Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Доргелинская СОШ №1»
Конспект классного часа
Класс: 7
Тема: «Доброта»
Учитель: Батырмурзаева Сийли Магомедовна
Тема : «Доброта»
Познавательная цель урока: расширить возможности аргументированного отстаивания своей точки зрения.
Воспитательная цель урока: углубить представления учащихся о понятиях «добро» и «зло»; убедить их в необходимости творения добра.
Развивающая цель урока: формировать умение сопереживать другим людям, понимать их чувства, мотивы поведения.
Оборудование оформление урока: плакаты со словами:
1. «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра» Б. Паскаль.
2. «Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других» Л. Толстой.
3.«Добро, хоть в море брось, не пропадет». (Пословица)
Ход урока:
I. Организационная часть
(Сбор домашних сочинений учащихся)
Учитель. Здравствуйте, ребята!
Учащиеся отвечают. Здравствуйте!
Учитель. Что особого мы тем сказали друг другу?
Просто здравствуйте, – больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Здравствуйте, спасибо, пожалуйста. Эти слова всем нам известны с детства. Задумываемся ли мы о том, что они обладают большой, поистине чудодейственной силой? Ведь именно с их помощью можно в один миг разогнать льдинки недоверия между людьми и там, где только что царило непонимание, посеять зерна теплого чувства! Ведь каждому приятно, когда с ним искренне, с теплотой души здороваются. Поэтому темой нашего урока является «Доброта спасёт мир».
II. Чтение стихов Валерии Ниорадзе о доброте
Прикоснись ко мне добротой
Прикоснись ко мне добротой –
И болезни смоет волной,
И печаль обойдет стороной,
Озарится душа красотой.
Учитель. Ребята, если доброта является украшеньем человека, почему же некоторые люди совершают зло?
Учащиеся размышляют.
Учитель. Б. Паскаль писал: «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра». Наверное, и нам с вами нужно больше замечать добро, а не поступать так, как поступают злые людиУчащиеся отвечают. Песню дружбы.
Песня дружбы
Музыка: Юрий Чичков Слова: Михаил Пляцковский
1. Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
Припев:
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
И ты живёшь не зря!
2. Будь весел, чтоб радостней стало
Тому, с кем подружишься ты,
Чтоб каждому в жизни хватало
Прекрасной людской доброты.
Припев.
3. Услышишь ты песенку чью-то,
И станет светлее кругом.
Волшебное самое чудо
Мы дружбой недаром зовём.
Припев.
Учитель. В таких ситуациях не вспомнить слова М. Сервантеса нельзя. Он писал: «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта». Вам нравятся эти слова?
Учащиеся отвечают.
Учитель. С вышесказанными словами созвучны и стихи А. Дементьева «Доброту не купишь на базаре».
Доброту не купишь на базаре
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу
Не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.
Значит, доброта была вначале?
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом ни изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.
Учитель. Со словами А. Дементьева перекликается высказывание Л. Толстого: «Доброта есть вечная высшая цель нашей жизни. Как бы мы не понимали добро, жизнь наша не что иное, как стремление к добру». И В. А. Сухомлинский писал: «Доброта, готовность защищать слабого и беззащитного – это, прежде всего, мужество, бесстрашие души».
Да, ребята, не каждый человек способен проявить мужество, бесстрашие души, поэтому нередко зло побеждает добро. Человек, позабывший о доброте, оказанной ему, способен даже преступить закон. Об этом трогательно сказано в стихотворении Катюши Пиксаевой «Давай поговорим о доброте».
ДАВАЙ ПОГОВОРИМ О ДОБРОТЕ...
Учитель. Как вы думаете, ребята, доброта способна спасти мир?
Учащиеся отвечают. Да, способна. Потому что она помогает нам расти духовно, обрести согласие, обогреть сердца людей. Для сохранения и развития доброты нужно приложить много сил и старания.
Учитель. Многие люди хотят верить, что есть на свете добро, есть нравственные ценности. Но зло и безнравственность с каждым годом разрастаются. Поэтому в последние десятилетия проблема толерантности в разных сферах личной и общественной жизни, становится особенно актуальной, так как не может быть согласия между правдой и ложью, добром и злом.
В книге «Формирование добрых человеческих отношений: интегративный подход» написано: «Путь к сердцу ребенка лежит не через чистую, ровную тропинку. А через плодородное поле, на котором развиваются ростки моральных достоинств» [стр. 107]. Как вы понимаете, ребята, значение этих строк?
Учащиеся отвечают.
Учитель. Это только кажется, что легко воспитать ребёнка, как будто идёшь по ровной чистой тропинке. На самом деле развить моральные качества человека нелегко, потому что изменить привычки, сложившийся характер не всегда удается. Чтобы понять широкий смысл слова доброта, воспользуемся толковым словарем С. И. Ожегова.
ДОБРОТА – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро…
ДОБРЫЙ – соответственно, несущий доброту своим ближним, отзывчивый человек…
Много замечательных слов о добре и доброте сказано великими людьми (слова на доске).
III. Подбор пословиц и поговорок о добре
Учитель. Какие пословицы и поговорки вы помните о добре?
Учащиеся отвечают.
1. Доброе дело и в воде не тонет.
2. Доброта без разума пуста.
3. Доброе братство дороже богатства.
4. Добрый гость всегда в пору.
5. Добро помни, а зло забывай.
Учитель. Почему бывает такое: человек и внешне красив, и одет прилично, и работник хороший, а поговоришь – на душе плохо, какой-то осадок. Почему?
Учащиеся отвечают.
Учитель. Да, ребята, любая невинная душа может попасть в ловушку из-за чьего-то коварства и оставить темные пятна на пути его жизни. Чтобы не повторять чужие ошибки, нужно знать правила общественного поведения и соблюдать их. Нужны убеждения, что любое аморальное поведение будет не только осуждено общественным мнением, но и приведёт к психическим отклонениям и к физическим недугам. Есть такая пословица: «В здоровом теле – здоровый дух».
В жизни нам надо быть сильными духом, чтобы не ступить на чёрную полосу. В связи с этим давайте послушаем стихотворение дагестанского поэта А. Джачаева «Со слов старого чабана».
1 ученица читает стихотворение.
Со слов старого чабана
Злу не давай войти вовеки ты в свой дом,
Оно как мой капкан окажется потом.
Безвинному не дай в ловушку угодить,
А то твоей душе всю жизнь пятна не смыть.
Ученица 2 читает стихотворение Ф. Алиевой «Чаши».
Давайте сдвинем чаши эти
За то, чтоб щедрость в нас жила.
И каждый каждому на свете
Дарил лишь добрые дела.
Пусть каждый сам сочтет за счастье
Вмешаться в трудную борьбу,
И добрым словом и участьем
Скрепит разбитую судьбу.
Учитель. Да, ребята, мы обязаны соблюдать нормы поведения и в гостях, и дома, и в общественных местах, если хотим избежать непредвиденных неприятностей и последствий. Вы согласны?
Учащиеся отвечают. Да. Каждый из нас обязан сформировать у себя те положительные качества, какие мы замечаем в близких нам людях, качества, которыми мы восторгаемся, замечая их в других.
IV. Сказка «Награда» и её анализ
Учитель. Послушайте индийскую сказку «Награда», затем попробуйте ответить на вопросы и продолжить ее.
Награда
Как-то тигр охотился в джунглях и попал в западню. Случилось так, что мимо проходил путник. Увидел его тигр и давай слезно просить:
– Сжалься надо мной, человек! Вызволи меня из неволи, я щедро тебя отблагодарю.
Путнику захотелось получить награду, и он вытащил тигра из ямы. Тигр выскочил наружу и говорит:
– Вот уже много дней я ничего не ел. Сейчас я тебя съем!
Страшно стало путнику.
– Ох, тигр, – сказал он, – неужели это и есть награда, которой ты хотел отблагодарить меня за добро?
– Она и есть, – ответил тигр.
– Какая же это награда – платить злом на добро? – возразил путник.
– Давай, спросим кого-нибудь – награда это или нет?
Неподалеку росло дерево. Путник и тигр подошли к дереву и спросили:
– Скажи нам, дерево, чем награждают тебя за доброе дело?
– Злом! – ответило дерево. – Судите сами: люди отдыхают в тени моей листвы, а как придет, пора уходить, рубят мои сучья, обрывают листья. Так они платят мне злом за мое гостеприимство.
– Ну, теперь-то я тебя съем! – обрадовался тигр.
– Давай еще кого-нибудь спросим! – взмолился путник.
Прошли они еще немного. Видят: на поле посеется корова.
– Эй, корова! – окликнули они ее,– скажи, чем платят за добро?
– Злом! – отвечает корова. – Судите сами: пока я была молода и давала много молока, мой хозяин меня очень любил. Молоко мое иссякло, и меня выгнали на поле. Того и гляди, на мясо сдадут!
Выслушал ее тигр и сказал путнику:
– Ну, теперь сам видишь! Съем я тебя!
– Подожди немного! – попросил человек. – Давай спросим еще кого-нибудь третьего. Если он скажет то же самое, тогда нечего делать, ешь меня…
Учитель. Почему путник решил помочь тигру?
Учащиеся отвечают.
Учитель. Можно ли назвать его помощь бескорыстной?
Учащиеся отвечают.
Учитель. Если бы он почувствовал, что помощь путника продиктована совсем другими соображениями, поступил бы он так же?
Учащиеся отвечают.
Учитель. Как закончится сказка? Съест ли тигр путника? Удастся ли героям найти того, кому за добром платили добром?
Ученица (продолжает сказку).
Пошли они дальше. Бродили, бродили, вдруг перед собой увидели птицу и спросили ее:
– Скажи нам, птица, чем награждают тебя за доброе дело?
– Добром! – ответила птица. – Судите сами: утром люди, просыпаясь, наслаждаются нашим пением. А зимой, когда нам холодно и голодно, люди делают нам кормушки и насыпают туда корм, тем самым не давая нам погибнуть.
Тигр сжалился над путником и решил быть добрым к людям.
Учитель. Предлагаю в нашем классе создать КНИГУ РЕКОРДОВ ДОБРА. Вы видите на доске поле с зернышками. Уже много добрых дел было сделано, делается и будет делаться в нашем коллективе. И я надеюсь, что из маленьких зернышек обязательно прорастёт большая нива добра.
Давайте вспомним об этих добрых делах. За каждое доброе дело к зернышку прибавляется зеленый листочек. (Дети приводят много примеров, и на доске появляется большое поле из растений).
Напишите, ребята, на зеленых листочках добрые дела, от которых вы испытали радость.
(Дети пишут на листиках, и в конце занятия на доске появится больное развесистое дерево с листочками).
VI. Подведение итога урока
Учитель. Наш урок подходит к концу. Что мы интересного и полезного узнали на этом уроке? Что больше всего запомнилось вам?
Учащиеся отвечают.
Учитель. Если вы здоровы и добры – вы обладаете несметными богатствами. У вас отличное настроение, вы счастливы, открыты, вы приносите людям радость и творите чудеса. Творите добро, приучайте себя к добрым поступкам!
VII. Домашнее задание. Написать небольшое сообщение о случае из жизни: «Как я научился совершать добрые поступки». Индивидуальное задание: 5 учащимся подготовиться по теме: «Цель матерей».