Просмотр содержимого документа
«Разработка к уроку по русскому языку на тему: "Местоимение. Разряды местоимений".»
Предмет: русский язык Класс: 7
Тема урока: Местоимение. Разряды местоимений.
Цели урока:
формирование навыков знаний и умений о соотношений местоимений с грамматическими именами, о морфологических признаках местоимений; умение определять разряды местоимений, пользуясь таблицей
2. развитие устной и письменной речи; активизация словарного запаса учащихся;
3. воспитание культуры речи.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и умений.
Формы: фронтально-коллективная, индивидуальная, работа по вариантам, работа по рядам.
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический.
Оборудование: таблица с разрядами местоимений на каждой парте.
Ход урока.
І. Организационный момент.
1. Эмоциональный настрой.
2. Объявление темы урока.
3. Проверка готовности учащихся к уроку.
ІІ. Повторение пройденного.
Ответы на вопросы:
Что обозначают числительные?
В каких числительных на конце пишется Ь-?
В каких числительных Ь- пишется в середине?
Какие числительные имеют только 2 падежные формы?
Словарный диктант. Согласуйте числительные с существительными:
5(тетрадь), 1 (стол), 16 (ученик), 22 (книга), 38(дом), 57 (автобус), 11 (школа), 493 (машина), 20 (письмо), 19 ((девочка), 4 (учебник), 52 ((человек), 1761( ученик).
ІІІ. Работа по теме урока.
Объяснение учителя. Тема нашего урока «Местоимение». В латинском языке местоимение имело название ПРОНОМЕН. Это слово составлено из двух слов: предлога ПРО – «вместо» и существительного НОМЕН - «имя», т. е. местоимение буквально означает «вместо имени».
МЕСТОИМЕНИЕ – самостоятельная часть речи, которая содержит обобщающие указания на предметы и признаки, но не называет их. Обобщающее значение отличает местоимения от других частей речи. (М. Не разбирается по составу, можно выделить только окончания и то не у всех разрядов). Рассмотрим таблицу (на каждой парте таблица).
Разряды местоимений
Личные (кто?) Возвратное Притяжательные (чей?) | Я, ТЫ, ОН, (ОНА, ОНО) МЫ, ВЫ, ОНИ СЕБЯ МОЙ, ТВОЙ, СВОЙ, НАШ, ВАШ, ИХ, ЕЁ, ЕГО |
Вопросительные (все вопросы к сущ-ым, прилаг-ым, числит-ым.) Относительные (вопросы те же) Неопределенные (вопросы те же) Отрицательные (вопросы те же) Указательные (вопросы те же) Определительные (какой?) | КТО, ЧТО, КАКОЙ, КОТОРЫЙ, ЧЕЙ Те же вопросительные, но применяемые для связи частей сложных предложений НЕКТО, НЕЧТО, НЕКОТОРЫЙ, КАКОЙ-ТО, КАКОЙ-ЛИБО, КАКОЙ-НИБУДЬ, КОЕ-ЧТО ИКТО, НИЧТО, НИКАК, НИЧЕЙ ТОТ, ЭТОТ, ТАКОЙ, ЭТАКИЙ ВЕСЬ, ВСЯКИЙ, КАЖДЫЙ, САМ, САМЫЙ, ИНОЙ, ДРУГОЙ |
Работа над произношением. Прочитайте, соблюдая озвончения глухих согласных перед звонкими. (упр. 1)
Прочитайте стихотворение. Найдите сначала личные местоимения, определить их падеж; затем попробуйте найти остальные местоимения и, сверяясь с таблицей, определите их разряд.
Меня ещё там нет, И где- то кто- то учится,
А мне печётся хлеб Как успокоить боль,
И вот он вынут из огня, Чтоб мне её не знать,
Чтоб накормить меня. И потому беру тетрадь,
И кто-то мне газеты шлёт, И, что-то напевая,
И кто-то мне одежду шьёт, Стихи пишу тому,
И кто-то учит роль Кого ещё не знаю. (Э. Мошковская)
И для меня волнуется.
Упр. 4. Просклоняйте местоимения 1 и 2 лица ед. и мн. числа. Что происходит с личным местоимением при склонении? Какие личные местоимения изменяются по родам? Составьте с ними предложения.
ІҮ. Итог урока.
Ү. Оценка за урок с комментированием.
ҮІ. Задание на дом. Выпишите 5-6 предложенеий с разными местоимениями, определите разряды местоимений.