СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка к научно-практической конференции по русскому языку.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка может быть использована на уроках русского языка в качестве пособия при изучении однокоренных слов (паронимов).

Просмотр содержимого документа
«Разработка к научно-практической конференции по русскому языку.»

НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ



















ТРУДНОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ













Автор: Карпова Анастасия

учащаяся 8 класса

ГБОУСОШ№1 с. Обшаровка

Руководитель: Пивнева Ольга Алексеевна

учитель русского языка и литературы

ГБОУСОШ№1 с. Обшаровка

Содержание



Введение………………………………………………………………….….……3

І. Теоретические основы употребления однокоренных слов в русском языке (паронимов)

1.1. История появления паронимов…………………………………………… ……

1.2. Наиболее употребляемые паронимы ……………………………

II. Исследовательская работа по трудностям употребления однокоренных слов в русском языке (паронимов)

2.1. Исследование речи учащихся……………………………………….

2.2. Способы избавления от неправильного употребления паронимов….

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

























Введение.

Русский язык - это национальный язык великого русского народа, включающий в себя всю совокупность языковых средств, которые используют в своем общении русские люди.

Русский язык - один из замечательных языков мира по разнообразию грамматических форм и по богатству словаря. Меткий и красивый, он всегда был предметом гордости русских писателей, любивших свой народ и свою родину. «Народ, у которого такой язык, - народ великий», - говорил один из замечательных русских писателей И.С. Тургенев.

О богатстве русского языка говорил и А.М. Горький: «Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей…»

Нормы литературного языка охватывают как устную, так и письменную речь, произношение, лексику, грамматику, правописание. Огромная культурная ценность русского языка, его мощь и величие обязывают внимательно и серьезно изучать его.

Лексикология - раздел языкознания, изучающий лексическое значение слов, их происхождение и особенности употребления в речи.

Лексика изучает совокупность всех слов русского языка (словарный состав языка).

Словарный состав языка - все слова какого-либо языка. Более или менее точно определить количество слов какого-либо языка не представляется возможным хотя бы потому, что словарный состав языка непрерывно пополняется в связи с развитием общества, прогрессом науки и техники.

Объем и характер словарного состава языка зависит от степени развития культуры народа, носителя данного языка. Словарный состав общенародного языка включает профессиональные, просторечные, жаргонные слова, которые характеризуют речь представителей различных социальных групп.

Наблюдая над живым словом в повседневной жизни, над языком периодической печати, радио и телевидения свидетельствует о том, что в речи встречается немало ошибок и отклонений от современных литературных норм. Среди них нередки ошибки против правил сочетаемости слов, в том числе и однокоренных. Так появилась проблема: в повседневной жизни, в печати, радио, телевидении делают массу ошибок в употреблении однокоренных слов и отклонений от современных литературных норм, а так- же неправильно сочетают слова, в том числе и однокоренные.

В наше время тема употребления однокоренных слов в русском языке очень актуальна, она используется на уроках русского языка, в едином государственном экзамене, а также часто на телевидении, радио, в периодической печати.

Цель исследования: теоретически обосновать трудности употребления однокоренных слов в русском языке; доказать, что в повседневной жизни допускают ошибки в употреблении однокоренных слов (паронимов); научить следить за своей речью, в затруднительных случаях обращаться к словарям.

Задачи исследовательской работы:

1) на основе теоретического анализа методической литературы по проблеме трудности употребления однокоренных слов в русском языке изучить своеобразие лексики современного русского языка;

2)выявить и проанализировать типичные речевые ошибки, возникающие в употреблении лексических средств.

Объект исследования: употребления однокоренных слов в русском языке

Предмет исследования: трудности, возникающие при употреблении однокоренных слов в русском языке



Методы исследования: изучение и анализ литературы по теме иссле­дования, поиск информации в сети Интернет, тестирование учащихся и обобщение полученных данных.

Гипотеза исследования: работа по трудностям употребления однокоренных слов в русском языке будет успешной, если:



1)изучено своеобразие лексики современного русского языка;

2)выявлены и проанализированы типичные речевые ошибки, возникающие в употреблении лексических средств.





І. Теоретические основы употребления однокоренных слов в русском языке (паронимов)

1.1.История появления паронимов.

Паронимия – один из источников «трудностей» литературной речи, поскольку сходство слов вообще, а тем более сходство слов структурное (а значит и смысловое) создает почву для их смешения в процессе речевой практики. Однако из этого вовсе не следует, что к паронимии нужно относиться отрицательно.

В данной исследовательской работе рассматриваться лишь те слова, которые являются паронимами.

1. Паронимы – это однокоренные слова, близкие по звучанию, но различные по значению.

Например: адресат – адресант; советник – советчик; болотный – болотистый.

Наличие общего корня может привести к тому, что паронимические пары могут частично совпадать по значению. Это и создает условия для их путаницы.

Классификация паронимов.

1. Учитывая особенности словообразования, можно выделить следующие группы паронимов:

1) Паронимы, различающиеся приставками: опечатки — отпечатки, уплатить — оплатить.

2) Паронимы, различающиеся суффиксами: безответный — безответственный, существо — сущность, командированный — командировочный.

3) Паронимы с непроизводной и производной основой: рост — возраст;

тормоз — торможение; груз — нагрузка.

2. Паронимов можно поделить на две группы:

1) Паронимы, различающиеся тонкими смысловыми оттенками: длинный — длительный, желанный — желательный, , жизненный — житейский. Таких паронимов большинство, их значения комментируются в лингвистических словарях (толковых, словарях трудностей, словарях однокорневых слов, словарях паронимов). Многие из них характеризуются особенностями в лексической сочетаемости: экономические последствия — экономичное ведение хозяйства, богатое наследство — тяжелое наследие, выполнять задание — исполнять песню.

2) Паронимы, резко различающиеся по смыслу: гнездо — гнездовье, дефектный — дефективный.

3. Особую группу паронимов составляют такие, которые отличаются стилистической окраской: работать (общеупотр.) — сработать (проcт. и спец.), жить (общеупотр.) — проживать (офиц.)

Порою очень трудно правильно употребить в речи то или иное слово.

Например, представить – предоставить.

Здесь на помощь приходит словарь!

Глагол представить имеет значение:

1. Вручить для ознакомления ( Бухгалтер представил ведомость на зарплату.)

2. познакомить кого-либо с кем-либо (Коля представил павлика друзьям.)

3. выдвинуть для поощрения (Комиссия представила списки для награждения конкурсантов.)

4. мысленно воспроизвести, вообразить (Петя! Представь себе, что мы уже на море!)

Тогда как глагол предоставить имеет значение – «отдать что-либо в чьё-либо распоряжение». ( Решетников предоставил все документы на право получения путёвки.)

Поэтому ошибочными будут фразы:

На общем собрании нам предоставили новое руководство комбината.

Ивану пообещали представить должность преподавателя литературы.

Одной из самых распространённых в речи ошибок является путаница глаголов надеть – одеть. Глагол надеть сочетается с неодушевлёнными существительными, обозначающими предметы одежды (надеть шляпу, надеть пальто, надеть туфли), тогда как глагол одеть – с одушевлёнными существительными (одеть ребёнка).

Неправильной будет фраза:

Я одел пальто и вышел на улицу.

Правильно сказать: Я надел пальто и вышел на улицу.

Использование паронимов в речи.

Паронимы требуют к себе особого внимания, в речи недопустимо их смешение. Например, нередко можно столкнуться с неправильным употреблением паронимов подпись — роспись: «Поставьте свою роспись»; «Это ваша роспись на справке?»

Роспись означает — «живопись на стенах, потолках, предметах быта и т п.» или «действие по глаголу расписать» ( «записать в разные места»: расписать примеры на карточки)). Эти значения закреплены в толковых словарях русского языка.

Здесь же разъясняются и значения слова подпись:

1. «Действие по глаголу подписать (в значении — «подтвердить, заверить, поставить подпись»)

Директор подписал приказ.

2. «Надпись под чем-нибудь» (подпись под картиной).

Художник подписал свою картину.

3. «Собственноручно написанная фамилия» (поставить свою подпись).

Я подписал своё заявление.

Правильное употребление паронимов — необходимое условие грамотной, культурной речи, и, напротив, смешение их — признак невысокой речевой культуры.

Художники слова учат бережному обращению с паронимами. Можно привести немало примеров их удачного использования:

И прежний сняв венок — они венец терновый, увитый лаврами, надели на него (М. Лермонтов).

Сбоку, поближе к скотным дворам, выкапывался небольшой пруд, который служил скотским водопоем (М. Салтыков-Щедрин).

Знающий язык своего народа писатель не спутает пустошь и пустырь: пустошь распахивают, а пустыри застраивают (А. Югов).



1.2. Наиболее употребляемые паронимы

Тема «Паронимы» очень интересная, не зря она привлекла внимание наших словесников, которые готовят материалы для ЕГЭ. Посмотрите на паронимы, наиболее употребительные в нашей речи, ведь мы сами порою не знаем, как правильно употребить то или иное слово.

1. Абонемент – абонент

Что такое – абонемент?

Кто такой – абонент?

Абонент — это подписчик, владелец абонемента, пользователь услугами.

Примеры употребления: абонент московской телефонной сети, жалобы от абонентов, ответ абонента.

Абонемент — право пользования чем-либо, а также документ, подтверждающий это право.

Примеры употребления: межбиблиотечный абонемент; абонемент в бассейн, в музей, в консерваторию; концертный абонемент.

Обратите внимание.

Сущ. абонемент всегда обозначает предмет неодушевленный, а абонент – лицо или какую – либо организацию, предприятие, учреждение и т.д., пользующиеся услугами абонентной службы.

2. Бывший — былой



Бывший — 1) существовавший ранее,

2) переставший занимать должность, положение.

Примеры употребления: бывший клуб, бывшая школа, бывший врач, бывший директор.

Былой — минувший, прошлый, прежний:

Примеры употребления: былые годы, былой страх; былая сила, печаль, слава; былое счастье, уважение.

Обратите внимание.

Прилагательное бывший сочетается лишь с существительными конкретными, одушевленными и не одушевленными. Бывший – это такой, который со временем изменил свое качество (положение, назначение, роль, функцию и т.п.).

Прилагательное былой используется при определении того, что было в прошлом, что прошло, и сочетается, как правило, с существительными отвлеченными.

3. Гордость – гордыня



Гордость — чувство собственного достоинства, самоуважение, чувство удовлетворения от успехов; чрезмерно высокое мнение о себе.

Примеры употребления: оскорблённая гордость, скрытная гордость, главная гордость, говорить с гордостью, гордость школы, гордость страны, особая гордость, национальная гордость.

Гордыня — чрезмерная гордость.

Примеры употребления: гордыня обуяла, непомерная гордыня, греховность гордыни, гордыня одолела.

Обратите внимание. С существительным гордость сочетаются существительные одушевленные и неодушевленные: гордость матери, гордость школы , гордость выскочки и т.д.

С существительными гордыня сочетаются существительные одушевленные, преимущественно со значением лица: гордыня начальника, гордыня победителя и т. д.

4. Великий – величественный



Великий — 1) очень большой, огромный, превышающий обычную меру,

2) выдающийся, важный по значению.

Примеры употребления: великая ответственность, великий вклад; великий писатель, композитор, художник, исполнитель, мыслитель; великое счастье, великое множество.

Величественный — 1) величавый, торжественный,

2) исполненный достоинства, важности.

Примеры употребления: величественная панорама, величественный архитектурный ансамбль, величественное здание, величественные руины, величественная осанка.



5. Двоичный — двойной — двойственный — двоякий — сдвоенный — удвоенный



Двоичный — основанный на счёте двойками (парами), основанный на комбинации двух компонентов.

Примеры употребления: двоичный разряд, двоичная система счисления, двоичные дроби, двоичный код.

Двойной — 1)состоящий из двух однородных или подобных частей, 2) вдвое больше, 3) двойственный.

Примеры употребления: двойные рамы, двойное зеркало, двойная зарплате, двойной оклад, двойная игра.

Двойственный — 1) противоречивый,

2) двуличный,

3) касающийся две стороны, двух участников.

Примеры употребления: двойственное положение, двойственная политика, двойственное соглашение (двустороннее соглашение), двойственное толкование.

Двоякий — двойной, проявляющий себя в двух видах.

Примеры употребления: двоякий смысл, двоякая выгода.

Сдвоенный — соединённый в один.

Примеры употребления: сдвоенная нить, сдвоенный провод.

Удвоенный — увеличенный вдвое.

Примеры употребления: удвоенные силы, удвоенный запас, удвоенный резерв, удвоенное внимание.

6. Добротный – добрый

Добротный — хорошо, прочно сделанный.

Примеры употребления: добротная мебель, материя, добротный дом.

Добрый — 1) отзывчивый, готовый помочь, расположенный к другим,

2) хороший, несущий радость, успех, благо.

Примеры употребления: добрый человек, добрая улыбка, память, доброе лицо, добрый взгляд, добрая весть, добрый знак, доброе предзнаменование.

7. Дождевой – дождливый



Дождевой — относящийся к дождю.

Примеры употребления: дождевая вода, дождевой поток, запах; дождевая капля, дождевые облака.

Дождливый — обильный дождями, осадками.

Примеры употребления: дождливый день, сезон; дождливая зима, весна, погода; дождливое лето.

8. Жестокий — жёсткий



Жестокий — 1) безжалостный, беспощадный, слишком суровый,

2) слишком сильный.

Примеры употребления: жестокий человек, жестокий поступок, жестокий замысел, жестокая расправа, жестокие морозы, жестокий ветер, жестокая головная боль.



Жёсткий — 1) твёрдый на ощупь, крепкий, плотный,

2) суровый, резкий,

3) не допускающий отклонений.

Примеры употребления: жёсткий человек, жёсткая позиция, жёсткие слова, жёсткий взгляд, жёсткий график, жёсткие сроки.

9.Загородить — огородить — оградить — отгородить — перегородить

Загородить — 1) обнести оградой, сделать изгородь,

2)устроить преграду.

Примеры употребления: загородили сад, огород, загородили доступ, проход.

Огородить — обнести изгородью, оградой.

Примеры употребления: огородить сад, дом, участок.

Оградить —1) обнести оградой: оградить решеткой;

2) с помощью каких-либо мер защитить от чьих-то нападок, посягательств.

Примеры употребления: оградить от нападок, придирок, от несправедливых обвинений.

Отгородить — отделить загородкой, забором, обособить.

Примеры употребления: отгородить детский уголок, отгородить место для багажа (обычно указывают что или чем отгорожено).

Перегородить — 1) разделить пространство перегородкой,

2) устроить преграду.

Примеры употребления: перегородить комнату, перегородить дорогу, проход, перегородить реку плотиной.

10. Центральный — централизованный — центристский



Центральный — 1) находящийся в центре,

2) главный, основной, важный.

Примеры употребления: центральная точка, центральная площадь, центральный район; центральный комитет, центральный телеграф, центральный вопрос, центральная роль.

Централизованный — сосредоточенный в центре, исходящий из центра.

Примеры употребления: централизованная власть, централизованное снабжение, централизованное распределение.

Центристский — занимающий центристское положение ( мировоззрение между революционным и эволюционным).

Примеры употребления: центристская идеология, политика, центристские убеждения, центристские партии.

II. Исследовательская работа по трудностям в употреблении однокоренных слов в русском языке

2.1. Исследование речи учащихся

Исследовательская работа, направленная на выявление трудностей по употреблению однокоренных слов в русском языке, проводилась на базе ГБОУ СОШ №1 с.Обшаровка, м.р.Приволжский Самарской области. В экспериментальном исследовании приняло участие 10 человек. Это учащиеся 8 класса, возрастной состав- лет (мальчики и девочки).

Для исследования проблемы употребления однокоренных слов в русском учащимся задавались следующие вопросы:

1.Употребите паронимы в сочетании с прилагательными и существительными, данными в скобках. Составьте с этими сочетаниями предложения.

1.Поиски — происки (вражеские, музейных экспонатов, тайные, скрытые, возмутительные);

2.Абонент — абонемент (аккуратный, просроченный, библиотечный, молодой, концертный);

3.Советник — советчик (технический, ближайший, тайный, непрошеный);

4.кожный — кожаный (портфель, заболевание);

5.Удачный — удачливый (день, охотник, намёк, операция);

2. Объясните разницу в значении словосочетаний.

Молодой советник — молодой советчик;

опасный человек — опасливый человек;

осудить поступок — обсудить поступок;

соседний дом — соседский дом;

годовой отпуск — годичный отпуск.

Выяснилось, что 80 % не знают значение паронимов и не умеют с ними правильно составлять словосочетания, предложения и использовать их. в речи. Хотя до ЕГЭ нам ещё далеко, но нужно начать прорабатывать этот материал постепенно, тем более, что в нашей речи часто встречаются ошибки на употребление паронимов

2.2 Способы избавления от неправильного употребления паронимов.

Чтобы правильно употреблять в устной и письменной речи паронимы, необходимо знать лексическое значение слова. Для этого нужно дружить со словарями, такими как:

1. «Словарь – справочник трудные случаи употребления однокоренных слов русского языка» Ю.А. Бельчиков и М.С. Панюшева. Москва – 1968 год.

2. «Словарь паронимов русского языка» О.В. Вишнякова Москва – 1984

3. «Толковый словарь русского языка» од редакцией Ожегова

4. http://russkiy-na-5.ru/articles/845





Заключение

Мы узнали, что все слова имеют лексическое значение. Лексическое значение слова вы можете узнать в Толковом словаре Ожегова,В.Даля, Ушакова. Если ты хочешь научиться грамотно и красиво говорить, почаще заглядывай в словарь. В средних классах мы не изучаем тему: «Паронимы», но в речи паронимы встречаются часто, поэтому нужно интересоваться, что такое паронимы, где они встречаются, как правильно их использовать в речи.



Список использованной литературы

1)Толковый словарь русского языка. С. И. Ожегов.

2) Ожегов С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. -М., 1974

3) «Словарь – справочник трудные случаи употребления однокоренных слов русского языка» Ю.А. Бельчиков и М.С. Панюшева. Москва – 1968 год.

4) «Словарь паронимов русского языка» О.В. Вишнякова Москва – 1984

5) http://russkiy-na-5.ru/articles/845 -  Употребление слов-паронимов.

6) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D1%8B

- Википедия. Паронимы

7) http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1086658 - Академик. Паронимы