Разработка урока по экологии 11 класс.
Читательская конференция по теме «Влияние антропогенных факторов на биосферу». Время проведения 2 урока (90 мин.)
Цель:
Формирование представлений о воздействии деятельности человека на биосферу.
Задачи:
1. Образовательные: углубить и расширять знания учащихся о влиянии антропогенных факторах в биосфере.
2. Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания.
3. Воспитательные: привлекать внимание учеников к проблемам охраны природы.
Методы: частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой.
Планируемые результаты:
Личностные:
Сформировать мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
Сформировать готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
Сформировать экологическое мышление, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.
Метапредметные:
Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
Умение самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
Формирование готовности и способности к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
Владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
Предметные результаты:
1. Сформировать представления об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, об экологических связях в системе "человек - общество - природа";
2. Сформировать экологическое мышление и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
3. Формировать владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
4. Формировать владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
5. Сформировать личностное отношение к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде.
6.сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.
Технологическая карта.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 урок. Подготовка к конференции. |
Организационный этап (1 мин.). Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Организация внимания. | Приветствие учащихся. Проверка готовности рабочего места. Краткое вводное слово. | Приветствие учащимися учителя, подготовка рабочего места к уроку. |
II.Мотивационно-целевой этап (10 мин.). | 1.Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос: Какие факторы называют антропогенные? Приведите примеры антропогенных факторов. | Учащиеся отвечают. |
III. Изучение нового материала (20 мин.). | 1.Учитель организует индивидуальную работу с теоретическим материалом. Приложение№1. | Учащиеся работают с раздаточным материалом. Оформляют конспект в тетради. |
V.Рефлексия (1-2 мин.). | Учитель проводит диалог с учащимися по теме теоретического материала, выясняет непонятные моменты. | Учащиеся поддерживают диалог, задают вопросы. |
VI.Домашнее задание (10 мин.). | Учитель разъясняет домашнее задание, распределяет совместно с детьми темы для выступления на следующем уроке. | Учащиеся выбирают темы для выступления. Выбранные темы выступления, например: 1.Влияние прямого, физического фактора на биосферу (строительство атомных электростанций); 2.Влияние косвенного биологического фактора (выведение новых видов бактерий); 3.Влияние косвенного биологического фактора (развитие сельского хозяйств); 4.Влияние прямого, физического фактора на биосферу (автостроение); 5.Влияние прямого химического фактора (загрязнение отходами промышленности); 6.Косвенный социальный фактор (перенаселение). |
2 урок. Проведение конференции. |
Организационный этап | Учитель приветствует учащихся. Организует выступление учащихся, предлагает критерии оценивания выступающих. Приложение №2 | Учащиеся по очереди выступают с сообщением по выбранной на первом уроке теме и оценивают сообщения. |
Рефлексия | Учитель предлагает озвучить результаты оценивания каждого ученика. | Учащиеся озвучивают результаты оценивания, делают выводы. |
Приложение №1.
Теоретический материал.
Антропогенные факторы — экологические факторы, обусловленные различными формами влияния деятельности человека на природу.
Классификация антропогенных факторов
В ходе своей жизнедеятельности, человек преднамеренно, или не нарочно, постоянно, так или иначе, вмешивается в окружающий его мир. Все виды такого вмешательства подразделяются на следующие антропогенные факторы воздействия:
• косвенные;
• прямые;
• комплексные.
Прямые факторы воздействия – это непродолжительная деятельность человека, способная повлиять на природу. Сюда можно отнести вырубку лесов ради постройки транспортных путей, высушивание рек и озер, затопление отдельных участков земли ради постройки ГЕС и т.д.
Косвенные факторы – это вмешательство, которое носит более продолжительный характер, но его вред менее заметен и ощущается только со временем: развитие промышленности и последующий смог, радиация, загрязнение грунтов и вод.
Комплексные факторы – это сочетание первых двух факторов, которые сообща осуществляют негативное влияние на окружающую среду. Например, изменение ландшафта и расширение городов приводит к исчезновению многих видов млекопитающих.
Категории антропогенных факторов
В свою очередь, каждое долгосрочное или краткосрочное влияние людей на окружающую природу можно поделить на следующие категории:
Физические, химические, биологические, социальные.
Физические факторы, связаны с развитием автостроения, авиастроения, железнодорожного транспорта, атомных электростанций, ракетостроения и выхода человека в космос приводят к постоянному сотрясению земной поверхности, что не может не отражаться на окружающей фауне.
Химические факторы-использование минеральных удобрений и ядохимикатов, загрязнение отходами промышленности. Курение табака, прием алкоголя.
Биологические факторы – это развитие сельского хозяйства, модификация существующих видов растений и улучшением пород животных, выведение новых видов, в тоже время, появление новых видов бактерий и болезней, способных негативно влиять на растительный или животный мир.
Социальные факторы – взаимоотношения внутри вида: влияние людей друг на друга и на мир в целом. Сюда можно отнести перенаселенность, войны, политику.
Пути решения возникающих проблем.
На данном этапе своего развития, человечество все больше задумывается о негативном влиянии своей деятельности на природу и угрозы, связанные с этим. Уже сейчас делаются первые шаги к решению возникших проблем:
-переход на альтернативные виды энергии,
-создание заповедников,
-утилизация отходов жизнедеятельности,
-решение конфликтов мирным путем.
Но всех вышеперечисленных мер крайне мало для видимого результата, поэтому людям предстоит переосмыслить свое отношение к природе и планете и найти новые пути решения как уже возникших, в ходе человеческой деятельности проблем, так и предупреждения их негативного влияния в будущем.
Приложение №2
Критерии оценивания выступления.
Ф.И. выступающего_____________________________________________
Тема _________________________________________________________
№ п\п | Критерий оценивания | Балл ( по пятибальной системе) |
| Четкость и полнота изложения материала. | |
| Грамотная, эмоциональная речь | |
| Владение материалом темы | |