Тема, краткое содержание | Количество часов | Дата | Форма организации деятельности детей | Форма контроля | Средства обучения |
Тема1. Древние корни народного искусства (8час) |
Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы. Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер. | 1 | 01-10.09 | Индивидуальная | Диалог, рисунок, конечное изделие минипроекта | Материалы: гуашь, кисть или восковые мелки, акварель или уголь, сангина, бумага. Зрительный ряд: слайдпрограмма. |
Внутренний мир русской избы Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты. | 2 | 12-24.09 | Индивидуальная | Диалог, рисунок | Материалы: цветные карандаши, бумага. Зрительный ряд: слайдпрограмма Набор репродукций по теме «Интерьер народного жилища», интерьеры в русских сказках. Музыкальный ряд: народные мелодии |
Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Прялка. Полотенце. Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. | 2 | 26-08.10 | Индивидуальная | Диалог, рисунок, конечное изделие минипроекта | Материалы: смешанная техника (рисунок восковыми мелками и акварельная заливка или сангиной разных оттенков), кисть, бумага. Зрительный ряд: Подбор материала по темам Народные вышивки, Прялки. Музыкальный ряд: народные девичьи запевки. |
Народный праздничный костюм Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды. | 2 | 10-22.10 | Парная, групповая | Диалог, рисунок, конечное изделие минипроекта | Материалы: бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мелки, пастель. |
Народные праздничные обряды (обобщение темы) Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы, это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. | 1 | 24.10-29.10 | Групповая, поисковая | Диалог, рисунок, конечное изделие | Зрительное, музыкальное, литературное сопровождение подбирают ученики, в соответствии с выбранным группой обрядом. |
Тема2. Декор – человек, общество, время. (8ч) |
Зачем людям украшения. Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить - значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции. Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. д. | 1 | 10-21.01 | парная,или индивидуальная Задание: рассмотрение и обсуждение (анализ) разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме; роль украшения в жизни современного человека; выполнение объемного украшения в соответствии с современными модными тенденциями. | Диалог, рисунок, конечное изделие | Зрительный ряд: слайды и репродукции с изображением произведений ювелирного искусства различных эпох.Материалы: картон, фломастеры, клей, цветная бумага, ножницы. |
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Древний Египет. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративно-прикладного искусства. Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, ладьи вечности и др.). Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях. | 1 | 23.01-04.02 | проектная, парная, групповая 1. Выполнение эскиза украшения (солнечного ожерелья, подвески, нагрудного украшения-пекторали, браслета и др.), в котором используются характерные знаки-символы. 2. Выполнение эскиза костюма древних египтян высших и низших сословий общества. | Диалог, рисунок, конечное изделие минипроекта | Зрительный ряд: слайды и репродукции с изображением предметов быта ювелирного искусства из хранилищ Каирского музея древности. Материалы: цветные мелки, гуашь теплых оттенков, кисти. |
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Древняя Греция. Вазопись. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративно-прикладного искусства. Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, ладьи вечности и др.). Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях. | 1 | 23.01-04.02 | проектная, парная, групповая 1. Выполнение эскиза украшения (солнечного ожерелья, подвески, нагрудного украшения-пекторали, браслета и др.), в котором используются характерные знаки-символы. 2. Выполнение эскиза костюма древних египтян высших и низших сословий общества. | Диалог, рисунок, конечное изделие минипроекта | Зрительный ряд: слайды и репродукции с изображением предметов быта ювелирного искусства из хранилищ Каирского музея древности. Материалы: цветные мелки, гуашь теплых оттенков, кисти. |
Одежда «говорит» о человеке. Декоративно-прикладное искусство Древней Греции. Древнего Рима и Древнего Китая. Строгая регламентация в одежде у людей разных сословий. Символы правителей и императоров. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных горожанок, их украшения. | 1 | 06-18.02 | проектная, индивидуальная, коллективная 1. Выполнение эскиза костюма Древней Греции или Древнего Рима с учетом отличий в одежде у людей разных сословий. 2.Моделирование одежды императора Древнего Китая или знатной китаянки. Составление коллективной композиции. | Диалог, рисунок, конечное изделие минипроекта | Зрительный ряд: слайды и репродукции с изображением экспонатов Российского музея антропологии и этнографии. Материалы: гуашь, кисти, бумага, салфетки, ножницы, нитки, клей, цветная бумага, восковые мелки. |
Декоративно-прикладное искусство Западной Европы хуп века (эпоха барокко) формы, орнамент, цветовая гамма. Суть декора (украшений) - выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Одежда буржуазии, простых горожан. | 1 | 20.02-11.03 | проектное, индивидуальное макетирование. Выполнение работы «Бал во дворце» (изображение мебели и отдельных предметов, а также разных по величине фигур людей в нарядных костюмах; соединение деталей в общую композицию). | Диалог, рисунок, конечное изделие минипроекта | Зрительный ряд: слайды и репродукции с изображением залов Екатерининского и Версальского парадных залов. Материалы: бумага, гуашь, большие и маленькие кисти, кусочки ткани, клей, ножницы. Звуковой ряд: музыка эпохи барокко «Времена года» Антонио Вивальди, «Вечерня» Клаудио Монтеверди. |
Геральдика | 1 | | | | |
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы). Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, произведений декоративно- прикладного искусства разных времен, художественных открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами. | 1 | 13-23.03 | групповая. выполнение различных аналитически - творческих заданий, например, рассмотреть костюмы и определить их владельцев, увидеть неточности, которые допустил художник при изображении костюма, или систематизировать зрительный материал (предмета быта, костюм, архитектура) по стилистическому признаку. | Материалы контроля: игры, викторина | Зрительный ряд: слайды и репродукции с изображением произведений декоративно- прикладного искусства разных времен. |
Тема3. Связь времен в народном искусстве (10часов) |
Древние образы в современных народных игрушках Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба). Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек. | 1 | 07-12.11 | индивидуальная, парная | Диалог, конечное изделие | Материалы: пластилин, стеки, подставка для лепки. Зрительный ряд: подбор иллюстративного материала о глиняной народной игрушке. |
Искусство Гжели Краткие сведения из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией. | 1 | 14-19.11 | индивидуальная, колективная | Диалог, рисунок, конечное изделие | Зрительный ряд: слайдпрограмма и видеосюжет по технике исполнения росписи. Материал: белая бумага, ножницы, клей, акварель, большие и маленькие кисти. |
Городецкая роспись. Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, розаны и купавки — традиционные элементы городецкой росписи. Птицы и конь – традиционные мотивы городецкой росписи. Основные приемы городецкой росписи. | 1 | 21-26.11 | индивидуальная | Диалог, рисунок | Зрительный ряд: слайдпрограмма и видеосюжет по технике исполнения росписи. Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, тонированная под дерево бумага. |
Хохлома. Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Травный узор. Два типа письма: верховое и фоновое. | 1 | 28-03.12 | индивидуальная | Диалог, рисунок | Материалы: гуашь, акварель, большие и маленькие кисти, формочки под роспись. Зрительный ряд: слайды и репродукции с изображением произведений хохломского промысла, подлинные образцы Хохломы. |
Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм цветов. Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка. | 1 | 05-10.12 | индивидуальная, парная | Диалог, рисунок, конечное изделие минипроекта | Видеоурок. Фильм «Народные промыслы. Жостово». Тест |
Искусство Чановской керамики. Истоки и современное развитие промысла. Палехская роспись. Краткие сведения из истории возникновения гончарного промысла Чановского района. Своеобразие формы и декора керамики. Слияние промысла с художественной промышленностью. Мифические мотивы в изделиях мастеров. | 2 | 12-17.12 | индивидуальная Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка), используя для этого обклеенную пластилином баночку; | Диалог, рисунок, конечное изделие минипроекта | Зрительный ряд: слайды и репродукции с изображением местного промысла. Материалы: пластилин, банка, стеки. |
Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы) Выставка работ;беседа на темы «Традиционные народные промыслы – гордость и достояние национальной отечественной культуры», «Промыслы как искусство художественного сувенира», «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни и быту» или занимательная викторина. | 1 | 19-27.12 | Поисковые группы активно используют собранный материал во время обобщения информации о тех промыслах, которые не были затронуты на уроках этой четверти, а также задают вопросы классу, предлагают открытки для систематизации зрительного материала по определенному признаку. К этому занятию учащиеся готовят выставку работ для более полного обобщения темы четверти. | Диалог, рисунок, конечное изделие | Зрительное, музыкальное, литературное сопровождение подбирают ученики, в соответствии с выбранным группой промыслом. |
Тема 4. Декоративное искусство в современном мире. (9 ч) |
Современное выставочное искусство. Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды). Современное понимание красоты профессиональными художниками мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения. Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников. | 1 | 03-08.04 | Индивидуальная, парная, групповая. Восприятие (рассматривание) различных произведений современного декоративного искусства; рассуждение, участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного, с осознанием роли выразительных средств в создании декоративного образа в конкретном материале, с пониманием выражения «произведение говорит языком материала» на примере экспозиции музея. | Диалог, рисунок, конечное изделие | Зрительный ряд: слайды и репродукции с изображением современных произведений декоративно- прикладного искусства |
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (мозаичное панно) Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов. Технология работы с пластилином, постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно. | 4 | 10.04-06.05 | индивидуальная, коллективная Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим кабинет своими руками». | Диалог, рисунок, конечное изделие | Зрительный ряд: презентация «Мозайка – монументальная живопись» Материалы: пластилин, стеки, салфетки для рук. |
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Обобщающие уроки | 4 | 08.05-07.06 | поисковая, проектная, индивидуальная, парная | продукт поисковой деятельности, игры, викторина | Зрительное, музыкальное, литературное сопровождение подбирают ученики, в соответствии с выбранным предметом изучения. Наборы игровых материалов, карточки-задания, кроссворды, худ. материалы. |