СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка календарно-тематического планирования 5 класс, ФГОС, под ред. Неменского

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка календарно-тематического планирования 5 класс, ФГОС, под ред. Неменского»

Тема,

краткое содержание

Количество

часов

Дата

Форма

организации

деятельности

детей

Форма

контроля

Средства

обучения

Тема1. Древние корни народного искусства (8час)

Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы. Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.

1

01-10.09

Индивидуальная

Диалог, рисунок, конечное изделие минипроекта

Материалы: гуашь, кисть или восковые мелки, акварель или уголь, сангина, бумага.

Зрительный ряд: слайдпрограмма.

Внутренний мир русской избы

Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты.

2

12-24.09

Индивидуальная

Диалог, рисунок

Материалы: цветные карандаши, бумага.

Зрительный ряд: слайдпрограмма Набор репродукций по теме «Интерьер народного жилища», интерьеры в русских сказках.

Музыкальный ряд: народные мелодии

Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Прялка. Полотенце.

Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.

2

26-08.10

Индивидуальная

Диалог, рисунок, конечное изделие минипроекта

Материалы: смешанная техника (рисунок восковыми мелками и акварельная заливка или сангиной разных оттенков), кисть, бумага.

Зрительный ряд: Подбор материала по темам Народные вышивки, Прялки.

Музыкальный ряд: народные девичьи запевки.

Народный праздничный костюм

Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.

Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.

2

10-22.10

Парная, групповая

Диалог, рисунок, конечное изделие минипроекта

Материалы: бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мелки, пастель.

Народные праздничные обряды (обобщение темы)

Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы, это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

1

24.10-29.10

Групповая, поисковая

Диалог, рисунок, конечное изделие

Зрительное, музыкальное, литературное сопровождение подбирают ученики, в соответствии с выбранным группой обрядом.

Тема2. Декор – человек, общество, время. (8ч)

Зачем людям украшения.

Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить - значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции.

Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. д.

1

10-21.01

парная,или индивидуальная Задание: рассмотрение и обсуждение (анализ) разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме; роль украшения в жизни современного человека; выполнение объемного украшения в соответствии с современными модными тенденциями.

Диалог, рисунок, конечное изделие

Зрительный ряд: слайды и репродукции с изображением произведений ювелирного искусства различных эпох.Материалы: картон, фломастеры, клей, цветная бумага, ножницы.

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Древний Египет. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративно-прикладного искусства.

Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, ладьи вечности и др.).

Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях.

1

23.01-04.02

проектная, парная, групповая

1. Выполнение эскиза украшения (солнечного ожерелья, подвески, нагрудного украшения-пекторали, браслета и др.), в котором используются характерные знаки-символы.

2. Выполнение эскиза костюма древних египтян высших и низших сословий общества.

Диалог, рисунок, конечное изделие минипроекта

Зрительный ряд: слайды и репродукции с изображением предметов быта ювелирного искусства из хранилищ Каирского музея древности. Материалы: цветные мелки, гуашь теплых оттенков, кисти.

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Древняя Греция. Вазопись. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративно-прикладного искусства.

Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, ладьи вечности и др.).

Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях.

1

23.01-04.02

проектная, парная, групповая

1. Выполнение эскиза украшения (солнечного ожерелья, подвески, нагрудного украшения-пекторали, браслета и др.), в котором используются характерные знаки-символы.

2. Выполнение эскиза костюма древних египтян высших и низших сословий общества.

Диалог, рисунок, конечное изделие минипроекта

Зрительный ряд: слайды и репродукции с изображением предметов быта ювелирного искусства из хранилищ Каирского музея древности. Материалы: цветные мелки, гуашь теплых оттенков, кисти.

Одежда «говорит» о человеке.

Декоративно-прикладное искусство Древней Греции. Древнего Рима и Древнего Китая. Строгая регламентация в одежде у людей разных сословий. Символы правителей и императоров. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных горожанок, их украшения.



1

06-18.02

проектная, индивидуальная, коллективная

1. Выполнение эскиза костюма Древней Греции или Древнего Рима с учетом отличий в одежде у людей разных сословий.

2.Моделирование одежды императора Древнего Китая или знатной китаянки. Составление коллективной композиции.

Диалог, рисунок, конечное изделие минипроекта

Зрительный ряд: слайды и репродукции с изображением экспонатов Российского музея антропологии и этнографии. Материалы: гуашь, кисти, бумага, салфетки, ножницы, нитки, клей, цветная бумага, восковые мелки.

Декоративно-прикладное искусство Западной Европы хуп века (эпоха барокко) формы, орнамент, цветовая гамма. Суть декора (украшений) - выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам.

Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Одежда буржуазии, простых горожан.

1

20.02-11.03

проектное, индивидуальное макетирование.

Выполнение работы «Бал во дворце» (изображение мебели и отдельных предметов, а также разных по величине фигур людей в нарядных костюмах; соединение деталей в общую композицию).

Диалог, рисунок, конечное изделие минипроекта

Зрительный ряд: слайды и репродукции с изображением залов Екатерининского и Версальского парадных залов. Материалы: бумага, гуашь, большие и маленькие кисти, кусочки ткани, клей, ножницы.

Звуковой ряд: музыка эпохи барокко «Времена года» Антонио Вивальди, «Вечерня» Клаудио Монтеверди.

Геральдика

1





Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).

Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, произведений декоративно- прикладного искусства разных времен, художественных открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами.

1

13-23.03

групповая.

выполнение различных аналитически - творческих заданий, например, рассмотреть костюмы и определить их владельцев, увидеть неточности, которые допустил художник при изображении костюма, или систематизировать зрительный материал (предмета быта, костюм, архитектура) по стилистическому признаку.

Материалы контроля: игры, викторина

Зрительный ряд: слайды и репродукции с изображением произведений декоративно- прикладного искусства разных времен.


Тема3. Связь времен в народном искусстве (10часов)

Древние образы в современных народных игрушках

Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба). Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек.

1

07-12.11

индивидуальная, парная

Диалог, конечное изделие

Материалы: пластилин, стеки, подставка для лепки.

Зрительный ряд: подбор иллюстративного материала о глиняной народной игрушке.

Искусство Гжели

Краткие сведения из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.

Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией.

1

14-19.11

индивидуальная, колективная

Диалог, рисунок, конечное изделие

Зрительный ряд: слайдпрограмма и видеосюжет по технике исполнения росписи.


Материал: белая бумага, ножницы, клей, акварель, большие и маленькие кисти.

Городецкая роспись.

Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, розаны и купавки — традиционные элементы городецкой росписи. Птицы и конь – традиционные мотивы городецкой росписи. Основные приемы городецкой росписи.

1

21-26.11

индивидуальная

Диалог, рисунок

Зрительный ряд: слайдпрограмма и видеосюжет по технике исполнения росписи.

Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, тонированная под дерево бумага.

Хохлома.

Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Травный узор. Два типа письма: верховое и фоновое.

1

28-03.12

индивидуальная

Диалог, рисунок

Материалы: гуашь, акварель, большие и маленькие кисти, формочки под роспись.

Зрительный ряд: слайды и репродукции с изображением произведений хохломского промысла, подлинные образцы Хохломы.

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла

Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм цветов.

Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.

1

05-10.12

индивидуальная, парная

Диалог, рисунок, конечное изделие минипроекта

Видеоурок. Фильм «Народные промыслы. Жостово». Тест

Искусство Чановской керамики. Истоки и современное развитие промысла. Палехская роспись.

Краткие сведения из истории возникновения гончарного промысла Чановского района. Своеобразие формы и декора керамики. Слияние промысла с художественной промышленностью. Мифические мотивы в изделиях мастеров.



2

12-17.12

индивидуальная Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка), используя для этого обклеенную пластилином баночку;

Диалог, рисунок, конечное изделие минипроекта

Зрительный ряд: слайды и репродукции с изображением местного промысла.

Материалы: пластилин, банка, стеки.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)

Выставка работ;беседа на темы «Традиционные народные промыслы – гордость и достояние национальной отечественной культуры», «Промыслы как искусство художественного сувенира», «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни и быту» или занимательная викторина.

1

19-27.12

Поисковые группы активно используют собранный материал во время обобщения информации о тех промыслах, которые не были затронуты на уроках этой четверти, а также задают вопросы классу, предлагают открытки для систематизации зрительного материала по определенному признаку.


К этому занятию учащиеся готовят выставку работ для более полного обобщения темы четверти.

Диалог, рисунок, конечное изделие

Зрительное, музыкальное, литературное сопровождение подбирают ученики, в соответствии с выбранным группой промыслом.

Тема 4. Декоративное искусство в современном мире. (9 ч)

Современное выставочное искусство.

Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды).

Современное понимание красоты профессиональными художниками мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения.

Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.

1

03-08.04

Индивидуальная, парная, групповая.

Восприятие (рассматривание) различных произведений современного декоративного искусства; рассуждение, участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного, с осознанием роли выразительных средств в создании декоративного образа в конкретном материале, с пониманием выражения «произведение говорит языком материала» на примере экспозиции музея.

Диалог, рисунок, конечное изделие

Зрительный ряд: слайды и репродукции с изображением современных произведений декоративно- прикладного искусства

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (мозаичное панно)

Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.

Технология работы с пластилином, постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно.

4

10.04-06.05

индивидуальная, коллективная

Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим кабинет своими руками».

Диалог, рисунок, конечное изделие

Зрительный ряд: презентация «Мозайка – монументальная живопись»

Материалы: пластилин, стеки, салфетки для рук.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Обобщающие уроки

4

08.05-07.06

поисковая, проектная, индивидуальная, парная

продукт поисковой деятельности, игры, викторина

Зрительное, музыкальное, литературное сопровождение подбирают ученики, в соответствии с выбранным предметом изучения. Наборы игровых материалов, карточки-задания, кроссворды, худ. материалы.