СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка и систематизация материалов по проведению занятий по баскетболу в 5 классах.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка и систематизация материалов по проведению занятий по баскетболу

Просмотр содержимого документа
«Разработка и систематизация материалов по проведению занятий по баскетболу в 5 классах.»

Разработка и систематизация материалов по проведению занятий по баскетболу в 5 классах . Разработала учитель физической культуры МБОУ «Лицей №65» Яковлева Н.Н.

Разработка и систематизация материалов по проведению занятий по баскетболу в 5 классах .

Разработала учитель физической культуры МБОУ «Лицей №65» Яковлева Н.Н.

 ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ БАСКЕТБОЛА.  Популярность баскетбола и широкое его применение в системе физического воспитания обуславливаются прежде всего экономической доступностью игры, высокой эмоциональностью, большим зрелищным эффектом, комплексным воздействием на организм занимающихся и воспитание молодежи. Вот наиболее характерные особенности баскетбола: Естественность движений.  Коллективность действий. 3. Соревновательный характер. Комплексный и разносторонний характер воздействия игры на функции организма и проявление двигательных качеств. 5. Высокая эмоциональность. 6. Самостоятельность действий.

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ БАСКЕТБОЛА.

Популярность баскетбола и широкое его применение в системе физического воспитания обуславливаются прежде всего экономической доступностью игры, высокой эмоциональностью, большим зрелищным эффектом, комплексным воздействием на организм занимающихся и воспитание молодежи.

Вот наиболее характерные особенности баскетбола:

  • Естественность движений.
  • Коллективность действий.

3. Соревновательный характер.

  • Комплексный и разносторонний характер

воздействия игры на функции организма и

проявление двигательных качеств.

5. Высокая эмоциональность.

6. Самостоятельность действий.

Быстрота Прыгучесть Ловкость Качества, необходимые баскетболисту Гибкость Сила Выносли-вость Давайте рассмотрим на примере уроков для учащихся 5 классов развитие некоторых основных физических качеств

Быстрота

Прыгучесть

Ловкость

Качества,

необходимые баскетболисту

Гибкость

Сила

Выносли-вость

Давайте рассмотрим на примере уроков для учащихся 5 классов развитие некоторых основных физических качеств

Занятие 1. Развитие быстроты Задачи: 1. Изучение передвижения в сочетании с остановками двумя ногами. 2. Изучение ловли мяча двумя руками и передачи двумя от груди. 3. Ознакомление с держанием игрока выбором места в подвижных играх. Подготовительная часть. Ходьба; бег; ходьба с вращением рук вперед и назад; ходьба в приседе; ходьба с махом ноги вперед; бег с ускорением и остановками. Основная часть. Ловля и передача мяча двумя руками от груди (рис. 1а, 1б). После передачи игрок уходит на левый фланг. Усложнение: игрок выходит вперед и, получив мяч, выполняет остановку. То же с дополнительными передачами (рис. 2). Примечание: Смена передающих производится учителем. Игра «Гонка мячей по кругу». Игра «Мяч в круг» с 1 – 4 водящими. Заключительная часть. Ходьба; замечания по занятию; задание – выучить правила игры.

Занятие 1. Развитие быстроты

Задачи:

1. Изучение передвижения в сочетании с остановками двумя ногами.

2. Изучение ловли мяча двумя руками и передачи двумя от груди.

3. Ознакомление с держанием игрока выбором места в подвижных играх.

Подготовительная часть.

Ходьба; бег; ходьба с вращением рук вперед и назад; ходьба в приседе; ходьба с махом ноги вперед; бег с ускорением и остановками.

Основная часть.

  • Ловля и передача мяча двумя руками от груди (рис. 1а, 1б).
  • После передачи игрок уходит на левый фланг. Усложнение: игрок выходит вперед и, получив мяч, выполняет остановку.
  • То же с дополнительными передачами (рис. 2).

Примечание: Смена передающих производится учителем.

  • Игра «Гонка мячей по кругу».
  • Игра «Мяч в круг» с 1 – 4 водящими.

Заключительная часть.

Ходьба; замечания по занятию; задание – выучить правила игры.

Рис. 1б  Рис. 1а  Рис. 2 Игрок без мяча Игрок с мячом Движение игрока без мяча Движение мяча

Рис. 1б

Рис. 1а

Рис. 2

Игрок без мяча

Игрок с мячом

Движение игрока без мяча

Движение мяча

Занятие 2. Развитие быстроты.  Задачи:  1. Совершенствование в передачах мяча двумя руками от груди при встречном передвижении. 2. Изучение передачи и броска в корзину одной рукой от плеча. 3. Изучение ведения мяча. Подготовительная часть. Ходьба; бег приставными шагами с изменением направления по сигналу; игра «День и ночь» с применением общеразвивающих упражнений, бега, прыжков и т.п. Основная часть. Передача двумя руками мяча от груди при встречном движении (рис. 3а и 3б). Передача мяча одной рукой от плеча в двух шеренгах. Выполняется это упражнение на месте, с одним и двумя шагами с различными траекториями полета мяча. Ведение мяча по прямой. Броски в корзину одной от плеча с места. Игра «Борьба за мяч в зонах» (рис. 4). Примечание: Нападающие стремятся пройти все зоны, передавая мяч друг другу, стоящие в зонах препятствуют этому. Если они отбирают мяч, то становятся нападающими. Заключительная часть. Ходьба; замечания по занятию; задание – выучить правила игры

Занятие 2. Развитие быстроты.

Задачи:

1. Совершенствование в передачах мяча двумя руками от груди при встречном передвижении.

2. Изучение передачи и броска в корзину одной рукой от плеча.

3. Изучение ведения мяча.

Подготовительная часть.

Ходьба; бег приставными шагами с изменением направления по сигналу; игра «День и ночь» с применением общеразвивающих упражнений, бега, прыжков и т.п.

Основная часть.

  • Передача двумя руками мяча от груди при встречном движении (рис. 3а и 3б).
  • Передача мяча одной рукой от плеча в двух шеренгах.
  • Выполняется это упражнение на месте, с одним и двумя шагами с различными траекториями полета мяча.
  • Ведение мяча по прямой.
  • Броски в корзину одной от плеча с места.
  • Игра «Борьба за мяч в зонах» (рис. 4).

Примечание: Нападающие стремятся пройти все зоны, передавая мяч друг другу, стоящие в зонах препятствуют этому. Если они отбирают мяч, то становятся нападающими.

Заключительная часть.

Ходьба; замечания по занятию; задание – выучить правила игры

 Рис. 3а Рис. 3б  Рис. 4

Рис. 3а

Рис. 3б

Рис. 4

 Занятие 1. Развитие прыгучести     Задачи:  1. Изучение передвижения спиной вперед, поворотов на сзади стоящей ноге и финтов туловищем. 2. Изучение ведения мяча и бросков в корзину одной от плеча после ведения. Подготовительная часть. Ходьба; бег; бег спиной вперед; бег с обманными движениями туловищем влево и вправо; передвижение прыжками на одной и двух ногах; прыжки с опорой о плечи партнера; прыжки с доставанием подвешенного мяча (сетки, щита); бег с ускорением и остановками по сигналу; эстафеты с бегом и прыжками.   Основная часть. Повороты на сзади стоящей ноге вперед и назад. Передачи одной от плеча и двумя от груди (рис. 5). Примечание: Упражнение выполняется одним, двумя и тремя мячами. Направление передвижения изменяется по команде учителя. Ведение мяча (рис. 6). Бросок в корзину одной от плеча после ведения (рис. 7). Подводящие упражнения к броску после ведения (рис. 8). То же с подбрасыванием мяча вперед – вверх. Игра «Защита капитана». Заключительная часть. Ходьба; повороты и передвижение с закрытыми глазами; задание – выучить правила игры.

Занятие 1. Развитие прыгучести

 

Задачи:

1. Изучение передвижения спиной вперед, поворотов на сзади стоящей ноге и финтов туловищем.

2. Изучение ведения мяча и бросков в корзину одной от плеча после ведения.

Подготовительная часть.

Ходьба; бег; бег спиной вперед; бег с обманными движениями туловищем влево и вправо; передвижение прыжками на одной и двух ногах; прыжки с опорой о плечи партнера; прыжки с доставанием подвешенного мяча (сетки, щита); бег с ускорением и остановками по сигналу; эстафеты с бегом и прыжками.  

Основная часть.

  • Повороты на сзади стоящей ноге вперед и назад.
  • Передачи одной от плеча и двумя от груди (рис. 5).

Примечание: Упражнение выполняется одним, двумя и тремя мячами. Направление передвижения изменяется по команде учителя.

  • Ведение мяча (рис. 6).
  • Бросок в корзину одной от плеча после ведения (рис. 7).
  • Подводящие упражнения к броску после ведения (рис. 8).
  • То же с подбрасыванием мяча вперед – вверх.
  • Игра «Защита капитана».

Заключительная часть.

Ходьба; повороты и передвижение с закрытыми глазами; задание – выучить правила игры.

 Рис. 6 Рис. 5 Рис. 7  Рис. 8

Рис. 6

Рис. 5

Рис. 7

Рис. 8

Занятие 2. Развитие прыгучести. Задачи: 1. Изучение взаимодействия двух нападающих против одного защитника. 2. Изучение ловли мяча, отскочившего от щита, и длинной передачи. Подготовительная часть. Ходьба; ходьба в приседе; бег с ускорением и остановками; прыжки через длинную скамейку; игр «Пятнашки» в приседе. Основная часть. Передача мяча с различной траекторией и отскоком от пола при встречном передвижении. Взаимодействие двух нападающих (рис. 14а, 14б) Ловля мяча от щита и длинная передача (рис. 15). Игра в баскетбол. Заключительная часть. Ходьба; игра на внимание; проверка знания правил игры.

Занятие 2. Развитие прыгучести.

Задачи:

1. Изучение взаимодействия двух нападающих против одного защитника.

2. Изучение ловли мяча, отскочившего от щита, и длинной передачи.

Подготовительная часть.

Ходьба; ходьба в приседе; бег с ускорением и остановками; прыжки через длинную скамейку; игр «Пятнашки» в приседе.

Основная часть.

  • Передача мяча с различной траекторией и отскоком от пола при встречном передвижении.
  • Взаимодействие двух нападающих (рис. 14а, 14б)
  • Ловля мяча от щита и длинная передача (рис. 15).
  • Игра в баскетбол.

Заключительная часть.

Ходьба; игра на внимание; проверка знания правил игры.

Рис. 14а Рис. 14б Рис. 15

Рис. 14а

Рис. 14б

Рис. 15

Занятие 1. Развитие силы.   Задачи: 1. Изучение нападения «быстрым прорывом» с выходом вперед двух игроков. 2. Изучение броска одной рукой от плеча с передачи партнера. 3. Знакомство с расстановкой игроков и переходом от защиты в нападение и наоборот. Подготовительная часть. Ходьба; бег; парные упражнения на сопротивление и поднимание партнера; эстафеты с переносом партнера.  Основная часть. Передачи мяча при встречном движении (повторение). Бросок в корзину одной от плеча с передачи партнера (рис. 9). «Быстрый прорыв» в парах (рис. 10). Примечание: Выполняется без сопротивления и с одним защитником. Эстафеты с ведением и броском в корзину. Учебная игра в баскетбол. Условия: два нападающих и два защитника играют только на своих половинах поля, центральный может играть в любой зоне. Заключительная часть. Ходьба; замечания по уроку; проверка знания правил игры.

Занятие 1. Развитие силы.

  •  

Задачи:

1. Изучение нападения «быстрым прорывом» с выходом вперед двух игроков.

2. Изучение броска одной рукой от плеча с передачи партнера.

3. Знакомство с расстановкой игроков и переходом от защиты в нападение и наоборот.

Подготовительная часть.

Ходьба; бег; парные упражнения на сопротивление и поднимание партнера; эстафеты с переносом партнера. 

Основная часть.

  • Передачи мяча при встречном движении (повторение).
  • Бросок в корзину одной от плеча с передачи партнера (рис. 9).
  • «Быстрый прорыв» в парах (рис. 10).
  • Примечание: Выполняется без сопротивления и с одним защитником.
  • Эстафеты с ведением и броском в корзину.
  • Учебная игра в баскетбол.
  • Условия: два нападающих и два защитника играют только на своих половинах поля, центральный может играть в любой зоне.

Заключительная часть.

Ходьба; замечания по уроку; проверка знания правил игры.

 Рис. 9 Рис. 10

Рис. 9

Рис. 10

Занятие 2. Развитие силы.

Задачи:

1. Совершенствование в передвижении защитника.

2. Изучение передач и броска двумя и одной снизу.

3. Изучение защитных навыков передвижения приставными шагами, держание игрока без мяча и игрока ведущего мяч.

4. Изучение «быстрого прорыва» в «тройках» без смены мест. 

Подготовительная часть.

Ходьба; бег; передвижения приставными шагами влево, вправо, вперед и назад; упражнения с набивными мячами весом 3 – 5 кг; игра «Пятнашки» в тройках.

Основная часть.

  • Передача мяча двумя и одной рукой снизу (рис. 11).
  • Держание игрока без мяча и игрока, ведущего мяч (рис. 12).

Содержание: группа строится в две шеренги на лицевой линии – одни выступает в роли защитников, другие – нападающие. По сигналу начинает упражнение первая пара. Нападающий, изменяя направление, стремиться добежать от лицевой до лицевой линии. Защитник должен, сохраняя нужное расстояние, не пропустить нападающего, после чего они переходят на другой угол поля и, поменявшись ролями, выполняют упражнение на другой половине поля.

  • То же, нападающий ведет мяч.
  • «Быстрый прорыв» в 3х (рис. 13):
  • а) без защитника;
  • б) с 1 и 2 защитниками.
  • Учебная игра в баскетбол.

Заключительная часть.

  • Ходьба; игра на внимание; проверка знания правил игры
Рис. 12  Рис. 11 Рис. 13

Рис. 12

Рис. 11

Рис. 13

Список используемой литературы  Гомельский Л.Я. Баскетбол. Секреты мастера. – М: Агенство «ФАИР» 1997-224с. Клешев Ю.Н. Спортивные игры: учебное пособие для ВУЗов – М:1980-143с. Комаров А.В. Баскетбол. – М, ФИС, 1967-247с Коузи Б., Пауэр Ф. Баскетбол: концепции и анализ – М., ФИС, 1975 – 272с. Линдерберг Ф. Баскетбол: игра и обучение – М: ФИС, 1971-279с Портков Ю.М. Баскетбол: Учебник для института физической культуры. – М., ФИС, 1988 – 288с.

Список используемой литературы

  • Гомельский Л.Я. Баскетбол. Секреты мастера. – М: Агенство «ФАИР» 1997-224с.
  • Клешев Ю.Н. Спортивные игры: учебное пособие для ВУЗов – М:1980-143с.
  • Комаров А.В. Баскетбол. – М, ФИС, 1967-247с
  • Коузи Б., Пауэр Ф. Баскетбол: концепции и анализ – М., ФИС, 1975 – 272с.
  • Линдерберг Ф. Баскетбол: игра и обучение – М: ФИС, 1971-279с
  • Портков Ю.М. Баскетбол: Учебник для института физической культуры. – М., ФИС, 1988 – 288с.