СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока-конференции по биологии (раздел экология) с учетом регионального компонента

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока-конференции дает возможность учащимся самостоятельно  подготовиться по  конкретным  вопросам, формирует качества  уверенного выступления, умения отстаивать свою  точку зрения,  а самое  главное позволяет в глобальных экологических  проблемах  увидеть проблему "близко" -  проблему загрязнения воздуха в своем родном регионе. 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока-конференции по биологии (раздел экология) с учетом регионального компонента»

Городской округ город Уфа

территориальный, административный округ


Муниципальное бюджетное общеобщеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №41 Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан

полное наименование образовательного учреждения





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

ПО ТЕМЕ


«Глобальная экологическая проблема современного мира: Загрязнение атмосферы.

Качество атмосферного воздуха в городе Уфа»



11 класс
















Учитель биологии: Силазкова Елена Радиковна










2015г.


План урока:


Цели урока: Выяснить состояние атмосферного воздуха на территории города Уфы. Выявить причины загрязнения атмосферного воздуха в городе и постараться определить способы сохранения качества атмосферного воздуха в городе Уфе. Продолжать воспитывать в учащихся стремление беречь свой родной город , окружающую их природную среду, как часть огромной планеты.

Задачи: Образовательная:

  • охарактеризовать основные источники загрязнения атмосферного воздуха;

  • назвать предпосылки, определяющие современное состояние природной среды Республики Башкортостан и города Уфы;

  • определить возможные способы улучшения экологической ситуации в городе Уфе;

  • Познакомить учащихся с экологическими терминами: кислотные дожди, парниковый эффект, озоновый слой.

Развивающая: совершенствовать коммуникативные умения и навыки учащихся, умения выступать перед аудиторией, умения и навыки работать с цифровыми образовательными ресурсами, извлекать из них нужную информацию, умения устанавливать причинно-следственные связи на примере изучения проблем экологии.

Воспитательная: воспитывать ответственность за сохранение окружающей среды, умения брать ответственность на себя, воспитывать бережное отношение к природе своего города, а как следствие и всей планеты, формировать правильное природосберегающее мировоззрение учащихся.

Используемое оборудование: проектор, экран, оформленная доска.


Возраст учащихся 16-17 лет, учащиеся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №41 Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан.


Адрес образовательного учреждения: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Достоевского, 154.


Ход урока

I. Организационный момент.

На доске: Большими буквами «Думай глобально- решай локально!»

И цитата: Мы столь радикально изменили среду,
Что теперь для того, чтобы
Существовать в этой среде,
Мы должны изменить себя

Норберт Виннер


Сегодня на нашем очередном внеклассном мероприятии, посвященному экологическим проблемам нашего города, мы продолжим активно вникать в проблемы нашего города и нашей республики. Ранее мы обсуждали проблемы водоемов Республики Башкортостан, сегодня мы поговорим о качестве воздуха, которым мы дышим.


Но прежде чем заняться рассмотрением этой проблемы, вспомним, что же такое атмосфера, каковы ее состав и строение, значение для обитателей планеты Земля.

Учащийся 1. (Возможные ответы учащихся): Атмосфера – воздушная оболочка нашей планеты. Нижний слой атмосферы – тропосфера – простирается приблизительно до высоты 20 км, и именно он более всего подвержен пагубному антропогенному влиянию; следующий слой – стратосфера – простирается примерно до 50 км, в этом слое располагается озоновый экран; далее идут мезосфера (до 80 км) и стратосфера (выше 80 км). Газовый состав атмосферы выглядит так: азот, кислород, аргон, углекислый газ, инертные газы (неон, криптон, ксенон, радон) – незначительное количество. Значение атмосферы для обитателей планеты Земля огромно. Атмосфера защищает Землю от космических влияний, поддерживает общий тепловой режим на Земле, содержит кислород, необходимый для дыхания всем живым организмам, содержит углекислый газ, необходимый для питания растений в процессе фотосинтеза, подвижность воздушных масс атмосферы позволяет осуществлять пассивный полёт для расселения растений, животных и микроорганизмов.

II. Формирование новых знаний.

Учитель: Сегодня наш урок пройдет в форме конференции под лозунгом «Думай глобально-решай локально!». Перед сегодняшней нашей встречей, мы разделились на группы: I группа-эксперты-экологи, II группа-корреспонденты местных изданий и представители Администрации, III группа- учащиеся 11 класса.

Предлагаю вам самостоятельно определить цель нашего сегодняшней конференции:

Учащиеся предлагают варианты. Выбираем максимально приближенный к намеченной цели: «Целью нашей конференции, узнать уровень загрязнения атмосферы в городе Уфе, по итогам проведенного анализа экологического состояния атмосферы на примере анализа качества воздуха города Уфы. И определить возможные меры сохранения атмосферы для себя, как жителя города и планеты Земля».

Учитель:

Мы много рассуждаем о нуждах цивилизации, ускорении научно-технического прогресса, политических и нравственных проблемах, болезнях века, но при этом забываем, что глобальные проблемы, стоящие перед человечеством, при всем их социально-экономическом, политическом и научно-техническом содержании, являются, в тоже время, проблемами экологическими.

И способы, и средства их решения могут быть лишь международными и общечеловеческими. Ни одно государство, отдельно взятое, не обладает необходимыми и достаточными ресурсами для их решения. Несущие кислотные дожди тучи, пыльные бури, дымы производств, “мертвые” воды рек не знают государственных границ.

Забота об окружающей среде дает процветание, а неразумное использование и разрушение - гибель. Решение экологических проблем начинать нужно с воспитания самого себя.

На нашей пресс-конференции присутствуют ученые и эксперты:

-научные сотрудники «Башкирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (Башкирское УГМС) 5 учащихся;

-научные сотрудники Центральной лаборатории охраны природы; (2 ученика)

-начальник отдела охраны природных ресурсов Администрации района (1 ученик).

В работе участвуют учащиеся 11 класса и приглашенные корреспонденты из местных печатных изданий (2 ученика).

Каковы причины ухудшения качества воздуха нам поможет разобраться научные сотрудники Центральной лаборатории охраны природы; (2 ученика эксперта- эколога). Презентация 1. «Загрязнение атмосферы».


Учитель: По объему выбросов в атмосферу от промышленных предприятий, Уфа входит в десятку самых неблагоприятных городов России. На наш город приходится примерно 19% от общего объема выбросов всей нефтеперерабатывающей промышленности страны. Ежегодно в атмосферу попадает более 130 тыс тонн вредных веществ- по этому показателю мы уступаем только Омску и Красноярску. В августе 2015 года в Администрацию города и надзорные органы посыпался шквал писем-жалоб на неприятный химический запах, который чувствовался не только в Северной части города, но и в Южной его части.

Группой наших экспертов-экологов была проведена работа по сбору данных о качестве атмосферного воздуха города Уфы.

Слово предоставляется научному сотруднику «Башкирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (Башкирское УГМС).

«Определяющим фактором качества воздуха является поступление в атмосферу загрязняющих веществ в результате деятельности предприятии и организации промышленного и аграрного комплекса. Более 4 тысяч промышленных предприятий и организаций имеют источники выбросов загрязняющих веществ.

Мониторинг состояния атмосферного воздуха осуществляется государственным учреждением «Башкирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (Башкирское УГМС).

За 2015 год было выполнено более 121 тысячи определений, анализы проводились по 27 ингредиентам. Характеристика состояния воздушного бассейна города Уфа по основным загрязнителям представлена в таблице.

Таблица

Характеристика состояния воздушного бассейна города Уфа по основным загрязнителям.


Взвешен. вещества

Диоксид серы

Диоксид азота

Сероводород

Аммиак

Фенол

Хлороформ

Средний уровень загрязнения мг/м3

0,148

0,004

0,043

0,001

0,006

0,017

0,009

Градация по степени загрязнения

II

I

III

III

I

II

I

По данным постов наблюдений БашУГМС в г. Уфа уровень загрязнения воздуха характеризуется как высокий.

Уровень загрязнения атмосферы городов определяется, высокими концентрациями формальдегида, диоксида азота.

Объем выбросов загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников в 2015 году сократился на 58,8 тыс. т. Основной причиной такого положения является уменьшение объемов грузоперевозок и расхода топлива, а также перевод части автотранспорта на газовое топливо.

В 2015 году наблюдения за качеством атмосферного воздуха проводились на 9 стационарных станциях Государственной службы наблюдения за состоянием окружающей среды (ГСН РФ). Станции разделены на «городские фоновые», расположенные в жилых районах «промышленные», находящиеся вблизи предприятий и «авто», смонтированные вблизи автомагистралей и в района с интенсивным движением автотранспорта. Это деление является условным, т.к. застройка города и размещение предприятий не позволят сделать четкого разделения районов.


За 2015 год объем валовых выбросов от стационарных источников г Уфы составил 156,9 тыс.т.

Доля автотранспорта в суммарном объеме выбросов загрязняющих веществ в атмосферу — 46%.»

Учитель: Спасибо!

Учитель: Одним из основных инструментов, позволяющих сохранить и обеспечить условия, необходимые для существования человека и других живых организмов, является экологический мониторинг.

Но чистая фиксация данных без принятия мер по устранению нарушений и борьбы с причинами ухудшения качества воздуха, человек не добьется положительного результата, а эта работа окажется бесполезной.

Вопрос от журналиста: Слово предоставляется корреспонденту газеты «Комсомольская правда»: «Учитывая вышеперечисленные выбросы в атмосферу, какие последствия ожидают человечество?»

Слово предоставляется сотруднику БашУГМС :

- Кислотные дожди; Презентация; Выступает ученик- сотрудник БашУГМС (5 мин.)

-Изменение озонового слоя атмосферы; Выступает ученик- сотрудник БашУГМС (5 мин. )

-Парниковый эффект; Выступает ученик- сотрудник БашУГМС (5 мин)

III. Закрепление

Таким образом мы выявили основные источники загрязнения атмосферы.

Кроме естественных источников, основную долю загрязнения наносит сам

человек.

Назовите искусственные источники загрязнений: Выбросы заводов, выхлопы от машин, мусор.

Какие новые экологические понятия вы услышали на нашей конференции?

Почему важно правильно делить мусор и утилизировать его?

В результате чего возникают кислотные дожди, разрушается озоновый слой и возникает парниковый эффект.

Каковы последствия парникового эффекта для нашего региона и всей планеты?


IV. Рефлексия

Изменилось ли ваше отношение к проблеме загрязнения атмосферы?

Что вы лично можете предложить со своей стороны для сохранения качества воздуха?

В завершение нашей конференции, ученик ______ подготовил творческий доклад- стих: А где же атмосфера?!


Земля дымила дымом,
Земля пыхтела паром,
Земля травилась ядом
И взрывами тряслась.

Земля леса рубила,
Земля леса сжигала,
Земля леса топила,
Ну, словом, зарвалась.

Потом она спросила:
- А где же атмосфера?
Мне что-то стало душно,
Ах, мне нехорошо!

Ах, дайте кислороду
И чистенькую воду!
Нормальную погоду!
Но поезд-то ушел.

(Р. Алдонина)

V Творческое задание на дом.

Дома продумайте свою Программу сохранения качества атмосферного воздуха, это может быть природосберегающая, экономическая программа или что-то иное. Эта программа может быть написана для каждого человека в отдельности или для целого города, страны.

Спасибо за работу. Всего доброго!