учителей Т.Е.Демидова и др. 2.Электронный курс «Активные методы обучения - Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru |
Примечания автора/ов | |