Классный час по теме «Мы все одна семья, один народ» проводится в рамках 25-ти звездных дней «Ұлы Дала Елі — 25 основ независимости» 2 декабря 2016 года. Продолжительность 45 мин. Необходимо обеспечить явку всего класса. Рекомендуется привлечь при подготовке или проведении классного часа родителей учащихся, органы ученического самоуправления класса. Проведенный классный час обязательно должно найти отражение на школьных сайтах, в общешкольном печатном органе, или на стендах. Обязательно использовать интерактивное оборудования (подготовить слайдовое сопровождение, музыку и т.д.).
Ключевые слова: СЕМЬЯ, ЦЕННОСТИ, СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ.
Цель: показать ценности семьи и нравственные основы, на которых строится семья; формировать представление о психологических особенностях семьи, помочь в осознании семейных ценностей; создать информационное поле о благополучной семье.
Задачи:
Способствовать формированию у учащихся ценности института семьи;
Акцентировать внимание на важность выполнения ролевых позиций в семье;
Развить интерес к родословной своей семьи.
Показать важную роль в семье традиций и ценностей.
Актуальность темы обусловлена следующими документами:
Кодекс Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» (с изменениями и дополнениямипо состоянию на 09.04.2016 г.);
Концепция и План проведения 25-летия Независимости Республики Казахстан;
Патриотический акт — "Мәңгілік Ел"; Концептуальные основы воспитания (2015г., четвертое направление);
Послание к народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050». Новый политический курс состоявшегося государства» (7 приоритет. Новый казахстанский патриотизм – основа успеха нашего многонационального и многоконфессионального общества):
«…Мы создаем такое справедливое общество, в котором каждый может сказать: «Я — казахстанец, и в своей стране для меня открыты все двери!». Сегодня для наших граждан открыты все двери, все возможности, все дороги. Нас много, и мы все – одна Страна, один Народ. Быть полезным своей стране, быть ответственным за судьбу своей Родины — это долг и честь для каждого ответственного политика, для каждого казахстанца. Мы сделали ценности единства и согласия фундаментом общества, основой нашей особой казахстанской толерантности. Мы должны бережно передавать эти ценности каждому будущему поколению казахстанцев» (Н.А.Назарбаев).
Практическая значимость: довести до сознания каждого обучающегося, стоящего на пороге взрослой жизни, что залог процветающего общества — счастливая семья, что семейным ценностям суждено жить при условии бережного отношения к ним и передачи будущим поколениям.Учитывая, что тема классного часа по своей значимости и емкости далеко выходит за рамки одного занятия, разработанные методические материалы можно использовать и при продолжении работы с учащимися в рамках патриотического воспитания.
Сама тема классного каса позволяет выделить в нем три тематических блока:
«семья»;
«ценности»;
«семейные ценности».
Формы проведения: классный час, посвященный семейным ценностям желательно проводить совместно с родителями;
1-4 классы: беседы, литературная гостиная, игры, викторины, конкурсы, чаепитие, заочный поход в гости (в семью одноклассников) и т.д.
5-7 классы: представление результатов проектов, праздники, конкурс рисунков, семейных газет.
8-11 классы: круглый стол, лекции, тренинги, дискуссии, дебаты.
Глоссарий (термины и понятия):
«Семья́ — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью» (Большой энциклопедический словарь ).
«Семья — группа живущих вместе близких родственников» (словарь С.И. Ожегова).
С социальной точки зрения, семья — это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.
Семья это питающая, насыщающая почва, на которой произрастает высаженное семечко…
Семья — это единение, общность взглядов, интересов, ценностей…
Ценности — то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл (БЭС).
Ценности — значимость, польза, полезность (Ожегов).
Семейная ценность — это то, что отличает одну семью от другой, служит достоянием для потомков, предметом гордости и уважения к старшим поколениям.
Семейные ценности — это часть исторической памяти семьи, то наследие, обычаи, традиции, которые идут от наших дедов и прадедов.
Семейные ценности (также традиционные семейные ценности) — культивируемая в обществе совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия.[
Семейные традиции — принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.
Общая информация для использования в проведении классного часа:
Главная цель любой семьи — формирование нового, более лучшего и более свободного поколения. Выполнять эту задачу семья сможет тогда, когда она основана на духовных ценностях, на духовном единении, которое нужно понимать не как одинаковость характеров и темпераментов, а как однородность духовных оценок, общность жизненных целей и принципов родителей и детей. Семья является хранителем традиционной культуры быта; через нее осуществляется историческая связь поколений. Поэтому семья — это первооснова родины.
Можете предложить построить дом из основных ценностных категорий
Предлагаете выбрать понятия, которые являются фундаментом в семейных отношениях. Учитель называет значение, а дети подбирают определение этой ценностной категории. (Ученики комментируют необходимость этой ценностной категории)
Сопереживание. (Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте.)
Равенство. (Предполагает, что вы считаетесь с интересами друг друга.)
Поддержка. (Всей семьёй мы способны на многое.)
Толерантность. (Умение принимать человека таким, какой он есть.)
Компромисс.(Умение уступать друг другу.)
Признание.(Уважение и благодарность.)
Приспособляемость.(Умение адаптироваться, если того требуют обстоятельства.
Любовь. (Нежная забота друг о друге.)
Верность.(Преданность друг другу.)
Умение слушать.(Прислушиваться друг к другу.)
Доверие.(Чувство безопасности и уверенности.)
Нежность.(Чуткое отношение друг к другу.)
Совместное времяпрепровождение. (Нужно всегда находить время для того, чтобы побыть наедине друг с другом.)
Таким образом, для хорошей семьи характерно уважение друг к другу; честность; желание быть вместе, сходство интересов и жизненных ценностей. В здоровой семье каждый человек связан со всеми членами семьи, есть общие цели и планы, члены семьи поддерживают друг друга, доверяют друг другу, совместно проводят досуг; разделение ответственности происходит гибко, есть семейные ритуалы и правила; они с удовольствием общаются друг с другом, заботятся о детях.
Пути формирования ценностей в семье.
Притча:
Когда-то жил очень старый человек. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп, а иногда кое-что из пищи выпадало у него изо рта. Сын и его жена с отвращением смотрели на старика и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавали ему в старом блюдечке. Оттуда он печально смотрел на стол, и глаза его становились влажными. Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Молодая хозяйка стала ругать старика, но он не сказал ни слова, а только тяжело вздохнул. Тогда ему купили деревянную миску. Теперь он должен был есть из неё. Как-то раз, когда родители сидели за столом , в комнату вошёл их четырёхлетний сын с куском дерева в руках.
Что ты хочешь сделать? — спросил отец.
Деревянную кормушку, — ответил малыш. — Из неё папа с мамой будут кушать, когда я вырасту.
О чём поведала вам притча? Какой вывод вы сделали?
Вывод: Главная семейная ценность — это наши родители, которые дали нам жизнь, вырастили и воспитали нас. Родителей надо уважать и оберегать их старость. Счастливая старость наших родителей — это залог и нашей счастливой старости, потому что дети учатся у своих родителей отношению к старшим.
Продолжить интересную сказку
(от того, какое окончание будет в сказке детей, примете решение — удалась ли сегодняшняя встреча, смогли ли Вы из всего выше сказанного извлечь, каждый для себя, урок, и не будет ли для Вас проведённое здесь время потерянным):
В одной коробке с карандашами родился маленький карандашик. Взрослые карандаши — мама, папа, бабушка и дедушка — были цветными. Причем у каждого из них был свой цвет. Маленький карандашик еще не имел своего цвета, ему еще предстояло стать цветным. Каждый день синяя мама учила его, как быть синим. Красный папа — как окраситься в красный цвет, потому что его выбирают чаще всего, рисуя прекрасные картины. Желтый дед спорил со всеми, говоря о важности желтого цвета, а зелёная 6абушка брала внука за руку, и на какое-то мгновение он зеленел. Так проходил день за днем, и вот...
Идёт обсуждение полученных ответов:
Какими путями можно формировать ценностные ориентиры в маленьком человеке? (Убеждение, назидание, ласка, личный пример) Какие из них вы считаете наиболее действенными?
Вывод: Ещё одна семейная ценность — дети. Ребёнок — не просто копия своих родителей, а имеющая право на собственное мнение личность. Именно ему придётся выбирать свой цвет, свою дорогу. И совсем не важно, какого цвета будет ваш ребёнок, важнее всего то, какие качества характера, ценностные ориентиры он получит от вас.
Рефлексия
Закройте глаза и представьте самую счастливую семью. Поместите себя на место одного из родителей. Пусть ваша семья будет именно такой, сделайте всё необходимое для воплощения этой мечты.
Северо – Казахстанская область
Есильский район
КГУ «Средняя школа имени Аскара Игибаева»
Классный час на тему
«Мы все одна семья – один народ»
Классный руководитель: Есалина Ж. Ж.
2016 год