СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка интерактивного методического семинара "Системно-деятельностный подход - основа стандартов второго поколения"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семинар имеет своей целью совершенствование теоретической и пратической подготовки педагогов по вопросу использования системно-деятельностного подхода в обучении.

Просмотр содержимого документа
«семинар СДП»

Интерактивный семинар

слайд 1 «Системно-деятельностный подход — основа стандартов второго поколения»


слайд 2

Цель семинара: совершенствование теоретической и практической подготовки педагогов по вопросу использования системно-деятельностного подхода в обучении.

Задачи семинара:

- познакомить учителей с системно-деятельностным подходом как основой стандартов второго поколения;

- познакомить учителей с дидактическими принципами и технологией деятельностного метода;

-рассмотреть отличия деятельностного и знаниевого подходов.


слайд 3

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. 

Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.

Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.

Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. 

Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.


слайд 4

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

слайд 5

Система дидактических принципов, лежащих в основе данного подхода:

1) Принцип деятельности - учащийся не получает готовое знание, а добывает его сам в результате собственной деятельности (является не объектом, а субъектом деятельности). Тем самым обеспечивается формирование личности ученика и его продвижение в развитии

2) Принцип непрерывности - преемственность между всеми ступенями обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности - формирование учащимися не разрозненного («куча дров»), а обобщенного целостного представления о мире (природе, обществе, самом себе).

4) Принцип минимакса - школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). Слабый ученик ограничится минимумом, а сильный – возьмёт всё и пойдёт дальше. Все остальные разместятся в промежутке между этими двумя уровнями в соответствии со своими способностями и возможностями – они сами выберут свой уровень по своему возможному максимуму. Соответственно работа на уроках ведётся на высоком уровне трудности.

5) Принцип психологической комфортности - снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности - формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. Такое обучение снимает у учащихся страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления.

7) Принцип творчества - максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. Речь идёт не о «придумывании» заданий по аналогии, хотя и такие задания следует всячески приветствовать. Здесь, прежде всего, имеется в виду формирование у учащихся способности самостоятельно находить решение не встречавшихся раньше задач, самостоятельное «открытие» ими новых способов действия. Решение творческих задач способствует быстрому развитию творческих способностей.


слайд 6

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.

1.  Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2.  Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т. п.)

3.  Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4.  Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5.  Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6.  На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

слайд 7

7.  Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8.  Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9.  Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10.  Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11.  Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12.  На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т. д.)

слайд 8 – слайд 9

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС


Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

• по поиску и обработке информации;

• обобщению способов действия;

• постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

 

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

1.  уроки «открытия» нового знания;

2.  уроки рефлексии;

3.  уроки общеметодологической направленности;

4.  уроки развивающего контроля.

слайд 10

1. Урок «открытия» (введения) нового знания.

Деятельностная (развивающая) цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная (обучающая) цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии (урок повторения и закрепления).

Деятельностная (развивающая) цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т. д.).

Образовательная (обучающая) цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т. д.

Уроки рефлексии, несмотря на достаточно большую подготовку со стороны учителя, являются наиболее интересными и для учителя и для детей. Дети на этих уроках не просто тренируются  в решении задач – они самостоятельно находят свои ошибки, выявляют причину этих ошибок, им предоставляется возможность самостоятельно исправить ошибки и убедиться в правильности их исправления, учатся рефлексировать свою деятельность. А это так сейчас  актуально, т.к. от самооценки и самоконтроля зависит взаимоотношения ребенка с окружающими, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

слайд 11

3. Урок общеметодологической направленности (урок обобщения и систематизации знаний).

Деятельностная (развивающая) цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная (обучающая) цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

Данные уроки организуются в соответствии с технологией деятельностного метода. Отличительной особенностью уроков методологической направленности от традиционных уроков обобщения и систематизации знаний является то, что наряду с фактической констатацией и перечислением свойств изученного понятия в некоторой системе выявляется принцип освоения изученных способов действий в данной последовательности.

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная (развивающая) цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная (обучающая) цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:

1.  предъявление контролируемого варианта;

2.  наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;

3.  сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;

4.  оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.


слайд 12

слайд 12-15

Структурные элементы учебного занятия


Технологическая карта урока введения новых знаний, соответствующая требованиям ФГОС


Этапы

урока

Цели

Время

Приемы,

методы

Способы,

вопросы

I

Cамоопределение

к деятельности

( Орг. момент)

Включение

уч-ся в деятельность

на личностно-

значимом уровне

1-2 мин

Учитель высказывает добрые пожелания; предлагает пожелать друг другу удачи;

девиз, эпиграф:

« Где есть желание, найдется путь!» или «С малой удачи начинается большой успех». самопроверка д/з.

- Ребята, подумайте, что пригодится для успешной работы на уроке?

- В конце урока вы должны объяснить, почему именно такой эпиграф выбран сегодня.

II

Актуализация знаний

Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого уч-ся.

4-5 мин

Самостоятельная работа с самопроверкой уч-ся по готовому образцу и фиксацией ошибок

Индивидуальная работа, работа в группах.

- Что интересного вы заметили?

- Как проверить верное ли решение или неверное?

- Кто прав из детей?

- Какая же команда заработала балл?

III

Постановка учебной задачи

Обсуждение затруднений; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.

4-5 мин

Метод постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; подводящий без проблемы диалог.

- Почему возникли затруднения?

- Что вы ещё заметили?

- Почему не можете объяснить свои ответы?

- Предложите название темы урока.

- Как бы вы назвали этот новый тип задачи?

IY

« Открытие нового знания»

( построение проекта выхода из затруднения)

Решение устной задачи и обсуждение её решения; фиксирование нового алгоритма ( понятия) в языке и знаково.

7-8 мин

Побуждающий к гипотезам диалог; подводящий к открытию знания диалог; подводящий без проблемы диалог.

Диалог; групповая или парная работа.

- Каким способом вы предлагаете выполнить это задание?

- Предположите свои версии, исходя из значения этих слов в языке.

--Попробуйте построить алгоритм решения.

Y

Первичное закрепление

Проговаривание нового знания; запись в виде опорного сигнала; решение типовых заданий на новый способ действия.

4-5 мин

Комментирование; обозначение знаковыми символами; выполнение продуктивных заданий

Фронтальная работа; работа в парах.

- Почему важно уметь понимать это правило?

- Какая из указанных частей должна войти в конспект?

- Расставьте шаги алгоритма.

- Запишите решение с комментированием.

YI

Самостоятельная

работа с самопроверкой по эталону

Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет; создание мотивации на успех для каждого ребёнка.

4-5 мин

Самоконтроль; самооценка.

Письменная самостоятельная работа ( не более 2-3 заданий).

- Кто верно выполнил всё задание?

- Какой номер вызвал затруднения?

- Смогли ли вы проверить свою работу?

YII

Включение нового знания в систему знаний и повторение

Решение задач на повторение и закрепление изученного материала.

7-8мин


Индивидуальная или вместе с консультантом; .групповая; в парах.

- Нужно ли ещё потренироваться в решении таких задач?

- Здесь один пример легче, а другой – сложнее. Выберите и решите один по желанию.

YIII

Рефлексия деятельности

( итог урока)

Осознание уч-ся своей учебной деятельности; самооценка результатов деятельности своей и всего класса; домашнее задание ( элемент выбора, творчества, отсутствие перегрузки).

2-3 мин


- Какую задачу ставили?

- Удалось ли решить поставленные задачи?

- Какие получили результаты?

- Где можно применить новое знание?

- Какое задание вызвало у вас затруднение?

- Над чем ещё надо поработать?

- Кому из ребят скажем спасибо?

- Как оцените работу класса?


Заключение.

Нарисуйте солнышко и 8 лучиков у него. На каждом лучике напишите вид деятельности ученика в школе (учебная, исследовательская, проектная, игровая, познавательная, практическая, речевая, трудовая). Каждый лучик разделите на 10 частей. Отметьте на каждом лучике столько делений, на сколько, вы считаете, занимаются этой деятельностью у нас в школе. Соедините эти точки. Получилось колесо, на котором ученик едет по стране знаний. И как вы видите, это не совсем удобно. Задача ФГОС как раз выправить колесо, чтобы было удобно ехать.

Т..о. системно – деятельностный подход является методологической основой концепции новых образовательных стандартов второго поколения. Он обеспечивает достижение  планируемых результатов освоения основной образовательной программы  и создает основу для самостоятельного  успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций,  видов и способов деятельности. Поэтому учителям необходимо овладевать  педагогическими  технологиями, с помощью которых  можно реализовать новые требования.

И сегодня мы постараемся показать, как реализуются эти новые требования у нас в школе на уроках естественно-математического цикла.


Просмотр содержимого презентации
«семинар»

Системно-деятельностный подход – основа стандартов второго поколения

Системно-деятельностный подход – основа стандартов второго поколения

Цель семинара: совершенствование теоретической и практической подготовки педагогов по вопросу использования системно-деятельностного подхода в обучении. Задачи семинара:   познакомить учителей с системно-деятельностным подходом как основой стандартов второго поколения;   познакомить учителей с дидактическими принципами и технологией деятельностного метода;  - рассмотреть отличия деятельностного и знаниевого подходов.

Цель семинара:

совершенствование теоретической и практической подготовки педагогов по вопросу использования системно-деятельностного подхода в обучении.

Задачи семинара:

  • познакомить учителей с системно-деятельностным подходом как основой стандартов второго поколения;

  • познакомить учителей с дидактическими принципами и технологией деятельностного метода;

- рассмотреть отличия деятельностного и знаниевого подходов.

Не надо давать рыбу, надо научить eЁ ловить.

Не надо давать рыбу,

надо научить eЁ ловить.

Система дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - учащийся не получает готовое знание, а добывает его сам в результате собственной деятельности (является не объектом, а субъектом деятельности).

2) Принцип непрерывности - преемственность между всеми ступенями обучения.

3) Принцип целостности - формирование учащимися не разрозненного («куча дров»), а обобщенного целостного представления о мире (природе, обществе, самом себе).

4) Принцип минимакса - школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности - снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса .

6) Принцип вариативности - формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества - максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

критерии результативности урока:  1.   Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.  2.  Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т. п.).  3.  Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.  4.  Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.  5.  Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.  6.  На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

критерии результативности урока:

1.  Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2.  Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т. п.).

3.  Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4.  Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5.  Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6.  На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

Критерии результативности урока  7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.  8.  Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.  9.  Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.  10.  Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.  11.  Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.  12.  На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т. д.)

Критерии результативности урока

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8.  Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9.  Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10.  Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11.  Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12.  На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т. д.)

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Подготовка к уроку

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

Основные этапы урока

Главная цель учителя на уроке

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Успеть выполнить все, что запланировано

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Организовать деятельность детей:

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

•  по поиску и обработке информации;

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

•  обобщению способов действия;

•  постановке учебной задачи и т. д.

Форма урока

Нестандартное ведение уроков

Преимущественно фронтальная

Взаимодействие с родителями обучающихся

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Образовательная среда

Результаты обучения

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Уроки деятельностной направленности        Урок «открытия» (введения) нового знания.  Деятельностная (развивающая) цель:  формирование способности учащихся к новому способу действия.  Образовательная (обучающая) цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. 2. Урок рефлексии (урок повторения и закрепления).  Деятельностная (развивающая) цель:  формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т. д.).  Образовательная (обучающая) цель:  коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т. д.

Уроки деятельностной направленности

  • Урок «открытия» (введения) нового знания.

Деятельностная (развивающая) цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная (обучающая) цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии (урок повторения и закрепления).

Деятельностная (развивающая) цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т. д.).

Образовательная (обучающая) цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т. д.

Уроки деятельностной направленности        3. Урок общеметодологической направленности (урок обобщения и систематизации знаний).  Деятельностная (развивающая) цель:  формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.  Образовательная (обучающая) цель:  выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий. 4. Урок развивающего контроля.  Деятельностная (развивающая) цель:  формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.  Образовательная (обучающая) цель:  контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Уроки деятельностной направленности

3. Урок общеметодологической направленности (урок обобщения и систематизации знаний).

Деятельностная (развивающая) цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная (обучающая) цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная (развивающая) цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная (обучающая) цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Структурные элементы учебного занятия №  I  Этапы Cамоопределение  II  урока  Цели Актуализация знаний Время  к деятельности Включение  Приемы, 1-2 мин ( Орг. момент) уч-ся в деятельность Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого уч-ся. 4-5 мин на личностно-  методы Учитель высказывает добрые пожелания; предлагает пожелать друг другу удачи;  Способы, девиз, эпиграф: значимом уровне Самостоятельная работа с самопроверкой уч-ся по готовому образцу и фиксацией ошибок - Ребята, подумайте, что пригодится для успешной работы на уроке?  вопросы « Где есть желание, найдется путь!» или «С малой удачи начинается большой успех». самопроверка д/з. - В конце урока вы должны объяснить, почему именно такой эпиграф выбран сегодня. Индивидуальная работа, работа в группах. - Что интересного вы заметили? - Как проверить верное ли решение или неверное? - Кто прав из детей? - Какая же команда заработала балл?

Структурные элементы учебного занятия

I

Этапы

Cамоопределение

II

урока

Цели

Актуализация знаний

Время

к деятельности

Включение

Приемы,

1-2 мин

( Орг. момент)

уч-ся в деятельность

Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого уч-ся.

4-5 мин

на личностно-

методы

Учитель высказывает добрые пожелания; предлагает пожелать друг другу удачи;

Способы,

девиз, эпиграф:

значимом уровне

Самостоятельная работа с самопроверкой уч-ся по готовому образцу и фиксацией ошибок

- Ребята, подумайте, что пригодится для успешной работы на уроке?

вопросы

« Где есть желание, найдется путь!» или «С малой удачи начинается большой успех». самопроверка д/з.

- В конце урока вы должны объяснить, почему именно такой эпиграф выбран сегодня.

Индивидуальная работа, работа в группах.

- Что интересного вы заметили?

- Как проверить верное ли решение или неверное?

- Кто прав из детей?

- Какая же команда заработала балл?

Структурные элементы учебного занятия  III Постановка учебной задачи  IY « Открытие нового знания» Обсуждение затруднений; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить. 4-5 мин Решение устной задачи и обсуждение её решения; фиксирование нового алгоритма ( понятия) в языке и знаково. ( построение проекта выхода из затруднения) 7-8 мин Метод постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; подводящий без проблемы диалог. Побуждающий к гипотезам диалог; подводящий к открытию знания диалог; подводящий без проблемы диалог. - Почему возникли затруднения? - Что вы ещё заметили? Диалог; групповая или парная работа. - Почему не можете объяснить свои ответы? - Каким способом вы предлагаете выполнить это задание? - Предложите название темы урока. - Предположите свои версии, исходя из значения этих слов в языке. - Как бы вы назвали этот новый тип задачи? --Попробуйте построить алгоритм решения.

Структурные элементы учебного занятия

III

Постановка учебной задачи

IY

« Открытие нового знания»

Обсуждение затруднений; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.

4-5 мин

Решение устной задачи и обсуждение её решения; фиксирование нового алгоритма ( понятия) в языке и знаково.

( построение проекта выхода из затруднения)

7-8 мин

Метод постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; подводящий без проблемы диалог.

Побуждающий к гипотезам диалог; подводящий к открытию знания диалог; подводящий без проблемы диалог.

- Почему возникли затруднения?

- Что вы ещё заметили?

Диалог; групповая или парная работа.

- Почему не можете объяснить свои ответы?

- Каким способом вы предлагаете выполнить это задание?

- Предложите название темы урока.

- Предположите свои версии, исходя из значения этих слов в языке.

- Как бы вы назвали этот новый тип задачи?

--Попробуйте построить алгоритм решения.

Структурные элементы учебного занятия  Y Первичное закрепление  YI Проговаривание нового знания; запись в виде опорного сигнала; решение типовых заданий на новый способ действия. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 4-5 мин Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет; создание мотивации на успех для каждого ребёнка. Комментирование; обозначение знаковыми символами; выполнение продуктивных заданий 4-5 мин Самоконтроль; самооценка. Фронтальная работа; работа в парах. Письменная самостоятельная работа ( не более 2-3 заданий). - Почему важно уметь понимать это правило? - Кто верно выполнил всё задание? - Какой номер вызвал затруднения? - Какая из указанных частей должна войти в конспект? - Смогли ли вы проверить свою работу? - Расставьте шаги алгоритма. - Запишите решение с комментированием.

Структурные элементы учебного занятия

Y

Первичное закрепление

YI

Проговаривание нового знания; запись в виде опорного сигнала; решение типовых заданий на новый способ действия.

Самостоятельная

работа с самопроверкой по эталону

4-5 мин

Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет; создание мотивации на успех для каждого ребёнка.

Комментирование; обозначение знаковыми символами; выполнение продуктивных заданий

4-5 мин

Самоконтроль; самооценка.

Фронтальная работа; работа в парах.

Письменная самостоятельная работа ( не более 2-3 заданий).

- Почему важно уметь понимать это правило?

- Кто верно выполнил всё задание?

- Какой номер вызвал затруднения?

- Какая из указанных частей должна войти в конспект?

- Смогли ли вы проверить свою работу?

- Расставьте шаги алгоритма.

- Запишите решение с комментированием.

Структурные элементы учебного занятия  YII Включение нового знания в систему знаний и повторение YIII Решение задач на повторение и закрепление изученного материала.  Рефлексия деятельности ( итог урока) Осознание уч-ся своей учебной деятельности; самооценка результатов деятельности своей и всего класса; домашнее задание ( элемент выбора, творчества, отсутствие перегрузки). 7-8мин 2-3 мин Индивидуальная или вместе с консультантом; .групповая; в парах. - Нужно ли ещё потренироваться в решении таких задач? - Какую задачу ставили? - Здесь один пример легче, а другой – сложнее. Выберите и решите один по желанию. - Удалось ли решить поставленные задачи? - Какие получили результаты? - Где можно применить новое знание? - Какое задание вызвало у вас затруднение? - Над чем ещё надо поработать? - Кому из ребят скажем спасибо? - Как оцените работу класса?

Структурные элементы учебного занятия

YII

Включение нового знания в систему знаний и повторение

YIII

Решение задач на повторение и закрепление изученного материала.

Рефлексия деятельности

( итог урока)

Осознание уч-ся своей учебной деятельности; самооценка результатов деятельности своей и всего класса; домашнее задание ( элемент выбора, творчества, отсутствие перегрузки).

7-8мин

2-3 мин

Индивидуальная или вместе с консультантом; .групповая; в парах.

- Нужно ли ещё потренироваться в решении таких задач?

- Какую задачу ставили?

- Здесь один пример легче, а другой – сложнее. Выберите и решите один по желанию.

- Удалось ли решить поставленные задачи?

- Какие получили результаты?

- Где можно применить новое знание?

- Какое задание вызвало у вас затруднение?

- Над чем ещё надо поработать?

- Кому из ребят скажем спасибо?

- Как оцените работу класса?

системно – деятельностный подход является методологической основой концепции новых образовательных стандартов второго поколения.

системно – деятельностный подход является методологической основой концепции новых образовательных стандартов второго поколения.