СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка и внедрение технологий обучения, ориентированных на творческой саморазвитие личности.

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебный процесс должен вызвать у студента удовлетворенность, радость познания и созидание, чувство удивление тому, что он сам может сделать многое. Поэтому в настоящее время отечественная педагогика большое внимание уделяет творческому саморазвитию личности, творческой активности.

Просмотр содержимого документа
«Разработка и внедрение технологий обучения, ориентированных на творческой саморазвитие личности.»

Разработка и внедрение технологий обучения, ориентированных на творческой саморазвитие личности.


Процесс обучения кроме своей основной, дидактической, функции выполняет и другие - развивающую и воспитывающую. Их осуществление связано главным образом с содержанием и методами обучения. Суть развивающей функции состоит прежде всего в том, чтобы в процессе обучения обеспечить максимальное развитие интеллектуальной, эмоциональной сфер личности, формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческой активности, творческого саморазвития. Развивающая функцию обучения опирается на принцип развивающего обучения, суть которого – организовать обучение на таком уровне трудности, который требует от студента интеллектуальных, волевых усилий, а также проявлений творчества, оригинальности. Учебный процесс должен вызвать у студента удовлетворенность, радость познания и созидание, чувство удивление тому, что он сам может сделать многое. Поэтому в настоящее время отечественная педагогика большое внимание уделяет творческому саморазвитию личности, творческой активности, предполагающих собственную постановку задач, выбор новых, нешаблонных, оригинальных путей её решения, новизну, ломку традиций, неожиданность. Применение в учебной деятельности технологий (методов и приемов обучения), ориентированных на творческое саморазвитие личности, таких как творческие сочинения, творческие диктанты, деловые или сюжетно-ролевые игры, инсценировки, составление полилогов, диалогов, выпуск тематических коллажей и стенгазет, оформление и составление сообщений, рефератов, кроссвордов, съёмки видеосюжетов, используемых на уроках иностранного языка, и многое другое, всегда ставит студентов в условия, когда они должны опираться на свою систему знаний, действовать не по жёсткому алгоритму, а в каждом случае искать новый подход к решению проблемы. Всё это, несомненно, требует от студента проявление активности, творчества, изобретательности.

Ученическое творчество, оригинальность их деятельности не столько создание новых способов решения учебно-производственных проблем, сколько в своеобразном комбинировании уже освоенных, известных им приёмов и способов действия. Учащиеся, как правило, ничего нового не открывают и не изобретают. Познавая новое, они делают «открытие» для себя, осознанно и самостоятельно.

К основным механизмам творческого развития личности относятся: воображение, фантазия, ассоциативные связи, эмоциональное чувство идентификация, интуиция. Очень важно создавать ситуации, предлагать задания на занятиях, на которых эти механизмы могли бы работать.

Только в процессе выполнения работы творческого характера формируется и развивается творческий подход к деятельности. Педагог как можно чаще должен ставить учащихся в такие условия, при которых они имели бы возможность систематически упражняться в решении творческих задач. Руководя учебным процессом, преподаватель специально подводит учащихся к творческим поискам, предлагая, например, найти логические несоответствия в немецком тексте, исправить грамматические ошибки, придумать русские эквиваленты слов, продолжить начатое предложение, придумать концовку к заданному тексту, выполнить упражнение с неполными данными, которые учащиеся самостоятельно определяют и отыскивают в учебнике, словаре, грамматическом справочнике и так далее.

В целях формирования и развития творческих способностей практикуется выдача учащимся специальных заданий творческого характера, которые выполняются учащимися самостоятельно или под руководством преподавателя. По предмету «Немецкий язык» задания могут быть такими: составление грамматической схемы по теме или выполнение упражнения по заданной схеме, изготовление коллажей по определённой лексике, например, по теме «Спорт», «Мир моих увлечений», «Хобби» и других тем, выдумывание тематической ситуации («Разговор по телефону с фирмой», учёба в техникуме и проч.), работа с «вымышленной фигурой немецкого гражданина», когда студенты придумывают образ немца, дают ему имя, определяют образ место работы и т.д., и в процессе занятий путешествуют по немецкоязычным странам. Нужно так направлять мыслительную деятельность учащихся, чтобы процесс их мышления был всегда процессом поиска. Это активизирует мышление учащегося, повышает внимание, развивает и поддерживает интерес, вызывает чувство удовлетворённости от процесса работы.

Особенно важна результативность творческого процесса. Получение результата вызывает положительный эмоциональный настрой у учащихся, стимулирует их творческую активность. Необходимо, чтобы результаты творчества становились достоянием большинства. При этом обязательно находили поощрение своего зрителя. Поэтому на уроках иностранного языка или в рамках предметной недели мы устраиваем выставку стенгазет (по определённой тематике: «Рождество», «Новый год», «Защита окружающей среды» и т.д.), коллажей, проводим смотры лучших сочинений, оформляем стенды по своему предмету, которые будут оценены другими студентами и преподавателями. В такой работе принимает участие вся немецкая подгруппа, желание популярности стимулирует творческие способности студентов.

Специфика предмета «Иностранный язык» раскрывает широкие возможности для проявления и развития творческих способностей студентов, а преподаватель в рамках этого предмета может создавать разнообразные технологии, ориентированные на творческое саморазвитие личности студента. Преподаватель сам должен уметь импровизировать, проявлять творческий подход к своему делу, фантазировать, выдумывать, чтобы сделать весь процесс обучения разнообразным, нескучным, интересным. Ведь саморазвитие творчества личности студента во многом зависит от мастера преподавателя, от его умения организовать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приёмов обучения. Ведь ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить учителю готовую схему урока. Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения, специфику своего предмета.

В своей практике я, преподаватель «немецкого языка», тоже стараюсь учитывать специфику своего предмета. Для творческого саморазвития личности студентов я пытаюсь применять разнообразные, в том числе упомянутые выше, методы и способы, по возможности применять, разрабатывать и внедрять новые технологии, ориентированные на творческое развитие студентов. На некоторых из них, наиболее передовых или вызывающих наибольший интерес учащихся, остановимся подробнее.


1. Пути, которые я нахожу для того, чтобы творчески активизировать учащихся, возбудить и удержать их интерес, связанный, прежде всего, с применением нетрадиционных форм в обучении, что помогает заставить учащихся мыслить, искать, действовать, фантазировать. Среди большого числа нетрадиционных уроков, которые применимы к предмету «Немецкий язык», можно назвать следующие: урок – игра, урок-викторина, урок-конференция, урок - творческий отчёт, урок – конкурс, урок – фантазия и др. Например: в цикле занятий по «Страноведению» последние занятие провожу в виде конференции, где каждый студент подгруппы (в среднем 12 человек) заранее готовит с привлечением нужной литературы, Интернета небольшое сообщение, связанное с историей, географией, политикой, экономикой, достопримечательностями изучаемой страны. На занятии студенты выступают с сообщением, используя географическую и экономическую карту страны, наглядность (изготовленные ими образцы флага, символика страны, иллюстрации, портреты видных деятелей и пр.). «Слушатели» - участники конференции – в период выступления однокурсника записывают нужную им информацию в тетради для предстоящего теста, а также заполняют «Бюллетень конференции», в котором они оценивают по пятибалльной системе выступающего. Они записывают:

- Фамилию, имя.

- Продолжительность выступления (по регламенту)

- Оценка содержания выступления.

- Оценка чистоты речи, риторики.

- Оценка за привлечение наглядности.

- Оценка за общее впечатление.

20 минут отводится для написания страноведческого теста, в этот период подсчитываются баллы, записанные в бюллетенях. Оценка деятельности учащихся их друзьями для них подчас более значима, чем оценка педагога.

На примере данного урока – конференции развитию творческой личности могут способствовать:

- Составление и оформление сообщения (при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал, находят удивительные факты, вопросы, они роются в справочниках, привлекают разные источника)

- Поиск своего, оригинального стиля поведения в роли выступающего, которую надо заранее продумать.

- Изготовление наглядности.

- Игровые моменты (учащиеся становятся и «выступающими», и «слушателями», задают вопросы, становятся активными участниками конференции).

- Эмоциональная атмосфера (студенты раскрепощаются, могут проявлять свои эмоции, использовать жесты, мимику, учатся в спокойной обстановке спорить, прислушиваться к мнению товарищей, не боятся решать проблемные вопросы, не стесняются проявить оригинальность, фантазию, артистизм при подготовке своей роли).

Надо отметить, что при подготовке к конференции учащиеся становятся партнером педагога по творчеству в атмосфере сотрудничества, коллективного труда. По-иному воспринимают учащиеся своего педагога как интересного, грамотного, эрудированного человека, который стремится внести разнообразие в сложный процесс обучения. Нетрадиционные занятия такого рода – это творческий подход преподавателя к своей работе.


2. К интересным, развивающим творческую деятельность студентов формам работы, на мой взгляд, относится КОЛЛАЖ. Это форма стимулирует познавательную и творческую активность подгруппы и на практике вызывает интерес студента. Работа над коллажем – это сложный процесс, состоящий из нескольких этапов. Создание коллажа принимает участие вся подгруппа или микрогруппа в количестве 3-4 учащихся. Как правило, выделяются несколько этапов работы над коллажем.

- Создание ассоциограммы: визуально раскрывается значение понятия путём восстановления ассоциативных связей. Например, по теме «Хобби» учитель запрашивает у учащихся информацию о том, какие слова ассоциируются, по их мнению, с этим понятием. На доске или индивидуально учащиеся зарисовывают раскрытое значение понятия в виде схемы.

Индивидуально созданные ассоциограммы коллективно обсуждаются в группе.

- Подбор материала. Учащиеся подбирают вырезки из газет, фото, тексты, карикатуры и т.д., ребусы, составляют кроссворды по данной теме. Свои собственные мнения, впечатления, сообщения по предлагаемой проблематике учащиеся пишут на листах бумаги небольшого размера. Весь материал собирается в папку для дальнейшей работы.

- Обсуждение материалов в микрогруппах. Учащиеся обсуждают, каким образом следует расположить материал, чтобы выделить наиболее важную информацию, отражающую сущность данного понятия.

- Оформление коллажа: наклеивание картинок, рисунков, отобранных кроссвордов, текстов, фотографий на ватман, написание заголовков и т.п.

- Обсуждение коллажа в группе (защита проекта). В каждой микрогруппе студенты выбирают одного ученика, излагающего основную идею коллажа, объяснившего, почему был выбран тот или иной текст, та или иная фотография.

- Оценка проекта учителем и учащимися. Проект оценивается по следующим критериям:

* Степень информативности,

* Дизайн,

* Адекватность отражения социального значения понятия.

Это наиболее важный этап, когда студенты могут совместно обсудить творческие работы своих соучеников, высказать своё мнение по предлагаемой проблематике, поспорить, выслушать мнение оппонентов.

Обычно коллажи мы оформляем по предмету «Немецкий язык» по так называемым общим лексическим: «Моя учёба в техникуме», «Проблема молодежи», «Защита окружающей среды», «Мир моих увлечений», «Семья», «Праздники» и др. Мы составляем коллажи нескольких типов. «Простой» коллаж описан выше. Коллаж «Белые пятна»: его особенность в том, что учащийся сознательно оставляют пропущенные места на листе там, где могла бы быть помещена определённая информация. При обсуждении в группе выясняют у сокурсников, что следовало бы поместить вместо «белых пятен». Коллаж «закрытое ядро»: изготавливается коллаж с закрытым или пустым центральным местом, требующим расшифровки. Задача микрогрупп – определить, угадать, опираясь на периферийную информацию, какое понятие закодировано. Очень хорошо в подобного рода коллажах зашифровать страноведческие понятия такие, как: Германия, Австрия, Берлин, Рейн и т.д., с тем, что бы дать учащимся в аргументированном объяснении своей версии опереться на пройденный материал по данной теме.

На уроках немецкого языка применяем и другие виды коллажей («вспышка», «со сменяемым центром»). Подобная групповая, творческая работа способствует активизации учебного процесса, повышает мотивацию учения, стимулирует творческую активность студентов, даёт им возможность воображать, фантазировать, придумывать, творить.


3. Другим не менее интересным приемом обучения, ориентированном на творческое саморазвитие личности, является работа с «вымышленной фигурой немецкого гражданина». Этот прием представляет преподавателю ряд возможностей, работа может проходить как в микрогруппах, так и индивидуально. Создание модели вымышленной фигуры и последующая работа с ней могут занимать от 10 до 15 занятий. Использую этот прием по темам «Страноведения», иногда по темам «Бизнес-курса». Исходным моментом подобной работы является «создание вымышленной модели немецкого гражданина». Студенты вырезают из журналов или рисуют сами желаемой внешности человека: мужчину или женщину, юношу или девушку. На первых уроках «Страноведения» учащиеся начинают работать со своим вымышленным героем, гражданином ФРГ, и придумывают ему имя, фамилию, соответственно – пол, возраст, место проживания, социальный статус. Таким образом, учащиеся создают широкий спектр «вымышленных моделей» с разнообразной биографией и территорией проживания. Особенно уместно применение этого дидактического приема при изучении тем: «ФРГ», «Австрия», «Швейцария», «Немецкоязычные страны», когда студенты на уроках обобщения или повторения создают своего рода мини-популяцию стран, говорящих на немецком языке. Студенты используют свои знания, полученные на уроках, опираясь на карту изучаемой страны.

На последующих уроках студенты расширяют свои знания о городах, в которых живут их «модели». Знакомясь с политическим устройством стран изучаемого языка и политическими партиями, учащиеся могут пополнить биографию своих «знакомых» сведениями об их политической ориентации, участии в выборах.

После подобного рода подготовительных занятий, когда «вымышленная фигура» становится вполне «жизнеспособной», можно «симулировать» взаимоотношения моделей. Они могут писать друг другу письма, неформально общаться по различным темам и в различной форме, вести телефонный разговор, беседу, спорить.

Возможный вариант вводной беседы (русский перевод):

«Чтобы занятия по «Страноведению» были интереснее, давайте выдумаем так называемую «фигуру немецкого гражданина». Придумайте (вырежьте из журнала) фигуру обычного человека. Дайте ему имя, придумайте возраст, дату и место рождения, место проживания. Где учится, он работает? Какую профессию имеет? Какой характер у этого человека? Фантазируйте! Это поможет вам в дальнейшей работе. Желаем успеха!»

Возможные варианты заданий после каждой темы:

- «Расскажите о местности, где проживает ваш вымышленный герой: город, климат, рельеф. Карта и предыдущие задания вам помогут. Почему именно это место он выбрал для проживания? Составить 10-15 предложений». («Географическое положение ФРГ»)

- «В какой федеральной земле и в каком городе проживает ваш вымышленный герой? Расскажите, используя предыдущие упражнения, что вы знаете об этой земле: границы, местоположение, соседи, достопримечательности». («Административно-территориальное деление ФРГ»).

- «Проинформируйте о политических взглядах вашей вымышленной фигуры. Какие немецкие газеты он читает? Охарактеризуйте одну из газет по образцу. Составить 10-15 предложений». («Политический строй ФРГ»).

- «Перечислите полезные ископаемые, важнейшие отрасли экономики и сельского хозяйства той земли, где живет ваша вымышленная фигура. Составьте сообщение об экономике этой земли, используя экономическую карту и клише по теме». («Экономика ФРГ»).

Данный методический прием имеет целый ряд преимуществ в осуществлении процесса творческого саморазвития личности: обладая достоинством ролевой игры, он дает учащимся возможность фантазировать, воображать, придумывать, таким образом развивать свои творческие возможности.


4. Принцип творческого саморазвития личности студентов также осуществляется в процессе ролевых и деловых игр. На уроках иностранного языка раскрываются большие возможности для применения разного рода игр, элементов игр (диалогов, полилогов). Они предоставляют большой простор для творчества, фантазии, воображения, перевоплощения. Так, составление и разыгрывание полилогов, диалогов, ролевых игр требует от учащихся предварительной работы над своей ролью, её обдумывания, составления высказываний, реплик, манеры поведения. Полилоги, инсценировки небольших сюжетов по теме, которые иногда записываем на видео- и аудиомагнитофон для дальнейшего использования на уроках, требует от студентов артистизма, смелости, творческого подхода к заданию, оригинальности, что без сомнения способствует творческому саморазвитию личности.

Деловые игры позволяют включать в процесс обучения иностранному языку модель будущей трудовой деятельности учащихся. В основе деловой игры лежит деловой, как правило, профессиональный, предмет обсуждения. Деловые игры имитируют деловое общение, цель которого – установление деловых связей между людьми для осуществления необходимой совместной деятельности. Необходимо, чтобы деловые игры базировались на реальном речевом материале, носили проблемный характер, предполагали взаимодействие всех участников игры. В деловой игре задействованы все студенты подгруппы, но с различной степенью участия, которая зависит от учебных и психологических особенностей учащихся.

Многое в подготовке ролевой игры зависит от преподавателя, его эмоциональной речи, мимики, выдержки, создания атмосферы, располагающей к свободному высказыванию, импровизации, артистизма. Благожелательный Оптимистический настрой преподавателя может подбодрить студентов использовать свои импровизации и творчество при подготовке ролей. При составлении ролевых заданий я учитываю интересы учащихся, их творческие способности, возраст, наклонности и стараюсь подбирать для них реально обусловленные ситуации и задания. Например, для «начинающих» студентов лучше предлагать диалоги-интервью (можно с инсценировкой), включающие вопросы о себе, о будущей работе, об учёбе и т.п. (в зависимости от темы занятий).

Для старших курсов можно дать следующее задание:

а) Синхронно озвучить просмотренный дважды видеосюжетный диалог по ролям (эффект усиливается, если синхронно комментируется или озвучивается диалог, отснятый самими студентами).

б) Используйте определенную лексику по пройденной теме для диалогической (полилогической) речи, чтобы получился короткий ситуативный диалог. Инсценируйте его.

в) Задание по « бизнес - курсу немецкого языка». Вы - директор фирмы. Представьте своему деловому партнеру основных сотрудников фирмы. Имена и фамилии придумайте сами. Ситуацию разыграйте.

г) Вы работаете дизайнером в фирме по изготовлению визитных карточек. Набросайте эскизы визитных карточек для следующих бизнесменов. Сделайте визитку для себя.

По своей сути все современные лексико-грамматические упражнения по немецкому языку (например, учебник «Бизнес-курса» Н.Ф.Бориско) – это элементы деловых или ролевых игр. Задания содержат в себе ситуативные задачи, которые надо решить с помощью коммуникативного общения. Студенты должны представить себя в каком-либо образе, в какой-либо ситуации, в каком-либо времени, в воображаемом месте. Учащиеся могут обращаться к воображаемым должностным лицам, представителям разных стран, разных возрастов. Выполняя такие упражнения, разыгрывая их, можно использовать жесты, мимику, проявлять эмоции, что является проявлением творческой активности студентов, их творческого саморазвития.

Примеры упражнений:

а) Вы – в посольстве страны, в которую собираетесь в командировку. Объясните служащему, что Вам нужно (по образцу). (Тренируются сложные предложения, активизируется нужная лексика).

б) Объяснить другу, что он не должен делать, исходя из значений символов, используемых на дорогах ФРГ. (Работа с дорожными знаками, тренируются модальные глаголы).

в) Прочитайте текст. Представьте, что вы посетили то место, о котором говорится в нём, и сделали диафильм (фотографии). Озаглавьте каждый его кадр. Составьте к кадрам диафильма свой комментарий.

г) Напишите письмо-запрос (письмо-предложение) на фирму, с которой вы хотели бы сотрудничать. Запросите нужную вам информацию и каталоги и образцы их продукции.

д) Вы – секретарь фирмы. Скажите по-немецки, что предстоит сделать сегодня вашему руководителю (используйте следующие слова и выражения). И т.д.

Итоговые занятия по темам я полностью посвящаю деловой игре, которая требует большой предварительной подготовки. Приведу пример деловой игры «Устройство на работу» (методическая разработка этого занятия прилагается). Это занятие проходило с использованием многочисленной наглядности по этому требовалось подготовительная работа, в которой учащиеся могли проявить своё творчество:

* они принимали участие в разработке сценария,

* выбирали и разучивали роли,

* разыгрывали сценки,

* снимали видеосюжеты,

* записывали диалоги на магнитофон,

* рисовали «доску объявлений»,вывеску «Служба занятости», «Ярмарка вакансий», названия отделов и прочую наглядность,

* изготавливали рекламные буклеты, сочиняли рекламы своих фирм.

Эта работа проводилась как индивидуально, так и в микрогруппах, в контакте с преподавателем. Проявление творчества только поощрялось.

На уроке я предлагаю студентам пофантазировать и представить себе ситуацию, что в поисках работы мы попали на «Службу занятости европейского уровня», где нам может быть предложена очень интересная работа на немецко–российской фирме. Наша задача – показать себя ни только грамотными специалистами, знающими немецкий язык, но и яркими личностями.

«Представители фирм» проводят «ярмарку вакансий» и выступают с рекламой своей продукции и фирмы. Учащиеся сами составляли рекламу, некоторые – с применением компьютера, рисовали эмблемы, приносили «образцы» своей продукции, придумывали название своей фирме, составляли монологи, изготавливали визитные карточки. Одна из задач «рекламодателя» - сделать свою рекламу оригинальной, запоминающейся, преподнести её так, чтобы потенциальные работники выбрали именно эту фирму. Выступающим надо было заранее продумать своё выступление, найти не похожий на другие способ решения этой задачи. И без сомнения, эта работа творческого характера.

Творческим поиском учащегося считаю и съёмку видеосюжетов, запись диалогов на аудиокассету для этого занятия, которое использую как дидактическое пособие. Учащиеся демонстрируют, об этом уже говорилось выше, свои творческие возможности, чувствуют себя в роли артистов, стараются что-то придумать, входят «в роль», предлагают новые идеи, вносят интересные предложения. Студентам нравится такая работа и даже пассивные учащиеся, не участвующие в съёмке сюжетов, вносят свои свежие поправки, помогают в работе и организации съёмок.

В течение этого урока мы «посещаем» разные отделы «Службы занятости»: «Отдел рекламы», «Кабинет психолога», «Отдел кадров». Роль представителей этих отделов исполняют естественно студенты. Они предлагают учащимся разного рода задания, в том числе и творческого характера. Например:

* придумать выход из определённой ситуации,

* продолжить предложение, начало которого известно,

* заполнить пустые графы схемы с помощью табличек,

* заполнить анкету для устройства на работу, показав себя при этом незаурядный личностью, человеком интересным, увлеченным ярким,

* поддержать диалог по телефону.

Подобного рода задания предлагаются студентам на завершающем этапе урока – «собеседование (кастинге)». Победитель игры, набравший наибольшее количество баллов, получает «Сертификат качества» и подтверждение его «способности работать на немецко-российских фирмах». Эти «Сертификаты» и вся «церемония награждения» - имитационное моделирование ситуации. Обучающиеся увлечены игровым процессом. Таким образом, применение активных форм, методов и средств обучения помогает разбудить у студентов эмоциональные силы, пробудить у них творческое отношение к изучаемому предмету.

5. Однако развитие творческого отношения к предмету невозможно без создания проблемных ситуаций в процессе обучения. Несколько примеров из практики. Пересказать текст или выучить диалог – задания, оставшиеся в далеком прошлом. В современной ситуации возникла потребность применить творческие возможности:

а) При прохождении, скажем, темы «Семья» на дом даётся задание составить свою родословную, нарисовать «Родословное дерево», обучающиеся приносят семейные фотографии, рисунки, альбомы.

б) Тема «Учёба в техникуме» предусматривает составление плана-схемы техникума и рассказа о нём по плану. Учащиеся не просто описывают свой составленный план-схемы но и добавляют, что надо бы, по их мнению, изменить, а что им нравится.

в) После изучения темы «Моя учёба» студенты пишут сочинение, составляют расписание, которое они хотели бы иметь, выбирают любимые учебные предметы.

г) Тема «Мои увлечения»: написание мини-сочинения «Как я хотел бы провести выходные (зимние каникулы)». Составляя монолог по теме «Хобби» студенты привлекают наглядность, приносят фото своих коллекций, фотографий и т.п. Составляют программу желаемых телепередач.

д) Проблемный характер носят и так называемые клоуз-тесты (тесты – восстановления), то есть деформированные тексты, в которых пропущены отдельные слова. Пропуск слов в таких текстах осуществляется в определенном порядке. В результате ряда операций (обработка смысловой информации, анализ грамматической схемы микротекста, выбор вербальных элементов) решается ситуативная задача проблемного характера. Обычно клоуз-тест состоит из 20 и более подобного рода задач.

е) Задания, направленные на творческую переработку информации: извлечение из иноязычных текстов информации для проведений конференции, семинаров, сообщений, для написания сочинения.

ё) К творческого плана заданиям можно отнести разминки, речевые и фонетические зарядки (этапы учебного занятия): исполнение поговорок, скороговорок, речовок, решение ребусов. На этих этапах используются также зашифрованные слова, реплики-провокации, побуждающие к разговору, творческие работы с текстом и масса других заданий.

6. Большие возможности и свободу для самовыражения творческих способностей и возможностей каждого дополнительного внеклассного мероприятия по иностранному языку: вечера, смотры, викторины, «посиделки», целые предметные недели.

Обычно мероприятия характеризуются применением наглядности, которую изготавливают студенты, как никогда учащиеся привлекаются к творческому процессу.

В течение недель иностранного языка мы проводим викторины, заочные путешествия, смотры лучших сочинений, конкурсы на лучшего переводчика немецкого текста, заседания клубов любителей иностранного языка, анкетирования среди студентов и преподавателей, олимпиады и многое другое. Недели могут быть тематическими (например, страноведческими, экологическими, посвящение какому – либо празднику, событию ит.п.), отчётными (о проделанной работе). Вся подготовительная работа таких недель, мероприятий, участие в их проведении – работа творческая, направленная на творческое самовоспитание личности. Предмет «Иностранного языка» раскрывает для такой работы огромные возможности, перечислить которые в своей массе и форм невозможно.

Вывод:

1. В педагогической литературе творческую деятельность связывают с эмоциональной сферой деятельности, выделяя такие эмоциональные особенности личности, как смелость и нестандартность мышления, склонность к разумному риску, оптимизм, упорство, готовность к нововведениям и другим. Педагогу надо уметь вызвать у студента ощущение нужности, незаменимости. Помочь удовлетворить базовые потребности, чтобы он был включен в дело, проявил себя, пережил успех, собственную значимость, ощутил успех окружающих. Надо помнить о том, что каждому нравится участвовать там, где он может проявить себя, а не там, где его обязывают участвовать, а ему это неинтересно. И это уже творческий подход педагога.

2. Таким образом, разбудить интерес студентов к знаниям, к урокам, превратить группу пассивных наблюдателей в активных участников занятия, привлечь их к совместному сотрудничеству можно в том случае, если преподаватель, планируя свою работу, будет опираться на такие основные моменты, как пробуждение у студентов творческого отношения к предмету, и используя как можно более шире активные методы и формы обучения, технологии, ориентированные на творческое саморазвитие личности.

3. Творческий потенциал студентов, особенно важный в юношеском возрасте, сам формируется в процессе личностного саморазвития. Если творчество не станет ценностной ориентацией в юношеский период, то существует вероятность того, что оно не будет сформировано и в будущем. Следовательно, не поддержав в юношеском возрасте развитие личностного творческого потенциала, мы обрекаем личность на большие трудности, связанные с отсутствием опыта активизации внутренних стимулов саморазвития.