СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка для учителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка для учителя»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА


Компоненты паспорта

Описание проекта

1.

ФИО участника

2.

Тема проекта

«Какой может быть вода?»

Откуда берутся снег и лёд?

3.

Актуальность проекта

Во время изучения некоторых тем по окружающему миру у учащихся стали появляться вопросы о свойствах воды.

Вода – сущность всего живого в этом мире. Младшие школьники активно интересуются её значимостью и полезностью.

Учащимся интересно узнать, какой может быть вода и в каких состояниях она может быть.

Школьники хотят делать открытия, проводить опыты.

Но обучающиеся ещё не владеют исследовательскими умениями, проводится недостаточное количество экспериментов в школе. Обучающиеся не знакомы с методами, этапами исследований, с лабораторным оборудованием и техникой безопасности при работе с ним.

Проектная деятельность вырабатывает у младших школьников навыки исследовательской работы и лабораторные умения.

4.

Объект исследования

Вода

5.

Цель проекта

Для учителя: создать условия для формирования исследовательских умений младших школьников: задавать вопросы, выдвигать проблемы и гипотезы на примере экспериментальной работы о свойствах воды.

Для ученика: овладеть умениями исследовательской деятельности: видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы на примере экспериментальной работы о свойствах воды.

6.

Тип проекта

По содержанию – моно-предметный проект (окружающий мир).

По организационной форме – групповой.

По времени выполнения – кратковременный.

7.

Этапы реализации

проекта (включая исследовательский),

краткое их описание


1. Подготовительный – постановка цели и задач, разработка проекта, организация предметно – развивающей среды.

Учитель обращает внимание, что при изучении некоторых тем по окружающему миру у учащихся стали появляться вопросы, касающиеся свойств воды и её состояний.

Учитель организует групповой кратковременный проект для организации учебной деятельности детей по изучению данного вопроса.

В рамках реализации данного проекта был определён продукт – дневник юного исследователя. Во время заполнения дневника учащиеся будут иметь возможность расширить свои знания о свойствах воды, о её агрегатных состояниях.

Во время подготовки отчёта о проведённом исследовании учащиеся могли бы поделиться полученными знаниями со сверстниками.

Во время подготовки проекта учащиеся познакомятся с оборудованием, необходимым им для реализации проектной исследовательской деятельности.

2. Основной – во время реализации данного этапа будут организованы теоретические и практические занятия, способствующие достижению детьми цели.

2.1. Теоретический этап:

  1. Беседа «Почему так важно проводить опыты?»

  2. Опрос о свойствах воды. Оформление изученного материала в виде таблицы.

  3. Изучение литературы о воде, его свойствах и применении. Оформление изученного материала в виде памятки.

  4. Внеурочное занятие «Как проводить исследование», составление памятки юному исследователю.

2.2 Исследовательский этап: проведение внеурочного занятия по теме «Какой может быть вода?», в рамках которого учащиеся:

- ставят цель

- выдвигают гипотезу

- изучают информацию

- проводят исследование

- подводят итоги в исследовательском дневнике

3. Заключительный: по завершению изучения свойств воды и возможностей её изменения, будет организовано выступление ребят в других классах. Таким образом будет проводится закрепление изученного знания и подведение итогов.

8.

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: исследовать свойства воды и возможности её изменения в зависимости от температуры.

Гипотеза исследования: предположим, что если мы растопим снег и лёд, то получим воду. Из этого следует, что снег и лёд – это одно и тоже, т.е. вода.

Методы исследования: беседа, наблюдение, эксперимент, анализ, обобщение.

Оборудование для проведения исследования: снег, лёд, вода, стаканчики, подложка, апельсиновая палочка, цветной картон, презентация.

Ход исследования:

Учитель приветствует учащихся, создаёт настрой на познавательную деятельность.

Вводит учащихся в сюжет внеурочной деятельности: «Путешествие по миру науки».

Просит учащихся сформулировать тему занятия. Актуализирует знания учащихся о снеге и льде.

Знакомит учащихся с этапами исследования. Спрашивает знают ли учащиеся о разнообразии свойств воды.

Для проведения группового проекта учитель просит разделиться на группы и вспомнить правила работы в группе.

Организует работу по изучению материала о разнообразии свойств воды.

Просит вспомнить технику безопасности при работе с лабораторным оборудованием.

Задаёт учащимся проблемный вопрос.

Учитель фиксирует проблему исследования – учащиеся не знают, что лёд и снег – это одно и тоже.

Учитель просит сформулировать цель (исследовать свойства воды и возможности её изменения в зависимости от температуры).

Предлагает выдвинуть гипотезу исследования – дети предполагают, что если мы растопим снег и лёд, то получим воду. Из этого следует, что снег и лёд – это одно и тоже, т.е. вода.

Опят №1. Учитель раздаёт на каждую группу по 2 стаканчика: в первом снег, во втором лёд. Даёт указание обучающимся – высыпать содержимое стаканчиков на подложку.

Просит обещающихся с помощью апельсиновой палочки определить твёрдость исследуемых материалов.

Обучающиеся делают микро-вывод: снег рыхлый, а лёд – твёрдый.

Опыт №2. Учитель просит учащихся достать цветной картон и разместить материалы исследования на нём. Обучающиеся замечают, что через снег они не могут увидеть цвет картона, а через лёд могут.

Исходя из этого, обучающиеся делают микро-вывод о том, что снег белый, а лёд прозрачный.

Опыт №3. Учитель раздаёт стаканчики с тёплой водой (2 на каждую группу), и просит обучающихся поместить в первый стакан снег, а во второй лёд. Учащиеся замечают, что в тепле снег и лёд начинают таять, а воды в стакане становиться всё больше. Исходя из этого, обучающиеся делают микро-вывод о том, что в тепле снег и лёд тают, а на их месте образуется вода.

Просит сделать вывод – верна ли гипотеза и определить перспективу проекта.

Практическая значимость проекта заключается в том, что обучающиеся в ходе опыта узнают, что снег и лёд различаются по некоторым свойствам, но при этом они состоят из воды.

Учитель предлагает провести опыт в домашних условиях: взять 2 стаканчика с водой, поместить их в морозильную камеру на 3 часа. Один стаканчик остаётся нетронутым до конца опыта, а воду во втором стаканчике нужно перемешивать каждые 30 минут. Таким образом, в конце проделанной работы у обучающихся должен быть один стаканчик со льдом, а второй – со снегом.

Таким образом, после замерзания воды (лёд) можно использовать как в домашних условиях (кубики льда для напитков), так и на открытом воздухе в развлекательных целях (каток). Также обучающимся можно рассказать о пользе снега и льда для природы, а именно сохранение тепла для растений в холодное время года.

Перспектива проекта осуществляется раздачей карточек с темами новых проектов, которыми можно продолжить изучение этой темы: «Третье состояние воды – пар»; «Вода и её роль в природе»

Подводит итоги внеурочного занятия, просит вспомнить, какую цель мы поставили в начале, достигли ли мы её.

Просит оценить свою работу и настроение на занятии.

9.

Продукт проекта

«Дневник юного исследователя»

Цель: исследовать свойства воды и возможности её изменения в зависимости от температуры.

Содержание дневника исследователя:

Раздел 1. Памятка юному исследователю,

Содержание исследовательской работы (тема,

актуальность, цель, задачи, гипотеза,

дата и время начала работы, ход работы, сбор информации).

Раздел 2. Исследование, выводы (анализ

выполнения работы, подтверждение или опровержение гипотезы).

Раздел 3. Перспектива проекта.

10.

Перспектива проекта

Выступление на городских конкурсах, проведение

эксперимента в других образовательных

организациях (информационно-

просветительская

деятельность).



Скачать

© 2024, 52 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!