СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка фрагмента урока чтения "Выделение звука(ов) и знакомство с буквой". Тема урока: "Знакомство со звуками [к], [к’] и буквой «К» [ка]". 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка фрагмента урока чтения "Выделение звука(ов) и знакомство с буквой". Тема урока: "Знакомство со звуками [к], [к’] и буквой «К» [ка]". 1 класс»

Практическое задание: Разработка фрагмента урока чтения «Выделение звука(ов) и знакомство с буквой.

  1. Выберете разворот страницы «Азбуки», соответствующий уроку 1-го типа.

Страницы 49-51

  1. Сформулируйте тему урока.

Тема: Знакомство со звуками [к], [к’] и буквой «К» [ка].

  1. Составьте план урока.

I. Организационный момент. Развитие речевого аппарата.

-Артикуляционная ритмика

-Дыхательная гимнастика

-Работа над движениями

II. Актуализация знаний.

1. Проверка домашнего задания.

2. Упражнения в чтении слогов.

3. Игра «Звуковое лото».

III. Постановка познавательной задачи урока.

1. Создание проблемной ситуации (загадки).

2. Постановка учебной задачи.

3. Сообщение темы и цели.

IV. Знакомство с новыми звуками.

1. Рассматривание предметной картинки.

2. Звуко-слоговой анализ слов «мак» и «маки».

3. Выделение нового звука [к], его характеристика.

V. Работа по развитию речи.

1. Чистоговорки.

2. Физминутка. Артикуляционная гимнастика.

V. Знакомство с новой буквой. Продолжение работы по новой теме.

1. Выделение второго звука [к’], его характеристика.

2. Сопоставительный анализ выделенных звуков: отыскание общих признаков, установление различий.

3. Распознавание новых звуков в других словах.

4. Знакомство с новой буквой.

VI. Закрепление изученного на уроке. Упражнение в чтении.

1. Чтение слогов: ка – ко – ку - ки и слов в столбике (слова «кони» и «кино»).

2. Чтение стихотворения «Кто косит?».

3. Чтение текста «Кукушка». Упражнение «Назовите слова со звуками [к] и [к’]».

VII. Подведение итогов.

VIII. Задание на дом.

IX. Рефлексия.

  1. Проанализируйте разворот страниц и выберите фрагмент страницы, предназначенный для знакомства со звуком(ами) и буквой.

  2. Раскройте методику проведения этапа урока «Знакомство с новым звуком(ами) и буквой» - выберите нужные вопросы и задания, напишите ответы учащихся.

1. Выделение звука(ов).

У: В поле справа вы можете увидеть предметные картинки. Рассмотрите их. Что на них изображено?

Д: мак и маки

У: Давайте произнесём слова «мак» и «маки» все вместе. 3-4

Д: мак, маки

У: Теперь давайте разделим слова на слоги. Произнесём их по слогам, загибая пальцы рук.

Д: «мак», «ма-ки»

У: Сколько слогов в слове «мак»?

Д: В слове «мак» один слог.

У: Верно, давайте проговорим этот слог ещё раз. 3-4

Д: «мак»

У: Из чего состоит слог «мак»?

Д: В слове «мак» слог «мак» состоит из 3-х букв и 3-звуков: «м» - [м], «а» - [а], «к» - [к].

У: Давайте обратим внимание на схему слова «мак» под картинкой. Какое место в слове занимает звук, с которым мы сегодня познакомимся?

Д: В слове «мак» звук [к] занимает третье место.

У: Верно. Попробуем произнести этот звук и понаблюдать за тем, как он произносится.

Д: [к]

У: Как вы думаете, этот звук гласный или согласный?

Д: Звук [к] согласный

У: Да, это согласный звук. А как вы это определили?

Д: Когда мы произносим согласные звуки, появляется воздух, который встречает препятствие. А когда мы произносим гласные звуки, выдыхаемому воздуху ничего не мешает. А ещё гласные звуки можно пропеть, а согласные нельзя.

У: Молодцы. А теперь закройте вашими ладошками уши и произнесите звук [к].

Д: [к]

У: Скажите, этот звук глухой или звонкий?

Д: Звук [к] – звонкий.

У: Давайте ещё раз посмотрим на схему слова под картинкой. Каким цветом обозначен звук [к] на схеме?

Д: На схеме слова «мак» звук [к] обозначен синим цветом.

У: Произнесём звук [к] и определим - мягкий этот звук или твёрдый?

Д: Звук [к] – твёрдый.

У: Теперь поработаем со словом «маки». Произнесём его ещё раз по слогам, загибая пальцы.

Д: «ма-ки»

У: Сколько слогов в слове «маки» вы насчитали?

Д: В слове «маки» два слога.

У: Правильно ребята. Давайте произнесём хором первый слог. 3-4

Д: «ма»

У: А из чего состоит первый слог?

Д: Первый слог «ма» в слове «маки» состоит из 2 букв и 2 звуков: «м» - [м], «а» - [а].

У: Хорошо. Теперь произнесём хором второй слог. 3-4

Д: «ки»

У: Из чего состоит второй слог?

Д: Второй слог «ки» в слове «маки» состоит из 2 букв и 2 звуков: «к» - [к’], «и» - [и].

У: Молодцы! Давайте рассмотрим схему слова «маки» под картинкой в нашей «Азбуке». Где находится наш звук?

Д: В слове «маки» звук [к’] занимает третье место.

У: Теперь произнесём этот звук и посмотрим, как он произносится.

Д: [к’]

У: Этот звук гласный или согласный?

Д: Звук [к’] согласный.

У: Как вы это поняли?

Д: Когда мы произносим согласные звуки, появляется воздух, который встречает препятствие. А когда мы произносим гласные звуки, выдыхаемому воздуху ничего не мешает. А ещё гласные звуки можно пропеть, а согласные нельзя.

У: Закройте уши руками и произнесите звук [к’].

Д: [к’]

У: Какой это звук – глухой или звонкий?

Д: Звук [к’] глухой.

У: Верно. Посмотрите на схему. Каким цветом обозначен этот звук?

Д: В схеме звук [к’] обозначен зелёным цветом.

У: Давайте произнесём его хором и понаблюдаем – он твёрдый или мягкий?

Д: Звук [к’] мягкий.

У: Кто сможет рассказать, что мы узнали о звуках [к] и [к’]?

2. Знакомство с буквой.

У: Звуки [к] и [к’] обозначаются буквой «К» [ка]. Внимательно рассмотрите её на стр. 49 справа в верхнем углу. Из каких элементов состоит заглавная буква «К»?

Д: Заглавная буква «К» состоит из трёх элементов: длиной прямой палочки, наклонной палочки влево и наклонной палочки вправо.

У: А из каких элементов состоит строчная буква «к»?

Д: Строчная буква «к» состоит из тех же элементов, что и заглавная буква «К», только меньшего размера.

У: А похожи ли заглавная и строчная буквы «Кк»?

Д: Да, очень похожи.

У: Как вы думаете, почему букв 2 – заглавная и строчная?

Д: С заглавной буквы начинаются предложения, пишутся имена людей, клички животных, названия исторических событий и некоторых праздников. А названия предметов и явлений пишутся со строчной буквы.

У: Приведите примеры, когда мы будем писать заглавную букву «К».

Д: В именах: Катя, Кирилл, Ксюша. В кличках животных: Кеша, Кузя, Коржик.

У: Молодцы ребята! Давайте обратимся к нашей «Азбуке». Переверните страницу и обратите внимание на ребусы. Давайте их разгадаем. Какое слово спрятано в первом ребусе?

Д: «Осы».

У: Теперь посмотрите на второй ребус. Какое слово спряталось?

Д: «Сок».

У: Молодцы! Какой звук буква «к» обозначает в слове «сок»?

Д: В слове «сок» буква «к» обозначает звук [к].

У: А теперь посмотрите внимательно на картинки. На что похожа буква «К»?

Картинки:

Д: Буква «К» похожа на дятла, который сидит на дереве, на аиста, у которого открыт клюв, на скамейку, на бабочку.

У: Ребята, а есть ли у буквы «К» соседи?

Д: Соседи буквы «К» это буквы «Й» и «Л».

У: Наконец-то мы перейдём к самому интересному – научимся печатать заглавную букву «К». Сначала посмотрите, как это буду делать я.

Отступаю от предыдущей работы 2 клетки вниз. От начала строки отступаю 2 клетки вправо.

Напишите комментарий: Заглавная буква «К» состоит из трёх элементов: первый – прямая длинная линия, второй – наклонная линия влево и третий – наклонная линия вправо. Прямую длинную линию начинаем писать от верхней вспомогательной линии. Ведём прямую линию сверху вниз до нижней линии рабочей строки. Второй элемент – наклонная линия влево - начинаем писать чуть правее (примерно 0,5 см). Ведём линию сверху вниз с наклоном вправо до середины первого элемента – прямой линии. Третий элемент – наклонная линия вправо – начинаем писать от середины первого элемента – прямой линии. Ведём линию сверху вниз с наклоном вправо до нижней линии рабочей строки.