Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с. Преображенка
Конспект интерактивного родительского собрания на тему:
«Школьный буллинг»
Работу подготовила
Щербакова Наталья Романовна
Учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ с.Преображенка
e-mail twin-1resh@yandex.ru
2025 год
Цель: Профилактика буллинга среди подростков.
Задачи:
Познакомить родителей с понятием «Буллинг», его видами, причинами и мотивами.
Рассказать об опасности буллинга в школьной среде.
Формировать активную педагогическую позицию родителей.
Создать условия для нахождения правильных путей решений в подобных ситуациях.
Актуальность, обоснование социальной значимости: понятие Буллинга стало известно нам в ХХ веке, но эта проблема актуальна и сегодня. Особенно подвержены травле дети подросткового возраста. Буллеры травят других ребят по разным причинам: непринятие религии, стиля одежды, необычной прически, отклонений во внешности, возраста, отклонений в физическом и психическом здоровье, социального статуса. Этот список можно продолжать очень долго. Но не стоит забывать, что учащиеся с приятной наружностью и хорошей учебой тоже становятся жертвами буллинга. Таким ребятам необходима помощь со стороны взрослых, но точно так же, как и самим буллерам. Зачастую, родители, узнав о том, что их ребенка обижают в школе, закрывают на это глаза, советуя отвечать агрессорам той же монетой. Но они очень заблуждаются, наивно предполагая, что ребенок сможет сам решить свои проблемы. Родителям, как и детям, нужно рассказывать о травле, об ее опасности в школьной среде и последствиях, о признаках его выявления, и самое главное – о путях решения подобных ситуаций. В этом и заключается актуальность родительских собраний на тему травли.
Структура конспекта родительского собрания состоит из 3 основных этапов:
Вступление (вступительная речь учителя, задание с затруднением - выявление проблемы как темы собрания)
Основная часть (информационная справка о понятии «буллинг», о его видах, участниках, причинах, мотивах, задание на распознавание травли, воздействующей на ребенка, решение педагогических задач, выступление родителей)
Заключение (подведение итогов собрания, рефлексия)
Приложение 1 (рабочие листы для родительского собрания)
Приложение 2 (памятки родителям)
Содержание хода собрания, методы, формы и средства, использованные для конспекта родительского собрания:
| Задание | МО | ФО | СО |
Вступление | Вступительная речь учителя Задание с затруднением (выявление проблемы как темы собрания) | Наглядный: демонстрация Словесный: элементы беседы | Фронтальная | ТСО Слайды, видео – буктрейлер «Чучело» |
Основная часть | Информационная справка о понятии «буллинг», о его видах, участниках, причинах Справка о мотивах буллинга Задание на распознавание травли, воздействующей на ребенка Решение педагогических задач в группах, выступление родителей | Наглядный: демонстрация Словесный: элементы беседы Наглядный: демонстрация Словесный: элементы беседы Наглядный: демонстрация Словесный: элементы беседы Словесный: Устное изложение Практический, работа с карточками Проблемный: Решение задач | Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Групповая Фронтальная | ТСО Слайды Карточки Слайды Карточки |
Заключение | Подведение итогов Рефлексия | Словесный: Беседа Словесный: беседа | | ТСО Слайды ТСО слайды |
Избранная тема для обсуждения на родительском собрании не случайна. Ее выбор обусловлен отношениями подростков в современном мире. Поэтому разговор не может быть ограничен только лишь обсуждением учебных дел школьников. Главным приоритетом в выборе темы собрания является вовлечение родителей в жизнедеятельность классного сообщества, содействие сплочению родительского коллектива, выработка коллективных решений по данной проблеме и единых требований к воспитанию детей.
Перед проведением собрания необходима подготовительная работа:
- Проведение микроисследования. Оно необходимо для получения дополнительной информации о причинах возникновения проблемы, рассматриваемой на родительском собрании.
- Распечатка необходимых приложений для плодотворной работы родителей на собрании.
Выбранные приемы и методы: работа в мини-группах, дискуссия, обсуждение ситуаций, видеоролика и др. активизируют внимание уставших после трудового рабочего дня родителей, позволяют повысить эффективность проведения родительского собрания.
Предполагаемый результат: выработка единых действий родителей и классного руководителя в решении вопросов воспитания детей, организации досуга и их безопасности в общении со сверстниками в неформальной обстановке.
Оборудование: ноутбук, проектор, ручки, распечатанные карточки, памятки.
Ход собрания
Слайд 1.
Вступление:
- Здравствуйте, уважаемые родители! Мы с вами знаем, что в школьной среде дети учатся и развиваются, от этого они получают много положительных эмоций, они очень радуются, когда у них что-то получается. Но, к сожалению, их солнечные дни порой могут омрачить школьные проблемы. Сегодня мы с вами разберём подробно одну из таких проблем. Готовясь к конкурсу «Читай с нами», мы подготовили совместно с учащимися буктрейлер по одной из известных в мире книг. Предлагаю вам его посмотреть и сформулировать центральную проблему данного произведения.
Просмотр видеоролика «Буктрейлер по книге В.К.Железнякова «Чучело»(https://cloud.mail.ru/public/u5Yc/yQRkue3r5)
- Как вы думаете, о какой проблеме идет речь в книге В.К.Железнякова «Чучело»? (над девочкой Леной издеваются одноклассники, травля и т.п.)
- Да, верно, а как одним современным словом назвать этот процесс? (буллинг)
- Правильно, давайте посмотрим, что такое буллинг. Слайд 2.
Основная часть
Слайды 3-5.
Понятие «буллинг» (от англ. bullying – запугивание, травля) появилось ещё в XX веке. Но современное значение оно приобрело относительно недавно, благодаря норвежскому профессору психологии и автору книги «Буллинг в школе» Дану Ольвеусу. Оно подразумевает под собой патологическую модель поведения, которая характеризуется возникновением намерения причинить вред окружающим. Основная задача агрессора – обидеть, унизить жертву, причем неоднократно, систематически. Часто буллинг сравнивают с моббингом, но моббинг – это коллективная травля. Такое явление имеет широкое распространение и может встретиться в любом из коллективов. Но чаще с такой проблемой встречаются ребята подросткового возраста. Наряду с буллингом и моббингом можно услышать и о кибербуллинге – буллинг с использованием электронных средств коммуникации (соцсети).
Слайд 6.
Школьный буллинг делится на два вида:
Слайд 7.
Эмоциональное насилие – насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания, отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой, запугивания, здесь же кибербуллинг и т.п.
Слайд 8.
Физическое насилие – применение физической силы, нанесение физических травм, шлепки, подзатыльники и т.п.
- Скажите, а кто является участниками буллинга? (ответы родителей)
Слайд 9.
Участники буллинга:
Буллер – агрессор, инициатор травли. Чаще ими становятся дети, столкнувшиеся с насилием в семье, пережившие травмирующие моменты в прошлом или склонные к тщеславию, нарциссизму. Школьный буллинг для них способ самоутвердиться, выместить злобу и боль, высмеять другого, чтобы спрятать свои комплексы и страхи.
Слайд 10.
Жертва – ребёнок, который подвергается травле. Жертвой может стать как чувствительный ребёнок, чрезмерно эмоциональный, выделяющийся, так и совершенно обычный, вполне красивый, умный и талантливый.
Слайд 11
Наблюдатели – свидетели издевательств. Это и последователи агрессора, и молчаливые свидетели, и потенциальные защитники жертвы. Самая большая группа, в которой каждый получает свою психологическую травму. Зачастую дети не могут ни принять ситуацию, ни решить её, боятся оказаться на месте жертвы, страдают от вида продолжающегося длительное время насилия, собственного бессилия и предательства своих ценностей. В будущем дети с «травмой свидетеля» боятся высказывать своё мнение, идти против большинства, выделяться и быть инициативными.
- Очень важно понимать – жертвой травли может стать абсолютно любой ребёнок. Потому что причина буллинга не в нём и его недостатках. Если так, тогда в чем же причины буллинга? Предположите (ответы родителей).
- Давайте проверим, были ли вы правы.
Что заставляет подростков быть такими жестокими и агрессивными по отношению к своим сверстникам? Причин довольно много. Разделим их на группы:
Слайд 12.
Педагогические (микроклимат класса, школы). Не последнюю роль здесь играет позиция педагога. Подросток с большей вероятностью подвергнется травле в той обстановке, где и сами педагоги позволяют себе насмешки и унижения в адрес обучающихся. Кроме того, педагог может занимать в ситуации буллинга стороннюю позицию, зная о проблеме, но, не вмешиваясь в неё;
Слайд 13.
Психологические (личность агрессора, так называемого буллера, и жертвы);
Слайд 14.
Социальные (пропаганда и поощрение доминирующего агрессивного поведения в обществе: на телевидении, в интернете, компьютерных играх);
Слайд 15.
Семейные (недостаток родительской любви и внимания, физическая и вербальная агрессия со стороны родителей, чрезмерный контроль).
- Итак, уважаемые родители, исходя из этих причин, можете ли вы назвать мотивы буллинга?
(Распечатать, разрезать и раздать мотивы буллинга).
Родители по очереди читают:
Зависть |
Месть |
Подчинение лидеру |
Восстановление справедливости |
Непринятие религии |
Чувство неприязни |
Нейтрализация соперника |
Удовлетворение садистских потребностей отдельных личностей |
Самоутверждение |
Борьба за власть |
- У буллинга есть показатели травли ребёнка, их называют маркерами. Давайте определим, как распознать, что ваш ребёнок подвергается травле. Закончите предложения:
Слайд 16.
Систематическое нежелание ребенка ходить в … (школу)
Нежелание разговаривать о … (школе, одноклассниках)
Соматические проявления в поведении … (страха)
Слайд 17.
Снижение … (успеваемости, активности)
Редкое проявление у ребёнка … (хорошего настроения, позитивных мыслей)
Заниженная … ребенка (самооценка)
- Так что же делать, если ваш ребёнок подвержен травле? Давайте с вами рассмотрим педагогические ситуации и попробуем вместе найти пути решения данной проблемы. Поделимся на 3 группы. На заполнение карточек у вас есть 3 минуты.
Выполнение практической работы родителями.
- Слово предоставляем первой группе родителей для описания первой ситуации.
Ситуация 1 | С нами с 3-го класса учится девочка Зина. Отличница, внешне привлекательна. Но мне и моей подружке Кате очень не нравилось, что у неё новый и дорогой телефон. Как-то раз подружка мне говорит: «Людка, а давай её объем. Нечего с таким телефоном в школу ходить». Дело не заставило себя долго ждать. Побили её несколько раз, а в последний раз мальчики долго не могли нас разнять. |
Участники буллинга | Жертва: Зина Буллер: Катя и Люда Наблюдатели: мальчики |
Мотив и причина буллинга | Зависть Новый и дорогой телефон – материальное положение |
Пути решения | Изначально для всех: выяснить причину Родители жертвы: После происшествия нужно успокоить ребёнка, объяснить ему, что он ни в чем не виноват. Не просите ребёнка заигрывать с буллерами или решать проблему ответным насилием. Не ждать, когда само пройдёт, если учителя не знают о ситуации, сообщить об этом классному руководителю. Родители буллера: Провести воспитательную беседу о последствиях буллинга и о надлежащем поведении в школе. Проработать причину буллинга. Учителя: Провести беседу с психологом как жертвы, так и буллера. Больше внимания уделять профилактическим часам на тему «Буллинг». |
- Спасибо, слово предоставляем второй группе родителей для описания следующей ситуации.
Ситуация 2 | Обожаю собирать игрушки из конструктора Lego, даже записался на кружок «Робототехника», чтобы делать что-то необычное, да и давно мечтал научиться программировать роботов. Недавно мечта сбылась, но я уже не уверен, что хочу ходить на занятия. Преподаватель Маргарита Степановна часто меня обзывает, называет «капушей», хотя у меня неплохие работы получаются, только работаю медленно. А теперь ещё и некоторые ребята из кружка подхватывают за ней и так же обзывают. Даже дали мне прозвище «капуша». Сегодня всю дорогу после занятия шёл домой и плакал. Не знаю, как сказать маме, боюсь, что бить начнут. |
Участники буллинга | Жертва: мальчик – рассказчик Буллер: Маргарита Степановна, ребята из группы кружка Наблюдатели: ребята из группы кружка – не буллеры |
Мотив и причина буллинга | Миктоклимат группы кружка Медлительность мальчика |
Пути решения | Изначально для всех: выяснить причину Родители жертвы: После происшествия нужно успокоить ребёнка, объяснить ему, что он ни в чем не виноват. Не просите ребёнка заигрывать с буллерами или решать проблему ответным насилием. Не ждать, когда само пройдёт, если учителя не знают о ситуации, сообщить об этом классному руководителю, администрации школы Родители буллера: Провести воспитательную беседу о последствиях буллинга и о надлежащем поведении в школе со своим ребенком. Проработать причину буллинга. Учителя: Провести беседу с психологом как жертвы, так и буллеров. Больше внимания уделять профилактическим часам на тему «Буллинг». Провести беседу с преподавателем по робототехнике. |
- Спасибо, слово предоставляем третьей группе родителей для описания третьей ситуации.
Ситуация 3 | Однажды к нам в класс из другой школы перевелась девочка Камила. Но мне, конечно, и так понятно, почему в старой школе она не задержалась. Внешний вид говорит сам за себя: носит платье в пол с вышивкой какой-то, точно бабушка, а от хиджаба так и хочется в обморок упасть. Как можно ходить в таком одеянии? Уже неделю называю её бабушкой, а вчера я ножницами укоротила её платье. Было весело, одноклассники очень смеялись. Мой друг Васька похвалил меня за отважный поступок. |
Участники буллинга | Жертва: Камила Буллер: девочка – рассказчица Наблюдатели: одноклассники, друг Васька |
Мотив и причина буллинга | Непринятие религии, национальности Одежда Камилы |
Пути решения | Изначально для всех: выяснить причину Родители жертвы: После происшествия нужно успокоить ребёнка, объяснить ему, что он ни в чем не виноват. Не просите ребёнка заигрывать с буллерами или решать проблему ответным насилием. Не ждать, когда само пройдёт, если учителя не знают о ситуации, сообщить об этом классному руководителю. Родители буллера: Провести воспитательную беседу о последствиях буллинга и о надлежащем поведении в школе. Проработать причину буллинга. Учителя: Провести беседу с психологом как жертвы, так и буллера. Больше внимания уделять профилактическим часам на тему «Буллинг». |
- Я очень рада, что нам удалось решить такие непростые жизненные ситуации. Скажите, а каковы последствия у буллинга? (ответы родителей)
- Последствиями травли могут быть сниженная самооценка, тревожные расстройства, социофобия, посттравматические состояния, психосоматические расстройства, суицидальные мысли. И то, с чем мы всё чаще имеем дело: агрессия жертвы, доведенной до отчаяния. Вспышка ярости или холодная спланированная акция. И, в конце концов, суицид.
Заключение
Слайд 18.
- Сегодня мы с вами разобрали, что такое «буллинг», как с ним бороться. Я думаю, что вы будете особенно внимательны к своему ребенку.
Подведем итоги нашего собрания.
Что такое буллинг?
Как распознать травлю над собственным ребенком?
Что делать, если вы обнаружили последствия травли у своего ребенка?
Стоит ли поднимать данные проблемы для совместного обсуждения?
Можете задать свои вопросы. (Ответы педагога на интересующие родителей вопросы)
Слайд 19.
Рефлексия
А теперь попрошу вас поднять палец, который соответствует вашему настроению в конце собрания.
- Недаром говорят, что хорош той бой, который ещё не начался, а врачи всё чаще сходятся с мнением, что лучшее лечение – это профилактика. Так же происходит и с этой проблемой. Лучше предотвращать такие ситуации, чем увидеть результат травли собственными глазами. Я подготовила небольшие памятки для вас «Скажи «Нет!» буллингу!» (раздача памяток)
Спасибо вам за сотрудничество. До свидания!
Приложение 1
Зависть |
Месть |
Подчинение лидеру |
Восстановление справедливости |
Непринятие религии |
Чувство неприязни |
Нейтрализация соперника |
Удовлетворение садистских потребностей отдельных личностей |
Самоутверждение |
Борьба за власть |
Ситуация 1 | Однажды в нашем классе появилась девочка Зина. Училась хорошо, внешне была даже очень привлекательной. Но мне и моей подружке Кате очень не нравилось, что у неё новый и дорогой телефон. Как-то раз подружка мне говорит: «Людка, а давай её побьем. Нечего с таким телефоном в школу ходить». Дело не заставило себя долго ждать. |
Участники буллинга | Жертва: Буллер: Наблюдатели: |
Мотив и причина буллинга | |
Пути решения | Изначально для всех: выяснить причину Родители жертвы: Родители буллера: Учителя: |
Ситуация 2 | Обожаю собирать игрушки из конструктора Lego, даже записался на кружок «Робототехника», чтобы делать что-то необычное, да и давно мечтал научиться программировать роботов. Недавно мечта сбылась, но я уже не уверен, что хочу ходить на занятия. Преподаватель Маргарита Степановна часто меня обзывает, называет «капушей», хотя у меня неплохие работы получаются, только работаю медленно. А теперь ещё и некоторые ребята из кружка подхватывают за ней и так же обзывают. Даже дали мне прозвище «Капуша». Сегодня всю дорогу после занятия шёл домой и плакал. Не знаю, как сказать маме, боюсь, что бить начнут. |
Участники буллинга | Жертва: Буллер: Наблюдатели: |
Мотив и причина буллинга | |
Пути решения | Изначально для всех: выяснить причину Родители жертвы: Родители буллера: Учителя: |
Ситуация 3 | Однажды к нам в класс из другой школы перевелась девочка Камила. Но мне, конечно, и так понятно, почему в старой школе она не задержалась. Внешний вид говорит сам за себя: носит платье в пол с вышивкой какой-то, точно бабушка, а от хиджаба так и хочется в обморок упасть. Как можно ходить в таком одеянии? Уже неделю называю её бабушкой, а вчера я ножницами укоротила её платье. Было весело, одноклассники очень смеялись. Мой друг Васька похвалил меня за отважный поступок. |
Участники буллинга | Жертва: Буллер: Наблюдатели: |
Мотив и причина буллинга | |
Пути решения | Изначально для всех: выяснить причину Родители жертвы: Родители буллера: Учителя: |
Приложение 2
Памятка для родителей «Скажи «нет» буллингу!»
П
онятие «буллинг» подразумевает под собой патологическую модель поведения, которая характеризуется возникновением намерения причинить вред окружающим. Основная задача агрессора – обидеть, унизить жертву, причем неоднократно, систематически. Часто буллинг сравнивают с моббингом, но моббинг - это коллективная травля. Такое явление имеет широкое распространение и может встретиться в любом из коллективов. Но чаще с такой проблемой встречаются ребята подросткового возраста. Наряду с буллингом и моббингом можно услышать и о кибербуллинге – буллинг с использованием электронных средств коммуникации (соцсети).
Школьный буллинг делится на два вида:
Эмоциональное насилие – насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания, отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой, запугивания, здесь же кибербуллинг и т.п.
Физическое насилие – применение физической силы, нанесение физических травм, шлепки, подзатыльники и т.п.
Участники буллинга:
Буллер – агрессор, инициатор травли.
Жертва – ребёнок, который подвергается травле.
Наблюдатели – свидетели издевательств. Это и последователи агрессора, и молчаливые свидетели, и потенциальные защитники жертвы.
Очень важно понимать – жертвой травли может стать абсолютно любой ребёнок. Потому что причина буллинга не в нём и его недостатках.
Маркеры буллинга:
Систематическое нежелание ребенка ходить в школу.
Нежелание разговаривать о школе, одноклассниках, друзьях.
С
оматические проявления в поведении страха.
Снижение успеваемости, активности.
Редкое проявление у ребёнка хорошего настроения, позитивных мыслей.
Заниженная самооценка ребенка.
Что делать, если ваш ребенок стал жертвой буллинга?
После происшествия нужно успокоить ребёнка, объяснить ему, что он ни в чем не виноват.
Не просите ребёнка заигрывать с буллерами или решать проблему ответным насилием.
Не ждать, когда само пройдёт, если учителя не знают о ситуации, сообщить об этом классному руководителю.