КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»
Разработка игрового упражнения, направленного на формирование социально-бытовых навыков младших школьников: «Как разумно тратить карманные деньги»
Выполнила: студентка
3 курса,ПНК, группы 20П-6, Абашиной Вероники
Что такое социально-бытовые навыки?
- Навыки ,которые пригодятся ребенку в будущем.
- Навыки, которые потребуются в самостоятельной жизни.
- Навыки , которые можно отнести к ручному труду и навыкам безопасности.
- Навыки, способствующие процессу социализации ребенка.
Социальные задачи
- Обучение этике.
- Развитие санитарно-гигиенических навыков.
- Развитие способности работать.
- Активизация познавательной деятельности.
- Развитие коммуникативных способностей.
- Формирование позитивных качеств личности.
Карманные деньги – мегаэффективный инструмент финансовой грамотности . Важно знать, что Гражданский кодекс РФ разрешает ребенку, начиная с 6 лет, совершать покупки (мелкие бытовые сделки).
В 2021 году во ФГОС НОО были включены вопросы по финансовой грамотности. Была скорректирована единая рамка финансовой компетенции по финансовой грамотности.
Форма урока: игровое упражнение
Возраст: 8 – 11 лет
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал.
Цель: формирование навыка разумной траты карманных денег.
Задача: рассказать в игровой форме учащимся, как рационально тратить карманные деньги.
Стадия «вызов»
Загадка
Бывают они медные,
Блестящие, бумажные,
Но для любого из людей,
Поверьте, очень важные!
Вопрос: скажите, о чем разговаривали мастер с учеником?
«Ученик спросил Мастера:
— Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?
Мастер ответил, что они верны полностью. И доказать это просто.
Ибо за деньги можно купить постель, но не сон;
еду, но не аппетит;
лекарства, но не здоровье;
слуг, но не друзей;
жилище, но не домашний очаг;
развлечения, но не радость;
образование, но не ум».
Стадия «осмысление» Постановка проблемных вопросов
- Что такое деньги?
- Откуда в семье берутся деньги?
- Что такое карманные деньги?
- Есть ли у вас свои карманные деньги?
Откуда берутся карманные деньги?
1) На проезд и другие расходы дают роди;
2) подарки;
3) помощь друзьям и знакомым;
4) продажа ненужных вещей в интернете;
5) продажа товаров собственного производства…
6) ещё..?
- Стоит ли тратить все карманные деньги на развлечения или какую-то ненужную вещь? Почему?
- Можно ли копить карманные деньги и для чего?
- Как вы думаете, что для этого можно сделать?
- Знаете ли вы, что такое личный финансовый план?
Составляем личный финансовый план
Постановка целей
1. Определиться, что же все-таки мы хотим купить и сколько это стоит.
На этом этапе очень важно подробно описать нашу покупку.
Например - телефон.
2. Проанализировать наши расходы и доходы.
3. Понять - сколько денег мы можем откладывать в сбережения каждый месяц для накопления на телефон.
4. Рассчитать срок, через который ты сможешь приобрести себе телефон.
5. Не расстраиваться, если долго: ведь можно накопить быстрее.
Какой из способов накопить быстрее подходит вам?
Способ 1 - увеличить свои доходы.
Например, мы можем отразить в плане
подарки, которые нам сделают родители на
день рождения или Новый год и учесть их как
наш дополнительный̆ доход.
Способ 2 - сократить наши расходы.
Мы можем внимательно проанализировать, на
что мы тратим карманные деньги, найти среди
этих трат вредные расходы и попробовать от
них отказаться.
Игра «Доход-расход»
- Пенсия, зарплата, оплата жилья, стипендия, отдых, продукты, покупка лекарства
- Родители получили зарплату
- Сестра заболела
- Потеряли кошелёк
- Нашли 10 рублей
- Порвались сапоги
- Купили шоколадку
- Бабушка продала часть урожая огурцов
- Заплатили за квартиру
- Купили конструктор
Игра «Хочу», «Надо»
Игра «Помоги домовому накопить на планшет»
История Домового
Начало зимы. Домовой очень хочет накопить деньги на планшет и купить его уже
летом. Помоги ему принимать правильные решения в течение недели.
Запоминай, сколько денег он получает каждый день!
Вторник
У Домового день рождения! Друзья и родственники подарили ему 5000 рублей. Что ему делать с деньгами?
а) Оставить деньги среди подарков
б) Положить деньги в карман
в) Положить деньги в копилку
Понедельник
В гости к Домовому пришли бабушка и дедушка. Они подарили ему 500 рублей. Что Домовому делать с деньгами?
а) Положить деньги на стол
б) Оставить деньги на диване
в) Положить в копилку
Среда
Четверг
Домовой откладывал со школьных завтраков и обедов всю неделю по 50 рублей каждый день. К четвергу у него уже накопилось 200 рублей. Но Домовому ужасно захотелось потратить на лотерейный билет. Ведь в лотерею можно выиграть деньги! Что ему делать с деньгами?
Домовой решил помочь своим соседям по дому. И развесил объявления «Уважаемые соседи, если вам тяжело вынести мусор, помыть посуду или нужно помочь донести покупки из магазина домой, то я готов вам помочь за символическую плату в 10 рублей. С уважением ваш сосед, Домовой». В течение недели Домовой 10 раз вынес мусор, 2 раза помог помыть посуду и 3 раза помог донести покупки. Итого он заработал 150 рублей.
Что ему сделать с деньгами?
а) Купить тот самый лотерейный билет за 150 рублей. А вдруг выиграю
б) Домовой, ты что, не стоит покупать лотерею! Лучше спрячь деньги в книжку
а) Накупить на полученные деньги сладостей
в) Домовой, ну какая лотерея! Положи деньги в копилку
б) Положить деньги в копилку
в) Сделать из денег пирамидку
Сколько денег накопил Домовой к концу недели?
Посчитай, хватило ли Домовому на планшет?
Пятница
Домовой приготовил слайм из шампуня и продал несколько штук своим друзьям на ярмарке. Заработал 300 рублей.
Что ему делать с деньгами?
а) Оставить деньги на столе б) Положить в кошелёк и убрать в сумку
в) Купить себе что-нибудь на ярмарке на 100 рублей
Стадия «Рефлексия»
- Что я знаю после изучения данной темы?
- Что я хочу сделать для себя?
- Что я смогу сделать для себя?
На занятии все было понятно и интересно
На занятии все было понятно, но скучно
Занятие было бесполезным, мне не понравилось