Просмотр содержимого документа
«Разработка интеллект-карт на уроках технологии»
Л.А.Середа «Разработка интеллект-карт для проведения уроков технологии
Интеллект-карта, известная также как майнд-карта, карта мыслей и ментальная карта – это графическое выражение процесса радиантного мышления.
Интеллект-карты придумал британский психолог Тони Бьюзен. В конце 1960-х годов он изучал человеческий мозг и обратил внимание на строение нейронов, которые принимают, обрабатывают и передают информацию другим нейронам. От центра — ядра нейрона отходят отростки, похожие на ветви дерева. Бьюзен организовал информацию в картах по тем же принципам.
В центре всех ментальных карт — главная идея. От нее отходят ключевые мысли, которые можно делить на подпункты до тех пор, пока не будет структурирована вся информация.
Изначально ментальные карты задуманы как рисунок в форме дерева или паука, но, оттолкнувшись от этой идеи, можно идти дальше, пробуя любые другие фигуры и образы для майнд-карты.
Например, можно изобразить первый круг понятий в форме ромашки или ромба, а вытекающие из них понятия разместить рядом просто текстом.
Применять интеллект-карты можно с самыми разными целями: чтобы генерировать идеи, готовиться к презентациям, организовывать и проводить различные мероприятия, конспектировать лекции, запоминать большие объемы информации, планировать рабочий день, ход работы над проектом или свободное время и многое другое.
Преимущества интеллект-карт
Ментальные карты помогают упорядочить информацию и собрать образы в наглядную структуру. При этом изображения вызывают более точные ассоциации, чем буквы. И многие лучше запоминают информацию через схемы, картинки и иллюстрации.
Ментальные карты экономят время восприятия — схему мы считываем быстрее, чем таблицу или список.
Как составить интеллект-карту?
Интеллект-карты можно составлять в программе или на бумаге. Если появляются новые ассоциации, можно вернуться и дополнить карту.
Семь правил интеллект-карт
Располагайте лист горизонтально.
Всегда начинайте с центра.
Рисуйте ветви от центра в стороны.
Заключайте каждый ключевой блок в визуальную рамку.
Показывайте иерархию и связь разными цветами.
Выбирайте сильные слова для ключевых блоков.
Пишите печатными буквами, если работаете на бумаге.
Это рекомендации из интернета. Они направлены на то, чтобы учащиеся самостоятельно могли составить интеллект-карту. Но это очень сложно на начальном этапе, и занимает много времени….(Мы пробовали составить интеллект-карту с учителями на городском семинаре. И тема была знакомая: «Машиноведение», но…) Поэтому полагаем, что учеников сначала надо научить читать и заполнять ментальные карты. А уже потом предложить им создать интеллект-карты на определенную тему. Например: «Планирование личного бюджета», «Как отметить день рождения», «Как вести здоровый образ жизни» и т.п.
В интернете предлагается много интеллект-карт по различным предметам: истории, литературе, физике, математике и др. По предмету технология практически нет примеров создания интеллект-карт.( я не нашла)
Рассмотрев различные способы применения интеллект-карт, мы пришли к выводу, что на уроках технологии они нужны для систематизации и обобщения материала, т.к. учебники по технологии несовершенны. Очень удобны карты для обучения учащихся, находящихся на домашнем обучении. Можно их применять в дистанционном обучении. Но, думаю, из-за технической необеспеченности (не у всех есть принтеры) это будет сложно. Конечно, для заполнения интеллект-карт нужно будет, кроме учебника, пользоваться дополнительной литературой и интернетом. Но заполненная карта даст возможность увидеть понятие в полном объеме. Учащиеся могут добавить в интеллект-карту цвет, картинки. И тогда она станет более индивидуальной.