Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Карабудахкентская средняя общеобразовательная школа№ 5»
Конспект внеклассного мероприятия
Класс: 8-9
Предмет: химия
Тема: «Знатоки химии»
Образовательная технология: здоровьесберегающая технология, технология развития критического мышления, развивающие технологии.
Учитель: Хыдырбекова Умугат Акаевна
Тема мероприятия: «Химическая шкатулка»
Цели:
повысить интерес учащихся к химии
расширить знания учащихся, развить их кругозор
роказать возможности практического использования химических знаний и навыков
продолжить формирования умений и навыков учащихся при работе с химическими реактивами и лабораторным оборудованием, при решении химических задач.
Оборудование: набор реактивов и посуды для проведения опытов, мультимедийный проектор, слайдовая презентация.
Подготовка мероприятия.
формируются 4 команды по 6 человек из учащихся 9 и 10 классов, 4 команды болельщиков по 5 человек.
домашнее задание для команд:
представление команды: название, девиз, эмблемы, выбор капитана,
подготовка рекламы любого химического вещества (форма: стихи, проза, презентация, инсценировка и др.),
жюри формируется из учителей школы: учитель химии, биологии, физики, заместитель директора по ВР.
производится разбаловка конкурсных заданий.
Место проведения: кабинет химии, подготовленный к вечеру: места участников, место жюри, на демонстрационном столе шкатулки, с вложенными заданиями; на стенах работы ребят: плакаты, стенды с буклетами, зачетная таблица с предварительными итогами предметной недели.
Ведущие: учащиеся 11 класса, в ролях: «Экзаменатора», «Практика», «Теоретика», «Алхимика», ассистента.
Ход мероприятия:
Учитель: Сегодня мы вновь встречаемся с участниками состязаний. Интеллектуальная игра «Химическая шкатулка» для учеников девятых и десятых классов объявляется открытой! У вас есть прекрасная возможность убедиться в том, что прекрасная наука химия – это не только формулы и уравнения. В химии есть место также и творчеству, смекалке, выдумке. И я приглашаю в зал команды 9 и 10 классов!
Задание № 1
Домашнее задание.
Представление команд и жюри.
На экране – эпиграф: “Широко распространяет химия руки свои в дела человеческие... куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются перед нами успехи её прилежания”. М.В.Ломоносов.
Задание № 2
Разминка - «Блиц - вопрос из шкатулки».
«Экзаменатор»: Капитаны команд выбирают последовательно шкатулки по категориям вопросов: «Угадайте металлы», «Угадайте газ» и в течение 30 секунд команды дают ответы. В случае неправильного ответа, вопрос переходит ко второй команде с удвоенным количеством баллов за правильный ответ. Шкатулки разносит ассистент. Правильные ответы появляются на слайдах.
Варианты вопросов:
«Угадай металлы»
«Угадай газ»
Ему не страшно окисленье,
Пластичностью он превзойдет.
В кислоте без растворенья
Может содержаться он (золото).
Я - газ, простое вещество,
Двузначен номер мой.
Слог первый - это божество,
Река - вот слог второй (радон).
Какой тугоплавкий металл входит с состав брони современных кораблей и танков? Он пластичен: из куска этого металла массой 200 грамм можно вытянуть проволоку длиной 80 км (вольфрам).
Нельзя рассчитывать уловить этот газ химическими средствами, как нельзя поймать на крючок рыбу, не идущую ни на какую приманку. Остается, следовательно, вычерпать пруд, в котором рыба живет, т.е. последовательно изъять из воздуха подходящими поглотителями одну за другой все известные составные части воздуха. Какой же газ так извлекают? (аргон).
О каком металле идет речь: «Трудно по всей таблице Менделеева найти другой такой элемент, который был бы так связан с прошлыми, настоящими и будущими судьбами человечества» (железо).
Какой газ в переводе с латинского языка означает «безжизненный»? Содержание этого газа в воздухе составляет 78%
Я металл, меня ты знаешь,
Мощь огромная во мне.
Но если «б» ко мне подставишь,
То землю скрою в темной мгле (уран).
Этот металл красивого белого цвета. Сплавы этого металла с медью используют при чеканке медалей. Этот металл убивает микроорганизмы в воде, поэтому такая вода не теряет свежести, даже при длительном хранении. Что это за металл? (серебро).
22 апреля 1915 г. мир узнал о новом оружии - химическом. Вблизи г. Ипр немцы предприняли газовую атаку в направлении окопов, занимаемых французскими и английскими войсками. Было выпущено 180 т этого газа. Армия Атланты за несколько минут потеряла 5000 солдат. О каком газе идет речь? (хлор).
Название, какого химического элемента происходит от названия страны, занимающей 2 место по численности населения в мире? (индий).
Нахожусь, друзья, везде:
В минералах и в воде.
Без меня вы как без рук:
Нет меня - огонь потух (кислород).
Какой металл входит в состав хлорофилла? (магний).
Бесцветный газ с резким запахом, применяемый при производстве азотной кислоты и удобрений (аммиак).
Подведение итогов.
Задание № 3
Чудеса в шкатулке.
Вопрос от алхимика, который показывает опыт (опыт готовят перед началом опыта в лаборатории и выносят сосуды с готовыми растворами в шкатулке).
«Алхимик»: Я, доктор алхимии, Магнус, потомок великого Альберта Магнуса и я умею получать золото. Рецепт приготовления я открыть могу только перед смертью, но могу вам показать.
Опыт: Готовят равные объемы 3%-ного раствора иодида калия и 4%-ного раствора ацетата свинца. Перед опытом растворы доводят до кипения и горячими сливают вместе в колбу. При остывании в осадок выпадает иодид свинца, который хорошо растворим в горячей воде, но весьма мало в холодной. Осадок образуется в виде тонких блестящих на свету чешуек золотистого цвета.
Вопрос: А вы можете написать рецепт этого опыта?
Ответ: учащиеся записывают уравнение реакции на бумаге и отдают ведущим. Ответ показывается на слайде: (CH3COO)2 Pb + 2KI→PbI2 ↓+ 2CH3COOK
Задание № 4
Старые фотографии из шкатулки.
Вопросы задает ведущий - «Теоретик». Капитаны команд выбирают шкатулки по номерам, на слайде показывают портрет ученого и вопрос:
«Теоретик»: В каждой науке есть свои герои-учёные, чей гений сделал возможными открытия, без которых немыслима современная жизнь. Мы не всегда знаем их в лицо, но мы должны помнить и знать их имена. Команды, будьте готовы узнать и назвать их!
Выдающийся русский учёный, педагог и общественный деятель. Превосходно овладев методами математики и физики, он применил их к решению проблем химии. В 35 лет совершил он своё величайшее открытие, которое позволило навести строгий порядок в мире химических элементов и впервые осуществить научный прогноз в химии. (Д.И. Менделеев)
Итальянский учёный. В 1811году открыл закон о газах, позже названный его именем. В его честь также названа постоянная, обозначающая число частиц в одном моль вещества. (А. Авогадро)
Русский химик, создатель теории химического строения органических веществ. (А.М. Бутлеров)
Английский химик, который в 1766 г первым описал физические и химические свойства водорода. (Генри Кавендиш)
Музыкальная шкатулка
(музыкальная пауза)
Учащиеся 11 класса показывают инсценированную м
узыкальную зарисовку на тему: «В мире полиэтилена». На экране видеоряд на тему «Применение полиэтилена».
Три ученицы 7-го класса показывают модели юбок и шляп, изготовленные на уроках труда из полиэтилена (использованы мешки, пакеты, перчатки и др.)
(музыка из песни«Ах, водевиль, водевиль!):
1-й куплет.
Ежедневно меняется мода,
Но покуда стоит белый свет.
От людей много мусора, хлама,
А желающих в дворники нет.
В ожиданье чудес невозможных.
Постучится вдруг кто-нибудь в дверь
И возьмет этот мусор и сложит,
И оденет, быть может, модель.
Припев. Давайте шить (2 раза)
Прекрасные наряды
И будет в них страна ходить,
И будет в ней порядок.
2-й куплет. Вот пакет было выбросить жалко,
Вот резинка от старых трико.
Я сошью много модных моделей.
В них меня не узнает никто.
А из ярких конфетных оберток
Я придумаю новый наряд,
«Что за умница и фантазерка!»-
Про меня все вокруг говорят.
Припев тот же.
Во время выступления команды участников готовятся к конкурсу рекламы.
Задание № 5
Реклама из шкатулки.
Команды участников предлагают проект рекламы химического вещества, продукта.
Возможные варианты представлений: презентация, музыкальное исполнение, стихотворение, стенгазета и др.
Задание № 6
Экспериментальная шкатулка.
Н
а экране афоризм: «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции» М.В.Ломоносов.
«Практик»: Капитаны команд выбирают номер шкатулки и получают задания для экспериментального решения. К каждому заданию предложен лоток с соответствующими для этого эксперимента реактивами и оборудованием. Учащиеся практически осуществляют химические реакции, записывают уравнения этих реакций.
Шкатулка № 1. При взаимодействии, каких ионов образуются белые нерастворимые вещества, внешне похожие на молоко? Из реактивов предлагаются растворы: хлорида натрия, нитрата серебра, хлорида бария, сульфата натрия, хлорид кальция, карбонат натрия.
Шкатулка № 2 . Докажите опытным путем, что железный купорос, образец которого вам выдан, содержит примесь сульфата железа(III). Из реактивов имеются: растворы хлорида бария и гидроксида натрия.
Шкатулка № 3.В четырех пробирках вам выданы кристаллические вещества: сульфат натрия, хлорид цинка, карбонат калия, силикат натрия. Определите, какое вещество находится в каждой пробирке. Выданы растворы: соляной кислоты, гидроксида натрия, хлорида бария.
Шкатулка № 4. В четырех пробирках находятся растворы: хлорида аммония, карбоната натрия, силиката натрия, сульфата натрия. Определите, какое вещество находится в каждой пробирке. Выданы растворы: соляной кислоты, хлорида бария, гидроксида натрия.
Задание № 7
Расчетная шкатулка.
«Практик»: В этой шкатулке лежит калькулятор, а значит, вам придется решить химические задачи. Капитаны команд выбирают шкатулки с задачами. Если команда не может решить выбранную задачу, то может заменить шкатулку, но при этом теряет половину очков.
Варианты задач:
Мельчайшая капелька воды имеет 1 . 10-5 г. Сколько молекул воды содержится в одной капельке воды?
В состав человеческого организма входит в среднем по массе 65% кислорода, 18% углерода, 10% водорода, 0,15% натрия и 0,15% хлора.
Расположите вышеназванные химические элементы в порядке возрастания числа их атомов, содержащихся в организме человека.
Содержание угарного газа в смеси оксидов углерода составляет 33,3 объемных %. Сколько электронов находится в 16,8 л (н.у.) этой смеси?
Вычислите какую часть лимона необходимо съедать, для того чтобы восполнить потребность организма в витамине С. В расчетах следует принять, что масса лимона 100 г, содержание витамина С в лимоне составляет 0,5 %. Суточная потребность взрослого человека в витамине С - 100мг.
Какой объем (н.у.) углекислого газа заполнит помещение кухни, если Петя в отсутствие родителей решил прокалить на газе 700 г толченого мела, в котором 2% примесей? (Так он решил проверить правдивость утверждения своего учителя химии о необходимости постоянного проветривания помещения, где проводится такой опыт.) Что произойдет, если Петя не откроет форточку?
Какой объем (н.у.) углекислого газа попадет в вытяжной шкаф, если при прокаливании 20 г малахита Никита наденет противопыльную маску? Примесей в малахите содержится 5%.
Подведение итогов.
Подведение итогов, определение победителей и номинантов.
По сумме баллов определяется команда - победитель, а также победители в личном зачете: лучший теоретик (номинация «Золотой элемент»), лучший практик (номинация «Серебряная пробирка»), самый активный участник (номинация «Платиновый катализатор»), самый активный болельщик