Цель исследования: исследовать свойства воды и возможности её изменения в зависимости от температуры. Гипотеза исследования: предположим, что если мы растопим снег и лёд, то получим воду. Из этого следует, что снег и лёд – это одно и тоже, т.е. вода. Методы исследования: беседа, наблюдение, эксперимент, анализ, обобщение. Оборудование для проведения исследования: снег, лёд, вода, стаканчики, подложка, апельсиновая палочка, цветной картон, презентация. Ход исследования: Учитель приветствует учащихся, создаёт настрой на познавательную деятельность. Вводит учащихся в сюжет внеурочной деятельности: «Путешествие по миру науки». Просит учащихся сформулировать тему занятия. Актуализирует знания учащихся о снеге и льде. Знакомит учащихся с этапами исследования. Спрашивает знают ли учащиеся о разнообразии свойств воды. Для проведения группового проекта учитель просит разделиться на группы и вспомнить правила работы в группе. Организует работу по изучению материала о разнообразии свойств воды. Просит вспомнить технику безопасности при работе с лабораторным оборудованием. Задаёт учащимся проблемный вопрос. Учитель фиксирует проблему исследования – учащиеся не знают, что лёд и снег – это одно и тоже. Учитель просит сформулировать цель (исследовать свойства воды и возможности её изменения в зависимости от температуры). Предлагает выдвинуть гипотезу исследования – дети предполагают, что если мы растопим снег и лёд, то получим воду. Из этого следует, что снег и лёд – это одно и тоже, т.е. вода. Опят №1. Учитель раздаёт на каждую группу по 2 стаканчика: в первом снег, во втором лёд. Даёт указание обучающимся – высыпать содержимое стаканчиков на подложку. Просит обещающихся с помощью апельсиновой палочки определить твёрдость исследуемых материалов. Обучающиеся делают микро-вывод: снег рыхлый, а лёд – твёрдый. Опыт №2. Учитель просит учащихся достать цветной картон и разместить материалы исследования на нём. Обучающиеся замечают, что через снег они не могут увидеть цвет картона, а через лёд могут. Исходя из этого, обучающиеся делают микро-вывод о том, что снег белый, а лёд прозрачный. Опыт №3. Учитель раздаёт стаканчики с тёплой водой (2 на каждую группу), и просит обучающихся поместить в первый стакан снег, а во второй лёд. Учащиеся замечают, что в тепле снег и лёд начинают таять, а воды в стакане становиться всё больше. Исходя из этого, обучающиеся делают микро-вывод о том, что в тепле снег и лёд тают, а на их месте образуется вода. Просит сделать вывод – верна ли гипотеза и определить перспективу проекта. Практическая значимость проекта заключается в том, что обучающиеся в ходе опыта узнают, что снег и лёд различаются по некоторым свойствам, но при этом они состоят из воды. Учитель предлагает провести опыт в домашних условиях: взять 2 стаканчика с водой, поместить их в морозильную камеру на 3 часа. Один стаканчик остаётся нетронутым до конца опыта, а воду во втором стаканчике нужно перемешивать каждые 30 минут. Таким образом, в конце проделанной работы у обучающихся должен быть один стаканчик со льдом, а второй – со снегом. Таким образом, после замерзания воды (лёд) можно использовать как в домашних условиях (кубики льда для напитков), так и на открытом воздухе в развлекательных целях (каток). Также обучающимся можно рассказать о пользе снега и льда для природы, а именно сохранение тепла для растений в холодное время года. Перспектива проекта осуществляется раздачей карточек с темами новых проектов, которыми можно продолжить изучение этой темы: «Третье состояние воды – пар»; «Вода и её роль в природе» Подводит итоги внеурочного занятия, просит вспомнить, какую цель мы поставили в начале, достигли ли мы её. Просит оценить свою работу и настроение на занятии. |