СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка интерактивного родительского собрания на тему: «Школьный буллинг»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляю Вам разработку интерактивного родительского собрания на тему: «Школьный буллинг»

Цель: Профилактика буллинга среди подростков.

Задачи:

  • Познакомить родителей с понятием «Буллинг», его видами, причинами и мотивами.
  • Рассказать об опасности буллинга в школьной среде.
  • Формировать активную педагогическую позицию родителей.
  • Создать условия для нахождения правильных путей решений в подобных ситуациях.

Просмотр содержимого документа
«Разработка интерактивного родительского собрания на тему: «Школьный буллинг»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Преображенка



















Конспект интерактивного родительского собрания на тему:

«Школьный буллинг»

















Работу подготовила

Щербакова Наталья Романовна

Учитель русского языка и литературы

МКОУ СОШ с.Преображенка

e-mail twin-1resh@yandex.ru





2025 год

Цель: Профилактика буллинга среди подростков.

Задачи:

  • Познакомить родителей с понятием «Буллинг», его видами, причинами и мотивами.

  • Рассказать об опасности буллинга в школьной среде.

  • Формировать активную педагогическую позицию родителей.

  • Создать условия для нахождения правильных путей решений в подобных ситуациях.

Актуальность, обоснование социальной значимости: понятие Буллинга стало известно нам в ХХ веке, но эта проблема актуальна и сегодня. Особенно подвержены травле дети подросткового возраста. Буллеры травят других ребят по разным причинам: непринятие религии, стиля одежды, необычной прически, отклонений во внешности, возраста, отклонений в физическом и психическом здоровье, социального статуса. Этот список можно продолжать очень долго. Но не стоит забывать, что учащиеся с приятной наружностью и хорошей учебой тоже становятся жертвами буллинга. Таким ребятам необходима помощь со стороны взрослых, но точно так же, как и самим буллерам. Зачастую, родители, узнав о том, что их ребенка обижают в школе, закрывают на это глаза, советуя отвечать агрессорам той же монетой. Но они очень заблуждаются, наивно предполагая, что ребенок сможет сам решить свои проблемы. Родителям, как и детям, нужно рассказывать о травле, об ее опасности в школьной среде и последствиях, о признаках его выявления, и самое главное – о путях решения подобных ситуаций. В этом и заключается актуальность родительских собраний на тему травли.

Структура конспекта родительского собрания состоит из 3 основных этапов:

  • Вступление (вступительная речь учителя, задание с затруднением - выявление проблемы как темы собрания)

  • Основная часть (информационная справка о понятии «буллинг», о его видах, участниках, причинах, мотивах, задание на распознавание травли, воздействующей на ребенка, решение педагогических задач, выступление родителей)

  • Заключение (подведение итогов собрания, рефлексия)

  • Приложение 1 (рабочие листы для родительского собрания)

  • Приложение 2 (памятки родителям)

Содержание хода собрания, методы, формы и средства, использованные для конспекта родительского собрания:




Задание

МО

ФО

СО

Вступление

Вступительная речь учителя

Задание с затруднением (выявление проблемы как темы собрания)

Наглядный: демонстрация

Словесный: элементы беседы

Фронтальная

ТСО

Слайды, видео – буктрейлер «Чучело»

Основная часть

Информационная справка о понятии «буллинг», о его видах, участниках, причинах



Справка о мотивах буллинга






Задание на распознавание травли, воздействующей на ребенка



Решение педагогических задач в группах, выступление родителей

Наглядный: демонстрация

Словесный: элементы беседы




Наглядный: демонстрация

Словесный: элементы беседы



Наглядный: демонстрация

Словесный: элементы беседы



Словесный:

Устное изложение

Практический, работа с карточками Проблемный:

Решение задач

Фронтальная








Индивидуальная






Фронтальная







Групповая

Фронтальная

ТСО

Слайды







Карточки







Слайды







Карточки

Заключение

Подведение итогов


Рефлексия

Словесный:

Беседа


Словесный:

беседа


ТСО

Слайды


ТСО

слайды

Избранная тема для обсуждения на родительском собрании не случайна. Ее выбор обусловлен отношениями подростков в современном мире. Поэтому разговор не может быть ограничен только лишь обсуждением учебных дел школьников. Главным приоритетом в выборе темы собрания является вовлечение родителей в жизнедеятельность классного сообщества, содействие сплочению родительского коллектива, выработка коллективных решений по данной проблеме и единых требований к воспитанию детей.

Перед проведением собрания необходима подготовительная работа:

- Проведение микроисследования. Оно необходимо для получения дополнительной информации о причинах возникновения проблемы, рассматриваемой на родительском собрании.

- Распечатка необходимых приложений для плодотворной работы родителей на собрании.

Выбранные приемы и методы: работа в мини-группах, дискуссия, обсуждение ситуаций, видеоролика и др. активизируют внимание уставших после трудового рабочего дня родителей, позволяют повысить эффективность проведения родительского собрания.

Предполагаемый результат: выработка единых действий родителей и классного руководителя в решении вопросов воспитания детей, организации досуга и их безопасности в общении со сверстниками в неформальной обстановке.

Оборудование: ноутбук, проектор, ручки, распечатанные карточки, памятки.





















Ход собрания

Слайд 1.

Вступление:

- Здравствуйте, уважаемые родители! Мы с вами знаем, что в школьной среде дети учатся и развиваются, от этого они получают много положительных эмоций, они очень радуются, когда у них что-то получается. Но, к сожалению, их солнечные дни порой могут омрачить школьные проблемы. Сегодня мы с вами разберём подробно одну из таких проблем. Готовясь к конкурсу «Читай с нами», мы подготовили совместно с учащимися буктрейлер по одной из известных в мире книг. Предлагаю вам его посмотреть и сформулировать центральную проблему данного произведения.

Просмотр видеоролика «Буктрейлер по книге В.К.Железнякова «Чучело»(https://cloud.mail.ru/public/u5Yc/yQRkue3r5)

- Как вы думаете, о какой проблеме идет речь в книге В.К.Железнякова «Чучело»? (над девочкой Леной издеваются одноклассники, травля и т.п.)

- Да, верно, а как одним современным словом назвать этот процесс? (буллинг)

- Правильно, давайте посмотрим, что такое буллинг. Слайд 2.

Основная часть

Слайды 3-5.

Понятие «буллинг» (от англ. bullying – запугивание, травля) появилось ещё в XX веке. Но современное значение оно приобрело относительно недавно, благодаря норвежскому профессору психологии и автору книги «Буллинг в школе» Дану Ольвеусу. Оно подразумевает под собой патологическую модель поведения, которая характеризуется возникновением намерения причинить вред окружающим. Основная задача агрессора – обидеть, унизить жертву, причем неоднократно, систематически. Часто буллинг сравнивают с моббингом, но моббинг – это коллективная травля. Такое явление имеет широкое распространение и может встретиться в любом из коллективов. Но чаще с такой проблемой встречаются ребята подросткового возраста. Наряду с буллингом и моббингом можно услышать и о кибербуллинге – буллинг с использованием электронных средств коммуникации (соцсети).

Слайд 6.

Школьный буллинг делится на два вида:

Слайд 7.


  • Эмоциональное насилие – насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания, отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой, запугивания, здесь же кибербуллинг и т.п.

Слайд 8.

  • Физическое насилие – применение физической силы, нанесение физических травм, шлепки, подзатыльники  и т.п.


- Скажите, а кто является участниками буллинга? (ответы родителей)

Слайд 9.

Участники буллинга:

  • Буллер – агрессор, инициатор травли. Чаще ими становятся дети, столкнувшиеся с насилием в семье, пережившие травмирующие моменты в прошлом или склонные к тщеславию, нарциссизму. Школьный буллинг для них способ самоутвердиться, выместить злобу и боль, высмеять другого, чтобы спрятать свои комплексы и страхи.

Слайд 10.

  • Жертва – ребёнок, который подвергается травле. Жертвой может стать как чувствительный ребёнок, чрезмерно эмоциональный, выделяющийся, так и совершенно обычный, вполне красивый, умный и талантливый.

Слайд 11

  • Наблюдатели – свидетели издевательств. Это и последователи агрессора, и молчаливые свидетели, и потенциальные защитники жертвы. Самая большая группа, в которой каждый получает свою психологическую травму. Зачастую дети не могут ни принять ситуацию, ни решить её, боятся оказаться на месте жертвы, страдают от вида продолжающегося длительное время насилия, собственного бессилия и предательства своих ценностей. В будущем дети с «травмой свидетеля» боятся высказывать своё мнение, идти против большинства, выделяться и быть инициативными.


- Очень важно понимать – жертвой травли может стать абсолютно любой ребёнок. Потому что причина буллинга не в нём и его недостатках. Если так, тогда в чем же причины буллинга? Предположите (ответы родителей).

- Давайте проверим, были ли вы правы.


Что заставляет подростков быть такими жестокими и агрессивными по отношению к своим сверстникам? Причин довольно много. Разделим их на группы:

Слайд 12.

  • Педагогические (микроклимат класса, школы). Не последнюю роль здесь играет позиция педагога. Подросток с большей вероятностью подвергнется травле в той обстановке, где и сами педагоги позволяют себе насмешки и унижения в адрес обучающихся. Кроме того, педагог может занимать в ситуации буллинга стороннюю позицию, зная о проблеме, но, не вмешиваясь в неё;

Слайд 13.

  • Психологические (личность агрессора, так называемого буллера, и жертвы);

Слайд 14.

  • Социальные (пропаганда и поощрение доминирующего  агрессивного поведения в обществе: на телевидении, в интернете, компьютерных играх);

Слайд 15.

  • Семейные (недостаток родительской любви и внимания, физическая и вербальная агрессия со стороны родителей, чрезмерный контроль).



- Итак, уважаемые родители, исходя из этих причин, можете ли вы назвать мотивы буллинга?

(Распечатать, разрезать и раздать мотивы буллинга).

Родители по очереди читают:

Зависть

Месть

Подчинение лидеру

Восстановление справедливости

Непринятие религии

Чувство неприязни

Нейтрализация соперника

Удовлетворение садистских потребностей отдельных личностей

Самоутверждение

Борьба за власть



- У буллинга есть показатели травли ребёнка, их называют маркерами. Давайте определим, как распознать, что ваш ребёнок подвергается травле. Закончите предложения:

Слайд 16.

  • Систематическое нежелание ребенка ходить в … (школу)

  • Нежелание разговаривать о … (школе, одноклассниках)

  • Соматические проявления в поведении … (страха)

Слайд 17.

  • Снижение … (успеваемости, активности)



  • Редкое проявление у ребёнка … (хорошего настроения, позитивных мыслей)

  • Заниженная … ребенка (самооценка)

- Так что же делать, если ваш ребёнок подвержен травле? Давайте с вами рассмотрим педагогические ситуации и попробуем вместе найти пути решения данной проблемы. Поделимся на 3 группы. На заполнение карточек у вас есть 3 минуты.

Выполнение практической работы родителями.

- Слово предоставляем первой группе родителей для описания первой ситуации.

Ситуация 1

С нами с 3-го класса учится девочка Зина. Отличница, внешне привлекательна. Но мне и моей подружке Кате очень не нравилось, что у неё новый и дорогой телефон. Как-то раз подружка мне говорит: «Людка, а давай её объем. Нечего с таким телефоном в школу ходить». Дело не заставило себя долго ждать. Побили её несколько раз, а в последний раз мальчики долго не могли нас разнять.

Участники буллинга

Жертва: Зина

Буллер: Катя и Люда

Наблюдатели: мальчики

Мотив и причина буллинга

Зависть

Новый и дорогой телефон – материальное положение

Пути решения

Изначально для всех: выяснить причину

Родители жертвы:

  • После происшествия нужно успокоить ребёнка, объяснить ему, что он ни в чем не виноват.

  • Не просите ребёнка заигрывать с буллерами или решать проблему ответным насилием.

  • Не ждать, когда само пройдёт, если учителя не знают о ситуации, сообщить об этом классному руководителю.

Родители буллера:

  • Провести воспитательную беседу о последствиях буллинга и о надлежащем поведении в школе.

  • Проработать причину буллинга.

Учителя:

  • Провести беседу с психологом как жертвы, так и буллера.

  • Больше внимания уделять профилактическим часам на тему «Буллинг».

- Спасибо, слово предоставляем второй группе родителей для описания следующей ситуации.

Ситуация 2

Обожаю собирать игрушки из конструктора Lego, даже записался на кружок «Робототехника», чтобы делать что-то необычное, да и давно мечтал научиться программировать роботов. Недавно мечта сбылась, но я уже не уверен, что хочу ходить на занятия. Преподаватель Маргарита Степановна часто меня обзывает, называет «капушей», хотя у меня неплохие работы получаются, только работаю медленно. А теперь ещё и некоторые ребята из кружка подхватывают за ней и так же обзывают. Даже дали мне прозвище «капуша». Сегодня всю дорогу после занятия шёл домой и плакал. Не знаю, как сказать маме, боюсь, что бить начнут.

Участники буллинга

Жертва: мальчик – рассказчик

Буллер: Маргарита Степановна, ребята из группы кружка

Наблюдатели: ребята из группы кружка – не буллеры

Мотив и причина буллинга

Миктоклимат группы кружка

Медлительность мальчика

Пути решения

Изначально для всех: выяснить причину

Родители жертвы:

  • После происшествия нужно успокоить ребёнка, объяснить ему, что он ни в чем не виноват.

  • Не просите ребёнка заигрывать с буллерами или решать проблему ответным насилием.

  • Не ждать, когда само пройдёт, если учителя не знают о ситуации, сообщить об этом классному руководителю, администрации школы

Родители буллера:

  • Провести воспитательную беседу о последствиях буллинга и о надлежащем поведении в школе со своим ребенком.

  • Проработать причину буллинга.

Учителя:

  • Провести беседу с психологом как жертвы, так и буллеров.

  • Больше внимания уделять профилактическим часам на тему «Буллинг».

  • Провести беседу с преподавателем по робототехнике.

- Спасибо, слово предоставляем третьей группе родителей для описания третьей ситуации.

Ситуация 3

Однажды к нам в класс из другой школы перевелась девочка Камила. Но мне, конечно, и так понятно, почему в старой школе она не задержалась. Внешний вид говорит сам за себя: носит платье в пол с вышивкой какой-то, точно бабушка, а от хиджаба так и хочется в обморок упасть. Как можно ходить в таком одеянии? Уже неделю называю её бабушкой, а вчера я ножницами укоротила её платье. Было весело, одноклассники очень смеялись. Мой друг Васька похвалил меня за отважный поступок.

Участники буллинга

Жертва: Камила

Буллер: девочка – рассказчица

Наблюдатели: одноклассники, друг Васька

Мотив и причина буллинга

Непринятие религии, национальности

Одежда Камилы

Пути решения

Изначально для всех: выяснить причину

Родители жертвы:

  • После происшествия нужно успокоить ребёнка, объяснить ему, что он ни в чем не виноват.

  • Не просите ребёнка заигрывать с буллерами или решать проблему ответным насилием.

  • Не ждать, когда само пройдёт, если учителя не знают о ситуации, сообщить об этом классному руководителю.

Родители буллера:

  • Провести воспитательную беседу о последствиях буллинга и о надлежащем поведении в школе.

  • Проработать причину буллинга.

Учителя:

  • Провести беседу с психологом как жертвы, так и буллера.

  • Больше внимания уделять профилактическим часам на тему «Буллинг».



- Я очень рада, что нам удалось решить такие непростые жизненные ситуации. Скажите, а каковы последствия у буллинга? (ответы родителей)

- Последствиями травли могут быть сниженная самооценка, тревожные расстройства, социофобия, посттравматические состояния, психосоматические расстройства, суицидальные мысли. И то, с чем мы всё чаще имеем дело: агрессия жертвы, доведенной до отчаяния. Вспышка ярости или холодная спланированная акция. И, в конце концов, суицид.

Заключение

Слайд 18.

- Сегодня мы с вами разобрали, что такое «буллинг», как с ним бороться. Я думаю, что вы будете особенно внимательны к своему ребенку.

Подведем итоги нашего собрания.

  • Что такое буллинг?

  • Как распознать травлю над собственным ребенком?

  • Что делать, если вы обнаружили последствия травли у своего ребенка?

  • Стоит ли поднимать данные проблемы для совместного обсуждения?


Можете задать свои вопросы. (Ответы педагога на интересующие родителей вопросы)

Слайд 19.

Рефлексия

А теперь попрошу вас поднять палец, который соответствует вашему настроению в конце собрания.


- Недаром говорят, что хорош той бой, который ещё не начался, а врачи всё чаще сходятся с мнением, что лучшее лечение – это профилактика. Так же происходит и с этой проблемой. Лучше предотвращать такие ситуации, чем увидеть результат травли собственными глазами. Я подготовила небольшие памятки для вас «Скажи «Нет!» буллингу!» (раздача памяток)

Спасибо вам за сотрудничество. До свидания!

Приложение 1


Зависть


Месть


Подчинение лидеру


Восстановление справедливости


Непринятие религии


Чувство неприязни


Нейтрализация соперника


Удовлетворение садистских потребностей отдельных личностей


Самоутверждение


Борьба за власть



















Ситуация 1

Однажды в нашем классе появилась девочка Зина. Училась хорошо, внешне была даже очень привлекательной. Но мне и моей подружке Кате очень не нравилось, что у неё новый и дорогой телефон. Как-то раз подружка мне говорит: «Людка, а давай её побьем. Нечего с таким телефоном в школу ходить». Дело не заставило себя долго ждать.

Участники буллинга

Жертва:

Буллер:

Наблюдатели:

Мотив и причина буллинга


Пути решения

Изначально для всех: выяснить причину

Родители жертвы:



Родители буллера:



Учителя:
































Ситуация 2

Обожаю собирать игрушки из конструктора Lego, даже записался на кружок «Робототехника», чтобы делать что-то необычное, да и давно мечтал научиться программировать роботов. Недавно мечта сбылась, но я уже не уверен, что хочу ходить на занятия. Преподаватель Маргарита Степановна часто меня обзывает, называет «капушей», хотя у меня неплохие работы получаются, только работаю медленно. А теперь ещё и некоторые ребята из кружка подхватывают за ней и так же обзывают. Даже дали мне прозвище «Капуша». Сегодня всю дорогу после занятия шёл домой и плакал. Не знаю, как сказать маме, боюсь, что бить начнут.

Участники буллинга

Жертва:

Буллер:

Наблюдатели:

Мотив и причина буллинга


Пути решения

Изначально для всех: выяснить причину

Родители жертвы:


Родители буллера:


Учителя:





























Ситуация 3

Однажды к нам в класс из другой школы перевелась девочка Камила. Но мне, конечно, и так понятно, почему в старой школе она не задержалась. Внешний вид говорит сам за себя: носит платье в пол с вышивкой какой-то, точно бабушка, а от хиджаба так и хочется в обморок упасть. Как можно ходить в таком одеянии? Уже неделю называю её бабушкой, а вчера я ножницами укоротила её платье. Было весело, одноклассники очень смеялись. Мой друг Васька похвалил меня за отважный поступок.

Участники буллинга

Жертва:

Буллер:

Наблюдатели:

Мотив и причина буллинга


Пути решения

Изначально для всех: выяснить причину

Родители жертвы:


Родители буллера:


Учителя:




























Приложение 2

Памятка для родителей «Скажи «нет» буллингу!»

П онятие «буллинг» подразумевает под собой патологическую модель поведения, которая характеризуется возникновением намерения причинить вред окружающим. Основная задача агрессора – обидеть, унизить жертву, причем неоднократно, систематически. Часто буллинг сравнивают с моббингом, но моббинг - это коллективная травля. Такое явление имеет широкое распространение и может встретиться в любом из коллективов. Но чаще с такой проблемой встречаются ребята подросткового возраста. Наряду с буллингом и моббингом можно услышать и о кибербуллинге – буллинг с использованием электронных средств коммуникации (соцсети).

Школьный буллинг делится на два вида:

  • Эмоциональное насилие – насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания, отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой, запугивания, здесь же кибербуллинг и т.п.

  • Физическое насилие – применение физической силы, нанесение физических травм, шлепки, подзатыльники  и т.п.

Участники буллинга:

  • Буллер – агрессор, инициатор травли.

  • Жертва – ребёнок, который подвергается травле.

  • Наблюдатели – свидетели издевательств. Это и последователи агрессора, и молчаливые свидетели, и потенциальные защитники жертвы.


Очень важно понимать – жертвой травли может стать абсолютно любой ребёнок. Потому что причина буллинга не в нём и его недостатках.


Маркеры буллинга:

  • Систематическое нежелание ребенка ходить в школу.

  • Нежелание разговаривать о школе, одноклассниках, друзьях.

  • С оматические проявления в поведении страха.

  • Снижение успеваемости, активности.

  • Редкое проявление у ребёнка хорошего настроения, позитивных мыслей.

  • Заниженная самооценка ребенка.

Что делать, если ваш ребенок стал жертвой буллинга?

  • После происшествия нужно успокоить ребёнка, объяснить ему, что он ни в чем не виноват.

  • Не просите ребёнка заигрывать с буллерами или решать проблему ответным насилием.

  • Не ждать, когда само пройдёт, если учителя не знают о ситуации, сообщить об этом классному руководителю.