Тема: «Простые правила этикета» (1 занятие)
Цели: познакомить учащихся с элементарными нормами поведения в обществе, сформировать умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения; развивать коммуникативные способности, умение анализировать.
Оборудование: ноутбук, проектор, колонки, карточки, (тарелка, чашка, ложка, кружка, салфетка), картинки с изображением Вежи, веер из лепестков ромашки с номерами вопросов, презентация к занятию, аудио П.И. Чайковский «Мазурка». На занятии нужен выход в интернет для просмотра мульткараоке.
Звучит торжественная музыка. На экране – Этикет (слайд 1)
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами начинаем разговор о вежливости, о науке, которая изучает вежливость и правила поведения человека в обществе. Этикет – французское слово. Оно означает свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных кругах
Что такое этикет? Это каждый знает:
То нельзя и се нельзя. Кто же возражает?
Пошутили мы друзья, в этом нет сомненья
А теперь серьезное дадим определенье.
Дети хором читают слова «Этикет – это правила поведения человека среди других людей слайд 2
Учитель: А как называют человека, который знает правила этикета и соблюдает их? В 16 веке такой человек назывался Вежей. Вежа - это знаток правил поведения. И сегодня Вежа будет гостем на нашем занятии (на доску вывешивается картинка с изображением Вежи).
Перед нами карта – лабиринт. (слайд 3) Прежде, чем зайти в лабиринт, вы должны знать, что в него легко войти, а выйти можно, только, овладев правилами. Каждая остановка имеет свою потайную дверцу, которая выпустит того, кто усвоил все правила, выполнил задания. Ну что же, откроем первую дверцу.
Самое первое правило этикета, которое мы запоминаем с детства – приветствие (слайд 4). А какие вы знаете формы приветствия? Не всегда мы используем эти «волшебные» слова, поэтому иногда происходит следующее:
«Случай из школьной жизни»
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном.
Его зовут …, а впрочем,
Мы лучше здесь его не назовем.
“Спасибо”, “здравствуйте”, “простите” -
Произносить он не привык,
Простого слова “извините”
Не одолел его язык.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: “Добрый день!”
Казалось бы, простое слово.
А он стесняется, молчит,
И в лучшем случае “здорово”
Он вместо “здравствуй” говорит.
А вместо слова “до свидания”
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье:
“Ну, я пошел, пока, всего…”
Не скажет он друзьям по школе:
“Алеша, Петя, Ваня, Толя”.
Своих друзей зовет он только:
“Алешка, Петька, Ванька. Толька”.
Ребята, мы не можем тут
Сказать вам, как его зовут.
Мы честно вас предупреждаем,
Что имени его не знаем.
Но может быть, он вам знаком
И вы встречались с ним где-либо,
Тогда скажите нам о нем,
А мы … Мы скажем вам “спасибо”.
Самое простое слово “здравствуйте” означает: “Я вижу тебя! Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе доброго здоровья, мира, счастья”.
Мы с вами открыли первую дверцу (слайд 5) и запомнили, что есть слова приветствия и прощания, которые мы используем всегда (слайд 6).
(слайд 7-8)
Вот стул, на нем сидят,
вот стол, за ним сидят,
вот школа, дом, где мы живем,
вот магазин, куда идем,
дорога, транспорт, пеший путь,
лес, речка, луг, где можно отдохнуть.
Интересно, ребята, а много ли надо знать про то, как садиться и сидеть на стуле? (можно разобрать несколько приемов. (Слайд 9). На стуле надо сидеть прямо, но свободно, не напрягаясь. Нельзя вытягивать ноги далеко от стула, это мешает другим. Некрасиво сидеть, расставив ноги, ноги должны быть вместе.
- Откроем вторую дверцу (слайд10 ), прочитаем, что написано: (слайд 11)"Уважая человека - уважаешь себя". Это главная мысль нашего занятия. Хотите продолжить путешествие?
(слайд 12)Вежа вас приглашает к столу . А вы знаете как правильно расставить предметы перед тем как сесть за стол
– просмотр мультика про Винни-Пуха
- Какую ошибку допустил В-П?
Как надо себя вести за столом?
- откроем третью дверцу? (слайд 13)
- Сегодня Вежа заглянул к нам в школу во время перемены. Как вы думаете понравилось ему ваше поведение Слайд 14).
А теперь постараемся взглянуть на себя со стороны и исправить все ошибки. Для этого ответим на следующие вопросы.
1. Вы пришли с прогулки .В раздевалке много детей рядом с тобой стоит девочка .Как ты должен поступить ?
2. В классе уже сидят несколько твоих одноклассников .Что ты сделаешь первым делам когда зайдешь в класс?
3. На перемене ты случайно налетаешь на одноклассника. Как ты поступишь в этой ситуации?
4. Утром по коридору навстречу тебе шла твоя учительница и учительница соседнего класса. Ты поздороваешься только со своей учительницей или с обеими учителями ?
5. Девочка обозвала тебя. Что ты сделаешь?
6. Ты увидел, что твои одноклассники дерутся. Как ты поступишь?
7. Вы заходите в школу в след за вами идет человек нужно ли придержать дверь ?
8. – Вы стоите перед входом в школу, люди входят и выходят, кого вы должны пропускать?
9. Должны ли вы уступать место в транспорте ,если да. то кому ?
10.Вы идете по школе вам навстречу идет ваш друг и вы не успеваете с ним поздороваться ,как вы поступите ?(при следующей встречи все объяснить и извинится )
- (слайд 15) Посмотрите, лабиринт мы прошли, а как вы думаете, все ли об этикете мы вспомнили? О всех ли правилах мы поговорили?