Коми Республикаса велöдан да том йöз политика министерство
Министерство образования и молодёжной политики Республики Коми
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Сыктывкарский торгово-технологический техникум»
VIII Межрегиональная учебно-исследовательская конференция
«Ступени роста - 2020»
Площадка №3: «Гуманитарные науки в развитии общества»
Направление: Вовлечение молодежи региона в социальную практику
Разработка дистанционных внеклассных мероприятий на цифровых образовательных ресурсах в рамках
социального проекта «ИГРОТЕКА»
Джамалова София Джанполадовна – курс II, группа УКП-21
Читалкина Аксиния Викторовна – курс II, группа УКП-21
специальность 27.02.07
«Управление качеством продукции процессов и услуг (по отраслям)»
Научные руководители-
Черепянская Н.Ф., преподаватель
Осташова Т.А., педагог-психолог
Сыктывкар, 2020 г
СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка 3
Командная игра «Мы разные, но мы вместе!» 4
Познавательная игра 10
«Заморские Деды Морозы» 10
Источники информации 13
Пояснительная записка
Социальный проект «Игротека» - общественно значимый, межучрежденческий проект, направленный на развитие навыков социального взаимодействия подростков и формирования благоприятной среды развития ученического коллектива.
Организатором Проекта является ГПОУ «Сыктывкарский торгово-технологический техникум», руководитель - Черепянская Надежда Федоровна, преподаватель и классный руководитель группы УКП-21. Проект находится в стадии реализации c 1 сентября 2019г., постоянно корректируются планы в связи пандемией и учетом дистанционных форм взаимодействия.
Участники проекта – студенты учебной группы УКП-21, специальность 27.02.07 «Управление качеством продукции процессов и услуг (по отраслям)».
Целевая аудитория проекта: воспитанники ГУ РК «Детский дом №3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» города Сыктывкара.
Продуктом Проекта является сборник интерактивных мероприятий «Игротека», разработанный группой студентов под руководством педагогов ГПОУ «СТТТ». В данный сборник включены тематические мероприятия и игры, направленные на развитие и повышение уровня коммуникативности и социализации подростков.
Особенность данных мероприятий, в том, что мы подготовили два варианта развития событий: как для живого общения, так и дистанционного.
Мероприятия разработаны на основе цифровых образовательных ресурсов и созданных видеороликов. Сценарии мероприятий будут добавлены в сборник интерактивных игр «Игротека».
Мероприятия объединяет общая цель: развитие творческих, интеллектуальных способностей; навыков общения и социального взаимодействия; формирование коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности подростков в условиях режима дистанционного взаимодействия.
Командная игра «Мы разные, но мы вместе!»
Для организации и проведения мероприятия среди воспитанников детского дома № 3 в условиях дистанционного взаимодействия, проектная группа сначала провела игру среди студентов техникума и записала видеоролик о том, как прошло мероприятие. Ссылка на видео отправляется воспитателям, которые проводят игру и отправляют ответное видео или фото: https://yadi.sk/d/3zudfVvJQZSV9g?w=1
Цель: развитие навыков общения и социального взаимодействия, формирование коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности подростков в условиях дистанционного взаимодействия.
Выполнение заданий способствует решению следующих задач:
развитие творческих, коммуникативных и познавательных способностей участников;
развитие эмоционально-чувственной сферы личности подростка;
активизация культурно - досуговой деятельности подростков.
создание условий для дальнейшего саморазвития и личностного роста подростков.
Время занятия: 45 мин.
Форма работы: коллективная, групповая
Оборудование и материалы:
Мультимедийный проектор или иллюстрации к рассказу о стадиях развития коллектива.
Лист ватмана и разноцветные фломастеры.
Мяч или клубок.
Этапы мероприятия
№ | Ход мероприятия | Время |
1. | Организационный момент. Приветствие, презентация объяснение правил игры. | 1-2 мин |
2. | Проведение игры, выполнение заданий | 40 мин. |
3. | Подведение итогов мероприятия. | 1-2 мин |
4 | Рефлексия. | 2 мин |
Сценарий игры
Задание 1. ВМЕСТЕ
Задача: почувствовать группу, настроиться на совместную деятельность.
По команде ведущего группа, не договариваясь, показывает определенное количество пальцев на одной руке. Повторяется пять раз. Нужно постараться группе сделать так, чтобы все показали одинаковое количество пальцев.
В этом упражнении могут проявиться лидеры, на которых смотрят остальные и подстраиваются при выполнении упражнения, могут проявиться те, кто пока не чувствует себя комфортно в группе и не ориентируется на группу.
В конце обязательно отметить, что упражнение трудное и с первого раза группе справиться трудно, поэтому результат нужно воспринимать как информацию о том, что есть куда развиваться группе как коллективу.
Задание 2. Особенности развития коллектива
Задача: познакомить группу с особенностями развития коллектива, проанализировать, на какой стадии с точки зрения участников находится их коллектив. При рассказе можно использовать иллюстрации, которые в дальнейшем можно разместить на классном уголке для того, чтобы ребята сами учились оценивать стадии развития коллектива.
1.«Песчаная россыпь». Много песчинок собрано вместе и в тоже время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет его по площадке. Так бывает и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, чтобы что-то «сцепляло». Соединяло людей. Это можно объяснить тем, что дети плохо знакомы друг с другом, а может, просто не хотят пойти на встречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел.
2.«Мягкая глина». В руках хорошего мастера глина поддается легко любому воздействию. В ваших руках ваша группа может перерасти в хороший, слаженный коллектив. Но если не приложить особых усилий он так и будет сравниваться с простым куском глины. В группе, находящейся на этой ступени развития, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Скрепляющим звеном здесь еще являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные - доброжелательные и конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, не чувствуется поддержки.
3.«Мерцающий маяк». Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой группе чувствуется поддержка друзей, желание бывать вместе. Но дружба требует постоянного горения, а не одиночных, правда, частых вспышек. Группа индивидуальна. Однако ей бывает трудно до конца собрать своего, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям. Редка инициатива.
4.«Алый парус» - символ устремленности вперед, дружеской верности, преданности. Здесь действуют по принципу «один за всех и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность сочетаются с взаимной требовательностью. Хотя группа и сплочена, и инициативна, но бывают бури в их жизнедеятельности, наперекор которым они всегда могут следовать. Не всегда сразу готовы признавать свои ошибки, но постепенно положение может быть исправлено.
5.«Горящий факел» - это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, взаимопонимание, деловое сотрудничество. Здесь проявляются все качества коллектива.
Задание 3. «Никто не знает, что я…»
Задача: продолжить более тесное знакомство ребят друг с другом
Для создания динамики можно использовать мяч или клубок. В кругу мяч или клубок участники передают через человека. Тот, кто получил мяч или клубок, говорит о себе что-то, что, с его точки зрения, о нем в группе еще не знают. Если группа малознакома или в ней низкий уровень доверия и чувствуется напряжение, можно поддерживать участников и предлагать варианты. Например, никто не знает, что мое любимое мороженое – шоколадное, что моя любимая порода собак – тойтерьер и пр.
Задание 4. «Попробуй договориться»
Задача: формировать умение договариваться и принимать общее решение в группах с разным количеством людей.
Ведущий предлагает сначала индивидуально ответить на вопрос, затем в паре, затем пары объединяются в четверке и т.д. Обращать внимание на то, что, несмотря на разные взгляды, в итоге ответ должен быть общий. Если совсем не получается прийти к единому мнению, можно не настаивать, но обратить внимание в конце задания на то, что чем больше человек, тем труднее прийти к единому мнения. Также необходимо обсудить и то, что в большой группе может быть много разных мнений, но в интересах группы важно учиться договариваться.
Любимый цветок (по кругу индивидуально)
Наш зверь (в паре выбирают животное, которое нравится обоим участникам)
Наше растение (в четверке выбирают растение, которое нравится всем)
Наше время года (в подгруппе из 6-8 человек)
Наш любимый учебный предмет (вся группа должна выбрать один учебный предмет, который нравится всем)
Задание 5. «Я готов(а) отдать группе..»
Задача: повышение осознанности взаимоотношений в группе, способствовать групповому сплочению
Ведущий дает возможность каждому ответить на вопрос: «Какое Ваше качество вы готовы предложить группе для ее развития? Чем каждый из Вас может быть полезен группе в целом?» Например, кто-то умеет рисовать и может создавать плакаты, объявления и пр. Кто-то знает много игр и может создать каталог для группы, кто-то пишет стихи, поет песни и пр. и готов выступать и пр. Возможно, кто-то скажет, что не знает, чем может быть полезен группе. Тогда ведущему можно сказать, что в группе важно быть внимательными друг к другу, и обязательно можно заметить, как важен каждый.
Задание 6. «Совместный рисунок»
Задача: способствовать сплочению группы, подвести итоги занятия.
Все ребята по кругу рисуют одного человека на одном листе ватмана. Каждый может это делать своим цветом, но важно, чтобы все примерно внесли одинаковую лепту в рисунок. Ведущему важно поддерживать каждого и если что-то не получилось, то с юмором отметить это. Например, какие большие уши у вашего героя группы, видимо вы хотите быть внимательными к тому, что говорит каждый из вас и т.д.
В конце занятия важно обратить внимание на то, что в коллективе важна роль каждого, хотя и может быть незаметна на первый взгляд. Есть важные плюсы того, что все вместе. Но при этом у каждого должна быть возможность иметь свое мнение и открыто обсуждать его в коллективе.
Познавательная игра
«Заморские Деды Морозы»
(знакомство с историей праздника Новый год)
Участники: студенты группы ГПОУ «СТТТ» и воспитанники детского дома № 3 г Сыктывкара.
Особенность этого мероприятия, в том, что мы подготовили два варианта развития событий: как для живого общения, так и дистанционного.
Цель: развитие творческих, интеллектуальных способностей; навыков общения и социального взаимодействия участников; формирование коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности подростков.
Время занятия: 30 мин.
Форма работы: коллективная, индивидуальная
Оборудование и материалы:
Мультимедийный проектор.
1 пачка бумаги А4, ножницы, специально вырезанные листочки (будущие письма), карандаши, ручки или фломастеры
Реквизиты для проведения конкурсов: костюмы аниматоров, посуда для сервировки стола, мешочки с крупой и зерновыми, распечатанные фанты и загадки и упакованные в фантики.
Подготовительный этап:
Подготовка сценария, видеоролика и презентации по теме мероприятия: https://yadi.sk/i/stV7d_5YBIM_dw.
Квест «Деды Морозы»: https://www.Learnis.ru/316030/
Викторина «Новый год»: https://yadi.sk/i/kJv3RouYKwOBPg
Сценарий игры
Посмотреть видеоролик- поздравление и презентацию об истории происхождения праздника «Новый год».
Викторина «Заморские Деды Морозы»
Познакомиться с презентацией «Заморские Деды Морозы» с кратким описанием и картинками заморских Дедов Морозов.
Обратить внимание участников викторины: слушать и смотреть внимательно, постараться запомнить информацию.
Группу делят на две команды. Собранная команда должна придумать себе «имя» и выбрать лидера. Далее ведущий(воспитатель) включает презентацию «Заморские Деды Морозы». Презентация будет состоять из 5 вопросов. Побеждает та команда, которая внимательней слушала.
Или выполнить интерактивный квест «Деды Морозы»: https://www.Learnis.ru/316030/
Отправляется ссылка на квест и инструкция: вы попадайте в новогоднюю комнату. Чтобы найти ключ от двери, необходимо выполнить 5 заданий. Отгадать название страны – родины Деда Мороза. Записывайте номер задание и первую букву страны. Код от замка – 5 заглавных букв.
Победитель квеста тот, кто быстрее правился с заданием.
Отправить победителю электронный сертификат.
«Викторина-Новый год»
Все действия проходят с уже собранными двумя командами. Детям включат презентацию с вопросами на тему «Новый год»: https://yadi.sk/i/kJv3RouYKwOBPg
«Хоровод снежинок»
Ведущий(воспитатель) включает презентацию «Хоровод снежинок» где показывается пошаговое вырезание снежинок (Ведущие и воспитатели внимательно следят за детьми и их обращением с ножницами). В самом начале презентации детей дают обратить внимание на правильное обращение с ножницами (техника безопасности).
После, к готовым снежинкам дети пишут маленькие «письма» (записки) с добрыми пожеланиями на Новый год и дарят тому человеку к кому эти пожелания были обращены.
«Новогодняя фотография»
Все дети и ведущие(воспитатели) встают вместе для совместного фото на память, предварительно показывая подаренные им от друзей снежинки.
Обмениваемся фотографиями в социальных сетях, поздравляем с Новым годом!
Источники информации
Кон И.С. Особенности общения подростков со сверстниками
. Режим доступа: https://studbooks.net/902341/psihologiya/osobennosti_obscheniya_podrostkov_sverstnikami
Потемкина Е.В. Психологический анализ рисунка
. Режим доступа: http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru
Пустарнакова А.С. Воспитание творчеством
. Режим доступа: http://www.sibirskschool.narod.ru/teach/pustr.html
Задачи, формы и методы формирования у подростков компетентности социального взаимодействия с обществом // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(17). URL:https://studbooks.net/1786209/pedagogika/formy_metody_razvitiya_sotsialnoy_kompetentnosti_podrostkov
Интерактивные игры для школьников. [Электронный ресурс] // Учебно-методический кабинет. Иновационные технологии при внедрении ФГОС. Личностно-ориентированное обучение на основе новых педагогических технологий-URL:https://ped-kopilka.ru/igry-konkursy-razvlechenija/interaktivnye-igry-dlja-shkolnikov-10-11-klasa.html
Интерактивные игры. [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования - URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2012/01/26/interaktivnye-igry
Психологические игры [Электронный ресурс] // Электронный журнал «4BRAIN» Психология человека - URL: https://4brain.ru/psy/igry.php
Психологические игры и упражнения для тренингов [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Мир роста». Психология - URL:http://mirrosta.ru/uprazhneniya-dlya-treningov.html
Цифровые образовательные ресурсы, на которых размещены разработанные задания:
Larnis: https://www.learnis.ru/account.html
LaningApps: https://learningapps.org/my.php
Goggle.it: https://drive.google.com/drive/my-drive
eTrenikiе: https://etreniki.ru/cabinet/#/profile
Tilda Publishing: https://tilda.cc/projects/?registered=success
10