Модуль «Робототехника»
Практическая работа № 3
Разработка и методический анализ практической работы в рамках модуля «Робототехника», 7 класс, (тема практической работы по выбору слушателя из ФРП ООО).
Цель: разработать содержание и критерии оценки практической работы по инвариантным модулям учебного предмета «Труд (технология)».
Задание:
Выберите тему практической работы в ФРП ООО по модулю «Робототехника», 7 класс.
Определите предметные образовательные результаты практической работы.
Разработайте практическую работу в предлагаемом шаблоне.
Разработайте критерии оценки результатов практической работы в предлагаемом шаблоне.
Методическая разработка практической работы
по теме «Программирование робота LEGO Mindstorms EV3»
(по выбору слушателя)
Задание 1. Определите предметные образовательные результаты практической работы.
- Чему необходимо научить учеников?
- Какие предметные результаты планируете достичь?
- Какие термины, понятия, приемы работы, технологические операции школьникам нужно запомнить и верно называть?
- Чему школьники научатся в ходе выполнения практической работы?
Цель: 1. ознакомить учащихся с конструктором LEGO Mindstorms, с предметом Робототехника, ввести понятие "робот", "андроид", "манипулятор".
2. систематизация знаний по теме «Циклы» (на примере работы Роботов LEGO Mindstorms EV3);
3. усвоение понятий исполнитель, алгоритм, циклический алгоритм, свойства циклического алгоритма, дать представление о составлении простейших циклических алгоритмов в среде LEGO Education.
Планируемые предметные результаты Базовый уровень |
В результате выполнения практической работы обучающиеся | Впишите предметные результаты, соответствующие изучаемой технологии |
узнают: … (термины, понятия, названия инструментов, приемов работы, трудовых операций и др.) | конструктор LEGO Mindstorms, Понятия "робот", "андроид", "манипулятор". |
научатся: … (выполнять трудовые операции, использовать инструменты, приспособления и др.) | - Выполнять базовые операции: - Использовать инструменты: мультиметр для проверки соединений, отвертку для сборки конструкций, |
смогут объяснять/характеризовать: … (порядок технологических операций, этапы выполнения работы и др.) | - Порядок технологических операций: сборка робота, - Этапы выполнения работы: подготовка компонентов, сборка, подключение, программирование, тестирование |
смогут самостоятельно выполнить/сделать: … (- аналогичное изделие, соблюдая технологическую последовательность; - другое изделие, перенеся знания изученной технологии на другие объекты) | - Аналогичное изделие, соблюдая технологическую последовательность. - Другое изделие, перенеся знания изученной технологии на другие объекты (например, создание робота с другими функциями). |
Задание 2. Разработайте практическую работу в предлагаемом шаблоне.
Определите:
- Какова цель выполнения работы для ученика? Чему он научится?
- Какие материалы и инструменты потребуются для выполнения работы?
- Какое задание, этапы работы должен выполнить обучающийся, чтобы освоить необходимые операции?
- Сформулируйте пример вывода, который должны сделать обучающиеся по итогам выполнения практической работы.
Практическая работа «Программирование робота LEGO Mindstorms EV3»
Цель: 1. ознакомить учащихся с конструктором LEGO Mindstorms, с предметом Робототехника, ввести понятие "робот", "андроид", "манипулятор".
2. систематизация знаний по теме «Циклы» (на примере работы Роботов LEGO Mindstorms EV3);
3. усвоение понятий исполнитель, алгоритм, циклический алгоритм, свойства циклического алгоритма, дать представление о составлении простейших циклических алгоритмов в среде LEGO Education.
Оборудование и материалы:
мультимедиа проектор, конструктор LEGO Mindstorms EV3 45544 (5 шт.), в набор которого входят 541 элемент, включая USB ЛЕГО-коммутатор, 2 больших сервомотора, датчик ультразвуковой, датчик цвета, датчик касания.
Задание:
написать линейный алгоритм, с помощью которого робот будет двигаться по прямой и поворачивать на угол (90 градусов).
Технологическая карта
Последовательность технологических операций | Материалы, инструменты |
Сборка шасси робота | Шасси, моторы, колеса, отвертка |
Подключение моторов к плате расширения | Плата расширения, провода, паяльник |
Подключение сенсоров | Ультразвуковой датчик, провода, мультиметр |
Написание программы | компьютер, LEGO Education Mindstorms EV3. |
Загрузка и тестирование программы | компьютер, батареи |
Тестирование робота | Робот |
Оцените качество выполненной работы по карте контроля
Карта контроля выполненной работы
Технологическая операция | Критерий оценки | Балл |
Сборка шасси робота | Шасси собрано корректно, моторы и колеса закреплены надежно. | 1 |
Подключение моторов к плате расширения | Моторы правильно подключены к плате. | 1 |
Подключение сенсоров | Сенсоры подключены правильно, соединения проверены мультиметром. | 1 |
Написание программы | Программа написана корректно, загружена на плату без ошибок. | 1 |
Тестирование робота | Робот реагирует на сигналы сенсоров, выполняет запрограммированные действия. | 1 |
| Итого: | 5 |
Сделайте вывод по результатам практической работы:
ПРИМЕР ВЫВОДА: В ходе выполнения практической работы ученики освоили основы конструирования и программирования мобильных роботов на базе платформы LEGO Education Mindstorms EV3. . Они научились собирать и подключать компоненты, писать и загружать программы, а также тестировать и отлаживать работу робота.
Задание 3. Разработайте критерии оценки результатов практической работы в предлагаемом шаблоне.
Критерии оценки (ПРИМЕР)
| Оценка процесса | Баллы | Оценка |
1 | Соблюдение техники безопасности, правил безопасного труда | Выполняется - 1 Не выполняется - 0 | |
2 | Соблюдение дисциплины, правил делового общения | Выполняется - 1 Не выполняется - 0 | |
3 | Соблюдение культуры труда на рабочем месте (организация рабочего места) | Выполняется - 1 Не выполняется - 0 | |
4 | Соблюдение/качество выполнения технологических операций | Выполняется полностью верно - 1 Выполняется верно, но с нарушением отдельных технологических приемов и правил - 0,5 Нарушена технология, выполнение технологической операции: изделие изготовить/завершить невозможно (брак) - 0 | |
5 | Соблюдение последовательности этапов сборки конструкции/изделия. В однодетальных изделиях критерий не применяется | Соблюдены все этапы, сборка завершена – 1 Последовательность нарушена – 0 | |
| Итого | 5 | |
| Оценка результата | | |
1 | Соблюдение техники безопасности, правил безопасного труда | Выполняется - 1 Не выполняется - 0 | 1 |
2 | Соблюдение дисциплины, правил делового общения | Выполняется - 1 Не выполняется - 0 | 1 |
3 | Соблюдение культуры труда на рабочем месте (организация рабочего места) | Выполняется - 1 Не выполняется - 0 | 1 |
4 | Соблюдение/качество выполнения технологических операций | Выполняется верно 1, Выполняется верно, но с нарушением отдельных технологических приемов и правил - 0,5, Нарушена технология, выполнение технологической операции: изделие изготовить/завершить невозможно (брак) - 0 | 1 |
5 | Соблюдение последовательности этапов сборки конструкции/изделия | Соблюдены все этапы, сборка завершена – 1, Последовательность нарушена – 0 | 1 |
| Итого | 5 | |